Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ОДРИ ХЕПБЕРН
(Audrey Hepburn)

Актриса родилась 4 мая 1929 года в Икселе, Брюссель, Бельгия. Умерла 20 января 1993 года в Толохназе, Во, Швейцария (рак аппендикса). Имя при рождении Одри Кэтлин Растон. Ее рост 174 см. Ее мать, баронесса Элла Ван Хемстра, была голландской дворянкой, а ее отец, Джозеф Виктор Энтони Растон, родился в Узице, Богемия, в семье англичан и австрийцев. После развода родителей Одри уехала с матерью в Лондон, где пошла в частную школу для девочек. Позже, когда ее мать вернулась в Нидерланды, она также посещала частные школы. Пока она отдыхала с матерью в Арнеме, Нидерланды, гитлеровская армия захватила город. Именно здесь она пережила тяжелые времена во время нацистской оккупации. Одри страдала от депрессии и недоедания. После освобождения она поступила на стипендию в балетную школу в Лондоне, а позже начала карьеру модели. Как модель она была грациозна и, казалось, нашла свою нишу в жизни, пока не позвонили кинопродюсеры. В 1948 году, после того как продюсер заметил ее моделью, она подписала контракт на эпизодическую роль в европейском фильме «Nederlands in zeven lessen» (1948). Позже у нее была говорящая роль в фильме 1951 года «Рассказ молодых жен» (1951) в роли Евы Лестер. Роль по-прежнему была невелика, поэтому она отправилась в Америку, чтобы попытать там счастья. Одри сразу же получила известность в США благодаря роли в фильме «Римские каникулы» (1953). Этот фильм имел оглушительный успех, и она получила «Оскар» как лучшая актриса. 25 сентября 1954 года вышла замуж за актера Мела Феррера. Она также снялась в фильме «Сабрина» (1954), за который получила еще одну номинацию на премию «Оскар». Снялась в фильмах «Забавная мордашка» (1957) и «Любовь после полудня» (1957). Она получила еще одну номинацию на премию «Оскар» за роль в фильме «История монахини» (1959). 17 июля 1960 года она родила первого сына Шона Хепберна Феррера. Одри достигла вершины своей карьеры, сыграв Холли Голайтли в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961), за который она получила еще одну номинацию на «Оскар». Она снова добилась коммерческого успеха, сыграв Регину Лэмперт в шпионском спектакле «Шарада» (1963). Одна из самых ярких ролей Одри была в прекрасной постановке «Моя прекрасная леди» (1964). После нескольких других фильмов, в первую очередь «Двое в пути» (1967), она получила награду и еще одну номинацию в фильме «Подождем до наступления темноты» (1967). В 1967 году Одри решила уйти из кино, пока была на вершине. Она развелась с Мелом Феррером в 1968 году. 19 января 1969 года она вышла замуж за доктора Андреа Дотти. 8 февраля 1970 года она родила второго сына Луку Дотти в Лозанне. Время от времени она появлялась на киноэкране. В 1988 году она стала специальным послом фонда ЮНИСЕФ Организации Объединенных Наций, помогающего детям в Латинской Америке и Африке, и сохраняла эту должность до 1993 года. Журнал People назвал ее одной из 50 самых красивых людей в мире. Последним ее фильмом был «Навсегда» (1989). Одри Хепберн умерла в возрасте 63 лет 20 января 1993 года в Толохназе, Швейцария, от рака аппендикулярного отдела. Всего она снялась в 31 фильме высокого качества. Ее элегантность и стиль всегда будут помнить в истории кино, о чем свидетельствует то, что она была включена в список «100 лучших кинозвезд всех времен» журнала Empire. Первый мужем Одри был актер Мел Феррер. Всего у актрисы два ребенка. Часто снималась с ведущими мужчинами, которые были значительно старше ее. Часто играла классных женщин из высшего общества. Часть играла очаровательных персонажей, которые стараются легкомысленно относиться к своим проблемам. Была первой кандидаткой на главную роль в картине «Вкус меда» (1961). Актриса отказалась от ролей в картинах «Николай и Александра» (1971), «Изгоняющий дьявола» (1973), «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), «Мост слишком далеко» (1977) и «Поворотный пункт» (1977), сдержав слово не возвращаться в актерскую профессию, а посвятить себя воспитанию сыновей. В 1990 году в ее честь была названа порода тюльпанов. В 1953 году она получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Римские каникулы». 