Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

George Lucas

ДЖОРДЖ ЛУКАС
(George Lucas)

Знаменитый режиссер родился 14 мая 1944 года в калифорнийском городке Модесто. Рост Джорджа 168 см. Его отец имел английские, немецкие и швейцарские корни, а мать-немецкие, шотландские и ирландские. Отец Джорджа владел ореховым ранчо в Калифорнии.
В юности Лукас мечтал о карьере автогонщика серии NASCAR, но серьезная авария, едва не стоившая ему жизни, в которую он попал на своем стареньком «Фиате», быстро изменила его планы. Как он сам позднее прокомментировал: «Даже в теории тогда ни один не должен был остаться в живых». Хотя в школе Джордж неоднократно участвовал в соревнованиях и занимал призовые места.
В юности Джордж снял пятнадцатиминутный научно-фантастический фильм «ТНХ-1138 4EB: электронный лабиринт», получивший первый приз на национальном студенческом кинофестивале 1967-68 года. Именно он положил начало карьере Джорджа. Студия «Warner» предложила Лукасу посмотреть, как у них снимаются фильмы. В 1968 году Лукас шесть месяцев наблюдал, как Фрэнсис Форд Коппола снимает картину «Finian’s rainbow».
Молодые люди подружились, и год спустя организовали собственную компанию «American Zoetrope». Они решают переделать в полнометражный ранний фильм Лукаса «ТНХ-1138», пригласив на главные роли Роберта Дювалля и Дональда Плезенса. Картина не имела большого успеха, но фильм Копполы «Крестный отец» (1972) принес огромные финансовые сборы. Они позволили Копполе помочь Лукасу снять фильм «Американские граффити», который положил начало карьере Ричарда Дрейфуса, Рона Ховарда и Харрисона Форда.
Режиссер был женат с 1969 по 1983 год на монтажере Марше Гриффин. От этого брака у Джорджа две приемных дочери и один приемный сын. Марша получила «Оскар» за монтаж картины Лукаса «Звездные войны». Впоследствии у Лукаса был долгий роман с певицей Линдой Ронстадт.
В 1971 году режиссер основал свою кинокомпанию «Lucasfilm», а в 1975 году компанию «Industrial Light and Magic».
Заключительный фильм саги режиссера «Звездные войны. Месть ситхов» за первый же день проката собрал более 50 миллионов долларов. Интересно, что Лукас полностью лично финансировал съемки своей саги, за исключением самого первого фильма 1977 года. Только тогда он обратился за финансированием к кинокомпании «20th Century Fox». Картины «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» Лукас финансировал, беря заем в банке и возвращая деньги из прибыли, а для заключительной трилогии 1999-2005 годов Лукас вообще использовал только свои личные средства.
Состояние Лукаса на 2005 год составляло 3, 6 миллиарда долларов. Он входит в список 400 самых богатых людей США: только он и его друг Стивен Спилберг являются единственными представителями киноиндустрии в списке.
В 2006 году Лукас пожертвовал университету Калифорнии 175 миллионов долларов для расширения кинематографического факультета. В 2005 году Лукас пожертвовал миллион долларов на сооружение мемориала памяти Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне.
Некоторые гонорары режиссера: «Звездные войны. Призрачная угроза»-400 миллионов долларов, «Искатели затерянного ковчега»-2, 5 миллиона плюс прибыль от проката, «Жар тела»-250 тысяч плюс 5% от прибыли, «Звездные войны» (бюджет составил 10 миллионов долларов)-200 тысяч плюс 40% от прибыли, «Американские граффити»-50 тысяч плюс 15% от сборов, «ТНХ-1138»-15 тысяч, «Люди дождя»-3 тысячи, «Finian’s rainbow»-3 тысячи долларов.
Режиссер-сторонник демократической партии. Лукас страдает диабетом. Режиссеру так понравился неизвестный театральный актер Джеймс Уитон, что он предложил ему озвучить компьютер в картине «ТНХ-1138», несмотря на категорические возражения студии, которая хотела попросить на эту роль Орсона Уэллса.
Сценарий фильма «Звездный войны» отклонили все крупнейшие студии Голливуда. Над молодым режиссером сжалилась лишь компания «20th Century Fox», которая также не сомневалась в коммерческом провале фильма, но решила рискнуть.
В свое время режиссер продал подразделение своей компании «Lucasfilm», которое занималось компьютерной графикой, одному из основателей компании «Apple» Стиву Джобсу. Оно впоследствии превратилась в студию «Pixar».
Именно Лукас придумал приключения Индианы Джонса, когда они со Стивеном Спилбергом находились в отпуске на Гавайях. Он предложил Спилбергу сесть в режиссерское кресло, а сам ограничился ролью сценариста и продюсера.
Лукас переписал концовку картины «Искатели затерянного ковчега», которая стала значительно насыщеннее. А оригинальная концовка с гонками на вагонетках вошла в следующую картину «Индиана Джонс и храм судьбы».
Картина «Американские граффити» снималась при бюджете 780 тысяч долларов в течение 28 дней в двух небольших городках возле Сан-Франциско. Съемки практически полностью проходили по ночам. Представители студии «Universal» пришли в ужас от увиденного, несмотря на положительные отзывы критиков и зрителей. В конце концов, они согласились прокатывать фильм, урезав его на 4, 5 минуты. В последующие годы картина собрала более 100 миллионов долларов.
После фильма «Звездные войны» Лукас отошел от режиссуры и стал вкладывать деньги в продюсирование продолжения своей саги и трилогии Стивена Спилберга про Индиану Джонса.
Режиссер купил ранчо «Skywalker» среди красных деревьев и эвкалиптов в графстве Marin в Калифорнии, куда перевез свою студию «Lucasfilm», где ее строил с 1980 по 1985 год. В настоящее время компания оценивается в 5 миллиардов долларов, из которых 2 миллиарда журнал «Forbes» отдает лично Лукасу. На студии «Lucasfilm» трудятся более 1200 человек.
В свой первый уик-энд отреставрированная версия картины «Звездные войны», вышедшая в 1997 году на 2100 экранах, принесла 36 миллионов долларов, в то время, как в 1977 году за первый уик-энд на 43 экранах страны она собрала 1, 6 миллиона долларов.
