Садизм 
Вампиры 
Готика 
Подростковые фильмы ужасов 
Животные-убийцы 
Криминальные драмы 
Судебные драмы 
Мутанты 
Trash/Schlock 
Ведьмы 
Эротика 
Политика 
Giallo 
Noir 
Триллеры 
Детективы 
Предметы-убийцы 
Зомби 
Каннибалы 
Колдовство 
Медицина 
Психология 
Религия 
Мистика 
Мумии 
Оборотни 
Антологии 
Пародии 
Привидения 
Серийные убийцы 
Космос 
Компьютеры 
Будущее 
Роботы 
Инопланетяне 
Катастрофы 
Комиксы 
Сказки 
Приключения 
Шпионские фильмы 
Полицейские фильмы 
Исторические фильмы 
Боевики 
Наука 
Феномены 
Утопия 
Монстры 
Доисторические времена 
Пародии 
Философия 
Мультипликация 
Виртуальная реальность 
Вестерны 
Гангстеры 
Ниндзя/Самураи 
Боевые искусства 
Военные фильмы 
Биографические фильмы 
Путешествия во времени 
Увеличения-уменьшения

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

История кино
часть 3

Наступление шестидесятых годов ознаменовалось появлением двух культовых картин, оказавших огромное влияние на весь жанр: «Подглядывающий» (1960) Майкла Пауэлла и «Психоз» (1960) Альфреда Хичкока. Последовавшие за ними картины «Птицы» (1963) о нападение на приморский городок Бодега Бей огромных стай птиц, поставившей ребром тему «человек против природы», и готический триллер «Что случилось с малышкой Джейн?» (1962) Роберта Олдрича, поднявший проблему психического состояния человека, оказались в тени ставших модными глобальных и дорогостоящих эпических опусов на исторические темы. Отдельной строкой нужно выделить появившихся в конце 60-х годов мастеров итальянского «giallo», области фильмов ужасов, в которой маньяк в плаще и черных перчатках истребляет симпатичных молодых женщин с помощью холодного оружия, таких, как Марио Бава и Лучио Фулчи, Дарио Ардженто и Умберто Ленци, Руджеро Деодато и Рикардо Фреда. Именно они из-за «любительского» бюджета своих картин первыми начали уделять повышенное внимание напряженному детективному сюжету, невероятной жестокости и изощренности убийств, потрясающему насилию, непередаваемым анатомическим извращениям и рекам крови на экране. Картины не только пробились на мировой рынок, но и имели стойкий успех у «любителей» этого жанра: каннибалы («Резня каннибалов», Руджеро Деодато, 1980), демоны («Демоны», Ламберто Бава, 1985), зомби («Зомби-2», Лучио Фулчи, 1979) и серийные убийцы («Наваждение», Рикардо Фреда, 1980) стали основными «героями» их картин.
Восьмидесятые годы ознаменовались небывалым количеством продукции о маньяке, убивающем подростков, моду на которую положили культовые фильмы «День всех святых» (Джон Карпентер, 1978) и «Пятница 13» (Шон Каннингхэм, 1980). Одинаковый сюжет и практически полное отсутствие дорогостоящих спецэффектов привели к тому, что такие картины начали снимать все кому не лень-благо финансовых влияний практически не требовалось. В качестве примеров можно назвать картины «Школьный бал» (Пол Линч, 1980), «Поезд ужасов» (Роджер Споттисвуд, 1980), «Смертельный балаган» (Тоб Хупер, 1980), «Обгоревший» (Тони Майлем, 1980), «Кровавый праздник влюбленных» (Джордж Михалка, 1981), «Дом в женском университетском городке» (Марк Розман, 1983), «Уснувший лагерь» (Роберт Хитцлик, 1983). Девяностые годы оказались бедными на удачные фильмы ужасов: мода на высокобюджетные блокбастеры стоимостью в 50-100 миллионов долларов полностью вытеснила дешевые «ужастики», которые как никогда ранее стали грешить самоповторами. Лишь самоирония Уэса Крейвена («Крик», 1997) и новых талантливых авторов Кевина Уилльямсона («Я знаю, что вы сделали прошлым летом», 1999) и Роберта Родригеса («Факультет», 1998) с трудом поддерживала гаснущие огоньки в костре убийств, крови и насилия. Поколение выбрало «Pepsi» и «MTV», гладкое и прилизанное кино с цифровым качеством изображения, компьютерными спецэффектами и милыми мордашками актеров.
