Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Joan Crawford

ДЖОАН КРОУФОРД
(Joan Crawford)

Актриса родилась 23 марта 1905 года в Сан-Антонио, штат Техас, умерла 10 мая 1977 года в Нью-Йорке от рака поджелудочной железы. Рост актрисы 165 см. Ее родители развелись до ее рождения. До 16 лет у нее было три отчима. В молодости работала лифтером в универмаге Канзас-сити. Урожденная католичка, она позднее приняла христианство.
В детстве любила танцевать и очень хотела стать актрисой. В детстве в подошву Джоан врезалось стекло. Все было настолько серьезно, что врачи сказали, что она никогда не сможет ходить так, чтобы повреждение было незаметно. Испуганная девочка, мечтавшая стать танцовщицей, после выздоровления в течение 6 месяцев самостоятельно тренировала ступню, пока не смогла ходить без боли и хромоты. Ей пришлось перенести три хирургических вмешательства.
В 1925 году ей предложили пройти пробы на студии «MGM», но девушка, в то время увлеченно танцевавшая в труппе, наотрез отказалась. Лишь после многочисленных уговоров она согласилась на пробы, и пару недель спустя получила контракт.
Была вынуждена поменять свое настоящее имя Люсилль Ле Сюер по настоянию главы «MGM» Луиса Майера, который сказал, что оно звучит, как «sewer» (канализация). Свой псевдоним актриса получила в результате конкурса, устроенного журналом «Movie Weekly». Первоначально победителем было объявлено имя Джоан Арден, но некоторые читатели заметили, что такая актриса уже была. Поэтому победу в конкурсе одержала женщина-инвалид из Олбани, предложившая имя Джоан Кроуфорд, и получившая приз в размере 500 долларов. Актрисе не понравилось ее новое имя, среди друзей ей нравилось, чтобы ее называли Билли.
Бэтт Дэвис так отозвалась о своей сопернице Кроуфорд: «Она спала с каждым мужиком на студии «MGM», кроме Лэсси (собачка)». У нее было пять мужей, в том числе Дуглас Фэйрбенкс-малдший в период с 1929 по 1933 год. Была замужем за председателем Совета директоров компании «Пепси-кола». После смерти мужа в 1959 году от внезапного сердечного приступа она осталась среди членов правления с правом голоса. В 1972 году руководители компании посчитали, что актриса им не нужна и выпроводили ее.
Каждый раз, когда актриса выходила замуж, она переименовывала свой особняк Брентвуд и устанавливала в нем новые унитазы! Ее попросили сняться в картине «Они все целуют невесту» (1942) вместо Кэрол Ломбард, которая погибла в авиакатастрофе во время бомбардировки фашистов. Актриса перевела весь свой гонорар Красному кресту, который обнаружил тело Ломбард.
Она трепетно относилась к своим поклонникам, так что большую часть свободного времени и уик-энды посвящала тому, что собственноручно печатала ответы на их послания на голубой бумаге и подписывала их. Регулярно посылала послания с поздравлениями Стивену Спилбергу после его большого успеха с картиной «Челюсти» (1975), последнее послание пришло ему за две недели до ее смерти.
На момент смерти Джоан в ее комнате было всего две фотографии: актрисы Барбары Стэнвик и президента США Джона Кеннеди. К 1974 году актриса полностью спилась и находила утешение в христианстве. Ее четверо усыновленных детей получили крохи от ее двухмиллионного состояния. Кэти и Синди по 77, 5 тысяч долларов, а Кристофер и Кристина-ничего, «по причинам, хорошо известным им самим».
Страдала манией чистоты, мыла руки каждые 10 минут, и постоянно вытирала за своими гостями по всему дому вещи, к которым они прикасались, особенно дверные ручки и скульптуры из фарфора. Ее страсть к чистоте достигла такого уровня, что она предпочитала мыться под душем, так как не могла сидеть в ванной даже в своей собственной мыльной воде.
Она не курила ни одной сигареты из пачки, не открытой ею собственноручно. А также не брала из этой пачки другую сигарету, если кто-то другой сделал это раньше. Всегда спала в белой пижаме. Узнав, что водопроводчик пользовался туалетом после установки в ее доме, она потребовала немедленно его заменить.
