Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Alfred Hitchcock

АЛЬФРЕД ХИЧКОК
(Alfred Hitchcock)

Великий режиссер родился 13 августа 1899 года в Лондоне, умер 29 апреля 1980 года в Лос-Анджелесе. Рост Хичкока 170 см. Один раз был женат на Алме Ревилль с 1926 года до самой своей смерти, имел одну дочь. Его отец был продавцом фруктов и домашней птицы. Его супруга пережила мужа почти на 30 лет и скончалась в 1942 году.
Альфред был одним из трех детей в семье. Он вспоминал свое детство как одинокое и отшельническое, что усугублялось его проблемами с весом. Его отец умер, когда Альфреду было 14 лет.
Альфред очень любил путешествовать, обильно питаться в дорогих ресторанах, посещать рэстлинг и симфонические концерты в Альберт-Холле, коллекционировать первые издания и оригинальные произведения искусства. В молодости Хичкок неоднократно перечитывал «Портрет Дориана Грея» (1891) Оскара Уайльда.
Режиссер начал свою карьеру, иллюстрируя заглавные титры немых картин на лондонской киностудии «Famous Players-Lasky». Там он начал писать сценарии, заниматься художественным оформлением, монтажом, а в 1922 году стал помощником режиссера.
Режиссер снимался в эпизодах практически всех своих картин, как правило, в самом начале фильма. Он делал это потому, чтобы впоследствии не отвлекать зрителя от сюжета картины, который будет ждать момента его появления.
Бюджет картины «С севера на северо-запад» составил 4 миллиона долларов, а фильма «Психоз» всего 800 тысяч. Гонорар Хичкока за картину «С севера на северо-запад» составил 250 тысяч долларов плюс 10% от чистой прибыли, за фильм «Психоз» режиссер отказался от своего стандартного гонорара в 250 тысяч долларов в обмен на 60% от чистой прибыли и не прогадал, заработав 15 миллионов. С учетом инфляции на 2006 год это составило 150 миллионов долларов.
В картине «Исступление» режиссер в первый и последний раз в своей карьере позволил себе показать обнаженное женское тело и использовать нецензурные выражения, которые в его творчестве были табу.
Картина режиссера «Веревка» была снята на основе реальных событий. В 1924 году два богатых молодых человека Натан Леопольд и Ричард Лоэб похитили дальнего родственника Лоэба Бобби Франкса и убили его в надежде совершить «идеальное преступление». Еще эта картина знаменательна тем, что сделана без монтажа восьмью 10-минутными кусками: именно 10 минут составляли длину одной бобины. Переходы между бобинами были замаскированы кратковременным показом темного объекта, занимавшего весь экран. Это помогало скрыть склейку и начать следующий кусок с того же самого места.
Хичкок был просто одержим различными приспособлениями, излучающим свет: лампами, свечами, канделябрами, светильниками. Он использовал их для создания композиции, хотя не принижал их значимость и для освещения сцены.
Мать Альфреда часто в детстве заставляла его стоять у ног ее кровати: когда это было в качестве наказания, то он мог простаивать так часами. Он стоял у кровати и рассказывал ей, что случилось с ним в течение дня. Это нашло свое отражение в персонаже Нормана Бейтса.
Эпизод сна в картине «Зачарованный» был сделан Сальвадором Дали, но в картину вошел лишь его кусок, в то время как он сам был длиною в несколько минут. Продюсеры картины посчитали, что он слишком страшный для зрителей.
В юности Хичкок учился на инженера-электрика, вечерами посещал кружок рисования, а днем работал в кабельной компании. В 1926 году Альфред женился на своей ассистентке Алме Ревилль, которая на протяжении практически пятидесяти лет стала верной помощницей режиссера, будучи опытным монтажером, сценаристом и самым строгим его критиком.
Режиссер очень боялся яиц (овофобия) и полиции. Именно по этой причине Хичкок так и не научился водить машину. Этот страх пришел из детства Альфреда. Пытаясь наказать сына за плохое поведение, отец послал его в полицейский участок с письмом. Дежурный офицер прочитал принесенное Альфредом послание и, к огромному удивлению мальчугана, посадил его в камеру, где продержал десять минут, читая нравоучения. Оказывается, отец написал в письме о плохих поступках Альфреда. Это произвело неизгладимое впечатление на маленького мальчугана.
