Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ГАРИ КУПЕР
(Gary Cooper)

Актер родился 7 мая 1901 года в Хелене, штат Монтана, США. Умер 13 мая 1961 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от рака простаты. Имя при рождении Фрэнк Джеймс Купер. Рост 191 см. Один раз был женат, имел одного ребенка. Звезда вестернов. Медленная, очень продуманная игра.
Родился в семье Элис Чарльза Купера. Гари посещал школу и колледж в Гриннелле, штат Айова. Его первый сценический опыт был в старшей школе и колледже. После этого он проработал массовкой в течение года, прежде чем получил роль в двухчастевом фильме независимого продюсера Ханса Тислера. Эйлин Седжвик была его первой ведущей актрисой. Затем он появился в фильме «Победа Барбары Ворт» (1926) для United Artists, а затем перешел в Paramount. Там он снялся в небольшой роли в фильмах «Крылья» (1927), «Оно» (1927) и других фильмах. Он начинал как политический карикатурист, а в начале 1920-х годов уехал в Калифорнию и обнаружил, что играет дополнительные роли и эпизодические роли в вестернах. Слава пришла в 1926 году, когда он получил вторую главную роль в большом вестерне «Победа Барбары Уорт». Он оставался главной звездой до своей смерти в 1961 году. Он получил «Оскар» за фильмы «Сержант Йорк» и «Ровно в полдень».
Согласно автобиографии Джеймса Гарнера, Купер выработал привычку платить за все чеками, зная, что люди будут хранить их под подпись и никогда не обналичивать (этот трюк также использовал Пабло Пикассо, который однажды сказал, что он редко платил за все-от обедов до машин и домов-из-за этого). Был близким другом Эрнеста Хемингуэя на протяжении 20 лет. Хемингуэй застрелился через месяц после смерти Купера. В 1951 году, после 25 лет работы в шоу-бизнесе, его профессиональная репутация ухудшилась, и он был исключен из списка 10 лучших актеров по кассовым сборам журнала Motion Picture Herald. В следующем году он совершил большое возвращение в возрасте 51 года с картиной «Ровно в полдень» (1952). Во время съемок фильма «Маркивер» (1930) к нему пренебрежительно отнесся режиссер Йозеф фон Штернберг. Напряженность достигла апогея после того, как фон Штернберг прокричал Куперу указания на немецком языке. Актер ростом 6 дюймов 3 дюйма подошел к режиссеру ростом 5 дюймов 4 дюйма, физически взял его за воротник и сказал: «Если вы собираетесь работать в этой стране, вам лучше перейти на тот язык, который мы здесь используем». В 1925 году он подружился с другим молодым, борющимся за карьеру актером по имени Уолтер Бреннан. В какой-то момент они даже выступали как команда на кастингах, и хотя Купер первым появлялся на главных и ведущих ролях, они работали вместе и в хорошие годы. Наиболее памятно они вместе снялись в фильме «Человек с запада» (1940), где общее мнение критиков заключалось в том, что недооцененная игра Бреннана в роли судьи Роя Бина украла фильм у Купера. Он был близким другом и поклонником Пабло Пикассо. Часто называл Джеймса Стюарта своим ближайшим другом. После того, как Джеймс Стюарт сообщил миру, что Купер умирает от рака, сообщения посыпались от таких друзей и доброжелателей, как Папа Иоанн XXIII, бывший вице-президент Ричард Никсон, Генри Фонда, Пабло Пикассо, королева Соединенного Королевства Елизавета II, принцесса Грейс (Грейс Келли) Монако, Джон Уэйн, Эрнест Хемингуэй, бывший президент Дуайт Д. Эйзенхауэр, Боб Хоуп, Генри Хэтэуэй, Одри Хепберн, Мел Феррер и Джеймс Стюарт. Недавно вступивший в должность президент Джон Ф. Кеннеди звонил из Вашингтона и не смог дозвониться по занятому телефону Купера, но продолжал звонить. На второй день ему удалось поговорить с Гари семь минут. Снялся в 107 фильмах. Только 16 из них были сняты в цвете. А еще он снялся в 14 немых фильмах. В мае 1974 года его тело было вывезено с кладбища Святого Креста в Лос-Анджелесе и перезахоронено под трехтонным валуном из карьера Монтаук (штат Нью-Йорк) на кладбище Святого Сердца в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк, рядом с его семьей. Его жена объяснила: «Гари любил Саутгемптон. Это то, чего он хотел». Изначально он был художником и стремился сделать это своей карьерой. Его рисунки и акварели выставлялись по всему общежитию колледжа, и он был назначен художественным редактором ежегодника колледжа. Фактически, он начал работать массовкой с намерением заработать денег на посещение художественных курсов. В мае 1931 года, после завершения фильма «Я беру эту женщину» (1931), сочетание истощения, физического заболевания и конфликта между его собственнической матерью и ревнивой любовницей привело к нервному срыву. Он работал по 14-16 часов в день, снимая один фильм днем, другой ночью. Он страдал анемией и желтухой, а его вес упал на 13 кг. до опасно низкого уровня в 68 кг. Носителями гроба на похоронах были близкие друзья-Джеймс Стюарт, Генри Хэтэуэй, Джек Бенни, Уильям Гетц, Джерри Уолд и Чарльз Фельдман. Рокки и Мария шли за гробом вместе с 87-летней матерью Купера Элис и его братом Артуром, когда его несли через церковь к катафалку на бульваре Санта-Моника. Среди знаменитостей Голливуда, посетивших богослужения, были Норма Ширер, Дин Мартин, Уолтер Пиджон, Мэри Пикфорд и Бадди Роджерс, Марлен Дитрих, Рэндольф Скотт, Джоэл МакКри, Фрэнк Синатра, Берт Ланкастер, Джимми Дюранте, Марта Хайер, Джон Уэйн, Розалинда Рассел, Роберт Стэк, Мирна Лой, Фэй Рэй, Джоан Кроуфорд, Морин О'Салливан, Джордж Бернс и Грейси Аллен, Фред Астер, Джуди Гарленд, Боб Хоуп, Дина Шор и Карл Малден. Ни один фанат не нарушил очередь, чтобы попросить автограф. Будучи подростком, он попал в автомобильную аварию, из-за которой всю оставшуюся жизнь хромал. Увидев его, профессор театрального факультета Гриннелл-колледжа отметил, что «не подает надежд». Аппетит у него был потрясающий, но сколько бы он ни ел, он всегда оставался худым. В первые годы своего пребывания в Голливуде, работая случайными заработками и живя с родителями, он сказал с некоторым комическим преувеличением, что его «голодная диета в то время сводилась к не менее чем дюжине яиц в день, паре буханок хлеба, тарелки бекона и свиных отбивных между приемами пищи ровно столько, чтобы продержаться до тех пор, пока я не вернусь домой к ужину». Его фирменное блюдо на охоте было гигантским: дикая утка, покрытая полосками бекона, дополненная четырьмя яйцами и стейком. На обед он мог съесть вишневый пирог и выпить литр молока. Оба его родителя были иммигрантами в Америку из Англии. Переработанный текст 1946 года к песне Ирвинга Берлина «Puttin' On the Ritz» («Одетый как солдат на миллион долларов/Стараюсь выглядеть как Гари Купер/Супер-пупер») отсылает к Куперу в его раннем звучании и доковбойские времена, когда его считали верхом высокой естественной американской элегантности. Этот образ лучше всего виден в версии Эрнста Любича пьесы Ноэля Коварда «Серенада трех сердец» (1933), в которой он играет. Говорят, что его персонаж был вдохновлен Ховардом Хьюзом, которого Купер очень напоминал. После десятилетий несравненной худобы Купер набрал 15 фунтов, увеличив свой вес до 86 кг., что при его росте 6 футов 3 дюйма оставляло его все еще стройным. Он не был поклонником бейсбола и никогда не играл и даже не видел игры до того, как получил роль Лу Герига в «Гордости янки» (1942). В начале 1930-х годов его врач сказал ему, что он слишком много работал. Купер поехал в Европу и остался там намного дольше, чем планировалось. Когда он вернулся, ему сказали, что