25 марта 1954 года она получила награду от уважаемого президента Академии Джина Хершолта. Приняв награду, Одри от волнения чмокнула его в губы, а не в щеку. Через несколько минут после получения «Оскара» Одри поняла, что потеряла его. Быстро развернувшись на ступенях Центрального театра в Нью-Йорке, она помчалась обратно в дамскую комнату, забрала награду и была готова позировать для фотографий. Нареченная просто Одри Кэтлин Растон, ее мать баронесса Элла Ван Хемстра временно изменила имя своей дочери с «Одри» на «Эдда» во время войны, чувствуя, что «Одри» может слишком сильно указывать на ее британские корни. Во время войны быть англичанином в оккупированных Нидерландах не было преимуществом. Это могло привлечь внимание оккупационных немецких войск и привести к заключению или даже депортации. После войны ее отец Джозеф Виктор Энтони Растон нашел документы о своих предках, некоторые из которых носили фамилию «Хепберн». Именно тогда он добавил его к своему имени, из-за чего ее дочери также пришлось добавить Хепберн к своему официальному имени, таким образом, Одри Кэтлин Хепберн-Растон. Свободно говорила на английском, голландском, испанском, французском и итальянском языках. Она выросла на двух языках: говорит по-английски и по-голландски (что приводит к ее уникальному акценту). На протяжении всей своей жизни она с большим успехом использовала многоязычие в международной прессе как в своей карьере актрисы, так и в гуманитарной сфере. Недолго рассматривалась на главную роль в «Клеопатре» (1963), но роль досталась Элизабет Тейлор. Она призналась, что ела луковицы тюльпанов и пыталась испечь хлеб из травы в тяжелые дни Второй мировой войны. Отказалась от главной роли в фильме «Дневник Анны Франк» (1959), потому что была слишком стара для этой роли. Спустя годы, в 1990 году, во время своей гуманитарной карьеры она сопровождала композитора Майкла Тилсона Томаса и Симфонический оркестр Нового Света, чтобы рассказать отрывки из дневника Франка для написанного им симфонического произведения «Из дневника Анны Франк» в небольшом туре по США и Лондону. Доходы от всех концертов пошли на пользу ЮНИСЕФ. Во время битвы при Арнеме 16-летняя Одри была медсестрой-добровольцем в голландском госпитале. Госпиталь принял много раненых солдат союзников, одним из которых юная Одри помогла вылечить молодого британского парашютиста и будущего режиссера по имени Теренс Янг. Более 20 лет спустя Янг снял Хепберн в фильме «Подождем до наступления темноты» (1967). Во время Второй мировой войны жила в Арнеме, Нидерланды. Она работала с голландским метрополитеном, давала балетные представления для сбора пожертвований на антинацистские усилия и время от времени работала курьером. Она также получила танцевальное образование, а позже изучала балет в Лондоне. В 1993 году она стала тринадцатой исполнительницей, получившей Тройную корону актерского мастерства. «Оскар»-лучшая женская роль в фильме «Римские каникулы» (1953), театральная премия «Тони»-за лучшую женскую роль в пьесе «Ундина» (1954) и телевизионная премия «Эмми»-за выдающиеся личные достижения. Платья для фильмов ей шил Hubert de Givenchy. Ее самым большим сожалением в кино было