По рассказам людей, которые его знали, Хичкок даже не мог смотреть на свою жену, когда она была беременна. Режиссер принял гражданство США в 1956 году. Хичкок-приверженец римской католической церкви. Однажды Хичкок оделся в невод для вечеринки, которую он устраивал. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
Хичкок хотел, чтобы на его надгробии было написано «Вот что мы делаем с маленькими плохими мальчиками». Именно так сказал офицер полиции, когда маленький Альфред сидел в камере для задержанных. Но в итоге на надгробии написано «Я в игре» (I’m in on a plot).
Хичкок был близким другом Альберта Брокколи-продюсера «бондианы». Картина Хичкока «С севера на северо-запад» дала идею эпизода с вертолетом в картине «Из России с любовью» (1963).
Любимый собственный фильм режиссера «Тень сомнения». Но большинство критиков сходятся во мнении, что самый лучший фильм Хичкока «Головокружение».
Режиссер отличался очень тщательно проработкой сценария в предсъемочный период. Он очень редко делал отступления от своего первоначального видения картины и вносил изменения в сценарий по ходу съемок. Если продюсеры просили его внести какие-либо изменения, он говорил, что эпизод уже снят в единственном варианте.
Несмотря на распространенное мнение, что Хичкок не любил актеров, это не совсем верное представление. Просто он считал, что актер должен концентрироваться на своей игре, а не лезть в сценарий и не копаться в личности своего персонажа, предоставив это дело режиссеру и сценаристу. Для Хичкока актеры, как и реквизит, были частью декораций картины. Режиссер оправдывался, что никогда не называл актеров скотом, а лишь сказал, что к ним относятся как к скоту.
Многие фильмы Хичкока содержат сцены вуаеризма. За редким исключением, преступление-есть движущая сила сюжета фильмов режиссера. Хичкок категорически предпочитал блондинок. Сформировавшись на немом кино, Хичкок всегда отдавал предпочтение визуальному содержанию фильма, а не диалогам.
Во многих фильмах режиссера отрицательный персонаж-очаровательный и утонченный, а не гротескный и вульгарный. В картинах режиссера часто звучит тема гомосексуализма.
Во многих картинах Хичкока темы секса и насилия переплетаются. Практически во всех фильмах режиссера звучит тема «ошибки личности». Еще один часто повторяющийся мотив его картин: присутствие матери одного из героев.
Во многих фильмах Хичкока обыкновенный человек оказывается в экстраординарной ситуации. Почти в каждом фильме режиссера появляется лестница. Дочь режиссера Патриция появилась в фильмах отца «Страх сцены», «Незнакомцы в поезде» и «Психоз».
С 1977 года до самой своей смерти Хичкок работал с несколькими сценаристами над сценарием картины «Короткая ночь». Конечный вариант сценария был опубликован уже после его смерти.
Когда режиссер находился на съемочной площадке и пил чай, то часто кидал чашку с блюдцем, не глядя через свое плечо, не заботясь, куда или на кого она упадет.
Хичкок был идолом для режиссера низкобюджетных фильмов Уилльяма Гирдлера, который снял картину «День животных» (1977) как дань почтения «Птицам». В 1962 году режиссер отказался принять орден Британской империи.
В конце 30-х годов режиссер достиг своего самого большого веса в жизни: более 300 пудов, но смог сбросить значительную часть в начале 50-х годов на съемках картины «Поймать вора». Хотя вес Хичкока постоянно сильно колебался в течение всей его жизни.
Однажды Хичкок попросил писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака написать роман специально для него после того, как французский режиссер Анри-Жорж Клузо оказался быстрее и приобрел права на экранизацию произведения писателей «Та, которой не стало», превратившегося в хит «Дьявольские души» (1955). Писатели написали роман «From among the dead», который стал фильмом «Головокружение» (1958).
Режиссер произнес самую короткую речь на церемонии вручения «Оскара» в 1967 году. Приняв почетный приз за вклад в киноискусство, Хичкок просто сказал «Спасибо».
Режиссер говорил, что его любимым фильмом является «Der Mode Tod» Фрица Ланга. Уже в 2000 году его дочь Патриция сказала, что в конце жизни отцу очень понравились картины «Бенджи» (1974) и «Смоки и бандит» (1977).