теперь появился «новый» Гари Купер-неизвестному актеру нужно было лучшее имя для фильмов, поэтому студия поменяла местами инициалы Гари Купера и создала имя, звучащее похоже: Кэри Грант. Среди его любовниц были Клара Боу, Эвелин Брент, Кэрол Ломбард, Лупе Велес, Ингрид Бергман, Грейс Келли, Марлен Дитрих и Патриция Нил. Его отец, английский иммигрант в Монтану, который стал богатым юристом и владельцем ранчо, был судьей Верховного суда Монтаны. В 1940 году он активно выступал за Венделла Уилки как республиканского соперника на выборах президента Франклина Д. Рузвельта на третий срок. Купер считал, что Рузвельт уже слишком силен и станет еще сильнее. Однако он сказал Сесилии Агер, что поддерживает большинство реформ «Нового курса» и считает, что Республиканская партия совершила ошибку, не подчеркнув свое намерение сохранить большинство из них. Он сказал: «Нет пути назад к старой гвардии». Уилки, известный бабник, подружился с актером. Невероятно, но Купер отклонил роли в таких фильмах, как «Дилижанс» (1939) и «Унесенные ветром» (1939). Сначала Купер не хотел сниматься в «Дружеском увещевании» (1956) не только потому, что чувствовал, что публика не примет его как набожного квакера, но и потому, что он не хотел играть роль отца. И это несмотря на то, что ему было 55 лет. На съемочной площадке он устроил своей дочери Марии Купер Дженис свидание с Энтони Перкинсом, похоже, не зная, что молодой актер гей. Несмотря на свой безупречный экранный имидж, на самом деле он был печально известным (и в частном порядке хвастливым) бабником, предположительно имевшим романы с многочисленными, а иногда и очень известными ведущими женщинами на протяжении всей своей карьеры. И это несмотря на то, что у него была верная жена Сандра и многие из его любовниц тоже были замужем. Хотя у него было слабое здоровье, его друг, режиссер Генри Хэтэуэй, договорился использовать его в своих отрывках из «Войны на Диком Западе» (1962). После его смерти роль принял Джеймс Стюарт, его лучший друг. Он делит первое место с Сиднеем Пуатье в списке 100 лучших фильмов в истории американского кино по версии академии: у них по 5 фильмов. Он любил спорт и поддерживал форму с помощью пеших прогулок и верховой езды, тенниса и гольфа, стрельбы из лука и катания на лыжах, ловли форели и подводной охоты, плавания и подводного плавания, а также вождения быстрых автомобилей. Ему нравился бокс. В 1944 году вместе с Сэмюэлем Голдвином он основал собственную продюсерскую компанию International Pictures. Его партнерами были Лео Спитц, Уилльям Гетц (который недавно был уволен из 20th Century-Fox) и Наналли Джонсон. Они выпустили всего девять фильмов, в двух из которых снялся Купер: «Казанова Браун» (1944) и «И пришел Джонс» (1945). Затем в 1946 году они продали International Pictures компании Universal Pictures, которая сменила название на Universal-International. Писательница Айн Рэнд работала с массовкой в Голливуде, когда приехала в США из России, и сразу стала поклонницей Купера. Когда по ее роману «Источник» был экранизирован фильм, Рэнд была в восторге от того, что в главной роли сыграл Купер. Речь Купера в зале суда-это речь, над которой Рэнд работала очень долго. Когда съемки закончились, Купер признался ей, что не понял этого. Весной 1960 года ему сделали две операции: одну по поводу рака простаты, а другую по удалению раковой части толстой кишки. Врачи были уверены, что они получились. Его тело окрепло, и он снял «Обнаженное лезвие» (1961) в Англии, но во время съемок у него сильно болели шея и плечи. Вернувшись домой из Англии, он снова обратился к врачу в феврале 1961 года, и именно тогда ему сказали, что рак метастазировал в его легкие и кости. Как и в «Гордости Янки» (1942), он отнесся к этому спокойно и сказал: «Если на то воля Божья, то и это нормально». Он решил не лечиться слишком долго. Родившийся Фрэнк Купер, он изменил свое имя на Гари по предложению своего агента Нэн Коллинз, родным городом которого был Гари, штат Индиана. В 1943 году Купер был одним из основателей правого Альянса кинематографистов за сохранение американских идеалов, который в киносообществе назывался просто «Альянс». Среди других ее первых лидеров были Роберт Тейлор, Адольф Менжу, Сэм Вуд, Норман Таурог, Кларенс Браун и Уолт Дисней. Кларк Гейбл, которого считали человеком, чьи аполитические наклонности были даже более выраженными, чем у Купера, также был членом. Лидером поддержки Альянса была Лела Э. Роджерс, мать Джинджер Роджерс. Он не присутствовал на получении премии «Оскар» в феврале 1953 года за роль маршала Уилла Кейна в фильме «Ровно в полдень» (1952). Он попросил Джона Уэйна принять награду от его имени. Был действующим наставником Кирка Дугласа. Он должен был играть главную роль в картине Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), но глава студии Гарри Кон отказался и предпочел Джеймса Стюарта. Он никогда не собирался становиться актером и начал это только после встречи с двумя друзьями из Монтаны, когда он впервые приехал в Лос-Анджелес и, заработав несколько случайных заработков, был встречен директором по кастингу, который дал ему работу в массовке за пять долларов в день и гонщиком за вдвое большую сумму. Его намерением было накопить достаточно денег на курс искусств. Он был близким другом Бинга Кросби, который назвал своего старшего сына в честь Купера. Его репутация бездумного консерватора кажется во многом незаслуженной. Хотя он выступал в качестве «дружественного свидетеля» перед Комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC) в 1947 году, он тщательно избегал называть имена людей, которых он подозревал в симпатиях к коммунистам в голливудском сообществе. Позже он снялся в вестерне «Ровно в полдень» (1952), который был раскритиковал как «антиамериканский». Расстался со своей женой Рокки в мае 1951 года, в основном из-за романа с Патрисией Нил. Они не жили вместе до июля 1954 года. 16 апреля 1958 года он поступил в Манхэттенскую больницу глаз, ушей и горла для полной подтяжки лица и других косметических операций у доктора Джона Конверса, одного из ведущих пластических хирургов Америки. В газетных статьях, комментирующих последствия операции, говорилось, что его лицо теперь выглядело совсем по-другому, и процедура не увенчалась успехом. Часто играл любовное увлечение значительно более молодой женщины. Ярким примером является «Ровно в полдень» (1952), в котором он и Грейс Келли сыграли молодоженов. Ему был 51 год, а ей 22. После критической и коммерческой катастрофы фильма «Теперь ты на флоте» (1951) стало известно, что с Купером покончено. Он не мог продать даже хорошую картину, которая с самого начала была безошибочной формулой-или когда-то была таковой. Он полностью исчез из ежегодного обзора десяти самых кассовых звезд, проводимого «MotionPicture Herald». Он находился в списке девять лет подряд, перемещаясь вверх и вниз, но всегда там, что доказывало, что он по-прежнему является гарантией, хотя бы как товарная звезда. Теперь он потерял даже это. Будучи ведущим программы «Это большая страна: американская антология» (1951), Купер получил потрясающее освещение в прессе во время съемок, но после нескольких выступлений от нее пришлось отказаться из-за смущения. Это растратило целый арсенал первоклассных талантов: Фредрика Марча, Уилльяма Пауэлла, Джина Келли, Этель Бэрримор, Джанет Ли, Вана Джонсона, Кинана Уинна и другие. Купер снял еще один рутинный вестерн «Далекие барабаны» (1951), а затем снял картину, которая стала для него огромным средством возвращения: «Ровно в полдень» (1952). Прежде чем стать актером, несколько сезонов работал гидом в Йеллоустонском парке. Он дул в губную гармошку и играл на гитаре; играл в нарды и бридж; выращивал кукурузу и авокадо на ранчо Энсино, которое он купил в начале 1930-х годов, и любил работать на тракторе в саду. Во время президентских выборов 1944 года фраза: «Я был за Рузвельта раньше…но не в этот раз!» была лично приписана Куперу и легла в основу полностраничных рекламных объявлений в крупных газетах, оплачиваемых Национальным комитетом Республиканской партии. Купер чрезвычайно активно защищал кандидата от республиканской партии, губернатора Нью-Йорка Томаса Э. Дьюи. Он произносил речи, развлекал сборщиков средств, встречался с Дьюи в Лос-Анджелесе и вел личную кампанию в киносообществе. Сомнительно, был ли Купер когда-либо раньше «за Рузвельта». Возможно, он голосовал за него в 1936 году во время переизбрания на второй срок. Если и так, то это не было публично раскрыто. Студия вызвала обеих звезд и посоветовала им прекратить враждебно относиться к фанатам, которые не разделяют их политических убеждений. Он всю жизнь был заядлым курильщиком. Он снялся в семи фильмах, внесенных на хранение в медиатеку при Конгрессе США как имеющие культурную ценность. Встретился с советским премьер-министром Никитой Хрущевым на обеде, организованном Чарльзом Фельдманом в Twentieth Century-Fox 19 сентября 1959 года. Хрущев лично пригласил Купера, его жену и дочь в шестидневную поездку, спонсируемую Информационным агентством США, в Москву и Ленинград. После того, как Купер развлекал некоторых советских высокопоставленных лиц в своем доме в Голливуде, ультраконсервативная обозревательница светской хроники Хедда Хоппер публично осудила его как «мягкого по отношению к коммунистам». Он любил собак. В разное время у него были боксеры, доберманы и немецкие доги. Он и его жена также вырастили Силихемов. После разговора с Карлом Форманом на съемках фильма «Ровно в полдень» (1952) Купер понял, что попыток коммунистов проникнуть в Голливуд не было, и позже пожалел о своем участии в создании правого Киноальянса за сохранение американских идеалов. Снялся в восьми фильмах с Уолтером Бреннаном. Любимый фильм его матери с сыном: «Гордость Янки» (1942). К июню 1955 года он снял 80 фильмов, на которых было заработано 250 миллионов долларов, но зарплаты и процентов он заработал всего 6 миллионов долларов. Марлен Дитрих говорила о нем: «Гари Купер не был ни умным, ни культурным. Его, как и других актеров, выбрали за телосложение, которое, в конце концов, было важнее активного мозга». Он подписал шестилетний контракт с Samuel Goldwyn Productions на создание шести картин по цене 150 000 долларов за картину. В то время Paramount имела законные права на Купера и угрожала подать в суд. Обе компании пришли к соглашению, что Paramount одолжит Купера Голдвину для создания одной картины в год в период с 1938 по 1942 год. Хотя Купер называл новую актерскую школу 1950-х годов «кучей дураков» и мог язвительно отзываться о «Методе», предложенном Актерской студией в Нью-Йорке, Ли Страсберг говорил всем, что Купер был прирожденным актером-методистом, просто Купер не знал этого. Купер, по крайней мере, восхищался работами Марлона Брандо и стал продюсерским партнером его отца, Марлона Брандо-старшего. Он был консервативным республиканцем. Он голосовал за Кэлвина Кулиджа в 1924 году и за Герберта Гувера в 1928-32 годах. Он активно проводил кампанию за Венделла Уилки в 1940 году, твердо веря, что Франклин Д. Рузвельт должен занимать свой пост не более двух сроков, и поддержал Томаса Э. Дьюи в 1944 году. Свидетельством его стойкости было то, что Чарльтон Хестон, уже ставший главной звездой после «Десяти заповедей» (1956), был готов сыграть второстепенную роль в «Крушении Мэри Дир» (1959). Хестон был впечатлен тем, что 58-летний актер-ветеран, состояние здоровья которого ухудшается, все еще может выполнять свои собственные трюки, в том числе находиться под водой длительное время. В своей книге «Жизнь актера» Хестон вспоминал, что с самого начала предчувствовал, что это будет картина Купера, но не возражал, потому что сам Купер значил для Хестона даже в детстве. На момент его смерти в 1961 году его имущество оценивалось в 9 миллионов долларов. Снялся в двух фильмах по романам Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие» (1932) и «По ком звонит колокол» (1943). К 1942 году он покинул Сэмюэля Голдвина и Paramount, а затем основал собственную продюсерскую компанию. 22 октября 1947 года он подписал контракт с Warner Brothers на производство фильмов по цене 295 000 долларов за картину. Вместе с актрисой Милен Демонжо Купер привел в движение первый эскалатор, установленный в кинотеатре в театре Рекс в Париже 7 июня 1957 года. Он сводный дядя Брук Шилдс. Он снялся в трех фильмах с Барбарой Стэнвик. Он получил «Оскар» за роль Элвина С. Йорка в «Сержанте Йорк» (1941), что сделало его одним из 17 актеров, получивших премию за роль реального человека, который был еще жив на вечере церемонии награждения (по состоянию на 2015 год). В 1958 году Купер имел частную аудиенцию у Папы Пия XII в Ватикане, а в следующем году принял католицизм. Слово «подчиняться» было исключено из традиционной брачной клятвы, данной им и женой Вероникой в 1933 году. Сообщается, что у них был «открытый брак». Он, в партнерстве с Бингом Кросби и Оливером Харди, построил в 1937 году ипподром Дель Мар в Дель Маре, Калифорния. Гари Купер был отличным стрелком из винтовки и особенно из дробовика. Он был страстным охотником на птиц и крупную дичь. Уже будучи больным, Купер подписался на съемки в фильмах «Бродяги» (1960) и «Скачи по высокогорью» (1962). До того, как его рак оказался неизлечимым, он намеревался сыграть роль Джеймса Стюарта в «Войне на Диком Западе» (1962). В 1958 году основал свою компанию Baroda Productions, которая сняла три фильма: «Дерево повешенных» (1959), «Они приехали в Кордура» (1959) и «Крушение Мэри Дир» (1959). Хобби: рыбалка, охота, верховая езда, плавание и таксидермия. Отклонил роли в фильмах «Иностранный корреспондент» (1940) и «Диверсант» (1942). Считал, что он не подходил для ролей в картинах «Питер Иббетсон» (1935), «Приключения Марко Поло» (1938), «Саратогская железнодорожная ветка» (1945) и «Дом N 10 по Северной улице Фредерик» (1958). В 1938 году Купер взял свою жену на пикник в Англию и на европейский континент и был последней американской кинозвездой, посетившей нацистскую Германию до начала Второй мировой войны. До этого момента он был в основном аполитичным и изоляционистским, выступая против Лиги Наций президента Вудро Вильсона. Когда сразу же за возвращением Купера в Америку состоялась роковая Мюнхенская конференция, он стал все более активно участвовать во время препровождении киносообщества, играя в национальную партийную политику. Его преданность правому крылу будет довольно последовательной, хотя и никогда не бесспорной. Он сказал, что, по его мнению, США должны более активно участвовать в мировых делах дипломатическим путем, но считает, что это не дело Голливуда. Он многозначительно сказал, что антинацистская книга MGM «Три товарища» (1938) с ее аллегорией занесения в черный список Голливуда, и решительно защищал занесенного в черный список сценариста Карла Формана от нападок со стороны