Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ЭЛЬЗА ЛАНЧЕСТЕР
(Elsa Lanchester)

Актриса родилась 28 октября 1902 года в Лондоне, Англия. Умерла 26 декабря 1986 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США от бронхопневмонии. Рост 162 см. Один раз была замужем с 1929 года за знаменитым актером нетрадиционной сексуальной ориентации Чарльзом Лафтоном до самой его смерти в 1962 году. Естественно, детей у пары не было.
Эльза Салливан Ланчестер родилась в нетрадиционной семье на рубеже 20-го века. Ее родители, Джеймс «Шамус» Салливан и Эдит «Бидди» Ланчестер, были социалистами-весьма активными членами Социал-демократической федерации в довольно широком смысле-и не верили в институт брака и привязанность к каким-либо условностям и законности, если уж на то пошло. Ее мать фактически была помещена в приют в 1895 году ее отцом и старшими братьями из-за того, что она не была замужем за Джеймсом. Инцидент получил в мировой прессе название «Ланчестерское дело о похищении». У Эльзы было огромное желание стать классической танцовщицей, и с этой целью в 10 лет ее мать записала ее в знаменитую школу Айседоры Дункан в Бельвю в Париже в 1912 году. Но неопределенность Первой мировой войны привела ее домой всего через два года. В 12 лет ее отправили в школу-интернат совместного обучения в Кингс-Лэнгли, Хартфордшир, Англия, чтобы преподавать уроки танцев в обмен на ее образование и питание. В 1918 году она была нанята учителем танцев в школе Маргарет Моррис на острове Уайт. Помимо танцев, она любила мюзик-холлы того периода, поэтому в 1920 году она дебютировала в мюзик-холле в роли египетской танцовщицы. Примерно в то же время она основала Детский театр в Сохо в Лондоне и несколько лет преподавала там. Она дебютировала на сцене в 1922 году в пьесе Вест-Энда «Тридцать минут на улице». В 1924 году она и ее партнер Гарольд Скотт открыли в Лондоне ночной клуб под названием «Пещера гармонии». Они ставили одноактные пьесы Пиранделло и Чехова и пели песни кабаре. Позже она собирала и записывала эти и многие другие. Это место часто посещали литераторы, такие как Олдос Хаксли, Герберт Уэллс, а также кинорежиссер Джеймс Уэйл, который работает в лондонском театре и вскоре станет режиссером самых известных фильмов ужасов на Бродвее и в Голливуде. Ланчестер была занята, в том числе, по ее собственному признанию, позированием обнаженным для художников. Во время комического представления 1926 года в «Полуночных безумствах» в лондонском Metropole член британской королевской семьи вышла, когда спела «Пожалуйста, не продавайте больше выпивки моему отцу». Она закрыла свой ночной клуб в 1928 году, когда ее карьера в кино началась всерьез. Возможно, не красавица в более общепринятом смысле, Ланчестер, безусловно, была красива в образе молодой женщины с вздернутым носом, придававшим ей дерзкое, озорное выражение, тем более поразительным своими большими, выразительными темными глазами и пухлыми губами. У нее была гибкая фигура, которую она несла с уверенностью своего танцевального прошлого. Ее голос был ярким и отчетливым, с восхитительным порывом и трелью, почти шотландской картавостью. То, что щелкнуло на сцене, сделало бы то же самое и в кино. Ее первое появление в кино было на самом деле в любительском фильме друга и автора Эвелин Во под названием «Алая женщина: церковная мелодрама» (1925). Ее официальный дебют в кино состоялся в британском фильме «Один из лучших» (1927). Она продолжала работать на сцене и в 1927 году познакомилась с довольно хладнокровным, но увлеченным своим делом актером Чарльзом Лафтоном. Он появился с ней в трех из четырех фильмов, снятых Ланчестер в 1928 году (три из них были написаны для нее Гербертом Уэллсом). Они также сыграли несколько пьес и поженились в 1929 году. По словам Ланчестер, через два года она обнаружила, что Лафтон был гомосексуалистом, но они оставались