Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ГЕНРИ ФОНДА
(Henry Fonda)

Актер родился 16 мая 1905 года в Гранд-Айленде, штат Небраска, США. Умер 12 августа 1982 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от остановки сердечно-легочной деятельности. Рост 185 см. Пять раз был женат, имел троих детей. Примечателен своей «кошачьей» походкой, особенно в вестернах: он движется в медленном, но похожем на часы темпе, выбрасывая вперед одну ногу за раз, позволяя рукам свободно свисать по бокам. Яркие голубые глаза. Часто играл сильных, оборонительных, героических персонажей, всегда стремившихся к миру и справедливости. Часто работал с режиссерами Джоном Фордом и Сидни Люметом. Безошибочно узнаваемый командный голос.
Этот замечательный, тихий американец начал сниматься в кино еще застенчивым подростком. С годами он превратился в звездного характерного актера, который олицетворял не только честность и силу, но и идеал простого человека, борющегося с социальной несправедливостью и угнетением. Он родился в семье Герберты Эльмы Джейнс и Уилльяма Брейса Фонды, который был коммерческим типографом и владельцем типографии WB Fonda Printing Company в Омахе, Небраска. Его далекими предками были итальянцы, бежавшие из своей страны и переехавшие в Голландию, предположительно из-за политических или религиозных преследований. В середине 1600-х годов они пересекли Атлантику и поселились в северной части штата Нью-Йорк, где основали общину под названием Фонда. Повзрослев, Генри рано проявил интерес к журналистике после публикации статьи в местной газете. В возрасте двенадцати лет он помогал своему отцу в типографском бизнесе за 2 доллара в неделю. После окончания средней школы в 1923 году он устроился на неполный рабочий день в Миннеаполисе в телефонную компанию Northwestern Bell, что позволило ему сначала продолжить журналистское образование в Университете Миннесоты. Поскольку стало трудно совмещать рабочее время с академическим списком, он получил еще одну должность инструктора по физкультуре за 30 долларов в неделю, включая проживание и питание. К этому времени он вырос до 185 см. и был прирожденным баскетболистом. В 1925 году, вернувшись в Омаху, Генри переоценил свои возможности и пришел к выводу, что журналистика все-таки не его сильная сторона. Некоторое время он пробовал свои силы на нескольких временных работах, в том числе в качестве механика и оформителя витрин. Затем, несмотря на противодействие со стороны родителей, Генри принял предложение Грегори Фоули, директора Театра Омахи, сыграть главную роль в «Мертоне из кино». Его отец не разговаривал с ним целый месяц. Спектакль и его звезда получили довольно хорошие отзывы в местной прессе. Он длился неделю, после чего Генри заметил, что «идея быть Мертоном, а не собой научила меня, что я могу прятаться за маской». До конца репертуарного сезона Генри стал помощником режиссера, что позволило ему проектировать и раскрашивать декорации, а также играть. Однако случайная поездка в Нью-Йорк в 1928 году привела к тому, что он направился на восток и некоторое время играл в летнем составе, прежде чем присоединиться к University Players, группе талантливых выпускников Принстона и Гарварда, среди которых были такие будущие светила, как Джеймс Стюарт (который останется его самым близким другом на всю жизнь), Джошуа Логан и Кент Смит. Вскоре Генри сыграл главную роль вместе с Маргарет Саллаван, которая вскоре станет первой из его пяти жен. И брак, и игроки распались спустя четыре года. В 1932 году Генри оказался в двухкомнатной квартире в Нью-Йорке с Джимми Стюартом и Джошуа Логаном. Следующие два года он чередовал сценографию