правого Киноальянса за сохранение американских идеалов. Позже Форман назвал Купера единственной крупной звездой Голливуда, которая пыталась ему помочь. Его любовница Патрисия Нил, которая считала себя либералом, сказала, что Гари был «консерватором», но «его нельзя было назвать правым». Купер проявил чувство юмора, попросив Джона Уэйна получить для него «Оскар» в 1953 году. 23 октября 1947 года он предстал перед комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности в Вашингтоне, но не по повестке в суд, а в ответ на приглашение дать показания о предполагаемом проникновении коммунистов в Голливуд. Другими дружелюбными свидетелями, появившимися в тот же день, что и Купер, были Роберт Тейлор, Роберт Монтгомери, Джордж Мерфи, Рональд Рейган и стареющий Адольф Менжу. Монтгомери долгое время активно участвовал в республиканской политике в качестве члена комитета, а позже работал советником Белого дома при администрации Эйзенхауэра. Мерфи будет сенатором-республиканцем от Калифорнии с очень реакционной репутацией. Рейган станет губернатором Калифорнии и национальным поборником крайнего консерватизма. Тейлор, Менжу и Купер постепенно отступят от политических разногласий, но только Купер сделает вид, что отвергает то, что он сделал. Хотя он никогда не отказывался от своих показаний и не говорил, что сожалеет о том, что был дружелюбным свидетелем, в последующий период пребывания в черном списке он стал примирительным. Будучи независимым продюсером, он нанимал актеров и технических специалистов, занесенных в черный список. Он сказал, что никогда не хотел, чтобы кто-то лишился права на труд, независимо от того, что он сделал. Выступая в качестве свидетеля, Купер пренебрежительно отнесся к коммунистам, суть его показаний была настолько очевидна, что они были в Голливуде, как и везде, но были лишь небольшой фракцией. После выпуска «Ровно в полдень» (1952), аллегория занесения в черный список, он поддержал сценариста Карла Формана, несмотря на давление со стороны бешено правой обозревательницы сплетен Хедды Хоппер. После своих показаний Купер получил овации и бурные аплодисменты. Позже он сказал Роберту Тейлору: «У меня рука гораздо сильнее, чем у тебя». Либералы, так и не простившие других дружелюбных свидетелей, обычно делали для Купера исключение. Всего снялся в 20 вестернах, три из которых немые. Сыграл на экране шесть реальных персонажей: дикого Билла Хикока, Марко Поло, сержанта Элвина С. Йорка, Лу Герига, доктора Коридона М. Вассела и генерала Билли Митчелла. Хотя ранее он сказал, что больше не будет сниматься в биографических фильмах, он подписал контракт с «Трибуналом Билли Митчелла» (1955). Это был плохой фильм Отто Премингера, и даже вдова Билли Митчелла выразила разочарование игрой Купера. Возможно, эта история привлекла Купера по политическим мотивам, а Митчелл мог быть его героем-генералом, обвинявшим правительство в пренебрежении военными потребностями. Купер принял участие в телешоу Эда Салливана для продвижения фильма, и домашние зрители были весьма разочарованы-критик Дэвид Шипман упомянул «женоподобные манеры» Купера в его телеинтервью. Снялся у режиссера Ховарда Хоукса в трех фильмах. На протяжении многих лет ходило много спекуляций по поводу того, мог ли близкий друг Купера Эрнест Хемингуэй иметь скрытые гомосексуальные наклонности. Среди исследователей Хемингуэя легко прийти к единому мнению, что Папа, как он настаивал на том, чтобы Купер называл его, никогда не был активным гомосексуалистом, но тот факт, что он так сильно протестовал против своей мужественности в своих романах и в реальной жизни, вызвал подозрения. Тенденция Хемингуэя приукрашивать в Купере качества, которые он считал отвратительными в других, является провокационной. Один исследователь Хемингуэя утверждал, что на Папу произвело глубокое впечатление то, что Купер был таким жеребцом. Он сказал: «Я считаю, что в глубине души он любил Гари сексуально, но я также верю, что Гари Купер никогда об этом не подозревал. Если я прав, это доказывает красоту наивности Гари, которую Папа всегда находил такой очаровательной». Отклонил роли Джона Уэйна в фильмах «Большая слежка» (1930), «Дилижанс» (1939) и «Красная река» (1948). Все пять раз его номинировали на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, фильм, в котором он снимался, также номинировался за лучший фильм. Только Дэниел Дэй-Льюис, набравший шесть фильмов из шести, имеет лучший послужной список в любой актерской категории. Его мать Элис умерла в доме для выздоравливающих в Палм-Дезерт 6 октября 1967 года в возрасте 94 лет. Его брат Артур умер в мае 1982 года в возрасте 87 лет. Его снимок из фильма «Ровно в полдень» (1952) был использован как торговая марка кандидатов от «Солидарности» на первых независимых выборах в Польше в июне 1989 года («В городе новый шериф»). Ему никогда не нравился фильм «Житель Запада», и он сказал: «Без перестрелки нельзя сделать вестерн». Он отказался от фильма и отказался приступать к работе над ним. И только после долгих сражений с Голдвином он начал работу над этим, но всегда говорил, что хотел бы никогда этого не делать. Снялся в девяти фильмах, номинированных на «Оскар» за лучший фильм. Снялся с Марлен Дитрих в двух фильмах. Он пользовался большой популярностью у зрителей на протяжении длительного периода времени, его популярность в прокате превысила популярность самого «Короля» Кларка Гейбла. Назван звездой №1 по кассовым сборам 1953 года в 10 лучших звездах, зарабатывающих деньги, согласно ежегодному опросу кинопрокатчиков, проводимому Quigley Publications. Он попадал в этот список 18 раз с 1936 по 1957 год, что было рекордом, когда он умер в 1961 году. Из своих современников Джон Уэйн установил до сих пор существующий рекорд: 25 появлений в десятке лучших в период с 1949 по 1974 год. В 1968 году опрос популярных актеров журнала Variety по-прежнему включал Купера и его бывшего соперника Кларка Гейбла, хотя оба актера умерли почти десятью годами ранее. Претендовал на роль в картине «Ночь охотника» (1955), которая ушла Роберту Митчуму. Провел два года в гимназии Данстейбл в Бедфордшире, Англия. Отказался от роли Джеймса Мэйсона в роли стареющей кинозвезды, переживающей тяжелые времена в фильме «Звезда родилась» (1954). Фильм «Дом N10 по Северной улице Фредерик» (1958) предназначался Спенсеру Трейси, но тот болел в момент съемок. Снялся у режиссера Сэма Вуда в четырех фильмах. Снялся в четырех фильмах с Фэй Рэй. В 1951 году он снова организовал собственную продюсерскую компанию, назвав ее «Барода», и купил права на экранизацию бестселлера Альфреда Хейса «Девушка на Виа Фламиния». Он заплатил 40 000 долларов за права и 10 000 долларов Хейсу за сценарий. Он хотел сняться в нем вместе с молодым Монтгомери Клифтом, самым популярным молодым актером Голливуда и к тому же одним из лучших. Купер не смог организовать финансирование, но окупил свои инвестиции, продав проект Леланду Хейворду и Анатолю Литваку с условием, что Клифт должен будет сыграть в фильме. Фильм так и не был снят. Литвак, однако, в конце концов, снял фильм «Погоня» (1966) гораздо позже с Марлоном Брандо в роли шерифа. Упоминается в песне «La Derniere Seance» Эдди Митчелла. Претендовал на роль Ричарда Шермана в «Зуде седьмого года» (1955). В 1960 году, впервые с момента его приезда в Голливуд, не появилось новых картин Гари Купера. Весной того же года он перенес несколько операций по поводу рака