Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


АСТА НИЛЬСЕН
(Asta Nielsen)

Актриса родилась 11 сентября 1881 года в Вестербро, Копенгаген, Дания. Умерла 24 мая 1972 года в Фредериксберге, Дания, после перелома ноги. Три раза была замужем. Датская ведущая женщина немецкого кино, ставшая одной из величайших звезд немого кино.
Нильсен была дочерью медника и прачки, оба умерли, прежде чем Нильсен исполнилось пятнадцать лет. Ее сценический дебют состоялся еще в детстве в хоре театра «Конгелиге» по опере Бойто «Мефистофель». Она училась в Королевской театральной школе Копенгагена и начала сценическую карьеру в подростковом возрасте. Она гастролировала по Скандинавии и стала одной из самых высокооплачиваемых и популярных театральных актрис своего времени. В 1909 году режиссер Урбан Гад предположил, что немой экран позволит ей преодолеть датский языковой барьер, и она согласилась сняться в его фильме «Бездна» (1910). Фильм имел успех, и Нильсен было предложено продолжить работу в этом новом виде искусства. Немецкий дистрибьютор Пол Дэвидсон пригласил Нильсен в Германию, где он строил киностудию, которая со временем стала крупнейшей в Европе-Universum Film Union A-G. Нильсен и ее директор Гад, за которого она вышла замуж, уехали в Германию и провели там следующую четверть века. Она стала одной из настоящих суперзвезд немого кино, трагической героиней, чья фотография во время Первой мировой войны сопровождала в сражениях немецкие, а также британские и французские войска. Среди ее известных послевоенных фильмов была версия «Гамлета», которая была не столько шекспировским фильмом, сколько исследованием существовавшей тогда теории о том, что настоящий Гамлет на самом деле был женщиной. Нильсен исполнила главную роль. Она продолжала играть самые разнообразные роли в Германии, а иногда и в Дании и Норвегии, никогда не теряя уважения и популярности, которые сохраняла почти с самого начала своей карьеры. Она отказалась от работы в кино как раз тогда, когда индустрию заполонил звук. Если не считать одного или двух кратких выступлений в кино, ее игра впоследствии ограничивалась сценой. Она умерла в 1972 году в возрасте 89 лет, вскоре после пятого замужества.
Когда нацисты пришли к власти, Геббельс предложил ей собственную студию в Германии-она отказалась. У Асты Нильсен была дочь Джеста, родившаяся в 1901 году вне брака. Джеста покончила жизнь самоубийством в 1964 году после смерти мужа. В 1901 году двадцатилетняя Нильсен забеременела и родила дочь Джесту. Нильсен так и не раскрыла личность отца и предпочла воспитывать ребенка одна с помощью матери и старшей сестры. Аста-дочь часто безработного кузнеца и прачки. Семья Нильсен несколько раз переезжала в детстве, пока ее отец искал работу. Была замужем пять раз. Во время Второй мировой войны она давала деньги Аллану О. Хагедорфу, молодому датчанину, живущему в Германии, для помощи евреям. Используя деньги, предоставленные Нильсен, Хагедорф отправил в концентрационный лагерь Терезиенштадт такое количество продуктовых посылок, что гестапо предупредило его. Среди прочих, Хагедорф предложил деньги Виктору Клемпереру, ведущему дневник и филологу. Вторая мировая война завершила ее театральную карьеру в Германии, и она снова вернулась в Данию. Но и после войны на сцену она не вернулась. Она и ее семья несколько лет жили в Мальме, Швеция, где ее отец работал на кукурузной мельнице, а затем на фабрике. После того, как он потерял работу, они вернулись жить в район Нерребро в Копенгагене. Нильсен влюбилась в российского актера Григория Хмару (1878-1970), с которым познакомилась через их общего друга Георга Брандеса. У них завязался длительный гражданский брак, продлившийся с 1923 года до конца 1930-х годов.
