Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Edward Wood

ЭДВАРД ВУД
(Edward Wood)

Худший режиссер всех времен родился 10 октября 1924 года в Нью-Йолрке, умер 10 декабря 1978 года в Голливуде от сердечного приступа.
В декабре 1978 года из-за финансовых затруднений Эду вместе с женой Кэти пришлось переселиться в дом престарелого бывшего актера фильмов ужасов Питера Коэ, где Вуд и умер во время просмотра матча по американскому футболу, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Умирая, Эд кричал из спальни, обращаясь к Кэти, что он не может дышать. Но жена игнорировала его крики все 90 минут, пока шел матч. Когда она вошла в спальню, Эд был уже мертв. Дело в том, что Эд так часто кричал подобное, что Кэти уже привыкла и оставляла крики без внимания.
Интересно, что Эд Вуд является одним из самых плодовитых писателей США, если принимать его публикации, а не качество произведений. Начиная с 1963 года и до своей смерти в 1978 году, он написал 80 романов и несколько сот рассказов, не считая киносценариев для своих и чужих фильмов.
Эд Вуд в плане отношения к профессии был похож на Орсона Уэллса, который стремился контролировать каждый этап и аспект создания своей картины, правда, с одним исключением: Вуд был абсолютно бесталанным человеком. Интересно, что сам Вуд считал своим прототипом именно Уэллса-единственного на то время человека в Голливуде, который был сценаристом, режиссером и актером в одном лице. Хотя Вуд был таким не от избытка таланта, а от желания сэкономить деньги и время.
Во время Второй мировой войны Вуд служил на морском флоте. Во время американского вторжения на Тараву японский солдат прикладом выбил у Вуда передние зубы. Впоследствии Эд служил на юге Тихого океана, где оружием повредил себе ногу, которая подверглась гангрене. Оставшуюся часть службы он провел штабным писарем и был уволен в запас в 1944 году со скандалом: выяснилось, что под воинским обмундированием он носил женское нижнее белье розового цвета. Интересно, что Вуд был награжден пятью военными наградами.
После возвращения с войны Вуд некоторое время проучился в университете Чикаго, а потом присоединился к странствующему карнавалу, где сначала развлекал публику, откусывая головы у живых цыплят, а потом стал звездой аттракциона «Полумужчина-полуженщина». Он изображал бородатую женщину, для чего отпускал бородку, одевался в женскую одежду и прилеплял грудь собственного изготовления.
В детстве Вуд увлекался комиксами, дешевыми журналами и желтой литературой, а также очень любил кино, особенно вестерны. Он часто пропускал школьные занятия, чтобы сходить в кинотеатр.
Мать Эда Лилиан хотела, чтобы у нее родилась девочка, поэтому до 12 лет одевала Эда в платье и юбки. В итоге Вуд стал трансвеститом, но с нормальной сексуальной ориентацией.
В юности Эд работал билетером в кинотеатре, а также пел и играл на ударных инструментах в квартете. Одной из первых любительских съемок Вуда было падения подбитого самолета, чем он очень гордился.
В 1998 году по сценарию Эда Вуда была снята картина «Я проснулся рано утром в день, когда я умер» с Билли Зейном и Кристиной Риччи в главных ролях. После короткого провального проката в Нью-Йорке картина легла на полку и вышла только на видеокассетах, только в Германии, и то только из-за ранее подписанного контракта.
Девизом Вуда было знаменитое изречение Пикассо: «Главный враг созидательности-хороший вкус!», второй тезис режиссера «Чем хуже, тем лучше!»
Эд Вуд переехал в Голливуд в 1947 году и сначала работал дублером, трюкачом, а также снимался в массовке.
Режиссер часто снимал одних и тех же актеров: Белу Лугоши, 300-пудового рэстлера Тора Джонсона, бесталанную блондинку Долорес Фуллер, предтечу Кассандры Петерсен (Эльвиры) по имени Вампира, ясновидящего Крисвелля, постаревшую звезду 30-х годов Лайла Талбота.
По-настоящему режиссер был женат один раз: с 1956 года до своей смерти на Кэти Вуд, которая умерла 26 июля 2006 года. Их брак так никогда и не был зарегистрирован.
Вуд часто использовал псевдонимы. Одним из них был Akdov Telmig-задом-наперед это получается gimlet vodka (стопка водки). В конце своей жизни Вуд пил только виски «Империал» и водку «Попов».