В 2005 году сайт Forbes.com оценил всю прибыль саги «Звездные войны» в 20 миллиардов долларов. В начале 90-х годов прошлого века Лукасу предложили снять клип на композицию «Rush Rush» в исполнении Полы Абдул.
Интересно, что режиссер отказывается публиковать на обложках своих фильмов цитаты критиков, чем вызвал сильный гнев многих обществ кинокритиков. Персонаж Хана Соло Лукас написал со своего друга Фрэнсиса Форда Копполы.
Лукас хотел, чтобы в режиссерское кресло картины «Возвращение джедая» сел Стивен Спилберг, но его споры с Гильдией режиссеров США привели к тому, что снимать фильм стал Ричард Марканд.
Лукас перенес такой стресс, снимая «Звездные войны», что после съемок оказался в госпитале с диагнозом «переутомление». Лукас вспоминал, что Алек Гиннесс очень помогал ему во время съемок «Звездных войн», уговаривая других актеров относиться к съемкам более серьезно.
Лукасу настолько не понравился фильм «Утенок Говард», продюсером которого он был, что после выхода картины он изъял свое имя из титров и отрекся от него. Режиссер говорил, что одна из главных тем его фильмов: человеческое отношение к машинам и технологиям.
Режиссер всегда очень трепетно относился к своему финансовому гонорару. Для картины «Искатели затерянного ковчега» Лукас согласился на 20-миллионный бюджет студии «Paramount», но выбил себе владение 40% отснятого материала и 50% всей прибыли. Это была невероятно выгодная сделка для Лукаса. Продюсер студии «Paramount» Майкл Эйснер заявил, что понял, что это был самый лучший сценарий, который он когда-либо читал.
Любимая стадия постановки фильма у Лукаса: монтаж. Прозвище режиссера в школе было Люк. Позднее оно перекочевало в картину «Звездные войны»: Люк Скайуокер.
Первоначально Лукас хотел снимать картину «Флэш Гордон», но не смог приобрести на нее права, поэтому решил снимать свой оригинальный фильм «Звездные войны» с похожим сюжетом.
Лукас использовал некоторые темы картины Фрица Ланга «Метрополис» (1927) для своих «Звездных войн». Так «робот» стал «С3РО», а «создатель робота» Анакином Скайуокером: оба персонажа лишились одной своей руки.
Лукас стал невероятно богатым по сути за одну ночь: когда приобрел права на картину «Звездные войны», а не продал их компании «20th Century Fox». У режиссера есть собака по кличке Индиана, которая перешла не только персонажу в исполнении Харрисона Форда, но и стала основой внешности Чубакки из «Звездных войн».
Картина режиссера «Звездные войны» находится на 39 месте в списке «100 лучших фильмов всех времен», составленным Институтом кинематографии США. Лукас получил медаль из рук Президента США Джорджа Буша за достижения в развитии кинематографа, сделанными его компанией «ILM».
Интересно, что Лукас и его друзья Фрэнсис Форд Коппола и Стивен Спилберг вручили Мартину Скорсезе его первый «Оскар» как лучшему режиссеру за картину «Отступники» (2006).
Некоторые цитаты режиссера: «Звук и музыка составляют 50% содержания всего фильма», «Я контролирую все продажи и оборот, использующий мой бренд не потому, что я хочу заграбастать все деньги, а именно потому, что я хочу это контролировать по всем направлениям: качества, безопасности, социальной политики. Я не хочу, чтобы кто-то использовал бренд «Звездные войны», выпуская какое-то дерьмо!», «Если вы можете понять фантазии одиннадцатилетней девочки, вы сможете сделать состояние в этом бизнесе».
По поводу негативной реакции на картину «Звездные войны. Месть ситхов»: «Правильное оно или нет, но это мой фильм, такое было мое решение, это мой созидательный взгляд. А если людям этот фильм не нравится, то пусть они его не смотрят», «Да, у меня много денег, но если средний бюджет более-менеее приличного фильма составляет 80 миллионов долларов, что вы снимаете за 20 миллионов будет выглядеть невероятно дешево. Снять что-либо приличное за сумму менее 10 миллионов практически невозможно. Ну, а если ваш фильм стоит меньше 5 миллионов-то можно с уверенностью сказать, что вы-Роджер Корман».
У режиссера нет ни одного «Оскара», кроме почетных, врученных в 1992 и 2005 годах. Лукас лишь номинировался на приз американской киноакадемии за лучшую режиссуру и сценарий картин «Американские граффити» (1973) и «Звездные войны» (1977).
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Лукасу свой приз «Сатурн» за лучший сценарий и режиссуру картины «Звездные войны» (за режиссуру вместе с лентой Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени», 1977), а номинировала за лучший сценарий фильма «Возвращение джедая» (1983), лучшую режиссуру фильмов «Звездные войны. Призрачная угроза» (1999) и «Звездные войны. Атака клонов» (2002), а также за лучшую режиссуру и сценарий фильма «Звездные войны. Месть ситхов» (2005).
Англичане в 2005 году вручили Лукасу почетный приз «BAFTA» за достижения в карьере. В 2003 году режиссеру также вручили почетный приз «Золотой сателлит». Итальянцы вручили Лукасу приз «David di Donatello» как лучшему продюсеру иностранный ленты «Кагемуша» (1980).
У режиссера есть две номинации на «Золотой глобус» за режиссуру картин «Американские граффити» и «Звездные войны». На международном кинофестивале в Локарно картина Лукаса «Американские граффити» получила приз «Бронзовая лошадь».
Лукас также удостоился двух номинаций на телевизионный приз «Эмми» за картины «Приключения эвоков» (1984) и «Сражение за Эндор» (1985).
У режиссера также есть несколько вполне заслуженных номинаций на анти-приз «Razzie»: за худший сценарий к картине «Уиллоу» (1988), за худший сценарий и режиссуру фильма «Звездные войны. Призрачная угроза», а также за худшую режиссуру ленты «Звездные войны. Атака клонов», а вот сам приз режиссер получил за худший сценарий к этому фильму.