Родился в Полтаве. По окончании школы уехал в Киев, брал частные уроки актерского мастерства. В 1910 году был принят в Московский Художественный театр (отобран в числе пятерых из 500 экзаменовавшихся-вместе с Софьей Гиацинтовой, Алексеем Диким, Фаиной Шевченко и Лидией Дейкун). Среди ролей Хмары в МХТе-боцман, а также отец Сольвейг в «Пер Гюнте», слуга Варвары Петровны в «Николае Ставрогине», писатель Федорович в «Мысли», председатель в «Пире во время чумы». По словам Серафимы Бирман, он был признан как «актер удивительного сценического обаяния», Софья Гиацинтова писала, что он «чудесно талантливый, то что называется герой». Параллельно с работой в МХТе в 1912 году Григорий Хмара вошел в состав актеров только что образованной Первой студии Художественного театра. Здесь он играл центральные роли и вошел в группу самых ярких артистов Студии, таких как Евгений Вахтангов, Михаил Чехов и Борис Сушкевич. Среди его острохарактерных студийных ролей-озлобленный матрос Герд в «Гибели Надежды», не умеющий прощать старик Шольц в «Празднике мира», утративший веру пастор в «Росмерсхольме». «Г. М. Хмара умел на сцене передать остроту мысли и мрак глубокого чувства. Гердт в «Гибели Надежды», О’Нэйль в «Потопе», Росмер-несли глубокие и скрытные ощущения, которые только изредка прорывались наружу. Это был актер глубокого и сосредоточенного пессимизма». Русской публике Григорий Хмара больше всего запомнился в роли Джона Пирибингля в популярнейшем спектакле Студии-«Сверчок на печи», поставленном в конце 1914 года (в 1915 году на экраны вышла киноверсия этого спектакля). «Сверчок», раз сыгранный и возбудивший громадный, неутолимый интерес к себе, уже не выбывал из студийского репертуара и был в нем доминирующим; до лета 1918 года был сыгран 286 раз. Конечно, афиша исполнителей частично менялась. Только Джоном Пирибинглем всегда был Хмара. В планы Первой студии входил «Король Лир» с Хмарой в главной роли, но после того как Григорий Михайлович решился на эмиграцию, ему на замену был приглашен И. Н. Певцов. В 1915 году Григорий Хмара дебютировал в кино в фильмах Б. М. Сушкевича и А. Уральского «Сверчок на печи» и В. Туржанского «Великий Магараз». До своего отъезда за рубеж (1922) снялся почти в двадцати фильмах. Столь же успешно продолжил сниматься в Германии, сыграв заглавную роль в фильме Роберта Вине «Раскольников» (1923). В 1923 году женился на датской актрисе и звезде немецкого кино Асте Нильсен, в дуэте с которой снялся в ряде фильмов, в частности исполнил роль Христа в фильме Вине «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (1923). В 1926 году поставил спектакль «Дама с камелиями» с Астой Нильсен в главной роли и гастролировал с ним в Германии и США. В 1930 году они расстались. Хмара попытался вернуться в советскую Россию, но получил отказ. С 1932 года вместе с Верой Соловьевой, Марией Крыжановской и Андреем Жилинским он работал в парижской труппе М. Чехова «Moscow Art Players». Тогда же он поселился во Франции, много работал в парижских театрах миниатюр, студиях, в том числе и собственной. В 1933 входил в организационный комитет по созданию Дома артистов в Париже. В 1937 году поставил в Русском театре спектакль по пьесе Романа Гуля «Азеф», сыграв в нем роль Бориса Савинкова. Одна из его поздних удач на сцене-трагически буффонный Шейлок в «Венецианском купце», которого он поставил в театре «Noctambules» (1953). В 1956-1960 годах Григорий Хмара-режиссер Нового карманного театра, поставил спектакль по рассказам А. П. Чехова, пьесы А. Стриндберга «Возвращается ветер на круги своя» и «Кредиторы», спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», пьесу П. Арнольда «Линия крови». С 1946 года снова регулярно снимался в кино. Последнюю роль сыграл в телефильме «Преступление и наказание» (1971). Автор воспоминаний, опубликованных в журналах «Иллюстрированная Россия» (1939), «Русские записки» (1938), «Новоселье» (1946-47). Во втором браке женат на актрисе Елизавете Кедровой (1909-2000), в третьем браке-на балерине Александре Балашовой (1887-1979), в четвертом браке-на журналистке и кинокритике Вере Вольман (1912-1995). Умер 3 февраля 1970 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Во Франции издана книга его вдовы Веры Вольман, «Григорий Хмара-экспрессивный человек».
