Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

David Cronenberg

ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ
(David Cronenberg)

Знаменитый режиссер родился 15 марта 1943 года в Торонто. Рост режиссера 175 см. Отец режиссера был владельцем книжного магазина, а одно время работал обозревателем газеты «Toronto Telegram». Мать-пианистка, работала аккомпаниатором в национальном балете Канады. Он дважды был женат, имеет троих детей.
Предки режиссера-литовцы, немцы, датчане и евреи. До 12 лет он хорошо играл на классической гитаре. Дэвид восхищается Уилльямом Бэрроузом и Владимиров Набоковым. В юности Дэвид предлагал свои научно-фантастические рассказы журналам, но ни один из них не был опубликован. В 1971 году Кроненберг получил грант от Канадского совета и отправился на полгода в Европу. Во Франции он написал сценарии и снял три ролика для телевидения.
Его картина «Дрожь» (снятая за 380 тысяч канадских долларов, а принесшая 5 миллионов) первоначально имела более звучное название «Оргия кровавых паразитов». Режиссер был председателем жюри Каннского кинофестиваля в 1999 году.
Картину «Эксзистенция» (1999) режиссер снял по собственному сценарию: первому со времен картины «Видеодром» (1983). Картина «Выводок», навеянная болезненным личным разводом Кроненберга и судебной тяжбой по поводу опеки над ребенком, имела бюджет 1, 4 миллиона долларов.
Картина «Столкновение» с бюджетом 6 миллионов долларов едва избежала запрета в Англии, а в США ее прокат был на полгода задержан Тедом Тернером. В картине «Бешеный» снялась порнозвезда Мэрилин Чамберс, хотя первоначально режиссер хотел пригласить неизвестную актрису Сиси Спейсек.
Бюджет картины «Быстрая компания» составил более миллиона долларов. Спонсором выступила компания «Motor Oil», а в главной роли снялась девушка «Плейбоя» ноября 1969 года Клаудиа Дженнингс. В конце 90-х годов ходили слухи, что режиссер должен сесть в режиссерское кресло картины «Основной инстинкт-2». Кроненберг должен был сесть в режиссерское кресло картины «Полное восстановление памяти» (1990), он даже написал сценарий, но в итоге уступил место Полю Верховену.
Картина «Сканнеры», имевшая первоначальными вариантами названия «The Sensitives» и «Telepathy 2000», имела бюджет 4 миллиона долларов. Фильмы режиссера чаще всего сопряжены с мутациям, паразитами или анормальными медицинскими обстоятельствами. Он часто в своих фильмах использует откровенную кровавую бойню.
Кроненберг снял один эпизод телесериала «Пятница 13» в 1987 году, а тринадцать лет спустя появился в фильме «Пятница 13-10» (2001). Режиссеру предложили снять картину «Возвращение джедая» (1983), но он отказался. Режиссер согласился на отсрочку получения своего гонорара, лишь бы снять картину «Паук».
Картина, побудившая Дэвида стать режиссером, называется «Cites winter kept us warm» (1965), демонстрировавшаяся в университете Торонто, когда он был студентом. Он восхищается жучками, паучками и другими насекомыми, которых часто использует в своих фильмах.
Дэвид Кроненберг и Мартин Скорсезе со смехом вспоминают их первую встречу. Скорсезе, испытавший неблагоприятную реакцию на свой фильм «Таксист» (1975), обнаружил, что многие люди считают его маниакальным типом. А он, в свою очередь, насмотревшись фильмов Кроненберга, очень боялся с ним встретиться, предполагая, что канадский режиссер должен быть буйным и ужасным персонажем.
Режиссер заинтересовался произведением Уилльяма Бэрроуза 1959 года, по которому снял фильм «Обед нагишом» (1991) еще в 1981 году. Режиссер рассказывал, что когда писал сценарий, то почувствовал, что пишет настолько близко к стилю Уилльяма Бэрроуза, что «мог написать его следующую книгу».
Некоторые цитаты режиссера: «Я не считаю, что делаю то же самое, что режиссеры Джон Карпентер, Джордж Ромеро и даже Альфред Хичкок, как считают многие. Мы просто играем в разные вещи», «Понимаю, что технология расширяет человеческое тело. Это неизбежно, и к этому необходимо приспосабливаться», «Однажды мой дантист сказал мне: «У меня достаточно проблем в жизни, так почему я должен смотреть ваши фильмы!?», «Каждый человек-безумный ученый, а жизнь-лаборатория. Мы все пытаемся экспериментировать, чтобы найти способ прожить, решить проблемы, отгородиться от безумия и хаоса», «Цензоры имеют обыкновение делать то, что делают только психи: они смешивают реальность с иллюзиями».
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала на свой приз «Сатурн» картины «Мертвая зона» и «Муха» за лучшую режиссуру, а фильм «Намертво связанные» за лучший сценарий.
На кинофестивале фантастического кино в Амстердаме картина «Экзистенция» получила Гран-при. На международном кинофестивале в Аворьязе картина «Мертвая зона» получила приз критиков и номинировалась на Гран-при, а картина «Намертво связанные» получила главную награду.
На Берлинском кинофестивале картина «Обед нагишом» номинировалась на «Золотого медведя», а фильм «Экзистенция» также претендовал на главную награду, а получил приз за выдающиеся достижения в искусстве.
На Брюссельском международном кинофестивале фантастических фильмов картина «Видеодром» получила Гран-при (вместе с фильмом «Кровавая баня в доме смерти», 1984).
На Каннском кинофестивале картина «Столкновение» претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» и получила специальный приз жюри, картины «Паук» и «История насилия» также номинировались на Гран-при, а в 2006 году Кроненбергу вручили почетный приз за достижения в области кино.
Французы и итальянцы номинировали картину «История насилия» на свои призы «Сезар» и «David di Donatello» как лучший иностранный фильм. На кинофестивале «Fantafestival» картина «Мертвая зона» получила Гран-при и приз зрительских симпатий.
На международном кинофестивале во Фландерсе в 2002 году режиссер получил специальный приз жюри за достижения в области киноискусства, а фильм «Паук» номинировался на Гран-при. На кинофестивале «Fantasporto» картина «Сканнеры» получила главный приз, а фильмы «Муха», «Намертво связанные» и «Обед нагишом» номинировались на него.
На международном кинофестивале в Торонто фильм «Паук» получил Гран-при.
На Каталонском международном кинофестивале картина «Дрожь» получила приз за лучшую режиссуру, фильм «Бешеный» был награжден за лучший сценарий, а лента «Выводок» удостоился специального приза жюри. Там же в Ситгее картина «Экзистенция» номинировалась на Гран-при, в 2002 году фильм «Паук» также номинировался на главный приз и награду за лучшую режиссуру.
Канадцы наградили своего земляка призом «Genie» за лучшую режиссуру картины «Видеодром» (вместе с Бобом Кларком и его фильмом «Рождественская история»); лучшую режиссуру, сценарий и лучший фильм «Намертво связанные»; лучшую режиссуру картины «Обед нагишом»; лучшую режиссуру и сценарий фильма «Столкновение»; лучшую режиссуру картины «Паук».
У режиссера есть несколько номинаций на родной приз: за лучшую режиссуру и сценарий картины «Сканнеры»; лучший сценарий фильма «Видеодром»; лучшие фильмы «Столкновение» и «Экзистенция», а также короткометражку «Камера». В 1999 году режиссер получил Звезду на канадской Аллее славы.

