Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Актриса родилась 11 сентября 1881 года в Вестербро, Копенгаген,
Дания. Умерла 24 мая 1972 года в Фредериксберге, Дания, после перелома
ноги. Три раза была замужем. Датская ведущая женщина немецкого кино, ставшая
одной из величайших звезд немого кино.
Нильсен была дочерью медника и прачки, оба умерли, прежде чем Нильсен
исполнилось пятнадцать лет. Ее сценический дебют состоялся еще в детстве
в хоре театра «Конгелиге» по опере Бойто «Мефистофель». Она училась в
Королевской театральной школе Копенгагена и начала сценическую карьеру
в подростковом возрасте. Она гастролировала по Скандинавии и стала одной
из самых высокооплачиваемых и популярных театральных актрис своего времени.
В 1909 году режиссер Урбан Гад предположил, что немой экран позволит ей
преодолеть датский языковой барьер, и она согласилась сняться в его фильме
«Бездна» (1910). Фильм имел успех, и Нильсен было предложено продолжить
работу в этом новом виде искусства. Немецкий дистрибьютор Пол Дэвидсон
пригласил Нильсен в Германию, где он строил киностудию, которая со временем
стала крупнейшей в Европе-Universum Film Union A-G. Нильсен и ее директор
Гад, за которого она вышла замуж, уехали в Германию и провели там следующую
четверть века. Она стала одной из настоящих суперзвезд немого кино, трагической
героиней, чья фотография во время Первой мировой войны сопровождала в
сражениях немецкие, а также британские и французские войска. Среди ее
известных послевоенных фильмов была версия «Гамлета», которая была не
столько шекспировским фильмом, сколько исследованием существовавшей тогда
теории о том, что настоящий Гамлет на самом деле был женщиной. Нильсен
исполнила главную роль. Она продолжала играть самые разнообразные роли
в Германии, а иногда и в Дании и Норвегии, никогда не теряя уважения и
популярности, которые сохраняла почти с самого начала своей карьеры. Она
отказалась от работы в кино как раз тогда, когда индустрию заполонил звук.
Если не считать одного или двух кратких выступлений в кино, ее игра впоследствии
ограничивалась сценой. Она умерла в 1972 году в возрасте 89 лет, вскоре
после пятого замужества.
Когда нацисты пришли к власти, Геббельс предложил ей собственную студию
в Германии-она отказалась. У Асты Нильсен была дочь Джеста, родившаяся
в 1901 году вне брака. Джеста покончила жизнь самоубийством в 1964 году
после смерти мужа. В 1901 году двадцатилетняя Нильсен забеременела и родила
дочь Джесту. Нильсен так и не раскрыла личность отца и предпочла воспитывать
ребенка одна с помощью матери и старшей сестры. Аста-дочь часто безработного
кузнеца и прачки. Семья Нильсен несколько раз переезжала в детстве, пока
ее отец искал работу. Была замужем пять раз. Во время Второй мировой войны
она давала деньги Аллану О. Хагедорфу, молодому датчанину, живущему в
Германии, для помощи евреям. Используя деньги, предоставленные Нильсен,
Хагедорф отправил в концентрационный лагерь Терезиенштадт такое количество
продуктовых посылок, что гестапо предупредило его. Среди прочих, Хагедорф
предложил деньги Виктору Клемпереру, ведущему дневник и филологу. Вторая
мировая война завершила ее театральную карьеру в Германии, и она снова
вернулась в Данию. Но и после войны на сцену она не вернулась. Она и ее
семья несколько лет жили в Мальме, Швеция, где ее отец работал на кукурузной
мельнице, а затем на фабрике. После того, как он потерял работу, они вернулись
жить в район Нерребро в Копенгагене. Нильсен влюбилась в российского актера
Григория Хмару (1878-1970), с которым познакомилась через их общего друга
Георга Брандеса. У них завязался длительный гражданский брак, продлившийся
с 1923 года до конца 1930-х годов.