то, что она не получила роль Энн Бэнкрофт в картине «Поворотный пункт» (1977). «Это был единственный фильм, который ускользнул от меня». Отказался от главной роли в «Жижи» (1958) в пользу «Забавной мордашки» (1957). По иронии судьбы, ее агент сначала отклонил фильм, но Хепберн отменила это решение после прочтения сценария. Ее мать, баронесса Элла Ван Хемстра, появляется в эпизодической роли посетителя уличного кафе, а ее йоркширский терьер появляется в роли собаки в корзине во время съемок поезда «Анна Каренина». Хепберн не хотела расставаться с мужем Мелом Феррером, поэтому съемки парижских сцен были приурочены к съемкам Феррером «Елены и мужчины» (1956). В сценарий пришлось включить не по сезону дождливую погоду в Париже, особенно во время сцены фотосессии с воздушными шарами. Во время съемок парижских сцен большая часть съемочной группы и актеров были в напряжении из-за беспорядков и политического насилия, охвативших город. Промозглая погода испортила съемку танцевальной сцены со свадебным платьем. И Фред Астер, и Хепберн постоянно скользили по грязной и скользкой траве. В «Веселой мордашке» ей посчастливилось спеть несколько песен. В ее следующем полнометражном мюзикле «Моя прекрасная леди» (1964) ее певческий голос был дублирован Марни Никсон, к большому разочарованию Хепберн. Портрет лица, По словам режиссера Уилльяма Фридкина, Одри была первым выбором Warner Bros. на роль Крис МакНила в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) после ее кассовых успехов в постановках студии «История монахини» (1959), «Моя прекрасная леди» (1964) и «Подождем до наступления темноты» (1967). Она согласилась бы сниматься только в том случае, если бы фильм был снят в Риме, чтобы она могла остаться дома и воспитывать своих сыновей. И Фридкин, и писатель Уилльям Питер Блетти отклонили предложение и, в конце концов, выбрали Эллен Берстин. 1 ноября 1992 года у Хепберн был диагностирован рак аппендикса (не рак толстой кишки, как его часто ошибочно называют). Рак распространился на слизистую оболочку ее тонкой кишки. Во время операции ей удалили один фут кишечника, и она прошла курс химиотерапии, но во время второй операции было решено, что рак распространился слишком далеко и не поддается лечению. Ее сын Шон Хепберн Феррер считает, что болезнь, вероятно, развилась в течение предыдущих пяти лет. С 1980 года до своей смерти она жила вместе со своим партнером, голландским актером Робертом Уолдерсом, в Швейцарии. Ее знаменитое «маленькое черное платье» из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961), созданное Юбером де Живанши, было продано на аукционе Christie's примерно за 920 000 долларов в 2006 году. Спасла жизнь своей подруге актрисе Капуцин, которая несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Познакомилась с будущим мужем Мелом Феррером на вечеринке, устроенной Грегори Пеком. Именно Феррер прислал Хепберн сценарий «Ундины», которую Хепберн согласилась сыграть на Бродвее, в котором пара снялась вместе. Дружила с актрисой Евой Габор. Однажды она призналась, что не согласилась бы на роль Элизы Дулиттл в фильме «Моя прекрасная леди» (1964), если бы знала, что продюсер Джек Л. Уорнер планировал дублировать все ее пение. Хепберн предложили роль японской невесты с Марлоном Брандо в «Сайонаре» (1957), но она отказалась. Позже она объяснила, что «ни в коем случае не могла бы сыграть восточного стиля. Никто бы мне не поверил, они бы засмеялись. Однако это прекрасный сценарий, я знаю, что я могу, а что нет. И если бы вы меня убедили, вы бы пожалели об этом, потому что я был бы ужасен». Сломала спину во время съемок сцены верховой езды в фильме «Непрощенная» (1960). Рассматривалась на роль Тони Громеко