Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Akira Kurosawa

АКИРА КУРОСАВА
(Akira Kurosawa)

Знаменитый режиссер родился 23 марта 1910 года в Токио, умер там же 6 сентября 1998 года. Рост Куросавы был 182 см., в результате чего он всегда был самым высоким человеком на съемочной площадке.
Куросава начинал свою карьеру как художник (что пригодилось ему во всей дальнейшей жизни), а в 1936 году стал помощником режиссера. Но лишь в 1948 году ему удалось снять свой первый по-настоящему самостоятельный фильм «Пьяный ангел», в котором впервые он сотрудничал с известным актером Тоширо Мифуне (вместе Куросава и Мифуне сделали 16 фильмов). Мифуне стал таким же идолом для Куросавы, как Джон Уэйн для режиссера Джона Форда (который был любимым режиссером Куросавы). Другим любимым актером режиссера был Такаши Шимура, с которым он снял 21 фильм.
Фильмы режиссера всегда были более популярны за рубежом, чем в родной Японии. По многим фильмам Куросавы поставлены ремейки: «Расемон» (1950)-«Гнев» (1964), «Семь самураев» (1954)-«Великолепная семерка» (1960), «Телохранитель» (1961)-«За пригоршню долларов» (1964), «Три негодяя в скрытой крепости» (1958)-«Звездные войны» (1977).
Режиссер любит переносить сюжеты шекспировских пьес в феодальную средневековую Японию.
Режиссер очень часто использует дождь в качестве значимого фактора действия. Женщины в фильмах режиссера всегда милые, но слабые и податливые, либо обманчивые, злые и лживые. Герои его фильмов чаще всего проигрывают в конце, зато это становится для них хорошим жизненным уроком.
В декабре 1971 года Куросава страдал от депрессии и пытался покончить жизнь самоубийством, тридцать раз полоснув себя лезвием по венам руки. К счастью, режиссера удалось спасти.
Когда режиссер не мог найти финансирование для своих фильмов, он не брезговал снимать и даже лично появляться в японских рекламных роликах.
Несмотря на то, что японская пресса выставляла режиссера тираном, почти все актеры и члены съемочной группы, которые работали с ним, описывали его с положительной стороны, хотя и соглашались с тем, что часто он бывал жестковат. Тем не менее, режиссер всегда работал с одной и той же съемочной группой. Так что появлялись слухи, что если Куросава не позвал тебя в следующий свой фильм, значит их дружбе пришел конец.
Куросава считается одним из лучших режиссеров в мире и является единственным представителем Азии, входящим в список 50-ти лучших режиссеров за всю историю кино.
Интересно, что Куросава всегда хотел снять фильм про Годзиллу, но студия «Toho», владевшая правами на этот бренд, боялась, что он выйдет слишком дорогостоящим. Одним из самых близких друзей Куросавы был режиссер самой первой «Годзиллы» (1954) Иширо Хонда. Любимый японский режиссер Куросавы-Кенджи Мизогучи. Также он уважает Сергея Эйзенштейна, который сам монтировал собственные фильмы, как и Куросава.
Семья режиссера рассказывала, что Куросава почти не мог думать ни о чем другом, кроме кино. Даже дома он мог часами сидеть молча, складывая в голове композицию своего нового фильма.
Куросава был младшим из четырех детей своей семьи. Его старший брат Хейго, также с детства увлекавшийся кино (именно его любовь к фильмам передалась Акире), страдал от депрессии и покончил жизнь самоубийством. Вскоре другой брат и сестра Акиры умерли от болезни, так что он остался единственным ребенком в семье.
Режиссер требовал, чтобы во время работы над картиной актеры оставались в одежде своих персонажей постоянно, даже в обычной жизни, что могло продолжаться неделями.
Режиссер имеет почетный «Оскар» 1990 года за вклад в киноискусство, а также номинацию за лучшую режиссуру картины «Бунт» (1985). Британская киноакадемия наградила режиссера своим призом «BAFTA» за лучший иностранный фильм «Бунт» и лучшую режиссуру картины «Тень воина» (1980), а номинировала за лучший сценарий к картине «Бунт» и лучший иностранный фильм «Тень воина».
На Берлинском международном кинофестивале режиссер получил специальный приз за фильм «Жить» (1952), приз ФИПРЕССИ и приз за лучшую режиссуру за картину «Три негодяя в скрытой крепости» (1958), а также номинировался на «Золотого медведя» за фильмы «Три негодяя в скрытой крепости» и «Плохие спят спокойно» (1960).
На Каннском кинофестивале картина Куросавы «Тень воина» получила «Золотую пальмовую ветвь» (наряду с картиной «Вся эта суета», 1979), а фильм «Я живу в страхе» (1955) номинировался на нее. Французская киноакадемия вручила режиссеру свой приз «Сезар» за лучший иностранный фильм «Тень воина», а картину «Бунт» номинировала на него. Итальянская киноакадемия вручила Куросаве свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному режиссеру за фильмы «Бунт», «Тень воина» и «Дерсу Узала» (1975). На Московском международном кинофестивале Куросава получил Гран-при и приз ФИПРЕССИ за фильм «Дерсу Узала», а в 1979 году почетный приз за вклад в киноискусство. На международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1986 году Куросава также получил почетный приз за вклад в киноискусство. На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина «Бунт» была награждена призом OCIC (Outstanding Contribution to the Improv Community).
На Венецианском кинофестивале в 1982 году режиссер получил почетный приз за вклад в киноискусство, его фильмы «Красная борода» (1965), «Рай и ад» (1963), «Телохранитель» (1961), «Трон в крови» (1957) и «Семь самураев» (1954) номинировалась на «Золотого льва», картина «Красная борода» получила приз OCIC (Outstanding Contribution to the Improv Community), фильм «Семь самураев»-«Серебряного льва», а картина «Расемон» (1950)-главный приз фестиваля.

Выборочная фильмография:

«Бунт» (Ran), 1985
«Тень воина» (Kagemusha), 1980
«Дерсу Узала» (Dersu Uzala), 1975
«Под стук трамвайных колес» (Dodesukaden), 1970
«Рай и ад» (Tengoku to jigoku), 1963
«Отважный самурай» (Tsubaki Sanjuro), 1962
«Телохранитель» (Yojinbo), 1961
«Плохие спят спокойно» (Warui yatsu hodo yoku nemuru), 1960
«Три негодяя в скрытой крепости» (Kakushi-toride no san-akunin), 1958
«На дне» (Donzoko), 1957
«Трон в крови» (Kumonosu-jo), 1957
«Я живу в страхе» (Ikimono no kiroku), 1955
«Семь самураев» (Shichinin no samurai), 1954
«Жить» (Ikiru), 1952
«Идиот» (Hakuchi), 1951
«Расемон» (Rashomon), 1950
«Скандал» (Shubun), 1950
«Бездомный пес» (Nora inu), 1949
«Тихая дуэль» (Shizukanaru ketto), 1949
«Пьяный ангел» (Yoidore tenshi), 1948
«Чудесное воскресенье» (Subarashiki nichiyobi), 1947
«Без сожаления о юности» (Waga seishun ni kuinashi), 1946
«Творящие завтрашний день» (Asu o tsukuru hitobito), 1946
«Гений дзюдо-2» (Zoku Sugata Sanshiro), 1945
«Идущие за хвостом тигра» (Tora no o wo fumu otokotachi), 1945
«Самые красивые» (Ichiban utsukushiku), 1944
«Гений дзюдо» (Sugata Sanshiro), 1943