После смерти режиссера журнал «Variety» забыл напечатать его некролог. Первая жена Вуда Норма Маккарти выгнала его из дома в их брачную ночь, когда обнаружила, что он носит женское нижнее белье. Развод состоялся шесть месяцев спустя.
Вуд снимал очень и очень быстро: до 30 сцен за рабочий день, в то время, как другие режиссеры не более одной. Вуд практически не делал дублей, даже если оригинал был с дефектом.
Летающие тарелки из картины режиссера «План номер 9 из космоса» были куплены в детском игрушечном магазине. В картине Вуда «Невеста монстра» герой дрался с резиновым чудовищем-осьминогом, которого должен был «оживлять» моторчик. Но так как чудовище Вуд с товарищами украл ночью со студии «Republic studios», то мотор они прихватить забыли. Кроме того, перед съемками у осьминога оторвали одно из щупалец.
Режиссер очень любил изделия из ангоры. В конце жизни литература стала единственным источником дохода Вуда, после того, как он перестал снимать порнографические фильмы и начал спиваться.
Режиссер одновременно мог работать над несколькими проектами, а также заниматься несколькими делами: смотреть телевизор, есть, пить, а также печатать на пишущей машинке и разговаривать.
За роль Белы Лугоши в картине «Эд Вуд» (1994) режиссера Тима Бартона актер Мартин Ландау на старости лет получил свой первый «Оскар» как лучший актер второго плана.
В конце жизни режиссера преследовали серьезные финансовые проблемы, и он часто продавал свои сценарии всего за 100 долларов.
Вуд часто изыскивал средства для финансирования своих фильмов весьма своеобразными способами. Например, для картины «План номер 9 из космоса» он привлек деньги баптистской церкви. В обмен на финансирование баптисты потребовали изменить название фильма с «Расхитителей могил из космоса», настояли, чтобы член их прихода снялся в одной из главных ролей, чтобы все актеры до начала съемок приняли баптизм, а также убрали из сценария сцены, которые показались им неприличными. В результате всего этого продюсеры и дистрибьюторы картины обвинили Вуда, что фильм абсолютно нерентабелен в коммерческом смысле, что повергло несчастного режиссера в глубочайшую депрессию.
Режиссеры живут в постоянном стрессе: такова профессия. И если что-то не получается, если охватывают напряжение и нервозность, то одни спасаются сигаретами, другие алкоголем. В вот Эд Вуд надевал плиссированную юбку и пуловер из ангорской шерсти. Человек, которому мир обязан такими картинами, как «План номер девять из космоса» (1955) и «Месть душителя» (1956), чувствовал себя уютно и легко в дамском белье.
Эд, еще будучи солдатом на Второй мировой войне, носил, как гетеросексуальный трансвестит, под формой бюстгальтер. То, что сегодня в эпоху свободы нравов можно каждый день увидеть по телевизору, вызвало настоящую сенсацию в пятидесятые годы. Фетишисты никак не вписывались в салонный стиль, и страсть Эда Вуда к пушистой ангоре и парикам «под платиновую блондинку» сделала его аутсайдером в послевоенном Голливуде.
Подружки Эда замечали его странное поведение лишь после того, как все их пуловеры постепенно растягивались, так как Эд примерял их тайком, и расставались с ним, возмущенные предполагаемой извращенностью Вуда. Печальную известность Эд Вуд приобрел, однако, не из-за своей привязанности к дамской одежде, а благодаря на редкость плохим фильмам, которыми он потчевал ничего не подозревающую публику.
Он делал свои фильмы за несколько дней, используя минимум средств. Даже самая неудачная сцена почти никогда не переснималась. В фильмах Вуда работали его друзья: прорицатель Крисвелль, трансвестит Банни Брэкинридж, борец Тор Джонсон, телеведущая Вампира и многие другие странные личности.
Одна из сторон индустрии развлечений: когда слава уже прошла, а вместо нее подстерегает безумие. Самой известной звездой у Вуда был легендарный Дракула тридцатых годов Бела Лугоши, превратившийся в морфиниста, погруженного в воспоминания о былой славе. В надежде вернуть былой успех он дал уговорить себя на участие в дешевых шокирующих фильмах Вуда. Венгерский исполнитель роли Дракулы все еще считался синонимом ужаса, и его имя на афишах, рекламирующих фильмы Эда Вуда, казалось, должно было гарантировать приятную дрожь, хотя в них ничего, кроме раскачивающихся декораций, скучных диалогов и бессмысленных сюжетов не предлагалось.