Так что же представляют из себя фильмы ужасов? Начать нужно хотя бы с того, что законченного определения не существует, и дать его практически невозможно-настолько пестр и разнообразен этот жуткий мир извращенцев и садистов, маньяков и монстров. Ясно одно: это кинопроизведение, главная задача которого-основательно потрепать нервы зрителей, вызвать испуг и неприязнь, а порой и панический страх у слабонервных или людей с еще не сформировавшейся психикой, то есть подростков. Не стоит высокомерно улыбаться, делать «фи» и пытаться выглядеть интеллигентом. Миллионы и миллионы людей смотрят эти фильмы, тратят на них деньги и время. В то время, как другие читают «желтую» прессу и книги посредственных авторов, слушают музыкальных исполнителей-однодневок, смотрят низкобюджетные сериалы про «ментов» и тех, «кто плачет» и не считают это глупостью. И убеждать их, что они впустую прожигают жизнь можно с таким же успехом, как психически больному говорить, что он психически болен. Он никогда не согласится с этим утверждением и будет настаивать на том, что он абсолютно здоров. Если я обучил собаку набрасываться на каждого, кто зайдет ко мне во двор, негоже ее бить, когда она это сделает! Не стоит смотреть свысока на зрителей подобных картин, тем более что граница между жанрами в кинематографе очень зыбкая. Поэтому я осмелился взять на себя ответственность отнести к жанру ужасов те фильмы, которые с таким же успехом можно считать за триллер, фантастику, детектив или мелодраму.
Кроме того, в жанре фильмов ужасов не считали зазорным работать очень многие культовые и интеллектуальные режиссеры, такие, как Кен Расселл («Дьяволы», 1971), Дэвид Линч («Твин Пикс», 1990), Абель Феррара («Похитители тел», 1993), Вернер Херцог («Носферату-призрак ночи», 1978), Питер Уэйр («Пикник на висячей горе», 1975), Жан-Люк Годар («Альфавиль», 1965), Роже Вадим («Барбарелла», 1967), Николас Роуг («Холодные небеса», 1992), Отто Премингер («Лаура», 1944), Джозеф Манкевич («Призрак и миссис Муир», 1947), Пьер Паоло Пазолини («Сало или 120 дней Содома», 1975), Питер Гринуэй («Отсчет утопленников», 1987). Я уже не говорю про королей жанра: Альфреда Хичкока и Стивена Спилберга, большинство фильмов которых охватываются этим понятием. Экранизировались произведения таких известных писателей и драматургов, как Артур Конан Дойль, Ричард Матесон, Роберт Блох, Стивен Кинг, Ховард Филиппс Ловкрафт, Брэм Стокер, Айра Левин, Эдгар Райс Бэрроуз, Эдгар Аллан По, Роберт Льюис Стивенсон, Майкл Крайтон. Существует множество авторитетных специализированных фестивалей, посвященных фильмам ужасов и фантастики, среди которых можно упомянуть форумы в Аворьязе, Ситгее, Жерармере, Коньяке, Франкфурте-на-Майне. Фильмы ужасов получали множество призов на престижных международных кинофестивалях в Каннах, Москве, Мадриде и Венеции.
Я попытаюсь вкратце рассказать о том многообразии тем, которые охватываются понятием «фильмы ужасов» или, по крайней мере о том, что я попытался вложить в него в контексте данного сайта.
Можно начать с таких понятий, как привидения, призраки, духи и барабашки. Тема «дома с привидениями» является одной из самых популярных у кинематографистов. Сюжет достаточно прост: несколько человек остаются на ночь в доме, где обитают призраки. Теперь дело за режиссером, насколько талантливо он продумает последовательность событий и оператором, от которого зависит, как он подаст зрителю «сверхъестественные» феномены, происходящие в доме. Незатейливость сюжета предполагает недюжинный талант постановщика и изысканность спецэффектов. К наиболее удачным примерам в этом жанре можно отнести картины «Дом на проклятом холме» (Уилльям Кастл, 1959), «Логово дьявола» (Роберт Уайз, 1963), «Ужас Эмитивилля» (Стюарт Розенберг, 1979), «Полтергейст» (Тоб Хупер, 1982).