в фильме «Доктор Живаго» (1965), но вместо нее была выбрана Джеральдина Чаплин. Была близким другом Грегори Пека, Бена Газзары и французской актрисы Капуцин. В декабре 1992 года президент Джордж Буш вручил ей Президентскую медаль свободы в знак признания ее работы в ЮНИСЕФ. Она не присутствовала на церемонии из-за рака. Почти вышла замуж за Джеймса Хэнсона, бизнесмена, после съемок «Римские каникулы» (1953). Атласное свадебное платье цвета слоновой кости было создано сестрами Фонтана, но Хепберн отменила свадьбу в последнюю минуту. Ее последняя гуманитарная миссия для ЮНИСЕФ была в Сомали в сентябре 1992 года. Сообщалось, что к концу поездки у нее начались боли в животе, что привело к тому, что два месяца спустя у нее диагностировали рак. Страдала водобоязнью, состоянием, которое сильно мешало ей в некоторых сценах в фильме «Двое в пути» (1967). Когда режиссер позвал коллегу по фильму Альберта Финни бросить Хепберн в бассейн, дайверы были переведены в режим ожидания (за кадром) только для того, чтобы успокоить актрису после того, как стало известно, что у нее болезненный страх перед водой. Искусство было одним из ее давних увлечений, она рисовала истории, когда была ребенком, чтобы отвлечься от хронических голодных болей во время Второй мировой войны. Став взрослой, она начала рисовать, чтобы скоротать время, будучи беременной сыном Лукой. Образцы ее работ можно увидеть в книге «Одри Хепберн: элегантный дух». Помимо первого сына Шона Хепберна Феррера, Хепберн еще четыре раза беременела от своего мужа Мела Феррера (в 1954, 1958, 1965 и 1967 годах). Однако во всех этих случаях у нее случались выкидыши. Она дважды забеременела от доктора Андреа Дотти. Родила в 1970 году второго сына Луку, но в 1974 году у нее случился выкидыш. Она прослушивалась и пробовала костюм на роль Лигии в «Камо грядеши?» (1951), но MGM отказала ей, потому что в то время она была слишком неизвестна, и пригласила Дебору Керр. Когда Хепберн была на последней стадии болезни, пресса сфотографировала ее, когда она была дома, и опубликовала фотографии, к большому неодобрению всех, кто ее знал. Актриса имела отличную репутацию благодаря своему профессионализму и почти всегда хорошо ладила со своими коллегами по фильму и режиссерами. Училась балету в Лондоне у мадам Рамбер, позже известной как дама Мари Рамбер. Она согласилась на свою последнюю роль в фильме «Навегда» (1989) просто из-за возможности поработать с режиссером Стивеном Спилбергом. Хепберн была тронута фильмом Спилберга «Инопланетянин» (1982) после того, как взяла своего младшего сына на его просмотр в Рим, и заметила: «Этот человек-гений!» С тех пор она поклялась поработать с ним. Должна а сыграть главную роль в экранизации романа Генри Сесила «Судья не под залог», который должен был стать продолжением фильма Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад». Хепберн должна была сыграть дочь английского судьи, которая заручается поддержкой вора (Лоуренс Харви), чтобы оправдать своего отца, судью Верховного суда, арестованного за убийство проститутки. Хепберн выбыла из проекта, когда забеременела, и это, наряду с последующими изменениями в британском законодательстве, касающемся проституции, привело к тому, что Хичкок потерял интерес к проекту, и он так и не был реализован. Несколько лет спустя Хепберн снялась вместе с Кэри Грантом в фильме «Шарада» (1963), который иногда называют «лучшим фильмом Хичкока, который Хичкок так и не снял». Владеет 5 языками: английским, французским, испанским, итальянским и голландским. Во время съемок фильма «Непрощенная» (1960) увеличила свою привычку курить до 60 сигарет в день. Как и другие пятикратные номинанты, Энн Бэнкрофт и Дженнифер