простаты, но осенью успел снять последний фильм в Англии-«Обнаженное лезвие» (1961). Был оригинальной визуальной основой для героя криминальной литературы Дока Сэвиджа. Он сыграл нескольких военных персонажей времен Первой мировой войны. По иронии судьбы, это варьировалось от реального Элвина С. Йорка, самого титулованного американского солдата войны, в «Сержанте Йорк» (1941) до вымышленного майора Томаса Торна, кавалерийского офицера, обвиненного в трусости под огнем в «Они прибыли в Кордура» (1959). В период с 1951 по 1953 год он перенес четыре операции по удалению грыжи. В 1932 году он был назван сторонником и благотворителем правой организации, известной как «Голливудская легкая кавалерия», которая описывала себя как «военную организацию, созданную для продвижения американизма и борьбы с коммунизмом и радикализмом, подрывающим конституционное правительство», и в которую входил английский актер Виктор МакЛаглен в качестве одного из его участников. Утверждение о том, что Купер был активным сторонником, было быстро опровергнуто после протестов его представителей. Снимался у режиссера Сесиля Де Милля в четырех фильмах. Брал уроки актерского мастерства у Михаила Чехова. Он покидал США на полтора года и жил в Мексике, Франции и на Гавайях, снимая четыре фильма: «Возвращение в рай» (1953), «Дующий ветер» (1953), «Сад зла» (1954) и «Вера Круз» (1954). Купер был членом «Голливудских гусар», реакционной группы с фашистскими симпатиями, основанной Уилльямом Рэндольфом Херстом, которая с марта по июнь 1935 года считала своими членами Уорда Бонда и Виктора Маклагена, пока его агент не убедил его уйти. Группа мало что делала, кроме парадов в модной униформе, отработок военных учений и парадов на общественных мероприятиях. Жил с Андерсон Лоулер, контрактным игроком Paramount, в 1929 году. Отклонил роль Джоэла Маккри в картине Сесиля Де Милля «Юнион Пасифик» (1939). В ноябре 1955 года было объявлено, что Купер сыграет главную роль под руководством Герда Освальда в фильме «Гордые» (1956). В конечном итоге режиссером фильма стал Роберт Д. Уэбб с Робертом Райаном в главной роли. Его отец-иммигрант был судьей, владел ранчо в Монтане и отправил Гари в частную школу в Англии. К концу 1930-х годов он был самой высокооплачиваемой звездой и снимал одни из самых кассовых фильмов. Он начинал массовкой в вестернах и к 1927 году заключил контракт с Paramount. Его отец Чарльз умер от пневмонии 18 сентября 1946 года, через три месяца после того, как Гари закончил «Плащ и кинжал» (1946), и через три дня после 81-летия. Неприятным моментом в фильме «Они приехали в Кордуру» (1959) было то, что, помимо того, что Купер выглядел слишком старым для своего персонажа, он выглядел довольно больным и фактически снимался вопреки рекомендациям врача. Ближе к концу фильма железнодорожная дрезина протащила его по земле 100 ярдов.
Некоторые гонорары актера: «Обнаженное лезвие» (1961), «Крушение Мэри Дир» (1959), «Они приехали в Кордура» (1959) и «Дерево для повешенных» (1959)-по 275 тысяч долларов, «Вера Круз» (1954)-500 тысяч + 10 % от прибыли, «Теперь зло» (1954)-300 тысяч, «Ровно в полдень» (1952)-60 тысяч + % от прибыли, «Человек с запада» (1958), «Дом N 10 по Северной улице Фредерик» (1958), «Любовь после полудня» (1957), «Дружеское увещевание» (1956), «Трибунал Билли Митчелла» (1955), «Дующий ветер» (1953), «Возвращение в рай» (1953), «Стрелок из Спрингфилда» (1952), «Далекие барабаны» (1951), «Теперь ты на флоте» (1951), «Даллас» (1950), «Яркий лист» (1950), «Спецназ» (1950) и «Источник» (1949)-по 295 тысяч, «Хороший Сэм» (1948)-250 тысяч, «Непобежденный» (1947)-300 тысяч + 10 % от прибыли, «Плащ и кинжал» (1946), «Саратогская железнодорожная ветка» (1946) и «История доктора Уоссела» (1944)-по 200 тысяч, «И пришел Джонс» (1945) и «Казанова Браун» (1944)-по 150 тысяч + % от прибыли, «По ком звонит колокол» (1943), «Гордость Янки» (1943), «С огоньком» (1942), «Сержант Йорк» (1941), «Познакомьтесь с Джоном Доу» (1951), «Северо-западная конная полиция» (1940), «Человек с запада» (1940), «Настоящая слава» (1939), «Красавчик Жест» (1939), «Ковбой и леди» (1938), «Приключения Марко Поло» (1948) и «Восьмая жена Синей Бороды» (1938)-по 150 тысяч, «Загубленные в море» (1937)-370 тысяч, «Человек с равнины» (1936), «Смерть генерала на рассвете» (1936), «Мистер Дидс переезжает в город» (1951) и «Желание» (1936)-по 90 тысяч, «Питер Иббетсон» (1935), «Брачная ночь» (1935) и «Отныне и вовеки веков» (1934)-по 124 тысячи, «Серенада трех сердец» (1933), «В воскресенье, в обед» (1933) и «Сегодня мы живем» (1933)-по 44 тысячи, «Если бы у меня был миллион» (1933)-30 тысяч, «Его женщина» (1931), «Я беру эту женщину» (1931), «Городские улицы» (1931) и «Битва караванов» (1931)-по 7 тысяч, «Спойлеры» (1930), «Мужчина из Вайоминга» (1930), «Техасец» (1930), «Только отважный» (1930) и «Семидневный отпуск» (1930)-по 5 тысяч.
Будущий первый ковбой Голливуда родился 7 мая 1901 года в городе Хелене (штат Монтана) в семье фермеров и едва не с младых ногтей общался с девочками. Его мать активно способствовала этому, наряжая сына в девчоночью одежду и заставляя его гулять исключительно с представительницами слабого пола (боялась, что с мальчишками сын будет пачкать свои платьица). Поэтому Гари рос скромным и застенчивым юношей, не в пример своему старшему брату, который был настоящим сорвиголовой. К счастью, «девичий» период жизни Купера продлился относительно недолго-до семи лет. Потом родители отправили его в Англию, где он поступил в закрытую школу для мальчиков и стал быстро наверстывать упущенное. Но в 1914 году, когда Куперу исполнилось 13 лет, родители забрали его обратно в Америку. Здесь Гари стал работать на ферме отца, постигая азы ковбойского ремесла. Он считался первым красавцем в округе, но из-за своей природной застенчивости никогда не волочился за местными девушками. Невинность он потерял в 16 лет, переспав с проституткой из Омахи. В кинематограф Купер попал по причине своей природной лени: он терпеть не мог физическую работу и с детства мечтал найти легкий способ, чтобы зарабатывать на жизнь. Помогли друзья, которые посоветовали ему попробовать себя в качестве актера в немом кино: дескать, мол ничего особо не надо, а деньги платят хорошие. Купер отправился на киностудию и был тут же принят в штат, поскольку: во-первых, внешне был неотразим (рост 186 сантиметров, голубые глаза, открытое лицо), во-вторых-прекрасно держался в седле (в юности Купер провел много времени на скотоводческом ранчо у излучин Миссури). С 1925 года Купер стал сниматься в кино в качестве каскадера, дублера и актера массовки. Получал за это 5 долларов в день: деньги небольшие, но он надеялся, что в дальнейшем обязательно будет получать больше. И не ошибся. В 1926-м году актер добился благосклонности секретарши самого Сэма Голдвина (один из боссов «МГМ») и получил эпизодическую роль в вестерне «Завоевание Барбары Уорт». Его ставка после этого повысилась до 50 долларов в неделю. А год спустя эта сумма увеличилась до 150 долларов, после того как Купер подписал выгодный контракт с кинокомпанией «Парамаунт» и сыграл главную роль в эпическом вестерне «Аризона». Что касается личной жизни, то здесь Купер был не менее активен. В его постели побывали многие тогдашние голливудские звезды и звездочки, причем обоих полов (гомосексуальные связи в Голливуде всегда были в большой чести). Например, известный английский фотограф и гей Сесил