с игрой в различных репертуарных труппах. В 1934 году он получил своего рода прорыв, когда ему предоставили возможность представить комедийный скетч с Имоджин Кока в бродвейском ревю «Новые лица». В том же году он также нанял Леланда Хейворда в качестве своего личного агента по управлению, и это щедро окупилось. Именно Хейворд убедил 29-летнего парня стать киноактером, несмотря на первоначальные опасения и сопротивление со стороны Генри. Независимый продюсер Уолтер Вангер, чья растущая акционерная компания родилась в United Artists, нужна была звезда для фильме «Фермер женится» (1935). Поскольку оба актера первого выбора, Гари Купер и Джоэл Маккри, были заняты, Генри был следующим доступным вариантом. В конце концов, он только что завершил успешный показ на Бродвее в сценической версии. Банальный рекламный слоган фильма звучал так: «Фонда вам понравится больше», но фильм имел неоспоримый успех. Вангер, понимая, что у него все хорошо, затем пригласил Генри в серию фильмов высшего класса, которые максимально использовали его образ искреннего, незатронутого деревенского мальчика. Из них выбрали цветной вестерн «Тропинка одинокой сосны» (1936) и суровую драму эпохи депрессии «Живем один раз» (1937) с Генри в роли стойкого хорошего парня, вынужденного скрываться от закона по обстоятельствам, эксцентричную комедию «Наш дом на Луне» (1936) с бывшей женой Саллаван, превосходный фильм до гражданской войны «Изавель» (1938) и столь же великолепный «Молодой мистер Линкольн» (1939), в котором Генри показал свою лучшую экранную роль на сегодняшний день в роли «адвоката из Спрингфилда». С режиссером Джоном Фордом Генри снял еще два фильма: новаторскую драму «Барабаны долины Махонке» (1939) и «Гроздья гнева» (1940) с Генри в роли Тома Джоада, которую часто рассматривал как свою определяющую карьеру роль архетипического простого американца, пытающегося противостоять угнетению. Это также задало тон его дальнейшей карьере. Играл ли он законника (Уайат Эрп в «Моей дорогой Клементине», 1946) ), вынужденного члена отряда («Случай в Окс-Боу», 1943), присяжного заседателя, приверженного идеалу тотальной справедливости в «12 разгневанных мужчинах» (1957) или музыканта ночного клуба, ошибочно обвиненного в убийстве («Не тот человек», 1956), его персонажи были похожи друг на друга, демонстрируя честность и тихий авторитет. В этом ключе он также дал совершенно убедительный (хотя исторически неточный) образ в главной роли «Возвращение Фрэнка Джеймса» (1940), редкий пример продолжения, улучшенного оригинала. Генри редко появлялся в комедиях, за исключением пары хороших ролей с Барбарой Стэнвик, с которой у него была отличная экранная химия, в «Сумасшедшей миссии Мэнтон» (1938) и «Леди Еве» (1941). Он также хорошо зарекомендовал себя в роли мошенника, играющего в покер, в вестерне «Большой куш для маленькой леди» (1966). Наконец, просто чтобы сбить с толку тех, кто называл его типичным персонажем, он продемонстрировал пугающую роль одного из самых хладнокровных и подлых каменных убийц, когда-либо бродивших по Западу, в классическом произведении Сержио Леоне «День на Диком Западе» (1968). Болезнь ограничила его работу в 1970-х годах. Его последней ролью на экране была роль восьмидесятилетнего человека в фильме «На Золотом пруду» (1981), в котором к нему присоединилась его дочь Джейн. В конце концов, это принесло ему номерной «Оскар» вслед за ранее полученной почетной премией Американской киноакадемии. Слишком больной, чтобы присутствовать на церемонии, он умер вскоре после этого в возрасте 77 лет, оставив после себя прочное наследие, с которым могут сравниться лишь немногие из его сверстников.
