Садизм 
Вампиры 
Готика 
Подростковые фильмы ужасов 
Животные-убийцы 
Криминальные драмы 
Судебные драмы 
Мутанты 
Trash/Schlock 
Ведьмы 
Эротика 
Политика 
Giallo 
Noir 
Триллеры 
Детективы 
Предметы-убийцы 
Зомби 
Каннибалы 
Колдовство 
Медицина 
Психология 
Религия 
Мистика 
Мумии 
Оборотни 
Антологии 
Пародии 
Привидения 
Серийные убийцы 
Космос 
Компьютеры 
Будущее 
Роботы 
Инопланетяне 
Катастрофы 
Комиксы 
Сказки 
Приключения 
Шпионские фильмы 
Полицейские фильмы 
Исторические фильмы 
Боевики 
Наука 
Феномены 
Утопия 
Монстры 
Доисторические времена 
Пародии 
Философия 
Мультипликация 
Виртуальная реальность 
Вестерны 
Гангстеры 
Ниндзя/Самураи 
Боевые искусства 
Военные фильмы 
Биографические фильмы 
Путешествия во времени 
Увеличения-уменьшения

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

История кино
часть 4

Как поется в одной популярной песенке, «хорошими делами прославиться нельзя». Приняв это на веру, огромную популярность во всем мире обрели такие знаменитые персонажи-злодеи, как доктор Калигари («Кабинет доктора Калигари», Роберт Вине, 1919), Синяя борода («Синяя борода», Эдгар Улмер, 1944), мистер Хайд («Доктор Джекилл и мистер Хайд», Рубен Мамульян, 1931), доктор Фибс («Отвратительный доктор Фибс», Роберт Фуэст, 1971), доктор Мабузе («Доктор Мабузе», Фриц Ланг, 1922), Фу Манчу («Маска Фу Манчу», Чарльз Брабин, 1932), Джек-потрошитель («Жилец», Джон Брам, 1943), Фантомас («Фантомас», Луи Фейад, 1913), маркиз Де Сад («Череп», Фредди Франсис, 1965), призрак оперы («Призрак оперы», Руперт Джулиан, 1925), доктор Моро («Остров затерянных душ», Эрл Кентон, 1932), мумия («Мумия», Карл Фройнд, 1932), доктор Франкенштейн («Франкенштейн», Джеймс Уэйл, 1931). Я сознательно выделил отдельным абзацем этих нарицательных персонажей, так как их известность переросла не только рамки жанра фильмов ужасов, но и всего кинематографа.
В отдельную категорию необходимо выделить самую любимую тему кинематографа: маньяка-серийного убийцу. Почему я отнес эту тему к жанру ужасов? Только по той простой причине, что нельзя назвать «нормальным» человека, бесцельно совершающего убийства. При желании можно найти оправдание убийствам из мести, зависти, ревности, из-за денег, власти или славы, но объяснение убийству «из-за просто так» найти невозможно. Поэтому здесь присутствуют картины, в большей мере относящиеся к жанру детектива или триллера, но рассказывающие именно о серийном убийце, логического объяснения движущим мотивам которого найти очень сложно, несмотря на то, что считается, что преступность-это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни. Можно упомянуть такие картины, как «Маньяк» (Уилльям Ластиг, 1980), «Подлый сезон» (Филипп Борсос, 1984), «Молчание ягнят» (Джонатан Демме, 1991), «Семь» (Дэвид Финчер, 1995), «Имитатор» (Джон Эмиел, 1995), «Воскрешение» (Расселл Малкахи, 1999). В конце концов, мы получаем ответ о причинах, толкнувших человека на совершение многочисленных убийств, но порой они выглядят не просто страшными и ужасающими, но и невероятными, так что закрадываются вполне логичные сомнения в психической «нормальности» маньяка. Особо следует отметить фильмы о серийных убийцах, поставленные по реальным событиям: «М» (Фриц Ланг, 1931), «Вампир Дюссельдорфа» (Робер Оссейн, 1964), «Бостонский душитель» (Ричард Флейшер, 1968), «Десять по Риллингтон плас» (Ричард Флейшер, 1971), «Дело душителей холмов» (Стивен Гетерс, 1989), «Генри: портрет серийного убийцы» (Джон Макнафтон, 1990), «Гражданин Х» (Крис Джеролмо, 1994). Некоторые люди странно устроены: иные преступники трудятся до седьмого пота, подготавливая преступление, за которое попадают в тюрьму, а едва выйдя на свободу, начинают все сызнова и опять попадают в тюрьму. Если бы они вложили столько стараний же, сколько же находчивости, выдумки, терпения в какое-нибудь честное дело, они жили бы безбедно и занимали высокие должности. Но они так уж устроены: им нравиться совершать преступления.