женатыми до его смерти в 1962 году. Ланчестер заявила в интервью 1958 года, что она придерживалась отдельного карьерного пути от ее мужа. Время от времени они появлялись вместе, пройдя через 1931 год в нескольких умных пьесах, включая «Жену Потифара» (1931) с Лоуренсом Оливье. Она поставила пьесу «Отложенный платеж» в Лондоне в 1930 году, а затем последовала за ней на Бродвей в 1931 году. MGM предложила ей контракт в 1932 году. В 1933 году продюсер Александр Корда проводил кастинг своей «Частной жизни Генриха VIII» (1933) и решил, что Лафтон был идеальным выбором, а его жена была бы такой же идеальной, как одна из шести жен Генри. Ее универсальность указывала на роль с некоторыми комедийными элементами и больше подходила к карикатуре. Она больше всего походила на знаменитый портрет Ганса Гольбейна Анны Клевской (четвертой жены Генриха, которая на самом деле была несколько более некрасивой, чем изображенный художником). В костюме Ланчестер была очаровательна, если не поразительна. Ее интерпретация Анны была идеальной интеграцией с самой собой, а ее сцена с Лафтоном, неформально играющим в карты на брачном ложе и принимающим решение об аннулировании брака, является кульминацией фильма. Конечно, было бы трудно упомянуть ее кинокарьеру 1930-х годов, не упомянув одну роль, которая навсегда ее преследовала, «Невеста Франкенштейна» (1935). Приехав в Голливуд с Лафтоном в 1932 году (но не навсегда до 1939 года), Ланчестер снялась всего в нескольких фильмах до 1935 года и была настолько разочарована приемом Голливуда, что вернулась в Лондон на передышку. Ее быстро отозвал старый друг из Лондона, коллега по сцене и кино Джеймс Уэйл, ныне известный режиссер фильмов «Франкенштейн» (1931) и «Человек-невидимка» (1933). Он хотел, чтобы она сыграла две роли в «Невесте»: автора Мэри Шелли и невесту. Центральной шуткой создания фильма был слоган: «Кто будет невестой Франкенштейна? Кто посмеет?». Действительно, это был не медовый месяц для нее. В течение примерно десяти дней Ланчестер была замотана в ярды бинтов и покрыта густым гримом. Прическа «я упала с самосвала, тормозила чем попало» была выполнена путем расчесывания ее по клетке из проволочной сетки. Ланчестер была в настоящей агонии, ее глаза были широко открыты для длинных дублей, и это отражалось в ее взгляде ужаса. Крики и шипение ее монстра (основанные на звуках лебедей в Риджентс-парке в Лондоне) были записаны на пленку, а затем воспроизводились в обратном направлении, чтобы усилить эффект. Она была восхитительно мелодраматична и живописна в роли Уоллстонкрафт, а ее невеста стала культовой. Многие считали «Невесту Франкенштейна» (1935) лучшим из фильмов ужасов Золотого века. Ланчестер выделилась в своем следующем фильме с Лафтоном в следующем году, темном «Рембрандте» Корды, но до конца десятилетия она снялась еще в нескольких фильмах. В 1940-е годы она была занята вдвойне-по паре фильмов в год, восстанавливая свои любимые скетчи из музыкальных ревю. Она выступала в течение 10 лет в Turnabout Theater в Голливуде, используя старые песни лондонского мюзик-холла и другие, написанные для нее. Позже ей придется разделить свое время, чтобы сделать аналогичный номер в клубе ужина под названием The Bar of Music. К концу 1940-х годов она стала довольно матронной, и роли распределились соответствующим образом. Но она всегда придавала ей блеск, как и ее очаровательная служанка Матильда в «Жене епископа» (1947). Она будет номинирована на лучшую женскую роль второго плана в фильме «Приходи в конюшню» (1949). Она вступила в 1950-е годы, занятые гастролями в ночном клубе с пианистом Дж. Рэймондом Хендерсоном. Была серия туров, дополняющих знаменитые читательские туры Лафтона под названием «Частный мюзик-холл Эльзы Ланчестер», которые закончились в 1952 году. Она была в равной степени занята множеством ролей в кино и большой долей театральных постановок