Дважды был соседом по комнате и очень близким другом Джеймса Стюарта. Они встретились и жили в одной комнате, когда оба были молодыми актерами в начале 1930-х годов. Фонда поехал в Голливуд незадолго до Стюарта. Когда Стюарт приехал, он жил в одном доме с Фондой, где они оба приобрели репутацию ловеласов. После того, как оба поженились и обзавелись детьми, более спокойные приятели все еще тусовались, обычно проводя время за сборкой моделей самолетов. Когда Фонда получил «Оскар» за роль в фильме «На золотом пруду», он был самым старым актером (76 лет), получившим эту награду. С тех пор эту награду превзошел Энтони Хопкинс, который в 83 года получил премию «Оскар» за работу в фильме «Отец» (2020). Учился актерскому мастерству у Дороти Брандо, матери Марлона Брандо. Хотя он получил большое признание как за свою игру, так и за продюсирование «Двенадцати разгневанных мужчин», Фонда, который работал на процент от прибыли для своего вознаграждения как актера и продюсера, в конечном итоге не получил ничего за актерскую игру или продюсирование, потому что фильм провалился в прокате. Фонда, сыгравший второго командующего Тихоокеанским флотом в фильме «По методу Харма» (1965), на самом деле был военно-морским ветераном Второй мировой войны, служившим на Тихоокеанском театре военных действий. После создания «Случая в Окс-Боу» (1943) Фонда записался на военную службу для участия во Второй мировой войне, заявив: «Я не хочу участвовать в фальшивой войне в студии». Он прослужил во флоте три года, сначала в качестве квартирмейстера 3-го класса на эсминце USS Satterlee; позже Фонда получил звание младшего лейтенанта (О-2) в воздушной боевой разведке. За службу в центральной части Тихого океана он получил Бронзовую звезду, четвертую высшую награду за храбрость или достойную службу в конфликте с врагом. Фонда считался самым талантливым из всех голливудских знаменитостей, рисовавших маслом, преимущественно натюрморты. Ему неоднократно предлагали значительные суммы за картины, но он предпочитал раздаривать их друзьям. Одним из его увлечений было пчеловодство. Это была одна из многих черт, которые его сын Питер Фонда включил в свое выступление в «Золото Ули» (1997), спектакль, по словам Питера, основан на образе его отца. Он был большим поклонником сериала «Все в семье» (1971) и имел честь вести передачу «Лучший из всех в семье», в которой вспоминались лучшие моменты из первых 100 серий шоу. Весной 1947 года чуть не поссорился со своим близким другом Джеймсом Стюартом в споре по поводу внесения в черный список. Это произошло вскоре после того, как Фонда присоединился к Хамфри Богарту, Лорен Баколл и Джону Хьюстону и подписал открытое письмо Комитету Палаты представителей по неамериканской деятельности, в котором предлагалось прекратить расследование причастности коммунизма к киноиндустрии. По словам Стюарта, спор был «долгим и довольно жарким» и закончился только тогда, когда двое мужчин поняли, что ставят под угрозу столь многолетнюю дружбу. Вскоре после этого Фонда переехал в Нью-Йорк и не возвращался в Голливуд до 1955 года. Хотя одной из причин его длительного пребывания на Востоке была его главная роль в «Мистере Робертсе» на Бродвее, он также признался друзьям, что терпеть не может политический климат в Южной Калифорнии в те годы. Джейн Фонда признает, что ей так и не удалось заставить отца сказать именно то, что было сказано во время ссоры со Стюартом. «Я знаю, что речь определенно шла о Комитете Палаты представителей по неамериканской деятельности и о том, что позже стало известно как маккартизм»-вспоминает она. «И это правда, что их дружба действительно чуть не закончилась из-за этого. Именно поэтому, после того, как они остыли, они решили, что никогда больше не будут говорить о политике, когда будут вместе, они вряд ли собирались начать открываться другим людям». Дружба и сотрудничество, длившиеся почти 20 лет, закончились, когда режиссер Джон Форд ударил его кулаком во время съемок «Мистер Робертс» (1955). Несмотря на его добрый, героический и честный экранный образ, за кадром его