Джонс, выиграли «Оскар» за лучшую женскую роль в своей первой номинации, но больше не выигрывали в последующих номинациях. После кончины Хепберн ее могила в Толохназе, Во, Швейцария, стала одной из самых больших туристических достопримечательностей в Европе, поскольку люди со всего мира посещают ее, собирая сотни тысяч людей круглый год. Одри Хепберн постоянно называют одним из самых вдохновляющих кумиров в карьере, моде и гуманитарной деятельности. Была первоначально выбрана Сесилом Б. Демиллем на роль Нефретири в его библейском эпосе «Десять заповедей» (1956), но ее фигура была сочтена слишком стройной для прозрачных египетских платьев, и роль досталась Энн Бакстер. Курить начала в 1944 году, и привычка осталась на всю жизнь. Одно время она курила по три пачки в день. После съемок «Римские каникулы» (1953) Грегори Пек сообщил продюсерам, что, поскольку Одри Хепберн непременно получит «Оскар» (это ее первая значительная роль), им лучше поставить ее имя над заголовком. Интересно, то первоначально главную роль в картине «Завтрак у Тиффани» (1961) должна была играть Мэрилин Монро. Считается, что интенсивное курение сигарет с 15 лет повышает вероятность развития рака аппендикса. Были планы выйти замуж за Роберта Уолдерса, который ранее был женат на актрисе Мерл Оберон. Ее второй муж, Андреа Дотти, умер в Риме 30 сентября 2007 года после осложнений после колоноскопии. Дядя был взят немцами в заложники во время Второй мировой войны и расстрелян. Черное платье, которое она носила в «Завтраке у Тиффани», было выставлено на аукцион в конце 2014 года примерно за 70 000 фунтов стерлингов, а на самом деле было продано за 410 000 фунтов стерлингов. Некоторые гонорары актрисы: «Завтрак у Тиффани» (1961)-750 тысяч долларов, «Моя прекрасная леди» (1964)-1 миллион долларов, «Как украсть миллион» (1966)-750 тысяч долларов, «Двое в дороге» (1967)-750 тысяч долларов, «Подождем до наступления темноты» (1967)-750 тысяч долларов +10% от прибыли, «Робин и Мэриан» (1976)-1 миллион долларов, «Узы крови» (1979)-1 миллион долларов + % от прибыли, «Навсегда» (1989)-1 миллион долларов.
Актриса получила «Оскар» за лучшую роль в картине «Римские каникулы» (1953). А также почетную награду в 1993 году, уже после ее смерти. Также Одри имела четыре номинации за роли в фильмах «Сабрина» (1954), «История монахини» (1959), «Завтрак у Тиффани» (1961) и «Подождем до наступления темноты» (1967). Актриса получила телевизионную премию «Эмми» за роль в картине «Сады Мира» (1993). Британская киноакадемия вручила актрисе свой приз «BAFTA» за роли в картинах «Римские каникулы» (1953), «История монахини» (1959), «Шарада» (1963) и почетный приз в 1992 году, а номинировала за лучшие роли в фильмах «Сабрина» (1954) и «Война и мир» (1956). Итальянская киноакадемия вручила актрисе свой приз «David di Donatello» за лучшие роли в картинах «История монахини» (1959), «Завтрак у Тиффани» (1961) и «Моя прекрасная леди» (1964). Также у Одри есть «Золотой глобус» за роль в картине «Римские каникулы» (1953), две специальные награды в 1955 и 1990 годах, а также множество номинаций за роли в фильмах «Война и мир» (1956), «Любовь после обеда» (1957), «История монахини» (1959), «Завтрак у Тиффани» (1961), «Шарада» (1963), «Моя прекрасная леди» (1964), «Двое на дороге» (1967) и «Подождем до наступления темноты» (1967). Также у актрисы есть музыкальная премия «Grammy» за альбом сказок для детей (1994), а также номинация за альбом к фильму «Завтрак у Тиффани» (1961). На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне Одри была признана лучшей актрисой за роль в фильме «История монахини» (1959), В 1960 году у актрисы появилась звезда на Голливудской аллее славы.