Большой популярностью всегда пользовались так называемые «готические» фильмы ужасов, действие которых разворачивается, как правило, в огромных средневековых замках, при свете свечей, в длинных мрачных коридорах и страшных подвалах и подземельях. Сама обстановка способствует созданию напряженной и тревожной атмосферы. Можно вспомнить такие фильмы, как «Горбун собора Парижской Богоматери» (Уилльям Дитерл, 1939), «Маска демона» (Марио Бава, 1960), «Дом Ашеров» (Роджер Корман, 1960), «Чудовще из замка» (Стюарт Гордон, 1995). События времен средневековой инквизиции, церковных гонений на ведьм и невероятных садистских мучений, издевательств и пыток всегда производят неизгладимое впечатление на слабонервного зрителя.
Пожалуй, самую большую область в жанре фильмов ужасов занимает тема психологии, психоанализа и «странного» поведения индивидуума. Человеческий мозг настолько сложен и настолько мало изучен, что любые отклонения от «нормального» поведения сразу же получают свой медицинский термин. Объяснить, что происходит в голове человека, подчас бывает невозможно даже врачу-специалисту. Поэтому я решил отнести все фильмы, в которых так или иначе задействованы в качестве центральной сюжетной линии отклонения от «нормы» в психическом состоянии героя к этому жанру. Психоанализ был любимой темой Альфреда Хичкока, и вообще очень почитаем в Америке, где мода на юристов и психоаналитиков достигла такого уровня популярности, что отсутствие личного адвоката или врача почитается за дурной тон. Вспомните картины мэтра «Зачарованный» (1945) и «Головокружение» (1958), а также фильм «Мираж» (Эдвард Дмитрик, 1965), в которых главный герой имеет серьезные «проблемы с головой». Главным последователем Хичкока в этой области считается Брайан Де Пальма, который просто обожает картины с уклоном в психоанализ: «Наваждение» (1975), «Кэрри» (1976), «Ярость» (1978), «Двойник» (1984), «Воспитание Каина» (1992). С удовольствием кинематографистами исследовались такие аномалии или «необычности» в поведении человека, как амнезия («Дьявольски ваш», Жульен Дювивье, 1967), раздвоение личности («Первобытный страх», Грегори Хоблит, 1996), аутизм («Безмолвная схватка», Брюс Бересфорд, 1994), паранойя («Что случилось с малышкой Джейн?», Роберт Олдрич, 1962), вуаеризм («Подглядывающий», Майкл Пауэлл, 1960), гипноз («Доктор Мабузе», Фриц Ланг, 1922), телекинез («Воспламеняющая взглядом», Марк Лестер, 1984), телепатия («Сканнеры», Дэвид Кроненберг, 1980), магнетизм («Призрак Мулен-Руж», Рене Клэр, 1924), галлюцинации («Синдром Стендаля», Дарио Ардженто, 1996). Всего и не опишешь, что происходит в подсознании человека и к чему это порой может привести!
Очень близко к тому, что творится в голове человека стоит вопрос его анатомии, того, что можно сделать с его физическим телом. Не очень приятная тема, поэтому я счел возможным включить фильмы, затрагивающие медицинское вмешательство в целостность анатомического строения человека, в жанр ужасов. Уверен-ни один человек не испытывает удовольствия от вида окровавленных оперируемых тел, обнаженных трупов в морге, больничных палат или хирургических инструментов. Поэтому в этом разделе присутствуют такие «вкусности» и «лакомства», как пересадка частей тела («Части тела», Эрик Ред, 1991), торговля внутренними органами («Кома», Майкл Крайтон, 1978), разлученные сиамские близнецы («Существо в корзине», Фрэнк Хененлоттер, 1982), медицинские эксперименты по погружению в кому («Коматозники», Джоэл Шумахер, 1990), по пересадке человеческих органов («Руки Орлака», Роберт Вине, 1924), по введению себя в бессознательное состояние («Незабываемое», Джон Дал, 1997), по добровольному замораживанию («Замороженный», Уэс Крейвен, 1985). Господи, да мало ли на что способна фантазия человека!