Родился в Полтаве. По окончании школы уехал в Киев, брал частные уроки
актерского мастерства. В 1910 году был принят в Московский Художественный
театр (отобран в числе пятерых из 500 экзаменовавшихся-вместе с Софьей
Гиацинтовой, Алексеем Диким, Фаиной Шевченко и Лидией Дейкун). Среди ролей
Хмары в МХТе-боцман, а также отец Сольвейг в «Пер Гюнте», слуга Варвары
Петровны в «Николае Ставрогине», писатель Федорович в «Мысли», председатель
в «Пире во время чумы». По словам Серафимы Бирман, он был признан как
«актер удивительного сценического обаяния», Софья Гиацинтова писала, что
он «чудесно талантливый, то что называется герой». Параллельно с работой
в МХТе в 1912 году Григорий Хмара вошел в состав актеров только что образованной
Первой студии Художественного театра. Здесь он играл центральные роли
и вошел в группу самых ярких артистов Студии, таких как Евгений Вахтангов,
Михаил Чехов и Борис Сушкевич. Среди его острохарактерных студийных ролей-озлобленный
матрос Герд в «Гибели Надежды», не умеющий прощать старик Шольц в «Празднике
мира», утративший веру пастор в «Росмерсхольме». «Г. М. Хмара умел на
сцене передать остроту мысли и мрак глубокого чувства. Гердт в «Гибели
Надежды», О’Нэйль в «Потопе», Росмер-несли глубокие и скрытные ощущения,
которые только изредка прорывались наружу. Это был актер глубокого и сосредоточенного
пессимизма». Русской публике Григорий Хмара больше всего запомнился в
роли Джона Пирибингля в популярнейшем спектакле Студии-«Сверчок на печи»,
поставленном в конце 1914 года (в 1915 году на экраны вышла киноверсия
этого спектакля). «Сверчок», раз сыгранный и возбудивший громадный, неутолимый
интерес к себе, уже не выбывал из студийского репертуара и был в нем доминирующим;
до лета 1918 года был сыгран 286 раз. Конечно, афиша исполнителей частично
менялась. Только Джоном Пирибинглем всегда был Хмара. В планы Первой студии
входил «Король Лир» с Хмарой в главной роли, но после того как Григорий
Михайлович решился на эмиграцию, ему на замену был приглашен И. Н. Певцов.
В 1915 году Григорий Хмара дебютировал в кино в фильмах Б. М. Сушкевича
и А. Уральского «Сверчок на печи» и В. Туржанского «Великий Магараз».
До своего отъезда за рубеж (1922) снялся почти в двадцати фильмах. Столь
же успешно продолжил сниматься в Германии, сыграв заглавную роль в фильме
Роберта Вине «Раскольников» (1923). В 1923 году женился на датской актрисе
и звезде немецкого кино Асте Нильсен, в дуэте с которой снялся в ряде
фильмов, в частности исполнил роль Христа в фильме Вине «Иисус Назаретянин,
Царь Иудейский» (1923). В 1926 году поставил спектакль «Дама с камелиями»
с Астой Нильсен в главной роли и гастролировал с ним в Германии и США.
В 1930 году они расстались. Хмара попытался вернуться в советскую Россию,
но получил отказ. С 1932 года вместе с Верой Соловьевой, Марией Крыжановской
и Андреем Жилинским он работал в парижской труппе М. Чехова «Moscow Art
Players». Тогда же он поселился во Франции, много работал в парижских
театрах миниатюр, студиях, в том числе и собственной. В 1933 входил в
организационный комитет по созданию Дома артистов в Париже. В 1937 году
поставил в Русском театре спектакль по пьесе Романа Гуля «Азеф», сыграв
в нем роль Бориса Савинкова. Одна из его поздних удач на сцене-трагически
буффонный Шейлок в «Венецианском купце», которого он поставил в театре
«Noctambules» (1953). В 1956-1960 годах Григорий Хмара-режиссер Нового
карманного театра, поставил спектакль по рассказам А. П. Чехова, пьесы
А. Стриндберга «Возвращается ветер на круги своя» и «Кредиторы», спектакль
по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», пьесу П. Арнольда
«Линия крови». С 1946 года снова регулярно снимался в кино. Последнюю
роль сыграл в телефильме «Преступление и наказание» (1971). Автор воспоминаний,
опубликованных в журналах «Иллюстрированная Россия» (1939), «Русские записки»
(1938), «Новоселье» (1946-47). Во втором браке женат на актрисе Елизавете
Кедровой (1909-2000), в третьем браке-на балерине Александре Балашовой
(1887-1979), в четвертом браке-на журналистке и кинокритике Вере Вольман
(1912-1995). Умер 3 февраля 1970 года в Париже, похоронен на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа. Во Франции издана книга его вдовы Веры Вольман,
«Григорий Хмара-экспрессивный человек».