часто описывали как холодного, отчужденного и часто сердитого человека. На протяжении всей своей карьеры он периодически возвращался на законную сцену («Мистер Робертс», «Выбор критика» и «Первый понедельник октября»), но упустил шанс сыграть роль Джорджа в оригинальной бродвейской постановке «Кто боится Вирджинии Вульф». Его агент сразу отверг сценарий, не посоветовавшись с ним. В качестве причины агент привел утверждение: «Вы не хотите участвовать в спектакле о четырех людях, которые все время кричат друг на друга». Фонда, который был поклонником таланта драматурга Эдварда Олби, был в ярости. Ситуация не улучшилась, когда старые друзья, такие как Джеймс Стюарт и его жена Глория Стюарт, или даже его собственная дочь Джейн сказали ему, что они видели спектакль в Нью-Йорке и не могли представить никого, кроме Фонды, в главной роли. Наконец, увидев шоу самому, Фонда был должным образом впечатлен игрой Артура Хилла в этой роли и признал, чт оне смог бы сыграть эту роль лучше. Хотя он был против войны во Вьетнаме, Фонду в конечном итоге убедили отправиться в двадцатитрехдневное турне, взяв с военнослужащими полароидные снимки и раздав им автографы. Сообщается, что его сын Питер Фонда однажды расплакался, увидев интервью, в котором Генри хвалил его актерский талант, поскольку Питер утверждал, что это был первый раз, когда его отец когда-либо хвалил его. Хобби-изготовление моделей самолетов и воздушных змеев. Он и его дочь Джейн Фонда были первой парой отца и дочери, номинированной на «Оскар» в одном и том же году (1982). Был непосредственным свидетелем расовых беспорядков в Омахе в 1919 году и линчевания Уилла Брауна. В интервью 1981 года журналу «Playboy» Фонда заявил, что «Секс и незамужняя девушка» (1964) был худшим фильмом, который он когда-либо снимал. По словам автора Майкла Бакли, самым заветным детским воспоминанием Фонды было то, как мать разбудила его, чтобы увидеть комету Галлея в 1910 году. Среди оскароносных пар отец-дочь он и дочь Джейн-одна из двух пар, в которых дочь получила награду Американской киноакадемии раньше отца. Другая пара-Хейли Миллс и Джон Миллс. Почетный «Оскар» Хейли 1960 года был вручен ей за лучшую юношескую роль в «Поллианне» (1960). Ее отец Джон стал очень популярен среди жителей Голливуда, когда там проживала семья Миллс, пока Хейли снимала фильмы для Уолта Диснея. В 1971 году он получил премию «Оскар» за роль деревенского идиота в фильме Дэвида Лина «Дочь Райана» (1970). Фонда отказался от роли Чарльза Бронсона в фильме «Жажда смерти», потому что назвал тему «отталкивающей». Во время интервью Барбаре Уолтерс Джейн Фонда заявила, что ее отец был глубоко влюблен в Люсиль Болл и что они были «очень близки» во время съемок фильма «Твои, мои и наши» (1968). Назван шестым величайшим актером в списке «50 величайших легенд экрана» Американского института кино. В своем завещании он оставил пункт с просьбой не проводить похорон или поминальной службы. Не смог присутствовать на церемонии вручения премии «Оскар» 1982 года, чтобы получить награду за лучшую мужскую роль за фильм «На золотом пруду» (1981). Его награду приняла от его имени дочь Джейн Фонда. За исключением завещания дочери Эми в размере 200 000 долларов, он оставил все свое состояние своей пятой жене Ширли Адамс. Среди друзей и семьи он был известен как сдержанный человек, которому было очень трудно выражать свои чувства к другим. Был хорошим другом Джона Уэйна с тех пор, как они были частью акционерной компании режиссера Джона Форда. Сын Генри, Питер Фонда, в своей автобиографии сказал, что у Генри были некоторые проблемы с Уэйном и коллегой по фильму Форда Уордом Бондом по поводу политики, поскольку эти двое определенно были правее его отца. Питер рассказал, что Уэйн и Бонд прекрасно относились к нему и были очень дружелюбны, в отличие от его отца, который был довольно холоден. В 1968 году заключил партнерство с актерами Робертом Райаном и Мартой Скотт, став соучредителем театральной продюсерской компании Plumstead Playhouse в Нью-Йорке. Позже названное Театральным обществом Пламстеда, оно