Битон частенько похвалялся в кругу друзей тем, что в первый же свой приезд на «фабрику грез» сумел соблазнить Купера. Однако если это и было правдой, то всего лишь эпизодической: главными жертвами Купера становились представительницы слабого пола. Их прелести он любил гораздо больше, чем мужские. Например, в конце 1920-х годов в его любовницах ходила звезда немого кино Клара Боу, они познакомились в 1926 году на одной из вечеринок. Клара первая обратила внимание на статного красавца Купера и, что называется, «сняла» его, увезя к себе домой. Причем Боу, отличавшаяся непомерным сексуальным аппетитом, тогда имела еще двух (!) любовников-с режиссером Виктором Флемингом она была помолвлена, а испанскому тореро Гилберту Роланду дала обещание стать его женой. Как рассказывала впоследствии сама актриса, Купер был с ней очень нежен и обходителен: по утрам он купал ее в ванне и даже разрешал брать туда любимую собаку, чего Боу никогда не позволяли другие ее любовники. В постели он тоже был неотразим, за что актриса называла его «жеребцом». Их роман длился почти год, причем Боу параллельно спала с Флемингом и Роландом. Когда слухи об этом дошли до отца Купера, который был ни много ни мало судьей Верховного суда в Монтане, он запретил сыну встречаться с ветреной девицей. Сын не посмел ослушаться отца. Правда, в течение двух последующих лет они иногда встречались тайно, чтобы порадовать друг друга страстным сексом в каком-нибудь придорожном мотельчике. Также вместе снялись в фильме «Дети развода» (1927). После Клары Купер завоевал сердце другой голливудской красотки-Кэрол Ломбард. Причем Боу, узнав об этом, сильно взревновала. Чтобы отбить своего «жеребца» у соперницы, она пошла на хитрость: добилась для Купера роли в своем фильме «Крылья» (1929). Оба уехали на съемки в Сан-Антонио, и там Клара быстро затащила Купера в свою постель. Правда, туда же периодически наведывался еще один любовник Боу-режиссер Виктор Флеминг, который снимал неподалеку другую ленту. Так любовники и чередовались: пока Флеминг снимал картину, Купер удовлетворял Клару, затем его место занимал Флеминг. В том же году Купер снимался в фильме «Превосходный рубака», где увлекся своей партнершей-звездой гангстерских фильмов Эвелин Брент. Внешне она всегда вела себя скромно, хотя, по слухам, в постельных делах могла дать фору любой нимфоманке, той же Кларе Боу. Купер купился на ее «скромность» и сделал Эвелин предложение. Самое любопытное, но его родители одобрили выбор сына и дали молодым свое благословение. Но помолвку сорвала сама девушка, которая передумала выходить замуж. Видимо, еще не нагулялась. После расставания с Эвелин Купер нашел утешение в объятиях другой красотки-Фей Фрей. Затем сменил ее на Коллин Мор. Во время съемок фильма «Волчья песнь» (1929) Купер соблазнил мексиканскую красотку Лупе Велес. По иронии судьбы, она в тот момент была любовницей давнего соперника Купера режиссера Виктора Флеминга (он и снимал этот фильм). История повторилась: двое первых любовников Голливуда по очереди спали с одной женщиной, совершенно не ревнуя ее друг к другу. А после завершения съемок Купер решился сделать Лупе предложение руки и сердца. Та ответила согласием, за что получила в подарок от своего жениха дорогое колечко. Но против их помолвки дружно выступили родители Купера, видимо, наслышанные о прошлых «подвигах» Лупе. Сама она всегда признавалась, что, когда у них с Купером закрутился серьезный роман, она ему уже не изменяла. Дескать, я отдаюсь, когда люблю. С Купером все обстояло иначе. Даже когда актер объявил о своей помолвке с Лупе, он иногда погуливал от нее на сторону. Например, во время съемок в фильме «Затемненные окна» (1929) в его передвижной гримерной перебывали едва ли не все статистки. На что режиссер фильма заметил: «Эти девицы не давали Куперу передышки». После бессонных ночей он иногда даже засыпал на съемочной площадке. Кстати, в этом же фильме снималась бывшая его зазноба Эвелин Брент, но она Куперу так и не отдалась, будучи влюбленной в другого человека. Между тем Лупе Велес догадывалась о шашнях Купера с другими женщинами и закатывала своему возлюбленному такие скандалы, слава о которых долго гуляла по всему Голливуду и окрестностям. Несколько раз Купер приходил на съемочную площадку с синяками под глазами, и когда его спрашивали: «В чем дело?»-отвечал: «О косяк ударился». Все понимающе перемигивались. А однажды горячая мексиканка чуть не убила Купера. Он вспылил и сбежал из дома, собираясь уехать в другой город, но Лупе догнала его на вокзале и, выхватив револьвер (еще в ее арсенале был стилет), выстрелила в окно вагона, где сидел любовник. К счастью, пуля никого не задела, а иначе Голливуд потерял бы сразу двух своих звезд: одну бы похоронили, другую упекли за решетку. После разрыва с Велес Купера стали замечать в компании гомосексуалистов. Например, он поселил в доме своих родителей (они уехали в гости в Монтану) известного гея Андерсона Лоулера и навещал его там. Может быть, секса между ними и не было, но оба называли друг друга нежными именами: Купер был Джейми, а Лоулер Нином. Чтобы сбить волну кривотолков вокруг этой дружбы, студия прибегла к хитрости. Распустила слухи, что связь вызвана производственной необходимостью: дескать, Лоулер учит Купера местному акценту для очередной роли. Но в это мало кто поверил. Та же Клара Боу, например, узнав об этом, навсегда порвала свои отношения с Купером, заявив: «Я не сплю с геями». Между тем в 1930 году, когда на экраны вышел один из самых успешных фильмов Купера «Марокко», ему было 29 лет. Он был, что называется, в самом соку: красивый, спортивный, обаятельный. Женщины бегали за ним табунами, а он, как истинный гурман, отбирал только самых породистых, благо в Голливуде их всегда было в избытке. Короче, настоящий малинник! Например, в том же «Марокко» его партнершей была сама Марлен Дитрих, и Купер сразу в нее влюбился. Правда, она, по слухам, предпочла ему режиссера фильма Джозефа фон Стернберга, который сразил ее тем, что стал снимать картину на ее родном языке-немецком. В том же году Купер оказался замешан в громком скандале, связанном с именем его бывшей любовницы Клары Боу. Актриса подала в суд на свою служанку за вымогательство, и служанка, в отместку, выложила перед судом такие факты из личной биографии хозяйки, что у той волосы на голове зашевелились. Например, рассказала о многочисленных оргиях в доме Боу, как последняя вела половую жизнь одновременно с несколькими мужчинами (и даже обслужила всю (!) футбольную команду университета Южной Калифорнии) да еще заставляла участвовать в этом и ее. Служанка рассказала, что однажды она проснулась утром в постели в обществе своей хозяйки и ее очередного любовника-Гари Купера. Эти показания перечеркнули карьеру Боу в кинематографе, а Купер отделался общественным порицанием. Вдобавок, от него отвернулись родители. Пока общественность перемывала косточки участникам скандала, Купер предпочел уехать на съемки очередного фильма«Я выбираю эту женщину» (1931). Там он вновь сошелся со своей бывшей возлюбленной Кэрол Ломбард. Говорят, она с сочувствием отнеслась к проблемам Купера и изо всех сил старалась дать ему возможность забыться в ее объятиях. Секс-лучшее лекарство от стрессов. Поскольку эхо скандала с Боу продолжало будоражить общественность, сразу после окончания съемок студия предложила Куперу на время покинуть Америку и съездить в Европу. Тот с радостью