Она сумела добиться того, чего не достигают таланты гораздо более крупные. Уроженка Брюсселя, в итало-американском фильме, поставленном по самому гениальному из всех существующих романов, по роману глубоко русскому, она так сыграла роль героини, что наибольший успех сопутствовал ей среди зрителей России. Самые требовательные, самые строгие ценители романа «Война и мир» были покорены Одри Хепберн, ее исполнением роли Наташи Ростовой. Фильм Кинга Видора-попытка серьезно, с творческим увлечением экранизировать гениальную эпопею Толстого. Вдумчивое, бережное отношение к великому литературному оригиналу-вот что прежде всего внушает уважение в фильме. Тут есть удачи, но немало и того, что у нашего зрителя вызывает ироническую, а то и досадливую улыбку. То московский извозчик аляповато загримирован под оперного дьякона, то гвардейские офицеры на вечеринке 1806 года усердно копируют красноармейский ансамбль песни и пляски. Да и не только эти детали-не получился в фильме Кутузов, бледен и маловыразителен Анд-рей Болконский, совсем неудачен Платон Каратаев, Элен-стандартная голливудская «дива». Даже интересная актерская работа Генри Фонды (Пьер Безухов)-далеко не бесспорна. Но вот в окне дома, мимо которого идут отправляющиеся в поход войска, появилась девушка в желтом платье. Нервное узкое лицо, огромные-в пол-лица-глаза, детски-тонкие руки и ключицы, столь острые, что вот-вот они прорежут кожу. И ощущение какой-то нервной эманации, какого-то, я бы сказал, свечения жизни. Ничего еще не произошло, произнесены два-три слова, несколько жестов…а в зале трепет: «Она!» А, собственно, почему «она»? Вот эта вот до невероятия худющая девушка, полуребенок, поначалу чуть нескладная, что ли. Она-Ростова? Да, тут же сами даете себе ответ, причем подсказан он, этот ответ, не столько разумом, сколько сердцем, чувством. Я несколько раз задумывался и проверял себя, смотря эти кадры: в чем же секрет того странного, до удивительности необычного ощущения, которое возникает при первом появлении Хепберн на экране? Только ли в том, что мы мысленно «примеряем» созданный ею образ к тому, который сложился у нас раньше? Это, конечно, играет важную роль, но странный завораживающий эффект ее появления, мне кажется, в ином. Вспомните у Толстого-«черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Некрасивая? Да! В том-то и дело, что эта на редкость обаятельная и привлекательная актриса в первой сцене кажется нам действительно некрасивой. Некрасивость проступает и в подчеркнутой, какой-то пронзительной худобе, в трудно уловимой дисгармонии в чертах лица (подчас она действительно большеротая!). И одновременно-бесконечно живая! Живость-не в суетливости, а в очень чутком восприятии окружающего, ибо источник ее-рвущийся наружу жар внутренней жизни. Так при первом появлении перед зрителями Одри Хепберн заставляет нас почувствовать в своей героине примат внутренней красоты. А чем дальше идет фильм, тем больше разных и удивительно поэтичных граней характера героини раскрывает нам актриса.
