Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dario Argento

ДАРИО АРДЖЕНТО
(Dario Argento)

Знаменитый режиссер родился 7 сентября 1940 года в Риме. Его отец Сальваторе был кинопродюсером, а мать-бразильской супермоделью.
Свою карьеру Дарио начал кинокритиком для газеты «Paese Sera». Он не пошел учиться в колледж после окончания школы. В 20-летнем возрасте он стал профессиональным сценаристом и присоединился к Бернардо Бертолуччи для написания сценария к картине Сержио Леоне «Однажды на диком Западе» (1967).
Написав еще несколько сценариев, Ардженто привлек внимание Гоффредо Ломбардо-главы студии «Titanus» и сделал свой режиссерский дебют с картиной «Птица с хрустальными крыльями» (1970).
В 80-х годах Ардженто помогал в работе своему протеже, молодому режиссеру Микеле Соави. Но вскоре тот отошел от режиссерской деятельности, так как стал ухаживать за своей тяжело больной женой.
В 90-х годах Ардженто открыл в Риме магазин-музей под названием «Пурпурно-красный», в котором находятся многочисленные предметы из многочисленных фильмов ужасов. В подвале магазина демонстрируются спецэффекты из некоторых его фильмов. Заведует музеем давний друг режиссера Луиджи Коззи. Магазин сравним с лондонским домом-музеем под названием «Запрещенная планета».
Режиссер имеет прозвища «итальянский Альфред Хичкок» и «Висконти насилия».
Ардженто имеет привычку вставлять в свои фильмы шутки и приколы. Брайан Де Пальма много позаимствовал из этого багажа режиссера.
Дарио Ардженто появился в эпизоде картины Джона Лэндиса «Невинная кровь» (1992).
Первый американский фильм режиссера «Травма» (1994).
Джон Карпентер часто признал, что ранние картины Ардженто повлияли на его фильм «День всех святых» (1978).
Картина «Опера» (1987) снималась в театре Пармы, где ставился спектакль «Макбет». Съемки сопровождались реальными несчастиями. Сначала умер отец режиссера, потом Ванесса Рэдгрейв отказалась сниматься перед самым началом работы, на съемочной площадке у Ардженто возникли нешуточные проблемы со своей невестой и давней партнершей Дарьей Николоди, среди членов съемочной бригады начались необъяснимые болезни, один из актеров был сбит машиной.
Картина «Синдром Стендаля» (1996) стала первым итальянским фильмом, в котором использовались компьютерные спецэффекты. Кроме того, начальная сцена фильма действительно была снята в галерее Уффици во Флоренции. Ардженто стал единственным режиссером, которому разрешили снимать в галерее. Интересно, что права на показ картины в США приобрела одиозная студия «Troma».
Во всех картинах режиссера руки убийцы в черных перчатках принадлежат ему самому. От этой практики Ардженто отошел только в последних фильмах.
Ардженто продюсировал режиссерский дебют своей дочери Аси под названием «Scarlet Diva».
Некоторые цитаты режиссера: «Я люблю женщин, особенно красивых. Если у них красивое лицо и фигура, я предпочитаю, чтобы убивали именно их, а не уродливого парня или девушку», «Я люблю русское кино. Дзига Вертов-мой любимый режиссер. Также мне нравятся Тарковский и Эйзенштейн», «По поводу моей картины «Феномены» я могу сказать следующее. Мне всегда нравились насекомые, а когда я услышал, что их используют для разгадки преступлений, то начал писать сценарий этой картины. Вы знаете, как много видов насекомых исчезают бесследно. Большинство людей не любят их и хотят убить. Но мне кажется, что насекомые также имеют душу. Люди хотят сохранить китов и дельфинов, но всем наплевать на насекомых. Я вегетарианец, потому что не хочу убивать то, что употребляю в пищу», «Мой любимый фильм «Пурпурно-красный» (1975). Дэвид Хэммингс играл именно так, как сыграл бы его героя я сам. Это очень сильный фильм, очень жестокий. И поэтому цензоры искромсали его невероятно. В некоторых странах его урезали почти на час».
В детстве Дарио любил произведения братьев Гримм, Ганса-Христиана Андерсена и Эдгара Аллана По.
Режиссер отличается тем, что часто использует крупные планы глаз, особенно убийцы. Часто главный герой в его фильмах имеет творческую профессию: музыканта или писателя. Закадровый текст всегда читает сам Ардженто.
Режиссер имеет двух дочерей. Он так никогда и не женился на своей давное подруге и сценаристе Дарье Николоди.
Любимый режиссер Ардженто Ингмар Бергман.
Часто сценарии фильмов режиссера содержат странные научные или медицинские факты.
В трех первых своих фильмах в жанре «giallo» режиссер прибегал к сценарной помощи Брайана Эдгара Уолласа, сына знаменитого писателя Эдгара Уолласа.
Режиссер-большой поклонник футбольного клуба «Лацио».
Режиссер был членом жюри Берлинского международного кинофестиваля в 2001 году.
На Амстердамском кинофестивале фантастического кино в 2001 году Ардженто вручили приз за достижения в карьере. Аналогично поступили в 2000 году на кинофестивале «Cinequest» в Сан-Хосе.
На кинофестивале «Fantafestival» в 1985 году Ардженто вручили специальный приз «FantaItaly».
На кинофестивале «Fantasporto» картины режиссера «Феномены» (1985) и «Опера» (1987) номинировались на Гран-при.
На Каталонском международном кинофестивале Ардженто был признан лучшим режиссером за картину «Пурпурно-красный» (1975), а в 1999 году ему вручили почетный приз за достижения в карьере. Здесь Вы можете увидеть документальный фильм «Dario Argento: An Eye for Horror» (2000) на английском языке.

Выборочная фильмография:

«Третья мать» (La Terza madre), 2007
«Вам нравится Хичкок?» (Ti piace Hitchcock?), 2005
«Картежник» (Il Cartaio), 2004
«Я не могу спать» (Non ho sonno), 2001
«Алая дива» (Scarlet Diva), 2000
«Призрак оперы» (Il Fantasma dell'opera), 1998
«Восковая маска» (Maschera di cera), 1997
«Синдром Стендаля» (La Sindrome di Stendhal), 1996
«Травма» (Trauma), 1993
«Секта» (La Setta), 1991
«Два злобных взгляда» (Due occhi diabolici), 1990
«Церковь» (La Chiesa), 1989
«Опера» (Opera), 1987
«Демоны-2» (Demoni 2), 1986
«Демоны» (Demoni), 1985
«Феномены» (Phenomena), 1985
«Тень» (Tenebre), 1982
«Ад» (Inferno), 1980
«Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead), 1978
«Вздох» (Suspiria), 1977
«Пурпурно-красный» (Profondo rosso), 1975
«Пять дней» (Le Cinque giornate), 1973
«Свидетель» (Testimone oculare), 1973
«Четыре мушки из серого бархата» (4 mosche di velluto grigio), 1971
«Кот с девятью хвостами» (Il Gatto a nove code), 1971
«Птица с хрустальными крыльями» (L’Uccello dalle piume di cristallo), 1970
«Веревка и кольт» (Une corde, un Colt), 1969
«Однажды на диком Западе» (C'era una volta il West), 1968