Актриса Аста Нильсен происходила из бедной семьи. В 14 лет она уже бросила школу. Когда в том же году умер ее отец, ей пришлось получить торговое образование, чтобы иметь возможность внести немного денег в жизнь своей семьи. Но внутри у Асты Нильсен уже созрело желание стать актрисой. Она прошла прослушивание и, как следствие, получила бесплатное драматическое образование. В восемнадцать лет Нильсен приняли в актерскую школу Датского королевского театра. Во время своего пребывания там она тесно училась у датского королевского актера Питера Йерндорфа. Первые контакты с театром она получила еще в школьные годы, где благодаря своему прекрасному голосу присоединилась к пению Королевского театра Копенгагена. Несмотря на ее успех в Абгрюнде, предложения фильмов из Дании оставались редкими. Поэтому она решила найти удачу в развивающемся немецком кинобизнесе и попала в яблочко. В мгновение ока она вообще стала первой кинозвездой в истории кино. Вначале она играла на разных сценах, но успех еще не пришел. Ситуация сразу изменилась, когда она познакомилась с режиссером Урбаном Гадом (1879-1947) и зародила намерения сниматься в кино. В 1910 году вышел их первый совместный фильм «Бездна», имевший неожиданный международный успех. Аста Нильсен вышла замуж за режиссера Урбана Гада в 1912 году и сняла вместе с ним около 30 фильмов. После еще нескольких успехов в Германии она подписала выгодный контракт, который гарантировал ей восемь фильмов в год и свободу действий для завершения съемок. В других источниках годом ее рождения указан 1881 год. Она была настолько известна, что имя Асты стало торговой маркой сигарет и парфюмерии. Ее красоту хвалил и Гийом Аполлинер. Своей документацией «Аста Нильсен» (1968) она попрощалась со своей публикой. Четыре года спустя она умерла в результате несчастного случая. Пара Нильсен/Гад рассталась в 1915 году, и вместе с этим прекратилось и их сотрудничество. В двадцатые годы Аста Нильсен раз за разом вытеснялась более молодыми коллегами, ее игра привлекала меньше внимания, чем красивые лица новых звезд. Сценарии, которые ей предлагали, впоследствии становились все хуже и хуже, и Аста Нильсен решила вернуться в театр, где ей удалось добиться триумфов. Лишь один раз она вернулась на экран с фильмом «Unmogliche Liebe» (1932), ее первым и последним звуковым фильмом. Благодаря своим предыдущим успехам она уже давно завоевала международное признание и участвовала в продюсировании своих следующих фильмов. Она сняла «Das Liebes-ABC» (1916), «Дору Брандес» (1916) и «Старый пациент» (1916). Оставшиеся годы Первой мировой войны она провела в Дании. У Нильсен было четыре длительных отношения, и она дважды была в разводе. В 1912 году она вышла замуж за датского кинорежиссера Урбана Гада после их совместного переезда в Германию в 1911 году, чтобы построить собственную киностудию. Они развелись в 1919 году, когда Нильсен вышла замуж за шведского кораблестроителя Фредди Виндгарда. Этот брак был недолгим и закончился разводом в середине 1920-х годов. Нильсен начала отношения в конце 1960-х годов с датским коллекционером произведений искусства Кристианом Тидом, с которым она познакомилась, когда торговала собственными произведениями искусства. В 1970 году в возрасте 88 лет Нильсен вышла замуж за 77-летнего Тида. Внешняя радость Нильсен и Тида по поводу свадьбы в пожилом возрасте была отмечена в мировой прессе. После войны она вернулась в Германию, где смогла продолжить свою карьеру.

Выборочная фильмография:

X