Для своего эпизодического появления в картине «Спасательная шлюпка», повествующей о маленькой группе людей, пытающейся выжить на небольшом суденышке после кораблекрушения, Хичкок сел на диету и сильно похудел.
Во время свого первого приезда в Голливуд в 1940 году Хичкок не смог подписать контракт ни с одной значительной киностудией, которые посчитали, что он не сможет снимать «голливудские» фильмы. Рискнул лишь Дэвид Селцник, но отказал в проекте, которым собирался заниматься Хичкок сначала (фильм о «Титанике»), так как не смог найти корабль, который можно было бы потопить. Вместо этого он предложил Хичкоку снять фильм «Ребекка» (1940).
Режиссер любил футбол и поддерживал клуб «West Ham United». Он говорил своим коллегам по Голливуду, что выписывает английские газеты только для того, чтобы узнавать результаты футбольных матчей.
Стивен Спилберг называл Хичкока одним из своих любимых режиссеров. Хичкок на съемочной площадке всегда носил костюм и галстук. Когда Хичкок не снимал фильмы, он вел спокойную размеренную жизнь, проводя все вечера со своей женой дома.
Хичкок был известен тем, что часто подшучивал над актерами и членами съемочной группы. Но если некоторые шутки были безобидными и безвредными, что чаще всего у него случалось наоборот. Если Хичкок узнавал, например, что человек боится мышей или пауков, то посылал ему посылку, наполненную ими до краев.
Сам Хичкок считал лучшим режиссером Луиса Бюнюэля. Несмотря на то, что до «Жильца» (1927) Хичкок уже успел снять две картины, именно этот фильм он считает своим настоящим режиссерским дебютом.
Хичкок ненавидел снимать на натуре, предпочитая работу в студии, где он мог полностью контролировать съемочный процесс, включая освещение и звук.
Режиссер снял в своих фильмах восемь актеров, номинировавшихся на «Оскар»: Джоан Фонтэн, Михаила Чехова, Джудит Андерсон, Лоуренса Оливье, Этель Бэрримор, Альберта Бассермана, Клода Рэйнса и Джанет Ли. Но только Фонтэн получила награду за роль в картине «Подозрение» (1941).
Хичкок всегда очень плотно и контактно работал со сценаристами, объясняя им, какие сцены хотел бы видеть в фильме.
Режиссер пришел в бешенство, когда увидел фильм Брайана Де Пальмы «Наваждение» (1976), считая его плагиатом «Головокружения». По иронии судьбы, Де Пальма практически прекратил снимать фильмы, построенные по мотивам картин Хичкока после его смерти, за исключением ленты «Двойник» (1984).
Несмотря на то, что Хичкок до 1955 года снял множество превосходных фильмов, настоящая популярность и богатство пришли к нему только после запуска телесериала «Альфред Хичкок представляет», демонстрировавшегося по телевидению каждую неделю. В течение 1955-1961 годов вышло 63 серии, из которых 17 эпизодов снял сам Хичкок.
Некоторые цитаты Хичкока:
Отвечая на вопрос, почему его фильмы так популярны, режиссер ответил: «Каждому человеку нравится быть испуганным», «Чтобы снять великий фильм мне нужно три вещи: сценарий, сценарий и сценарий», «Кэри Грант-единственный актер, которого я любил всю свою жизнь», «Хороший фильм тогда, когда цена ужина, входного билета и оплаты сиделки стоят его».
«Снимайте убийства как постельные сцены, а постельные сцены как убийства», «Блондинки-превосходные жертвы. Они как первый снег, на котором отпечатываются кровавые следы», «Вот перечень того, чем меня можно испугать: маленькими детьми, полицейскими, высотой и тем, что мой следующий фильм не будет таким же хорошим, как предыдущий», «Мультипликаторы имеют самую лучшую систему подбора актеров. Если актер им не нравится, они просто рвут его изображение».
Об актрисе Клод Джейд, снимавшейся у Хичкока в картине «Топаз»: «Клод-смелая красивая юная леди. Но я не могу вам дать никакой гарантии того, что она будет делать, оказавшись на заднем сиденье такси», «Нет ничего лучше, чем быть похороненным в море. Это просто, удобно и не очень криминально», «Мне нравится играть на нервах зрителей, как на фортепьяно», «Всегда заставляйте зрителей страдать как можно сильнее», «Лично для меня, «Психоз»-большая комедия. Должна быть», «Длина фильма напрямую зависит от величины человеческого мочевого пузыря».
