Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа


Гримеры и постановщики спецэффектов
Но только в 1991 году последовал количественный прорыв. Робот из жидкого металла Т-1000 из картины Джеймса Камерона «Терминатор-2», фильм «Звездный путь-6», в котором взрывная волна показана движущейся прямо из эпицентра взрыва, и клип Майкла Джексона «Black and White», стоивший по тем временам неслыханную сумму-миллион долларов.
Одним из первых фильмов, использовавшим морфинг на полную катушку, стал знаменитый «Парк Юрского периода» (1993) Стивена Спилберга, показавший всему миру компьютерных динозавров, практически абсолютно неотличимых от реальных. Это Вам не Рэй Харрихаузен, создавший, например, для известного фильма «Миллион лет до нашей эры» (1966) миниатюрные модели динозавров.
Во многих фильмах максимальное число кадров с визуальными эффектами доходит до 450-500 («Затерянные в космосе», «Титаник», «Флаббер», «Звездный десант») при средней норме высокобюджетного фильма в 100 кадров! Типичные герои, созданные цифровым способом: Джа-Джа Бинкс («Звездные войны. Призрачная угроза», 1999) и Голлум («Властелин колец. Две крепости», 2002).
В картине «Затерянный мир» (1997) по сравнению с первым фильмом Спилберга «Парк Юрского периода» был сделан еще один шаг вперед: задние планы эпизодов, показывающие двигающихся динозавров, тоже стали находиться в движении. Таким образом, одновременно двигались сама камера, созданные компьютером динозавры и задние планы. Представьте себе, сколько понадобилось трудов, чтобы правильно высчитать все тени и освещение!
Упомяну о трех фильмах, которые оставили яркий след в истории компьютерных спецэффектов. Картина «Черная дыра» (1979) знаменательная тем, что в ходе съемок впервые была применена компьютерная система управления камерой, снимающей миниатюрные объекты. Другими словами, над макетом декораций «летал» не оператор с камерой в руках, а одна камера. К тому же фильм включал в себя самый продолжительный на момент выхода картины эпизод с компьютерной графикой. Наконец, в картине было применено 550 визуальных эффектов (!).
Второй фильм-«Трон» (1982). Здесь было показано первое путешествие в трехмерную компьютерную виртуальную реальность. Во время съемок фильма актеры играли на абсолютно голом пространстве, а декорации и эффекты были затем добавлены компьютером. Кроме того, съемки внутри компьютера были черно-белыми и только потом их раскрасили компьютерным и фотографическим способами. Надо отметить и то, что в то время компьютеры могли создавать неподвижные изображения, но не могли автоматически приводить их в движение. Поэтому координаты для каждого изображения нужно было вводить для каждого кадра отдельно. Чтобы получить 4 секунды фильма, необходимо было вручную ввести в компьютер 600 координат!
Интересно, что картину собирались выдвигать на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, но «академики» посчитали, что картина «обманывает» зрителя использованием компьютерных эффектов. А семь лет спустя за точно такие же эффекты «Оскар» получил фильм «Бездна» (1989) Джеймса Камерона. Вот что значит опередить свое время!
Примечательно и то, что несмотря на коммерческий провал фильма, игра «аркада», в которую играли его герои, стала невероятным хитом и принесла прибыли больше, чем сам фильм.
Наконец, фильм «Последний звездный воин» (1984) Ника Кастла. Он не отличался замысловатым сюжетом, но стал первым фильмом, в котором все спецэффекты (космические корабли, звездное пространство) были сделаны на компьютере Cray.