Выборочная фильмография:

«История насилия» (A History of Violence), 2005
«Паук» (Spider), 2002
«Пятница 13-10» (Friday the 13th-10. Jason X), 2001
«Камера» (Camera), 2000
«Воскрешение» (Resurrection), 1999
«Экзистенция» (eXistenZ), 1999
«Последняя ночь» (Last Night), 1998
«Столкновение» (Crash), 1996
«Сканнер-полицейский-2» (Scanner Cop II), 1995
«Сканнер-полицейский» (Scanner Cop), 1994
«Миссис Баттерфляй» (M. Butterfly), 1993
«Сканнеры-3. Овладение» (Scanners III: The Takeover), 1992
«Сканнеры-2. Новый порядок» (Scanners II: The New Order), 1991
«Обед нагишом» (Naked Lunch), 1991
«Ночное племя» (Nightbreed), 1990
«Намертво связанные» (Dead Ringers), 1988
«Муха» (The Fly), 1986
«В ночи» (Into the Night), 1985
«Мертвая зона» (The Dead Zone), 1983
«Видеодром» (Videodrome), 1983
«Сканнеры» (Scanners), 1981
«Выводок» (The Brood), 1979
«Быстрая компания» (Fast Company), 1979
«Бешеный» (Rabid), 1977
«Дрожь» (Shivers), 1975