Очень щепетильной выглядит и проблема неблагополучной семьи, на фоне которой происходят убийства, ведь теме счастливой семейной ячейки, как основе государства и вопросу воспитания подрастающего поколения в цивилизованных странах уделяется потрясающее количество времени и усилий. Здесь в качестве убийц выступают или дети, что вообще выглядит противоестественным, или они сами оказываются в эпицентре таких кошмарных событий, которые потом обязательно откладывают отпечаток на их дальнейшую жизнь: «Причастие» (Альфред Соул, 1977), «Джулия, дорогая» (Пол Николас, 1982), «Отчим» (Джозеф Рубин, 1987), «Папина дочь» (Мартин Китроссер, 1996). Это очень важный вопрос, ведь «моральные уроды», вырастающие в неблагополучных или неполных семьях, на фоне ссор и конфликтов между родителями, среди пьянства и разврата, впоследствии превращаются в новых Де Сальво или Чикатило.
Объемной категорией жанра фильмов ужасов являются животные-убийцы, под которыми я подразумеваю и млекопитающих, и насекомых, и рыб, и птиц. В таких картинах, сюжет которых, как правило, ужасно однообразен и примитивен, а спецэффекты порой смехотворны, ситуации иногда принимают настолько абсурдный и бредовый характер, что без улыбки смотреть их просто невозможно. И кто только не наводит страх на представителей человеческого рода. Это и пауки («Арахнофобия», Фрэнк Маршалл, 1990), и акулы («Челюсти», Стивен Спилберг, 1975), и крокодилы («Аллигатор», Льюис Тиг, 1980), и пираньи («Пираньи», Джо Данте, 1978), и змеи («Анаконда», Луис Льоса, 1997), и коты («Черный кот», Лучио Фулчи, 1981), и муравьи («Империя муравьев», Берт Гордон, 1977), и скорпионы («Черный скорпион», Эдвард Людвиг, 1959), и тарантулы («Тарантула», Гордон Дуглас, 1954), и осьминоги («Осьминог», Джон Эйерс, 2000), и клещи («Клещи», Тони Рендалл, 1993), и богомолы («Смертельный богомол», Натан Юран, 1957), и обезьяны («Обезьяньи проделки», Джордж Ромеро, 1988), и кабаны («Вепрь с хребтом как бритва», Расселл Малкахи, 1984), и лягушки («Лягушки», Джордж Маккован, 1972), и мухи («Муха», Курт Ньюманн, 1958), и пчелы («Пчелы», Ирвин Аллен, 1978), и черви («Черви», Джефф Либерман, 1976), и жуки («Жук», Жанно Шварц, 1975), и крабы («Нападение монстров-крабов», Роджер Корман, 1956), и птицы («Птицы», Альфред Хичкок, 1963), и осы («Женщина-оса», Роджер Корман, 1960), и червяки («Землеройки-убийцы», Рэй Келлог, 1959), и вараны («Комодо», Майкл Лантьери, 1999), и собаки («Куджо», Льюис Тиг, 1983)…Извините, если кого позабыл.
Фантазия авторов фильмов ужасов доходит до того, что в качестве убийц могут выступать абсолютно любые предметы или существа, все зависит только от того, насколько велика степень воображения сценаристов. «Несущими смерть» могут быть пугало («Ночь пугала», Джефф Берр, 1995), растения («Маленький магазинчик ужасов», Роджер Корман, 1960), овощи («Нападение помидоров-убийц», Джон Де Белло, 1980), корабль («Корабль смерти», Алвин Ракофф, 1980), язык («Язык-убийца», Альберто Скьямма, 1996), джин («Исполнитель желаний», Роберт Курцман, 1997), снеговик («Снеговик», Майкл Куни, 1997), лифт («Лифт», Дик Маас, 1983), электричество («Пульс», Пол Голдинг, 1988), Санта-Клаус («Тихая ночь, смертоносная ночь», Чарльз Селлер, 1984), машина («Кристина», Джон Карпентер, 1983), бытовые электроприборы («Максимальное ускорение», Стивен Кинг, 1986), телефон («Холодный паук», Руджеро Деодато, 1989), отжимной станок в прачечной («Дьявольская прачечная», Тоб Хупер, 1994).