выступило сопродюсером бродвейской постановки «Первый понедельник октября» с Фондой и Джейн Александер в главных ролях. Первой бродвейской ролью Фонды была небольшая роль в «Игре любви и смерти» с Элис Брэйди, Клодом Рейнсом и Отто Крюгером. Выиграл премию «Тони» на Бродвее в 1948 году как лучший драматический актер за главную роль в «Мистере Робертсе» и разделил награду с Полом Келлизом в «Командном решении» и Бэсилом Рэтбоном за «Наследницу». Дополнительно номинирован на бродвейскую премию «Тони» 1975 года как лучший драматический актер за спектакль «Кларенс Дэрроу». Он вернулся на Бродвей в 1974 году для участия в биографической драме «Кларенс Дэрроу», за которую был номинирован на премию «Тони». Здоровье Фонды ухудшалось в течение многих лет, но его первые внешние симптомы появились после выступления в апреле 1974 года, когда он потерял сознание от истощения. После появления сердечной аритмии, вызванной раком простаты, был установлен кардиостимулятор, и Фонда вернулся в спектакль в следующем году. После показа спектакля 1978 года «Первый понедельник октября» он последовал совету врачей и отказался от суровых условий компании Ford, и его отношения с великим режиссером закончились на съемках фильма «Мистер Робертс» (1955), когда он возразил против режиссуры фильма Фордом. Форд ударил Фонду, и его пришлось заменить. Фонда признает, что актерское мастерство изначально привлекало его, потому что оно помогало ему «скрыть маску». Его дочь Джейн утверждает, что видела, как он плакал только один раз, когда умер Франклин Д. Рузвельт. Разлучен с первой женой Маргарет Саллаван всего через два месяца брака, однако формальный бракоразводный процесс занял больше времени, чем время, когда они жили вместе как муж и жена, при этом окончательный указ о разводе был принят только через тринадцать месяцев после расставания. Хотя Фонда большую часть своей жизни был демократом, когда-то он был зарегистрированным республиканцем, согласно его сыну Питеру Фонде в его автобиографии «Не говори папе: мемуары» (1999). Питер считает, что либерализм Генри привел к тому, что он был занесен в серый список в начале 1950-х годов, когда он на шесть лет отстранился от работы в кино. Его вторая жена Фрэнсис Сеймур Брокоу покончила жизнь самоубийством, когда он выступал на утреннем спектакле. Он закончил спектакль, прежде чем уйти домой. Семья Фонда была знакома с Марлоном Брандо. Семья Марлона, поскольку они оба жили в Омахе, Небраска, и Генри появился с матерью Марлона Дороти в общественном театре. Фактически, семья Брандо во время поездки в Южную Калифорнию в конце 1930-х годов навестила Генри на съемочной площадке. Два очень разных актера никогда не знали друг друга в социальном плане, потому что Фонда был намного старше. Фактически, когда Брандо-подросток начинал как актер, он делал это в тени Фонды, который на тот момент был самым известным человеком из Омахи. Брандо рассказал историю о том, как ему пришлось уволить домработницу после того, как он узнал, что она за определенную плату разрешает туристам приходить в его дом, чтобы осмотреть жилье звезды. Вскоре после этого Генри позвонил ему, чтобы проверить полномочия женщины, претендующей на должность домработницы в его доме. Это была та самая женщина, которую уволил Брандо. Он снялся в девяти фильмах, которые были отобраны Библиотекой Конгресса для включения в Национальный реестр фильмов как имеющие «культурное, историческое или эстетическое» значение. Появился в трех фильмах, основанных исключительно на сражениях Второй мировой войны: «Самый длинный день» (1962), «Битва в Арденнах» (1965) и «Мидуэй» (1976), а также появился в более вымышленном изображении нападения на Перл-Харбор и ранней южно-тихоокеанской кампании «По методу Харма» (1965) в той же роли, которую он изобразил в «Мидуэе», адмирала Честера Нимица. В отличие от многих кинозвезд, начавших свою карьеру на Бродвее, Фонда на протяжении всей своей карьеры регулярно возвращался на сцену Нью-Йорка. Фонда посоветовал своей третьей жене Сьюзен Бланшар держаться подальше от Уорда Бонда, чьи