Сцену первого бала Наташи можно смотреть много раз-и все время будешь получать полное эстетическое наслаждение. А ведь тут нет острого, напряженного драматизма, исключительных коллизий, как нет и особо выигрышного для актрисы действия. Скорее, все происходящее-приезд на бал, приглашение к танцу, вальс с князем Андреем-только рама, обрамляющая внутреннюю «диалектику души» героини, волны отчаяния и надежды, попеременно вздымающиеся в девичьем сердце. И когда мы видим во весь экран лицо Хепберн-Наташи, то на нем так и вспыхивают, гаснут, набегают тенью или освещают лучом надежды ее свежие, трогательные чувства. И когда думаешь об ее игре в этот момент, то кажется бестактным обычное словцо критики-художественные приемы. Бестактным, ибо не актерская техника, а действительно глубочайшие переживания, искреннее волнение, сама жизнь, захватившая все существо актрисы, видна теперь на экране. Мне довелось в очередной раз смотреть «Войну и мир», когда текст шел на итальянском языке, которого я не понимал. Кстати, современная техника дублирования дала нам очень много, не дав одного: слышать истинный голос артиста, а у Одри Хепберн он исключительно богатого тембра и является важнейшим компонентом ее актерского обаяния. Однако в сцене бала ясно было все до последнего нюанса-так красноречиво было лицо Хепберн. Вот она пытается принять независимый вид, дескать, мне бал не в диковинку, и тут же в дрожании ресниц, в трепетном дыхании мы видим и жадное любопытство, и страх, и надежду, и всю ту бурю переживаний, которая в этот момент происходит в ее душе. И вот действительно появляется в лице что-то независимое и в то же время слабое, ну да, конечно, это же Наташа говорит своему брату, чтобы он не приглашал ее на танцы, ибо подумают, будто у нее нет кавалеров. А вот она стоит в стороне, одна, и как вздрагивают непроизвольно ее губы, какая тоска и страх в блестящем взгляде, что, право же ты начинаешь ощущать целую драму. Ведь подумаешь, что такого-первый выезд девушки на бал, но мы прочли в лице актрисы все драмы и трагедии, все отчаяния мира и весь блеск его воскресших надежд, ибо для юной, чистой, восторженной души первый бал-это весь мир со всеми его потрясениями, и всеми его радостями. О Хепберн-Наташе можно писать много. Но отмечу лишь еще одно. Задумывались ли вы над таким простым вопросом-кого же по-настоящему глубоко и сильно любит Наташа? Князя Андрея? Анатоля? У Льва Толстого в черновиках к роману говорится, что через все поступки и действия Наташи проходит предчувствие своей любви к Пьеру. Виктор Шкловский проницательно заметил, что Хепберн, вряд ли зная об этой записи Толстого, инстинктивно, с проницательностью настоящего художника, передала эту важную черту в характере своей героини. В самом деле, если вспомните, как она с первых встреч с каким-то внутренним теплом каждый раз встречает Пьера, как именно Пьеру она подчиняется, уже готовая бежать с Анатолем, как бесконечно разнообразно и в то же время целеустремленно она ведет эту линию в фильме-и вы тотчас же почувствуете, как закономерно сближаются судьбы Наташи и Пьера. Конечно, появятся еще и другие исполнительницы роли Наташи Ростовой. Быть может, они и превзойдут Хепберн. Но то, что было сделано ею, наверно, долго не забудется. Очень уж мы полюбили эту худенькую и обаятельную героиню. Знакомство советского зрителя с Одри Хепберн происходило с забавным нарушением хронологии. Так в 1963 году на наших экранах шел фильм «Смех в раю». Там в эпизодической и бессловесной роли официантки мы снова встретились с Одри. Но именно слово «снова» тут меньше всего подходит. Дело в том, что «Смех в раю»-это первая картина, в которой снималась актриса. Ее, молодую, начинающую балерину, выступавшую на лондонской сцене, заметил режиссер Марио Дзампа. В Лондон же Одри Хепберн приехала из Брюсселя, где родилась 4 мая 1929 года. Там же она окончила балетную школу и намеревалась посвятить свою жизнь театру. Однако славу дало ей кино. После «Смеха в раю» она снялась еще в четырех фильмах и тоже в эпизодических ролях. А затем уехала в Нью-Йорк, где выступала на Бродвее в музыкальных театрах. Однажды среди зрителей оказался режиссер Уильям