Почти все плохо отзывались о фильмах Эда Вуда. Зрителей пятидесятых годов нисколько не занимало и не интересовало, что в качестве летающих тарелок использовались покрашенные колпаки для автомобильных колес, что для декорации кабины самолета были взяты два стула и занавеска из душа, что после смерти Лугоши его роль доигрывал некий хиромант, лицо которого всегда было скрыто под капюшоном. Все эти невероятные детали ничуть не интересовали публику пятидесятых. Для нее Эд Вуд был просто бездарным киношником, каким и оставался всю свою жизнь.
В конце шестидесятых годов Вуд снимал порнофильмы и зарабатывал хорошие деньги, штампуя дешевые эротические серии. Став алкоголиком, он умер в возрасте 54 лет в 1978 году. А после его смерти произошло чудо, наступил апофеоз.
В начале восьмидесятых годов в определенных кинокругах вновь возник интерес к фильмам Эда Вуда. Это было для него как бы периодом ренессанса. Его с почтением называли самым плохим режиссером в истории кино, его фильмы широко прошли на многих кинофестивалях. Эд Вуд стал культовой фигурой, классическим американским героем, который верил в доброе начало в себе и других, даже когда все ополчились против него. Кинозрители научились ценить непроизвольную комичность его произведений, критики обнаружили в его работах примитивный сюрреализм.
На лекциях по постмодернизму размышляли о захватывающей двойственности вымыслов Вуда: его фильмы не являются убедительно «реалистичными», но из-за своего несовершенства постоянно причисляются к «произведениям искусства». Вуд был реабилитирован в кинокругах и признан деконструктивистом первой волны.
Вершиной начавшейся эпопеи стал фильм Тима Бартона «Эд Вуд» (1994). Проект стоимостью в 25 миллионов долларов как дань режиссеру, для которого бюджет в 25 тысяч был огромной суммой. Избалованный успехом Тим Бартон восхищен энтузиазмом и оптимизмом неудачника. Бартон всегда понимал, что прагматическое отсутствие стиля у Вуда является, в сущности, сугубо индивидуальным, узнаваемым стилем. Кроме того, он и сам считал себя первым по низкопробности в пятидесятых годах.
Ибо Тим Бартон так же, как Эд Вуд, обязан своим прорывом одному престарелому исполнителю ролей в фильмах ужасов. Без поддержки Винсента Прайса его первая проба в режиссуре, короткометражный фильм «Винсент», никогда не удалась бы. Подобно тому, как Бела Лугоши в последний раз снялся у Вуда, Винсент Прайс сыграл свою последнюю роль в фильме Тима Бартона «Эдвард руки-ножницы» (1990). Поэтому вряд ли какой-либо другой режиссер смог бы лучше Бартона показать на экране необычную жизнь любителя дамского белья и неудачливого автора-воплотителя своих замыслов.
Фильм «Эд Вуд» стал памятником, которого заслужил несравненный неудачник из Голливуда. Такими могли бы стать фильмы Вуда, если бы, кроме энтузиазма у него была еще хоть искорка таланта. Всю свою жизнь Вуд пытался заниматься искусством, не идя на компромиссы, никогда не сдаваясь. Он постоянно терпел неудачи и, вероятно, до самой смерти так и не понял, что он как бы между прочим превратил неудачу в форму искусства.

Выборочная фильмография:

«Горячий лед» (Hot Ice), 1978
«Некромания» (Necromania: A Tale of Weird Love), 1971
«Пир любви» (The Love Feast), 1969
«Оргия мертвецов» (Orgy of the Dead), 1965
«Анатомия психоза» (Anatomy of a Psycho), 1961
«План номер 9 из космоса» (Plan 9 from Outer Space), 1959
«Ночь упырей» (Night of the Ghouls), 1959
«Месть девственниц» (Revenge of the Virgins), 1959
«Невеста и чудовище» (The Bride and the Beast), 1958
«Невеста монстра» (Bride of the Monster), 1955
«Глен или Гленда» (Glen or Glenda), 1953