ультраконсервативные взгляды и активную поддержку маккартизма он презирал. Снимался в восьми номинантах на премию «Оскар» за лучший фильм года. Хотя Фонда признается, что хотел бы сыграть Джорджа в фильме Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф», его агент отклонил сценарий, не посоветовавшись с ним. Вопреки распространенному мнению, Фонда одобрял антивоенную активность своей дочери Джейн во время Вьетнама и в «Дань Генри Фонде» (1978) посоветовал своим критикам «заткнуться», потому что «она идеальна». Отец Джейн и Питера Фонды с Фрэнсис Сеймур. Был известен как ловелас в Голливуде, имел связи со многими актрисами. Рождение дочери Джейн Фонда стало причиной некоторых перерывов во время съемок фильма «Изавель» (1938) с Бетт Дэвис. Он был награжден звездой на Голливудской аллее славы 8 февраля 1960 года. Он был одним из самых активных и самых громких либеральных демократов в Голливуде наряду с Робертом Райаном и Грегори Пеком. Однажды он сказал, что президент Рональд Рейган сделал его «физически больным» и что он «не мог переварить никого из республиканцев, особенно Ричарда Никсона». Генри ушел с живой сцены, хотя продолжал сниматься в кино и на телевидении. Он сыграл неназванных президентов США в двух фильмах: «Система безопасности» (1964) и «Метеор» (1979). Будучи представителем GAF Film на телевидении в течение семи лет, Фонда был счастлив сняться в рекламе Lifesavers в Омахе в том же квартале, в котором он жил, когда ему было восемь лет. Четырежды играл человека, ошибочно обвиненного в преступлении: «Живем один раз» (1937), «Давайте жить» (1939), «Не тот человек» (1956) и «Гидеоновы трубы» (1980). Его далекие предки прибыли из Генуи, Италия, и бежали в Нидерланды около 1400 года. Среди первых голландских поселенцев в Америке они основали в начале 1600-х годов в северной части штата Нью-Йорк до сих пор процветающий небольшой городок под названием Фонда, названный в честь патриарха Доу Фонда, который позже был убит индейцами. У него также были английские, шотландские и более отдаленные немецкие и норвежские корни. Его бабушка и дедушка по отцовской линии переехали в Небраску из Нью-Йорка в 1800-х годах. Фонда провел предварительную работу над картиной о жизни Эммета Келли под названием «Клоун», но из-за проблем со сценарием она провалилась, хотя он действительно появился в роли Келли в эпизоде «Театра General Electric» от 27 марта 1955 года под названием «Клоун». Съемки фильма Com-TAC 303 с Билли Ди Уильямсом и Генри Фондой в главных ролях начались 25 июля 1977 года в пустыне Мохаве, но были закрыты через несколько недель, когда студия прекратила финансирование. В фильме рассказывается о чернокожих летчиках-истребителях во время Второй мировой войны. В 1930-е годы он был одним из основателей Голливудского демократического комитета, созданного в поддержку программы «Нового курса» президента Франклина Д. Рузвельта. 12 апреля 1967 года он посетил авианосец USS Kitty Hawk, чтобы переночевать в рамках подготовки к своей роли в фильме «Твои, мои и наши» (1968). Рассматривался на главную роль в фильме «Похитители велосипедов» (1948). Он был близким другом актера Росса Александра с тех пор, как они впервые работали вместе на Бродвее. Изображал обоих сыновей единственных двух пар отца и сына, получивших Почетную медаль. Он сыграл генерала армии Дугласа Макартура в фильме «Курс столкновений: Трумэн против Макартура» (1976) и бригадного генерала Теодора Рузвельта-младшего в «Самом длинном дне» (1962), в котором он изобразил поступок, за который Рузвельт был награжден Почетной медалью. Дважды играл президента США (в «Системе безопасности», 1964 и «Метеоре», 1979). Также играл сына президента США в «Самом длинном дне» (1962) и будущего президента в «Молодом мистере Линкольне» (1939). Он появился в трех фильмах режиссера Сидни Люмета. Некоторые гонорары актера: «Корни: Следующие поколения» (1979)-250 тысяч долларов, «Секс и незамужняя девушка» (1964)-100 тысяч, «Самый длинный день» (1962)-30 тысяч, «Форт Апачи» (1948)-110 тысяч, «Сумасшедшая мисс Мэнтон» (1938)-25 тысяч.