Выборочная фильмография:

«Звездные войны. Месть ситхов» (Star Wars: Episode III-Revenge of the Sith), 2005
«Сокровища спрятанной планеты» (Treasure of the Hidden Planet), 2004
«Звездные войны. Атака клонов» (Star Wars: Episode II-Attack of the Clones), 2002
«Звездные войны. Призрачная угроза» (Star Wars: Episode I-The Phantom Menace), 1999
«Пираты и принц» (The Pirates and the Prince), 1996
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade), 1989
«Уиллоу» (Willow), 1988
«Утенок Говард» (Howard the Duck), 1986
«Лабиринт» (Labyrinth), 1986
«Эвоки: битва за Эндор» (Ewoks: The Battle for Endor), 1985
«Приключения эвоков» (The Ewok Adventure), 1984
«Индиана Джонс и храм судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom), 1984
«Возвращение джедая» (Return of the Jedi), 1983
«Искатели затерянного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), 1981
«Жар тела» (Body Heat), 1981
«Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back), 1980
«Кагемуша» (Kagemusha), 1980
«Американские граффити-2» (More American Graffiti), 1979
«Звездные войны» (Star Wars), 1977
«Американские граффити» (American Graffiti), 1973
«ТНХ 1138» (THX 1138), 1971
«Люди дождя» (The Rain People), 1969