согласился. Тем более, что у него был и личный стимул для такой поездки: «фабрика грез» была уже достаточно им «распахана», а вот Европа еще нет. Сначала он дарил любовь женщинам в Париже, потом в Риме. В числе его жертв называли разные имена, даже имя графини ди Фрассо (она же Дороти Тейлор), которая тоже была не промах-она «коллекционировала» романы со знаменитыми актерами и даже гангстерами (например, с Багси Сигелом). Помимо амурных дел, Купер увлекался и другими, среди которых особо выделялись скачки. Будучи прекрасным наездником, он показывал чудеса виртуозного владения этим видом спорта. Был случай, когда актер поспорил с кавалерийскими офицерами, что проскачет несколько миль в гонке с препятствиями и победит. Так оно и вышло, причем о сложности состязания говорит хотя бы такой факт: к финишу живыми и невредимыми пришли только четверо из двенадцати всадников и одним из них был Гари Купер. Между тем слухи об амурных подвигах Купера с самой графиней ди Фрассо достигли ушей боссов «Парамаунта» и те потребовали от актера немедленного возвращения в Голливуд. А он приказ проигнорировал. Тогда студия лишила его жалованья. Чтобы не доводить дело до очередного громкого скандала, Купер в 1932 году вернулся в Америку. Обитатели «фабрики грез» ожидали от него новых подвигов на любовном фронте и не ошиблись. Остановившись в Нью-Йорке, он быстро сошелся с известной бисексуалкой Таллулой Бэнкхед, и в прессе даже проскочила информация об их скорой помолвке. Но это была «утка». На самом деле Купер сделал предложение руки и сердца все той же мексиканской красотке Лупе Велес, но она дала ему от ворот поворот. Сказала, что он предал ее, пойдя на поводу у своих родителей, а предательство она не прощает. После Нью-Йорка Купер отправился не в Голливуд, как ожидали, а в Африку. Причем его напарником в этой поездке стал известный гомосексуалист Джимми Донахью, который приходился кузеном наследницы компании «Вулворт». Однако целью поездки Купера стал отнюдь не роман с геем, а встреча на озере Танганьика с. графиней ди Фрассо. Когда весть об этом достигла Голливуда, боссы «Парамаунта» вновь лишили Купера его жалованья. Но ему от этого стало ни жарко, ни холодно, поскольку у графини денег было, что называется, завались. Она даже предложила Куперу купить на ее средства собственную киностудию, но тот отказался. Кстати, муж графини прекрасно знал об амурных приключениях своей жены, но реагировал на удивление спокойно, поскольку сам был дамским угодником. Когда Купер и графиня вернулись в Рим, они втроем совершили круиз по Средиземноморью, чем сильно удивили публику. Купер вернулся в Голливуд только после того, как узнал, что на «Парамаунте» появилась новая звезда-некий Арчи Лич. Причем этот парень взял себе псевдоним, поменяв местами инициалы Купера-Кэри Грант. Именно это и возмутило Купера, который спешно выехал в Америку. Поскольку за время пребывания в Европе он сильно поиздержался, деньги на билет дала его любовница графиня. В Голливуде ему тоже пришлось пойти с протянутой рукой к друзьям, чтобы снять себе скромное бунгало. Но все долги Купер вернул довольно быстро, получив на «Парамаунте» роли сразу в двух фильмах: «Дьявол и бездна» и «Прощай, оружие». Его жалованье было увеличено до 4 тысяч долларов в неделю. Личная жизнь Купера продолжала бурлить и клокотать. Он возобновил свой роман с Лупе Велес, несмотря на то, что находился под неусыпным надзором соглядатаев. Во-первых, специально из Нью-Йорка к нему приехала Туллула Бэнкхед, во-вторых-за ним следила подруга графини Эльза Максвелл. Но Купер все равно находил возможность для тайных свиданий с мексиканкой. Однако шила в мешке не утаишь. Когда молва все же донесла до графини весть об измене Купера, она примчалась в Голливуд. Таллула, которая видела в ней свою главную соперницу (богатая, да еще с титулом) встретила ее в штыки и на одной из вечеринок назвала «старой шлюхой» и плеснула ей в лицо вином. Но Купер все равно предпочел графиню. В начале 1933 года судьба свела Купера с модельером «МГМ» Ирэн Гиббонс. Хотя женщина была замужем за известным драматургом, она не сумела устоять перед чарами первого красавца Голливуда. Причем, если для Купера это было всего лишь очередной легкой интрижкой, то Ирэн влюбилась в него по уши. Ее привязанность к нему была настолько велика, что она никогда не требовала от Купера, чтобы тот на ней женился или бросил ради нее своих любовниц. Она довольствовалась ролью очередной подружки Купера и была ему благодарна за это. Их связь будет продолжаться почти три десятка лет. Когда Купер умрет, то Ирэн не вынесет его смерти и через год покончит с собой: она перережет себе вены и выбросится с четырнадцатого этажа отеля «Никербокер». Между тем благодаря связи с Ирэн Купер вскоре познакомился со своей первой женой. Дело было в апреле 1933 года в доме деверя Ирэн Седрика Гиббонса. Тот устроил прием в честь своей племянницы, двадцатилетней актрисы Вероники Балфе (псевдоним-Сандра Шоу), куда были приглашены Купер и графиня ди Фрассо. Однако последняя ехать отказалась, поскольку терпеть не могла дневные посиделки, поэтому Купер какое-то время скучал в одиночестве. Но затем опеку над ним взяла сама виновница торжества, и к концу гулянки они уже были не разлей вода. А спустя каких-нибудь пару дней оба встретились в приватной обстановке и между ними вспыхнул роман. Узнав об этом, графиня предприняла решительные шаги: она заявила, что немедленно разведется с мужем, если Купер даст слово жениться на ней. Купер был в смятении: с одной стороны, его привлекало богатство графини, с другой-он не любил ее. Поэтому, когда подошла пора решительного разговора, он не нашел ничего лучшего, как уехать в неизвестном направлении. Графиня, обидевшись, вернулась в Рим к мужу. Видимо, Вероника произвела на Купера сильное впечатление, если он решил на ней жениться. Но актер боялся, что родители девушки, прекрасно осведомленные о его многочисленных романах, откажутся выдать за него свою дочь. Какое-то время Купер медлил с предложением, но затем все-таки решился. Он купил новый дом и пригласил Веронику съездить на охоту в Аризону. Там он и сделал ей предложение, вручив бриллиантовое обручальное колечко в 15 каратов. Девушка растаяла. 15 декабря 1933 года Купер и Вероника поженились. Медовый месяц молодожены провели в той же Аризоне вместе с родителями невесты. На Рождество туда приехали и родители жениха. Короче, в доме царила полная идиллия. Периодически в размеренную жизнь молодоженов (они жили на ранчо Купера) вторгались бывшие любовницы первого ковбоя Голливуда. Например, однажды в каком-то баре там оказалась Лупе Велес, которая плеснула в лицо жене Купера виски. В другом заведении их уединение нарушила графиня ди Фрассо. Кстати, после последнего случая Лупе помирилась с Вероникой, поскольку ненавидела графиню. Они даже стали дружить домами (Лупе тогда была женой Тарзана-актера Джона Вайсмюллера). Когда Вероника давала свое согласие выйти замуж за Купера, она наверняка не обольщалась на тот счет, что отныне первый ковбой Америки будет принадлежать только ей. Вся предыдущая жизнь этого человека указывала на то, что частая смена партнерш-наиболее удобный для него способ жизни. Поэтому Купер изменял жене регулярно. Например, во время съемок фильма «Генерал погиб на рассвете» (1936) он увлекся светловолосой англичанкой Маделайн Кэрролл. Помимо актрис, в постель Купера продолжали заглядывать секретарши, помощницы