На закуску перечислю основные достижения «ILM»-самой значительной компании по производству спецэффектов, детища Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. В 1982 году в картине «Звездный путь-2. Гнев Хана» впервые был продемонстрирован эпизод, полностью созданный компьютером. Первый полностью созданный компьютером персонаж-человек из цветного стекла-появился в картине «Молодой Шерлок Холмс» (1984). Первый трехмерный персонаж был создан на компьютере для фильма «Бездна» (1989). В 1992 году в картине «Смерть ей к лицу» впервые на компьютере была создана ткань человеческой кожи. В картине «Парк Юрского периода» впервые с использованием цифровых технологий было создано живое существо с кожей, мускулами и тканью. Культовое достижение в истории кино!
В 1994 году «ILM» впервые превратила человека в мультипликационный персонаж в картине «Маска». Полностью синтетический говорящий персонаж был впервые создан в картине «Каспер» (1995). Если в «Парке Юрского периода» созданные цифровым способом динозавры просуществовали на экране 6 минут, то различные призраки в «Каспере» царствовали более сорока минут! К тому же «Каспер» стал первым в истории кино фильмом с компьютерным героем в главной роли. В 1994 году в картине «Форрест Гамп» было использовано множество технических новинок, среди которых-совмещение архивных кадров с участием исторических фигур с современными съемками. Помните, как Форрест Гамп разговаривает с Президентом США Джорджем Кеннеди?
Для картины «Джуманджи» (1995) на компьютере впервые были созданы реалистичные волосы и шерсть для льва и обезьян. В том же фильме показаны целые стада носорогов, слонов, зебр и пеликанов, полностью созданные на компьютере. В фильме «Сердце дракона» (1996) впервые появился трехмерный живой дракон. Полностью виртуальный эпизод погони впервые в истории кино был снят в картине «Миссия невыполнима» (1996): компьютерный поезд несется сквозь компьютерный туннель, преследуемый компьютерным вертолетом. Довершают это зрелище созданные на компьютере актеры, в том числе сам Том Круз. В фильмах «Смерч» (1996) и «Совершенный шторм» (1998) впервые компьютерным методом были созданы морские волны и погода. В картине «Перл Харбор» (2001) создано глобальное полотно сражения времен Второй мировой войны с использованием сотен виртуальных самолетов, кораблей, машин.
В общем и целом с 1977 года компания «ILM» получила 14 «Оскаров» за визуальные и специальные эффекты, а также 9 наград за технические достижения.
Вот примерный поэтапный процесс создания CGI-изображения. Во-первых, отдел спецэффектов делает пластиковую фигуру существа, которое нужно создать в компьютерном варианте. Модель сканируют с помощью специальной программы, после чего компьютерные дизайнеры на основе этой информации строят геометрию существа в двух или трехмерном пространстве экрана, «прикрепляя» каждую деталь тела к определенной точке пространства. Затем фигура окрашивается в цвет кожи, называемой картой ткани. Аниматоры добавляют фигуре мускулы. Теперь существо готово к действию.
Второй шаг-внедрение компьютерного существа в живую сцену. Для этого компьютерный специалист прямо на съемочной площадке фиксирует позицию, цвет и интенсивность освещения каждого снятого эпизода, а также записывает всю информацию о снимающей камере: линзы, фильтры, диафрагма. После этого информация об освещении съемочной площадки, а также сама ее структура в трехмерном изображении переносится с камеры в компьютер. Существо проецируется на то место, где оно будет находиться, его освещают и анимируют. Основа такого совмещения-освещение и тени, падающие от существа и предметов, находящих в кадре.
В настоящее время чаще используют органичное сочетание миниатюризации и созданных компьютерным способом изображений. Съемка миниатюрных объектов требует иного подхода. Если обычная скорость съемки составляет 24 кадра в секунду, то съемка только одного микрокадра требует уже около двух секунд. Поскольку съемки в этом случае ведутся медленнее, чем на обычных объектах, удлиняется сам съемочный процесс, требуется своеобразное освещение. Естественно, компенсируется все это тем, что съемки объектов в полный размер или значительно дороже, или просто невозможны.
(Смотрите вторую часть документального сериала «Искусство кино» (2009), посвященного спецэффектам)

 
(продолжение)