Уайлер. Он и пригласил Одри на главную роль в свой фильм «Римские каникулы». Вот когда пришел успех и признание. Американская кинокритика писала, что без Одри Хепберн «Римские каникулы» были бы попросту заурядной, длинной, сентиментальной картиной. В самом деле, банальный, типично голливудский сюжет. Своего рода перелицовка мотива из «Тысячи и одной ночи». Только вместо калифа-принцесса, вместо Багдада-современный Рим. Все завершается традиционно-благородной концовкой: журналист и фотограф, покоренные принцессой, отказываются от своего сенсационного репортажа. Но почему же, почему же и сейчас, если где-нибудь в окраинном кинотеатре или в клубе идут «Римские каникулы», мы, не жалея времени, идем еще и еще раз посмотреть этот далеко не первоклассный фильм? Секрет, думается, в Одри Хепберн. Во французском киножурнале мне удалось прочесть упрек Хепберн: она, мол, играет только то, что заложено в ее личном, индивидуальном облике. Словом, она не владеет талантом перевоплощения. Таким, скажем, как Николай Черкасов, который в кино играл царевича Алексея, а в театре-Петра I. Да, Хепберн-актриса одного диапазона. Но одного-не значит однообразного. Играя в «Римских каникулах» юную девушку, она совсем не предвосхищала Наташу Ростову-она создала свой, оригинальный, живой, непосредственный образ. В нем масса тонкого юмора, удивительно милой непосредственности, какого-то мягкого такта, ненавязчивого, скорее, даже скрытого душевного благородства. Вот почему, даже если подряд посмотреть Одри-принцессу и Одри-Наташу Ростову, не почувствуешь никакого однообразия, увидишь очень живые и очень поэтичные вариации жизненного типа. За фильм «Римские каникулы» Хепберн была присуждена премия американской киноакадемии («Оскар»). Принимая ее, актриса сказала: «Бывает, что тебе дают то, до чего еще надо подрасти. Так получилось и со мной». В 1954 году она сыграла главную роль в комедии Билли Уайлдера «Сабрина». Тут тоже был несложный и довольно банальный сюжет: дочь шофера, служащего у богатого хозяина, два сына хозяина, которые влюбляются в девушку, один из них-пустой малый, другой-положительный, сначала преуспевает ловелас, но все кончается благополучно-девушка достается лучшему. Журнал «Филмз энд филминг» писал, что эта ее роль «заставляет считать актерскую работу в «Римских каникулах» ученическим этюдом». Наконец, в 1956 году ее пригласил Кинг Видор сниматься в «Войне и мире». По окончании съемок режиссер сказал: «Единственно, в чем я уверен-это в Наташе». В последующие годы Одри выступает во многих комедиях, в том числе и музыкальных-«Забавная мордашка» (1957) Стенли Донена, «Любовь после полудня» (1957) Б. Уайлдера, «История монашенки» (1959) Фреда Циннемана, «Непрощенная» (1960) Джона Хьюстона, «Самый громкий шепот» (1962) У. Уайлера и в других. В прошлом, 1963 году она снялась у Ричарда Квина в картине «Париж, когда он шипит», в детективе Стенли Донена «Шарада». Самая последняя ее работа-главная роль в экранизации известного музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», поставленного по мотивам «Пигмалиона» Б. Шоу. Актриса много снимается и далеко не всегда это хорошие (в смысле роста актрисы) роли. Но даже в стандартные пустячки она привносит обаяние своей неповторимой индивидуальности. У Хепберн собственная форма высокого профессионализма-искренность, непосредственность, удивительная пластичность движений. А главное-глубочайшее убеждение, что на сцене надо не играть, а жить!

Выборочная фильмография:

«Навсегда» (1989)
«Все они смеялись» (1981)
«Узы крови» (1979)
«Робин и Мэриан» (1976)
«Дождись темноты» (1967)
«Двое в пути» (1967)
«Как украсть миллион» (1966)
«Моя прекрасная леди» (1964)
«Париж, когда там жара» (1964)
«Шарада» (1963)
«Детский час» (1961)
«Завтрак у Тиффани» (1961)
«Непрощенная» (1960)
«История монахини» (1959)
«Зеленые поместья» (1959)
«Любовь после полудня» (1957)
«Забавная мордашка» (1957)
«Война и мир» (1956)
«Сабрина» (1954)
«Малышка из Монте Карло» (1953)
«Римские каникулы» (1953)
«Засекреченные люди» (1952)
«История молодых жен» (1951)
«Мы едем в Монте-Карло» (1951)
«Банда с Лавендер Хилл» (1951)
«Смех в раю» (1951)
«Зернышко дикого овса» (1951)