режиссеров, парикмахерши и девушки из массовки. А однажды из-за своей любви к сексу Купер чуть не погиб. Его угораздило заиметь в любовницах девушку, которая на тот момент состояла в интимной связи с одним из подручных самого Багси Сигела-полпреда мафии в Голливуде. Купера спас от неминуемой расправы актер и близкий друг Сигела Джордж Рафт (в 1936 году он снимался с Купером в фильме «Души в море»). Это он уговорил девушку собрать свои вещи и немедленно уехать куда-нибудь подальше от Голливуда. Тем временем 15 сентября 1937 года Купер стал отцом-у него родилась дочь Мария. Однако даже это событие не помешало Куперу завести очередную интрижку на стороне: во время съемок очередного вестерна «Ковбой и леди» Купер соблазнил актрису Мерль Оберон. Говорят, этот фильм, провалившийся в прокате, был любимым фильмом самого Купера. Не из-за Обертон ли? Кто знает. В 1939 году, на съемках фильма «Северо-Западная конная полиция», Купер вновь встретился со своей бывшей любовницей Маделайн Кэрролл. Однако, переспав с ней пару раз, Купер переметнулся к другой партнерше по фильму Полетт Годдард, бывшей любовнице самого Чарли Чаплина. А год спустя Купер соблазнил любовницу писателя Ф. Скотта Фицджеральда-красавицу Шейлу Грэм. Они вместе отправились на премьеру очередного вестерна с участием Купера «Человек с Запада», и «первый ковбой Голливуда» не упустил возможности соблазнить девицу. Благо это было нетрудно. В 1942 году в любовные сети Купера угодила Ингрид Бергман. Это произошло во время съемок фильма «По ком звонит колокол». Фильм снимался в безлюдной пустыне Сьера-Невада, поэтому любовникам нечего было опасаться, что их вторые половины узнают об этой интрижке. В конце 1940-х годов Купер вновь сошелся со своей бывшей любовницей мексиканкой Лупе Велес. Они встречались какое-то время, после чего Велес внезапно узнала, что забеременела. Будучи истой католичкой (даже перед тем, как заняться сексом, она читала молитву), Лупе не могла позволить себе сделать аборт. Но и родить ребенка вне брака для нее тоже было смерти подобно. В итоге женщина решилась на крайний шаг-она покончила с собой. Она наглоталась секонала, запив его своим любимым напитком-мексиканским бренди. Но умерла не от этого. Когда ее стало буквально выворачивать наизнанку, она бросилась в туалет, но случайно поскользнулась на кафельном полу и ударилась головой о край унитаза. Упав навзничь, она захлебнулась рвотными массами. Когда об этом узнал Купер, он едва сам не последовал за любовницей. От крайнего шага его спасла любовь к дочери Марии, которую он боготворил. Но горевал Купер не долго: вскоре он нашел утешение в объятиях другой красотки-Патриции Нил, с которой судьба свела его летом 1948 года на съемках фильма «Источник» (1949). Многим казалось, что интрижка с Нил-очередной мимолетный эпизод в жизни Купера. Но это оказалось не так-они полюбили друг друга по-настоящему. Поняла это, видимо, и жена Купера Вероника, которая впервые за долгие годы в открытую стала изменять супругу (до этого она предпочитала делать это тайно, чтобы не портить имидж добропорядочной жены и матери). Ухажером Вероники стал миллионер Боб Сикс. Купер же увез Нил на Кубу к своему другу Эрнесту Хэмингуэю, чтобы там объявить об их помолвке. На будущем «острове Свободы» Нил забеременела. Но когда об этом узнала Вероника, она внезапно встала в позу и отказалась дать Куперу развод. Нил не оставалось ничего иного, как в октябре 1950 года избавиться от незаконнорожденного ребенка. Все эти события сильно осложнили ей жизнь: компания «Уорнер Бразерс» расторгла с ней контракт, разные организации, надзирающие за моралью, требовали выселить ее из Нью-Йорка. Единственным человеком, кто в те тяжелые дни поддерживал Нил, был Купер. В сентября 1951 года он снимался в своем лучшем вестерне«Ровно в полдень». Его партнершей была актриса Грейс Келли, которая сразу же «положила глаз» на «первого ковбоя Голливуда» (она любила мужчин постарше). Несмотря на то, что за ней на съемках специально приглядывала ее младшая сестра Лизанна, Грейс постоянно заигрывала с Купером, строила ему глазки и использовала все известные ей методы из арсенала соблазнительниц. Какое-то время Купер держался, даже предложил сценаристу Бобу Слатцеру приударить за девушкой: дескать, ты помоложе меня. Но затем сломался. Его жена Вероника и любовница Нил были далеко, так почему бы и не развлечься? Роль шерифа Кейна в фильме «Ровно в полдень» стала лучшей ролью в кино-карьере Купера. В Голливуде тогда многие поговаривали о том, что как актер Купер уже не поднимется, что у него кишка стала тонка. Он и в «Полдне» согласился играть за существенно меньший гонорар. Но фильм выстрелил так, что не только Голливуд, но и весь кинематографический мир был удивлен игрой Купера. Фильм, задуманный как типичный вестерн и снятый всего лишь за месяц, внезапно превратился в настоящее произведение искусства, вошедшее в сокровищницу мирового кинематографа. Не случайно Купер был удостоен премии «Оскар» за лучшую роль (это был второй «Оскар» в биографии артиста, первый он получил в 1941 году за фильм «Сержант Йорк»). «Ровно в полдень» еще не вышел на экран, когда Купер и Вероника разъехались в разные дома (до этого они жили вместе, создавая видимость семьи). Казалось, что теперь Купер и Нил могут в открытую наслаждаться обществом друг друга. Но вышло наоборот-они охладели друг к другу. В итоге, когда Купера положили в больницу по поводу операции рака двенадцатиперстной кишки, Нил его оставила. Затем она вышла замуж за детского писателя Роальда Даля. После выписки из больницы Купер поделился с друзьями своим горем, что стал импотентом. Но в это мало кто верил, видя, как тот продолжает приударять за женщинами. Например, во время съемок в фильме «Возвращение в рай» (1953) он в открытую крутил роман с актрисой Робертой Хейнз. Они познакомились во время съемок фильма «Ровно в полдень», где Хейнз мелькала в эпизодах. Теперь же, благодаря вмешательству Купера, она получила главную роль и в знак благодарности любила «импотента» Купера так, что тот вновь почувствовал вкус к женщинам. Среди других тогдашних любовниц актера были замечены: Кей Уилльямс (она затем стала женой Кларка Гейбла), Жизель Паскаль (была любовницей принца Монако Ренье-мужа Грейс Келли). Между тем в середине 1950-х годов Купер и Вероника вновь съехались. Они даже предприняли совместное путешествие в Европу (с ними поехала и дочь Мария), чтобы доказать людям, что их примирение окончательно и бесповоротно. Но мало кто знал, что спали они в разных спальнях. Купер продолжал волочиться за каждой юбкой, причем теперь в его гареме все чаще мелькали проститутки. Видимо, с ними ему было легче: никаких обязательств и клятв в любви и верности. В 1955 году произошел забавный случай. Одна девица, прознав, что Купер давно уже не тот жеребец, каким был раньше, решила на себе испытать его потенцию. Приехав к нему домой, она провела с ним ночь. и чуть не умерла от его неуемной энергии. Купер так ее затрахал, что девушка вынуждена была взять выходной и пропустить съемки. Весной 1960 года Куперу вручили третий «Оскар» в его жизни-на этот раз «За вклад в развитие киноискусства». Это была справедливая награда, поскольку Купер действительно был выдающимся актером. Правда, сам он на вручение премии прийти не смог-был тяжело болен раком. Спустя полтора месяца-13 мая 1961 года«первый ковбой Голливуда» скончался.

Выборочная фильмография:

X