Особняком можно поставить кукол-убийц. Очень любит этот жанр глава компании «Full Moon Entertainment» Чарльз Бэнд. Он создал такие «шедевры», как «Куклы» (Стюарт Гордон, 1986), «Повелитель кукол» (Дэвид Шмоллер, 1989), «Демонические игрушки» (Питер Манугян, 1991), «Террариум» (Чарльз Бэнд, 1997). Можно еще упомянуть такие фильмы, как «Детская игра» (Том Холланд, 1988), «Игрушки» (Барри Левинсон, 1992) и «Маленькие солдатики» (Джо Данте, 1998). Очень забавно видеть, как маленькие и безобидные игрушки, которыми мы играли в детстве, самыми жестокими способами убивают взрослых людей.
Безумная фантазия авторов фильмов ужасов порой достигает таких масштабов извращенности, что корчащиеся в предсмертных судорогах, извивающиеся в конвульсиях и изрыгающие изо рта жидкую желто-белую массу люди, изуродованные и расчлененные трупы, остатки свежей плоти, иногда кажутся лишь «цветочками» в буйном цветнике омерзительности и болезнетворности их воображения. Можно вспомнить такие культовые эпизоды, как башенные часы, созданные из трупов («Мельница каменных женщин», Джоржио Феррони, 1961), праздничный пирог, наполненный кусками человеческого мяса («С днем рождения меня», Джон Ли Томпсон, 1981), коллекционирование комнат, в которых когда-то были совершены убийства («Секрет за дверью», Фриц Ланг, 1948), вспарывание живота и поглощение своих внутренностей или пожирание зародыша беременной женщины («Людоед», Джо Д’Амато, 1979), гонки на машинах, в которых победителем становится тот, кто больше собьет пешеходов («Смертельные гонки 2000 года», Пол Бартел, 1975), вырывание глаз, оскопление и отрезание женских грудей («Съеденные заживо», Умберто Ленци, 1980), приготовление колбасы из человеческого мяса («Адский мотель», Кевин Коннор, 1980). А чего стоят такие безумцы, как зубной врач, получающий наслаждение, вырывая здоровые зубы у своих клиентов («Дантист», Брайан Юзна, 1996), гермафродиты, получившиеся в результате многовекового родового кровосмешения («Истекающие кровью», Питер Свейтек, 1996), влюбленный, отрезающий себе руки ради любви к женщине («Неизвестный», Тод Броунинг, 1927), ужасные монстры, рожденные подсознательной ненавистью и яростью людей («Выводок», Дэвид Кроненберг, 1979)!?
В завершении хочу отметить, что на сайте присутствуют и многочисленные пародии на фильмы ужасов, в которых высмеиваются все штампы и клише, используемые авторами картин этого жанра. К сожалению, смешить людей зачастую оказывается намного труднее, чем пугать, поэтому удачных картин здесь очень немного. Можно упомянуть фильмы «Я купил мотоцикл-вампир» (Дирк Кэмпбелл, 1989), «Семейка Аддамс» (Барри Сонненфилд, 1991), «Очень страшное кино» (Кинен Айвори Уайанс, 2000).