Классическими в жанре ужасов считаются три категории, в которых происходит трансформация человека в смертоносное существо: вампира, зомби или оборотня. Количество картин, поставленных о них, исчисляется тысячами. История Брэма Стокера о Дракуле, пьющим кровь своих жертв, спящим днем в гробу, не любящим чеснок и не отражающимся в зеркале, убить которого можно лишь деревянным колом или серебряной пулей, известна даже детям. Впервые ее перенес на большой экран великий немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау в картине «Носферату-симфония ужаса» (1922). За ним последовал культовый фильм «Дракула» (Тод Броунинг, 1931), а потом колесо закрутилось в полную силу. Женский прототип Дракулы-знаменитая вампирша Кармилла, о которой написала в своем романе Шеридан Ле Фану, экранизированном множество раз («И умереть от удовольствия», Роже Вадим, 1960). Подлинная история о графине Элизабет Батори, которая убивала молодых девственниц и принимала ванну из их крови, чтобы оставаться молодой, тоже обросла огромным количество экранизаций, благо, здесь присутствует эротический момент, добавивший пикантности в тему вампиризма («Красные губы», Гарри Каммель, 1971). Одними из лучших в вампирском жанре считаются фильмы «Бал вампиров» (Роман Полански, 1967), «Мартин» (Джордж Ромеро, 1977), «Голод» (Тони Скотт, 1983), «Ночь страха» (Том Холланд, 1985), «Вампиры» (Джон Карпентер, 1998).
Оборотни появились на экране в сороковых годах. Считается, что оборотень-это существо, которое взяло самые плохие качества у человека и волка, поэтому обречено по ночам, во время полнолуния выходить на охоту и убивать все живое. Небо покарало человека за жестокость, сделав его лицо отражением души. Вспомните картины «Оборотень» (Джордж Ваггнер, 1941), «Люди-кошки» (Жак Турнер, 1942), «Вой» (Джо Данте, 1980), «Американский оборотень в Лондоне» (Джон Лэндис, 1981), «Серебряная пуля» (Даниэль Эттиас, 1985), «Волк» (Майк Николс, 1994).
Зомби стали известны, благодаря картине Виктора Гальперина «Белый зомби» (1932), в которой сыграл великолепный Бела Лугоши. Но свою всемирную популярность эта тема получила благодаря картине «Ночь живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро, которая впоследствии вошла в самую известную зомби-трилогию режиссера вместе с фильмами «Рассвет мертвецов» (1978) и «День мертвецов» (1985). Исключительную распространенность зомби получили в итальянском кинематографе, выбросившем на рынок тысячи фильмов, основной упор в которых делался на грим и движения оживших мертвецов. Считается, что мертвецам скучно лежать одиноко в сырой земле, вот они и требуют к себе тех, кто их туда столкнул, засылая вперед, как своих герольдов, страх и смятение. Можно упомянуть такие известные картины, как «Дети не должны играть с неодушевленными предметами» (Боб Кларк, 1972), «Мертвый и похороненный» (Гарри Шерман, 1980), «Возвращение живых мертвецов» (Дэн О’Бэннон, 1984), «Ночь демонов» (Кевин Тенни, 1987), «Кладбище домашних животных» (Мэри Ламберт, 1989). Как написано в Коране, трудность в том, чтобы перенести жизнь, потом будет легче.
Очень популярна у режиссеров тема религии, мистики и сатанизма, опирающаяся на догматы церкви и людские суеверия, под соусом которой можно подать практически любой сюжет-от боевика до философской драмы. Нельзя не отметить просветительскую сторону таких картин: очень мало людей могут похвастаться знанием Библии или другой религиозной литературы. Так что такие фильмы в популярной и развлекательной форме несут в массы вечные понятия Добра и Зла. Ведь Зло-столь же непосредственное проявление Божественного начала, как и Добро. В этих мистических фильмах мы можем увидеть рождение Сатаны («Предзнаменование», Ричард Доннер, 1976), путешествие по загробному миру («Куда приводят мечты», Винсент Уорд, 1988), вечную битву ангелов и демонов («Пророчество», Грегори Уайден, 1995), продажу души человеком дьяволу («Сердце Ангела», Алан Паркер, 1987), религиозное сектантство («Опекун», Уилльям Фридкин, 1990), одержимость дьяволом («Изгоняющий дьявола», Уилльям Фридкин, 1973), различные библейские понятия («Стигмата», Руперт Уэйнрайт, 1999), приближение Апокалипсиса («Седьмое знамение», Карл Шульц, 1988), религиозные ритуалы и обряды («Верующие», Джон Шлезингер, 1987), спиритизм («А теперь не смотри», Николас Роуг, 1973), реинкарнацию («Дети тьмы», Питер Сасди, 1972), оккультизм («Незнакомец в нашем доме», Уэс Крейвен, 1978). Наши религиозные верования имеют зачастую огромное практическое значение, и в наш век интеллектуальных и политических изменений, в век, когда большинство людей склонны к истерии и фанатизму, они могут стать важным элементом стабильности.
Смотрите очередную часть 6-серийного документального сериала «Эпоха кино» (2019), посвященного истории кинематографа.

 

 
(продолжение)