О Дарио Ардженто и его фильме «Пурпурно-красный»: «Этот молодой итальянец начинает беспокоить меня», «Когда актеры приходят ко мне и хотят обсудить характер своего персонажа, я отвечаю: «Он в сценарии!». Если актер говорит: «Но какова моя мотивация?», я отвечаю: «Твой гонорар!».
Принимая награду Американского киноинститута за вклад в киноискусство в 1979 году Хичкок сказал: «Я прошу разрешения назвать имена только четырех людей, которые дали мне больше всего сил, смелости, влияния и помощи в моем творчестве. Во-первых, это монтажер, во-вторых-сценарист, в-третьих, мать моей дочери Патрисии, и, наконец, повар, который на домашней кухне мог приготовить чудесные блюда. И их имена-Алма Ревилль».
Альфред Хичкок ни разу не получил «Оскар» как лучший режиссер. Лишь в 1968 году ему вручили почетный «Оскар» за вклад в киноискусство. У Хичкока есть номинации на этот почетный приз за лучший фильм («Подозрение», 1941) и лучшего режиссера («Ребекка», 1940: «Спасательная шлюпка», 1944: «Зачарованный», 1945: «Окно во двор», 1954 и «Психоз», 1960).
В 1956 и 1959 годах два эпизода телесериала «Альфред Хичкок представляет» номинировались на приз «Эмми».
На Каннском международном кинофестивале картины режиссера «Печально известный» (1946), «Я признаюсь» (1953) и «Человек, который слишком много знал» (1956) номинировались на главный приз.
На кинофестивале в Локарно картина Хичкока «Страх сцены» (1950) удостоилась специального приза.
В 1958 году режиссер получил «Золотой глобус» за телесериал «Альфред Хичкок представляет», а в 1972 году почетный приз имени Сесиля Де Милля. Есть у режиссера номинация на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру картины «Исступление» (1972).
На Сан-Себастьянском международном кинофестивале картины Хичкока «Головокружение» (1958) и «С севера на северо-запад» (1959) удостаивались Гран-при.
На Венецианском кинофестивале картина мэтра «Поймать вора» (1955) номинировалась на «Золотого льва». У Хичкока есть две звезды на Аллее славы: за кино и телевидение.

Выборочная фильмография:

«Семейный заговор» (Family Plot), 1976
«Исступление» (Frenzy), 1972
«Топаз» (Topaz), 1969
«Разорванный занавес» (Torn Curtain), 1966
«Марни» (Marnie), 1964
«Птицы» (The Birds), 1963
«Психоз» (Psycho), 1960
«С севера на северо-запад» (North by Northwest), 1959
«
Головокружение» (Vertigo), 1958
«Невиновный» (The Wrong Man), 1956
«Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much), 1956
«Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry), 1955
«Поймать вора» (To Catch a Thief), 1955
«Окно во двор» (Rear Window), 1954
«Наберите М в случае убийства» (Dial M for Murder), 1954
«Я признаюсь» (I Confess), 1953
«Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train), 1951
«Страх сцены» (Stage Fright), 1950
«Под знаком Козерога» (Under Capricorn), 1949
«Веревка» (Rope), 1948
«Дело Парадин» (The Paradine Case), 1947
«Печально известный» (Notorious), 1946
«Зачарованный» (Spellbound), 1945
«Спасательная шлюпка» (Lifeboat), 1944
«Темь сомнения» (Shadow of a Doubt), 1943
«Подозрение» (Suspicion), 1941
«Иностранный корреспондент» (Foreign Correspondent), 1940
«Ребекка» (Rebecca), 1940
«Леди исчезает» (The Lady Vanishes), 1938
«Молодой и невиновный» (Young and Innocent), 1937
«Саботаж» (Sabotage), 1936
«Секретный агент» (Secret Agent), 1936
«Тридцать девять шагов» (The 39 Steps), 1935
«Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much), 1934
«Убийство!» (Murder!), 1930
«Шантаж» (Blackmail), 1929
«Жилец» (The Lodger), 1927