Как ни один другой жанр кинематографа фильмы ужасов обвиняют в недостаточном вложении финансовых средств. Вполне логично: жанр подразумевает большое количество грима и масок, кукол и манекенов, спецэффектов, бутафорских приспособлений, искусственной крови, изощренных декораций. Сюжет, по большому счету, не играет здесь определяющей и решающей роли, так что экономия на технических средствах пагубно сказывается на всей картине. И, тем не менее, всегда существовали режиссеры, сознательно снимающие дешевые фильмы, девизами которых являются лозунги: «Чем хуже-тем лучше!» и «Пока люди платят за реки крови и голые женские сиськи, я буду снимать это!». К типичным представителям этого режиссерского цеха можно причислить такие «культовые» фигуры, как Эл Адамсон, Эд Вуд, Фред Олен Рэй, Хесус Франко, Джон Уотерс, Гордон Хершелль Льюис. Не нужно также забывать, что название низкобюджетного фильма-это половина всего фильма: главное, чтобы потребитель купил его, заплатил за входной билет в кинотеатре, а потом, это уже его дело, может не смотреть, ругаясь и проклиная все на свете. Поэтому неудивительно, что рынок всегда был наводнен «шедеврами» с такими названиями, как «Оргия мертвецов» (Стивен Апостолофф, 1965), «Могилы живых мертвецов» (Амандо Де Оссорио, 1971), «Забрызганная кровью невеста» (Висенте Аранда, 1972), «Я расчленил маму» (Пол Ледер, 1974), «Я плюю на твою могилу» (Меир Зарки, 1978), «Сосущие кровь уроды» (Джоэл Рид, 1978), «Каннибалы-гуманоиды подземные обитатели» (Дуглас Чик, 1984), «Монстр в туалете» (Боб Далин, 1986), «Нацисты-серфингисты должны умереть» (Питер Джордж, 1987), «Клоуны-убийцы из космоса» (Стивен Кьодо, 1988), «Курочки-байкеры в городе зомби» (Дэн Хоскинс, 1989), «Кондом-убийца» (Мартин Вальц, 1996).
Популярность отдельных фильмов ужасов порой зашкаливает все разумные пределы, так что предприимчивые киношники с удовольствием выпускают многочисленные продолжения, эксплуатируя успешное название вплоть до полнейшего выхолащивания первоначального содержания. Можно упомянуть следующие плодотворные серии: «Дети кукурузы» (7 фильмов с 1983 года), «Восставший из ада» (8 фильмов с 1987 года), «Колдовство» (11 фильмов с 1988 года), «Тихая ночь, смертоносная ночь» (5 фильмов с 1985 года), «День всех святых» (8 фильмов с 1978 года), «Повелитель кукол» (7 фильмов с 1989 года), «Кошмар на улице Вязов» (8 фильмов с 1985 года), «Пятница 13» (11 фильмов с 1980 года). Помимо этого на волне коммерческого успеха делались длинные телевизионные сериалы, типа «Кошмаров Фредди», «Пятницы 13», «Горца», «Баффи» и многих других.
Все вышесказанное отнюдь не претендует называться какой-то классификацией фильмов ужасов, да и можно ли сделать ее? Фантазия многочисленных авторов поистине неистощима, и пытаться ограничить их творения некими конкретными рамками-напрасное занятие. В заключении замечу, что я осмелился поставить каждому виденному мною фильму свою собственную оценку по пятибалльной шкале:
5 баллов-шедевр, классика жанра. Налицо, как минимум, четыре составляющих из пяти: талантливый режиссер, отличный содержательный сюжет, хорошие актеры, большие деньги и прекрасные зрелищные спецэффекты. Должен быть в каждой коллекции.
4 балла-отличный профессиональный фильм, сценарий которого, как правило, опирается на самостоятельное талантливое литературное произведение. А там, где есть повод задуматься, само по себе не может считаться пустым время провождением.
3 балла-крепкий, умело поставленный фильм, содержащий все ингредиенты жанра, но не блещущий оригинальностью. Имеет полное право на существование, а для людей, с удовольствием смотрящим зарубежные и отечественные сериалы, явится настоящим откровением в области кино.
2 балла-откровенно слабое творение, но не по вине авторов, а из-за их элементарной заурядности и бесталанности. Они ведь искренне думают, что снимают произведение искусства, а на самом деле это просто плохое кино, наполненное банальными штампами, клише, шаблонами и цитатами. Ну, не дано им! Самое страшное на свете-это когда люди, которым не дано таланта, хотят заниматься искусством. Полная потеря времени, смотреть фильм не стоит: вполне достаточно того, что вы о нем здесь прочитали.
1 балл-а вот это уже сознательный «trash», создатели которого желают побыстрее и подешевле «сделать» деньги и славу на простодушных зрителях, и, что интересно, зачастую у них это получается!!! Удивительно, как же мало надо человеку! И печально, как много этого «человека» на планете!
Без оценки-этот фильм я не видел или просто не помню.
Предупреждаю: оценки носят исключительно субъективный характер и отражают мою точку зрения на картину в разные временные периоды просмотра.
Смотрите очередную часть 6-серийного документального сериала «Эпоха кино» (2019), посвященного истории кинематографа.

 

 
(продолжение)