Фильм Сиднея Люмета по сценарию Реджиналда Роуза «12 разгневанных мужчин» у нас хорошо помнят. Он шел сравнительно недавно и произвел впечатление даже на тех, кто вообще-то предпочел бы настоящий детектив с лихо закрученной интригой и неизбежными ответами в конце: кто, как и почему совершил преступление. «12 разгневанных мужчин»-детектив не настоящий. Здесь обстоятельства убийства, в сущности, не важны, хотя именно о них на протяжении двух часов говорят запертые в душной комнате присяжные. Важно другое-равнодушие, с которым люди, представляющие общество, готовы, в свою очередь, убить рекомендованную жертву. Важен автоматизм мышления, присущий большинству; удобное доверие к закону, избавляющее от ответственности и сомнений. Речь прокурора, показания свидетелей усваиваются так же механически, как новая реклама зубной пасты. Усвоенное кажется бесспорным: все ясно, что ж тут голову ломать. Думать самостоятельно почти никто и не пытается. Предпочитают жить спокойно. Недовольны, когда этот покой неведения и безмыслия кто-то пытается нарушить. У фильма точное название. Он не о частном случае убийства и не о психологии преступника. Он о двенадцати обычных людях, выбранных из гущи населения. Если хотите, он и о том, что в свое время сделало возможными печи Майданека и бомбу Хиросимы. Известный американский актер Генри Фонда был инициатором и одним из продюсеров постановки. Он же исполнил роль восьмого присяжного-единственного, сохранившего способность сомневаться в преимуществах автоматизма и сознавать свою ответственность за чью-то смерть. В ходе картины выясняется, что человек, которого играет Фонда, архитектор. В конце мы узнаем его фамилию: Дэвис. Можно ее тут же забыть. Биографические сведения несущественны. Речь идет не о жизни, прожитой так или иначе, а о способе жить. О том, что позволяет в индивидуальном и неповторимом узнавать определенный тип характера, строй чувств, систему взглядов, разделяющих или сближающих людей. У Фонды умное, слегка усталое лицо, печальный взгляд и кроткая улыбка. Он деликатен, сдержан, хочется сказать, корректен. Спокойный тон, благожелательная сдержанность не нарочиты. Актер играет человека доброго и проницательного, готового прийти на помощь каждому, в ком пробуждается желание быть честным. Ритм образа нетороплив и вдумчив, так же как вдумчиво и обстоятельно-неторопливо все течение картины. И в то же время это ритм неравнодушия. Ритм наступления, которое живая мысль ведет на упирающуюся пассивность. Генри Фонда умеет заражать своим волнением. Его реакции стремительны, чувства обострены, внутренняя сосредоточенность настойчива: она захватывает, подчиняет, не дает отвлечься от предмета спора. Нервное напряжение передается зрителям, хотя актер не повышает голоса даже когда его героя душит гнев. В конце концов непоказное мужество и человеческая страсть архитектора побеждают. Кто-то, смирившись с тем, что личные дела придется отложить, задумался, и за абстрактным словом «подсудимый» внезапно обнаружил жизнь, висящую на волоске. Кого-то убедила логика контрдоказательств: свидетели, как выяснилось, лгали, обвинение построено на домыслах. В ком-то проснулось беспокойство-жалкая судьба мальчишки из трущоб разбередила собственные раны. Остальные, самые пассивные (и самые бесчеловечные), привычно присоединились к большинству: какая разница, «виновен» или «невиновен», лишь бы скорее разойтись. Финал, благополучие которого насторожило некоторых критиков, вовсе не означает полного, всеобщего и обязательного тор-жества справедливости. В фильме недаром так рельефно обрисованы оттенки социальных и психологических антагонизмов, косная сила равнодушия, непримиримость предрассудков. Авторы далеки от упрощения проблемы. Бой, выигранный сегодня, может быть проигран завтра-нам это ясно показали. Борьба трудна и бесконечна. Но она не безнадежна. Человечность, оказывается, способна побеждать. Для Генри Фонды этот фильм и эта роль программны. Постоянная внутренняя тема его образов-тема правдоискательства, неподкупной совести и мужественной доброты-приобрела здесь наступательную и демонстративную публицистичность. С тех пор как юный студент Миннесотского университета, собиравшийся стать журналистом, впервые выступил в любительском спектакле, прошло уже более сорока лет. В 1925 году Фонда вошел в труппу «Коммюните Плэйхауз». Затем играл в передвижных театрах Маргарет Сюлливан и Джошуа Логана. В 1929-м, окончательно оставив мысль о журналистике, он дебютировал в