Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

James Cameron

ДЖЕЙМС КАМЕРОН
(James Cameron)

Знаменитый режиссер родился 16 августа 1954 года в небольшом канадском городке Kapuskasing, штат Онтарио. Его рост 188 см. Отец Джеймса был инженером-электриком, а мать-художницей. Джеймс был старшим из пяти детей.
Режиссер четыре раза был женат: на продюсере Гейл-Энн Херд с 1985 по 1989 год (в свое время она также была супругой Брайана Де Пальмы), на режиссере Кэтрин Биглоу с 1989 по 1991 год, и на актрисе Линде Хэмилтон с 1997 по 1999 год. Первая жена режиссера Шерон Уилльямс при разводе получила от Джеймса всего 1 200 долларов. Он имеет четверых детей.
Камерон любит в своих фильмах видеть женщин сильными персонажами. Камерон продал свой сценарий картины «Терминатор» (1984) продюсеру Гейл-Энн Херд за 1 доллар с условием, что сам сядет в режиссерское кресло.
Режиссер часто снимает в своих фильмах Билла Пэкстона, Арнольда Шварценеггера, Лэнса Хэнриксена и Майкла Бьена. Многие сцены фильмов Камерона залиты темно-синим светом.
Часто сюжеты картин режиссера завязаны на ядерном взрыве или атомной войне. Ключевая тема фильмов режиссера: потеря человечности перед наступлением современных технологий.
Джеймс с детства увлекался фантастикой и астрономией. Он был так впечатлен фильмом Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), что смотрел его больше десяти раз.
Камерон любит использовать крупные сцены средств передвижения, особенно в эпизодах преследования. В сценах драки он старается приближать камеру как можно ближе к актерам, достигая тем самым эффекта клаустрофобии.
В юности Джеймс бросил колледж, где изучал физику, женился на официантке и стал работать водителем грузовика местной окружной школы.
Свою карьеру Камерон начал на студии Роджера Кормана «New World Pictures» мастером по спецэффектам, потом художественным оформителем, и, наконец, помощником режиссера. Его дебютным фильмом стала картина «Пираньи-2» (1981), обогатившая Джеймса неоценимым опытом. Он прибыл на Ямайку и обнаружил, что члены съемочной группы и актеры разговаривает по-итальянски, а обещанное финансирование урезано как минимум вдвое. Камерон абсолютно не контролировал процесс создания фильма.
Картина Камерона «Титаник» (1997) имела самый большой бюджет на момент создания: 200 миллионов долларов. За написание сценария режиссер получил 60 тысяч долларов, 8 миллионов-за постановку и более 106 миллионов-как отчисления от прибыли. За первые три месяца проката картина принесла более 470 миллионов долларов. Во время съемок этой картины Камерон часто ругался с продюсерами обоих студии («Paramount» и «20th Century Fox»), которые финансировали проект. Сроки съемок были превышены на 22 дня. В США картина собрала 600 миллионов долларов, а по всему миру картина принесла 1, 8 миллиарда. Когда монтировали фильм, Камерон приклеил к монтажному компьютеру лезвие с инструкцией «Использовать только в крайнем случае!».
В 1993 году Камерон вместе со Стэном Уинстоном (с ним он изобрел внешность хищника из одноименного фильма) и Скоттом Россом и при финансовой поддержке компании «IBM» организовал компанию «Digital Domain», которая стала заниматься цифровыми спецэффектами.
Интересно, что в двенадцатилетнем возрасте Джеймс написал короткий рассказ, который позднее лег в основу сценария его фильма «Бездна» (1989). Режиссер очень любит использовать взрывы и пиротехнику.
Окружающие режиссера люди отзываются о нем, как об эгоисте, диктаторе и жестоком, не идущим на компромиссы человеке.
Бюджеты некоторых картин Джеймса Камерона: «Терминатор»-6, 4 миллиона долларов (собрала 38 миллионов только в США), «Чужие»-18, 5 миллиона, «Бездна»-41 миллион (собрала более 85 миллионов только в США и 46 миллионов в остальном мире), «Терминатор-2»-92 миллиона (собрала более 200 миллионов только в США и 300 миллионов в остальном мире), «Правдивая ложь»-120 миллионов (собрала 146 миллионов только в США и 232 миллиона в остальном мире).
Режиссер впервые в истории кино использовал компьютерный спецэффект под названием «morphing», который на короткое время появился в его картине «Бездна», но расцвел пышным цветом в фильме «Терминатор-2», где Роберт Патрик многократно плавно трансформируется в терминатора Т-1000.
Камерону принадлежит компания «Lightstorm Entertainment» вместе с партнером Ларри Казаноффым, создателем и исполнительным директором студии «Vestron».
Друг Камерона Лэнс Хэнриксен рассматривался на главную роль в картине «Терминатор». Сюжет этой картины пришел в голову режиссера в Риме. Он заболел, и ночью ему приснился кошмарный сон, в котором из огня появлялся робот, собиравшийся его убить.
Камерон хотел сесть в режиссерское кресло картины «Солярис» (2002), но в итоге остался только продюсером, отдав должность режиссера Стивену Содербергу.
Одно время он хотел снимать ремейк картины «Планета обезьян» (1968), но его сценарий был отвергнут. Позднее сценарий переписали, и в режиссерское кресло в 2002 году сел Тим Бартон.
В свое время Камерон переписал сценарий картины «Нация пришельцев» (1988), но в титрах указан не был. Режиссер является членом Американского общества монтажеров. Также много лет назад Камерон написал сценарий для фильма «Человек-паук», многие идеи из которого вошли в фильм Сэма Райми 2002 года. А сценарий Камерона студия отклонила, как «перенасыщенный насилием».
Камерон любит использовать в своих фильмах вертолеты. Камерон является большим поклонником японских мультфильмов.
В 80-х годах в квартире Камерона стояло три стола: на одном он писал сценарий к «Терминатору», на другом-к фильму «Рэмбо-2» (1985), а на третьем работал над сценарием к картине «Чужие» (1986). Камерон-первый режиссер в истории кинематографа, который получил бюджеты в 100 и 200 миллионов долларов для своих фильмов.
Интересно, что в 2000 году Камерон вел переговоры с российской компанией «РКК Энергия» и космической корпорацией «Мир», чтобы полететь в космос на орбитальную станцию «Мир» (когда она еще находилась на орбите Земли). Он сдал все медицинские тесты, ему дали разрешение, и Камерон отправился проходить тренировочные занятия для полета в космос на реактивном лайнере «Ил-76».
Режиссера обвинил в плагиате идеи картины «Терминатор» писатель-ветеран Харлан Эллисон. Он настаивал, что Камерон взял идею своего фильма из двух эпизодов телесериала «Внешние пределы», выходившем в 60-х годах прошлого века, к которым Эллисон написал сценарии. Компаниям «Hemdale» и «Orion» после долгого судебного разбирательства пришлось указать имя писателя в титрах и выплачивать ему гонорар.
Некоторые цитаты режиссера: «Я всегда восхищался фильмами Джона Ву, которые он снимал в Гонконге, типа «Круто сваренных», но думаю, что сейчас это устарело» (по поводу стиля современных гонконгских фильмов), «После 11 сентября комедия об анти-террористической группе больше мне не кажется привлекательной» (по поводу предложения снять продолжение картины «Правдивая ложь»).
Режиссер был неоднократно обласкан многочисленными кинематографическими наградами, но я укажу лишь некоторые из них. Картина режиссера «Титаник» (1997) получила «Оскар» за лучшую режиссуру, монтаж и как лучший фильм года.
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила режиссеру свой приз «Сатурн» за лучший сценарий картины «Терминатор» (номинация за лучшую режиссуру), лучший сценарий и режиссуру картины «Чужие» (1986), лучшую режиссуру фильма «Бездна» (номинация за лучший сценарий), лучшую режиссуру картины «Терминатор-2» (номинация за лучший сценарий), лучшую режиссуру фильма «Правдивая ложь» (1994), а также номинировала за лучший сценарий фильма «Странные дни» (1995).
В 1998 и 2003 годах Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручала Камерону почетную президентскую награду за достижения в карьере.
Англичане номинировали фильм Камерона «Титаник» за лучший монтаж, режиссуру и как лучший фильм года. Аналогично поступили французы, которые номинировали «Титаник» на свой приз «Сезар» как лучший иностранный фильм.
Камерон получил приз «Золотой глобус» за лучшую режиссуру картины «Титаник» и номинацию за лучший сценарий к нему.
Режиссер получил приз «Золотой сателлит» за лучшую режиссуру картины «Титаник» (также за лучший фильм года) и номинацию за лучший сценарий к нему.
На кинофестивале «Fantasporto» фильм Камерона «Пираньи-2» (1981) номинировался на Гран-при. На кинофестивале в Малибу Камерону в 1999 году вручили почетный приз за достижения в карьере.
На кинофестивале в Аворьязе картина режиссера «Терминатор» (1984) получила Гран-при. Интересно, что у Камерона есть номинация на анти-приз «Razzie» за худший сценарий к картине «Рэмбо-2», написанный им совместно с Сильвестром Сталлоне.