на телевидении. Она снялась в десяти фильмах с Лафтоном, последний из которых, «Свидетель обвинения» (1957), дал ей вторую номинацию на «Оскар» за роль актрисы второго плана. Но ее головокружительная тетя Куинни Холройд из «Колокола, книги и свечи» (1958)-теплые воспоминания о том времени. В течение двух десятилетий, с 1960-х до начала 1980-х годов, Ланчестер была неотъемлемой частью эпизодического телевидения и учреждением в Disney и G-рейтинге, что, возможно, немного иронично для нетрадиционной Ланчестер. Она написала две автобиографии: «Чарльз Лафтон и я» (1938) и «Эльза Ланчестер: сама» (1983), в которых вспоминает почти 100 своих ролей перед камерой. Ланчестер с юмором размышляла о своей карьере в кино, описывая ее как «большие роли в паршивых картинах и маленькие роли в больших картинах». Это была смесь глупости, непристойности и возмутительности в ее ревю, которая была ее большой радостью: «Я была довольна, потому что полностью осознавала, что мне не нравится прямолинейная игра, а я предпочитаю выступать прямо перед аудиторией. То, что я делаю, можно назвать водевиль-шутить, особенно экспромтом». Познакомилась с будущим мужем Чарльзом Лафтоном, играя в пьесе «Мистер Прохак» в 1927 году. В марте 1983 года Ланчестер выпустила автобиографию под названием «Эльза Ланчестер: сама». В книге она утверждает, что у них с Чарльзом Лафтоном никогда не было детей, потому что он был гомосексуалистом. Морин О'Хара, подруга и коллега Лафтона, отрицала, что это было причиной бездетности пары. Она утверждала, что Лафтон сказал ей, что причина, по которой у него и его жены никогда не было детей, заключалась в неудачном аборте, который Ланчестер сделала в начале своей карьеры от исполнителя бурлеска. Сама она призналась в своей автобиографии, что в юности сделала два аборта, но неясно, лишил ли второй аборт ее возможности снова забеременеть. По словам ее биографа Чарльза Хайэма, причина, по которой у нее не было детей, заключалась в том, что ни она, ни ее муж не хотели их иметь. В 11 лет она изучала танцы у Айседоры Дункан, а позже обучала танцам соседских детей и одноклассников. Сыграла в семи фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм года. После ее смерти она была кремирована, а прах развеян в море. Она была натурализованной гражданкой США. Она, как и ее родители, всю жизнь была либеральной демократической социалисткой. Дочь Джеймса Салливана (1871-1945), родившегося в Баттерси, Лондон, и Эдит Ланчестер (1871-1966), родившейся в Хоуве, Суссекс. Внучка по материнской линии Генри (1834-1914) и Октавии Уорд (1834-1916); оба родились и выросли в Лондоне. Актрисы снялась в трех фильмах, внесенных на хранение в медиатеку при Конгрессе США, как имеющие культурную ценность.
Актриса номинировалась на «Оскар» за лучшие роли второго плана в картинах «Witness for the Prosecution» (1957) и «Come to the Stable» (1949). У Эльзы есть «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в картинах «Witness for the Prosecution» (1957).

Выборочная фильмография:

«Ужин с убийством» (1976)
«Арнольд» (1973)
«Ужас в музее восковых фигур» (1973)
«Уиллард» (1971)
«Мошенник» (1969)
«Призрак Черной Бороды» (1968)
«Легко пришло, легко ушло» (1967)
«Эта дикая кошка» (1965)
«Пижамная вечеринка» (1964)
«Мэри Поппинс» (1964)
«Отель для новобрачных» (1964)
«Колокол, книга и свеча» (1958)
«Свидетель обвинения» (1957)
«Хрустальный башмачок» (1955)
«Цирк с тремя аренами» (1954)
«Пол-акра ада» (1954)
«Девочки с острова удовольствий» (1953)
«Андрокл и лев» (1952)
«Отверженные» (1952)
«Лодка мечты» (1952)
«Френчи» (1950)
«Маленькая девочка» (1950)
«Загадочная улица» (1950)
«Девушка пирата» (1950)
«Ревизор» (1949)
«Тайный сад» (1949)
«Большие часы» (1948)
«Жена епископа» (1947)
«На краю лезвия» (1946)
«Винтовая лестница» (1946)
«Лесси возвращается домой» (1943)
«Вечность и день» (1943)
«Сказки Манхэттена» (1942)