Актриса Аста Нильсен происходила из бедной семьи. В 14 лет она уже бросила
школу. Когда в том же году умер ее отец, ей пришлось получить торговое
образование, чтобы иметь возможность внести немного денег в жизнь своей
семьи. Но внутри у Асты Нильсен уже созрело желание стать актрисой. Она
прошла прослушивание и, как следствие, получила бесплатное драматическое
образование. В восемнадцать лет Нильсен приняли в актерскую школу Датского
королевского театра. Во время своего пребывания там она тесно училась
у датского королевского актера Питера Йерндорфа. Первые контакты с театром
она получила еще в школьные годы, где благодаря своему прекрасному голосу
присоединилась к пению Королевского театра Копенгагена. Несмотря на ее
успех в Абгрюнде, предложения фильмов из Дании оставались редкими. Поэтому
она решила найти удачу в развивающемся немецком кинобизнесе и попала в
яблочко. В мгновение ока она вообще стала первой кинозвездой в истории
кино. Вначале она играла на разных сценах, но успех еще не пришел. Ситуация
сразу изменилась, когда она познакомилась с режиссером Урбаном Гадом (1879-1947)
и зародила намерения сниматься в кино. В 1910 году вышел их первый совместный
фильм «Бездна», имевший неожиданный международный успех. Аста Нильсен
вышла замуж за режиссера Урбана Гада в 1912 году и сняла вместе с ним
около 30 фильмов. После еще нескольких успехов в Германии она подписала
выгодный контракт, который гарантировал ей восемь фильмов в год и свободу
действий для завершения съемок. В других источниках годом ее рождения
указан 1881 год. Она была настолько известна, что имя Асты стало торговой
маркой сигарет и парфюмерии. Ее красоту хвалил и Гийом Аполлинер. Своей
документацией «Аста Нильсен» (1968) она попрощалась со своей публикой.
Четыре года спустя она умерла в результате несчастного случая. Пара Нильсен/Гад
рассталась в 1915 году, и вместе с этим прекратилось и их сотрудничество.
В двадцатые годы Аста Нильсен раз за разом вытеснялась более молодыми
коллегами, ее игра привлекала меньше внимания, чем красивые лица новых
звезд. Сценарии, которые ей предлагали, впоследствии становились все хуже
и хуже, и Аста Нильсен решила вернуться в театр, где ей удалось добиться
триумфов. Лишь один раз она вернулась на экран с фильмом «Unmogliche Liebe»
(1932), ее первым и последним звуковым фильмом. Благодаря своим предыдущим
успехам она уже давно завоевала международное признание и участвовала
в продюсировании своих следующих фильмов. Она сняла «Das Liebes-ABC» (1916),
«Дору Брандес» (1916) и «Старый пациент» (1916). Оставшиеся годы Первой
мировой войны она провела в Дании. У Нильсен было четыре длительных отношения,
и она дважды была в разводе. В 1912 году она вышла замуж за датского кинорежиссера
Урбана Гада после их совместного переезда в Германию в 1911 году, чтобы
построить собственную киностудию. Они развелись в 1919 году, когда Нильсен
вышла замуж за шведского кораблестроителя Фредди Виндгарда. Этот брак
был недолгим и закончился разводом в середине 1920-х годов. Нильсен начала
отношения в конце 1960-х годов с датским коллекционером произведений искусства
Кристианом Тидом, с которым она познакомилась, когда торговала собственными
произведениями искусства. В 1970 году в возрасте 88 лет Нильсен вышла
замуж за 77-летнего Тида. Внешняя радость Нильсен и Тида по поводу свадьбы
в пожилом возрасте была отмечена в мировой прессе. После войны она вернулась
в Германию, где смогла продолжить свою карьеру.
Выборочная фильмография:
X