Выборочная фильмография:

«Затерянная могила Иисуса» (The Lost Tomb of Jesus), 2007
«Приключения Титаника» (Titanic Adventure), 2005
«Последние тайны Титаника» (Last Mysteries of the Titanic), 2005
«Пришельцы из бездны» (Aliens of the Deep), 2005
«Терминатор-3. Восстание машин» (Terminator 3: Rise of the Machines), 2003
«Вулканы глубокого моря» (Volcanoes of the Deep Sea), 2003
«Призраки бездны» (Ghosts of the Abyss), 2003
«Бисмарк» (Expedition: Bismarck), 2002
«Солярис» (Solaris), 2002
«Титаник» (Titanic), 1997
«Аполлон-13» (Apollo 13), 1995
«Странные дни» (Strange Days), 1995
«Правдивая ложь» (True Lies), 1994
«На гребне волны» (Point Break), 1991
«Терминатор-2. Судный день» (Terminator 2: Judgment Day), 1991
«Бездна» (The Abyss), 1989
«Чужие» (Aliens), 1986
«Рэмбо-2» (Rambo: First Blood Part II), 1985
«Терминатор» (The Terminator), 1984
«Андроид» (Android), 1982
«Бегство из Нью-Йорка» (Escape from New York), 1981
«Галактика ужаса» (Galaxy of Terror), 1981
«Пираньи-2. Новый выводок» (Piranha Part Two: The Spawning), 1981
«Сражение среди звезд» (Battle Beyond the Stars), 1980
«Школа рок-н-ролла» (Rock 'n' Roll High School), 1979
«Ксеногенезис» (Xenogenesis), 1978