Нью-Йорке. Публика сразу отнеслась к нему тепло. Высокий худощавый молодой человек с медлительными, осторожными движениями, тихим голосом и чуть развинченной походкой был как-то по-особенному элегантен. В нем чувствовалось душевное изящество. Серьезное и грустное лицо, застенчивость, неброские манеры вызывали неизменную симпатию. Это был идеальный положительный герой-редкое сочетание ума и доброты. Успех, которым Генри Фонда пользовался в пьесе Эльсера и Коннелли «Фермер берет себе жену» (театр 46-й стрит в Нью-Йорке, 1934), побудил режиссера Виктора Флеминга снять одноименный фильм. В 1935 году он вышел на экраны. Так началась многолетняя кинематографическая деятельность актера. За три десятилетия Фонда сыграл более пятидесяти ролей. Не все из них он признает «своими». Контракты с фирмами «Парамаунт» и «20-й век Фокс» обязывали его сниматься в текущей коммерческой продукции. Лирическому дарованию актера было тесно в рамках сентиментальных мелодрам, «вестернов», развлекательных комедий, хотя и в этих фильмах-однодневках он нередко создавал образы, далекие от голливудского стандарта. В одном из интервью Фонда сказал, что настоящими ролями он считает только те, в которых может чувствовать себя «частицей чьей-то единой, необъятной души». В этом глубинном, органическом ощущении связи человека со всем миром, в способности страдать страданиями ближних и откликаться на любой призыв о помощи-значительность лучших работ актера. Шофер из фильма Фрица Ланга «Вы живете только один раз» (1937), испанский крестьянин Марко, защищавший свою землю от фашистов («Блокада» Уилльяма Дитерла, 1938), герои картин Джона Форда «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Моя дорогая Клементина» (1946), каждый по-своему, искали правду и сражались за нее. Интеллигентность Фонды не мешала ему быть правдивым в ролях рабочих, фермеров-людей тяжелого физического труда. Он одинаково естествен и во фраке и в засаленном комбинезоне. Походка, жесты, интонации меняются почти неуловимо. Но социальная и бытовая подлинность портрета-вне сомнений. При этом Фонда всегда остается самим собой. Он убедит вас, если нужно, в принадлежности героя к «нецивилизованной» среде, не поступившись ни одним из качеств своей человеческой индивидуальности. Самый прославленный его герой-Том Джоад в фильме «Гроздья гнева» по роману Стейнбека был сыном нищей фермерской семьи из Оклахомы. Он возвращался в родной край из заключения в момент, когда десятки тысяч арендаторов, согнанных со своих земель, вступали на «дорогу бедствий». В долгом кочевье, в лагерях переселенцев умирали близкие, и в душе Тома зрела гневная решимость бороться за иную жизнь для всех голодных и бесправных. Том Генри Фонды обладал врожденным чувством справедливости. Боль всех обиженных была и его болью. Актер не побоялся наделить простого парня натурой тонкой, впечатлительной, интеллигентной в лучшем смысле слова. Том Джоад в его исполнении был мягче, одухотвореннее героя Стейнбека. Он заставлял задуматься о том, что внутренняя деликатность не дается воспитанием. Это-свойство души, открытой для добра и чуткой к людям. Души, которая, как говорит в романе проповедник Кэйси, несет в себе частицу общей мировой любви. Когда американский режиссер Кинг Видор приступал к экранизации «Войны и мира», как-то само собой решилось, что роль Пьера должен играть Генри Фонда. Несходство внешности, обескуражившее поначалу многих зрителей, в конечном счете оказалось не таким уж важным. Актер сумел понять и выразить нечто гораздо более существенное: характер, взгляд на мир, тайну движения душевной жизни одного из самых сложных и привлекательных героев Льва Толстого. Мы узнавали на экране того Пьера, которому Наташа говорит: «Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека...» Личность актера, с его постоянной темой нравственного совершенствования и поисков истины, «легла» на роль. Творчество Фонды тесно связано с именами крупных режиссеров американского кино. Джон Форд, Уайлер, Дитерле, Уэнджер в свое время помогли ему найти себя. Их фильмы, так же как в последнее десятилетие картины Кинга Видора и Сиднея Люмета, дали актеру благородный и глубокий человеческий материал. Сейчас Генри Фонде шестьдесят лет. Это немало. Но он по-прежнему работает в полную силу. Его искусство очень нужно людям: нравственная бескомпромиссность, гармоничный склад души, активная и побеждающая доброта-качества редкие и драгоценные. Сегодня драгоценные вдвойне.

Выборочная фильмография:

X