В какой-бы шикарной гостинице актриса не останавливалась, она собственноручно мыла ванную комнату, прежде чем использовать ей самой. В начале 30-х годов прошлого века актриса решила сменить имидж томной любовницы, но тонкие губы не подходили для этого. Тогда, игнорируя контуры губ актрисы, Макс Фактор нанес губную помаду выше и ниже ее губ, тем самым увеличив их, как этого хотела сама актриса. Это стало визитной карточкой актрисы, но сам Фактор говорил, что это для него самое большой бесчестье.
По крайней мере в двух ее разводах причиной послужила «другая женщина». Кроуфорд часто выступала против предубеждений американцев от губной помады. В 1953 году она настаивала, чтобы ее костюмы для съемок в картине «Отныне и вовеки веков» (1953) шила ее личная швея Шейла О’Брайен. Глава студии «Warner», не желая потакать капризной звезде, просто заменил ее Деборой Керр.
В последние годы своего контракта со студией «MGM» в начале 40-х годов прошлого века, актриса сознательно выбирала слабые сценарии, в надежде, что фильмы провалятся, и студия станет инициатором разрыва контракта. Ей это удалось.
Самое сильное впечатление на актрису произвел фильм «Неизвестный» (1927) с Лоном Чейни, из которого она поняла различие «между тем, чтобы стоять перед камерой и играть перед камерой». По ее словам, после этого она стала работать над этим значительно усерднее.
Джоан много пила и курила до тех пор, пока не стала увлекаться христианство в самом конце своей жизни. Она бросила обе свои пагубные привычки. А до этого в последние годы она выпивала литр водки в день.
Врачи сказали, что актриса не может иметь детей, после чего она начала усыновлять их. Троих своих детей из четырех актриса усыновила, когда была не замужем. Это запрещал делать закон штата Калифорния, поэтому актрисе приходилось использовать агентства восточных штатов. Значительно позднее было выяснено, что усыновленная таким образом Кристина была ребенком с «черного рынка детей».
Джоан усыновила еще одного ребенка в начале сороковых годов прошлого века, но во время интервью журналу раскрыла место его рождения и имя биологической матери. Некоторое время спустя та появилась у нее дома и потребовала ребенка назад. Полагая, что борьба за ребенка негативно скажется в первую очередь на нем самом, Джоан отдала мальчика женщине. Та вскоре продала его другой семье.
В 1981 году группа «Blue Oyster Cult» написала о ней песню, которую так и назвала «Джоан Кроуфорд». Ее «Оскар» за картину «Милдред Пирс» (1945) была продана на аукционе после ее смерти за 68 тысяч долларов, хотя первоначальной ценой было 15 тысяч.
Была любимой моделью для своих мультипликационных персонажей у Уолта Диснея и Уба Иверкса. Встретила своего биологического отца однажды в жизни, когда он зашел на съемочную площадку фильма «Скованная цепью» (1934). Больше она его никогда не видела.
Ее контракт со студией «MGM» 1933 года был настолько детализированным, что в нем имелась статья, указывающее время, которое она должна проводить в своей постели каждую ночь. Одна из немногих звезд раннего периода студии «MGM», имевшая оригинальный (а не стандартный) контракт.
Когда умер ее муж, она продолжала сервировать его место за обеденным столом. В 1963 году актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль вместо Энн Бэнкрофт, которая не присутствовала на церемонии. У нее французские корни со стороны отца и ирландско-шотландско-английские со стороны матери. В 1981 году вышел фильм о ней «Мамочка, дорогая», снятый по автобиографии ее дочери Кристины, где Кроуфорд сыграла Фэй Данауэй.
Имела почти десятилетнюю связь с «королем Голливуда 30-40-х годов» Кларком Гэйблом, с которым она снялась в восьми фильмах. Также встречалась с Эдвардом Норрисом, который одновременно с ней крутил роман с актрисой Хейди Ламарр.
Когда актриса подписала в 1944 году контракт со студией «Warner», она стала получать меньше, чем на «MGM», но зато у нее было право выбора и одобрения сценария. Джоан не присутствовала на церемонии вручения ей «Оскара», так как сильно болела, но ее голос есть на радиотрансляции. Когда объявили о ее победе, она пригласила прессу в свою спальню, где и приняла награду.
Некоторые гонорары актрисы: «Трог» (1970), «Ночная галерея» (1969), «Я видела, что вы сделали» (1965), «Смирительная рубашка» (1964)-все 50 тысяч, «Что случилось с малышкой Джейн?» (1962)-30 тысяч плюс 15% от прибыли, «Лучшее из всего» (1959)-65 тысяч, «История Эстера Костелло» (1957)-200 тысяч, «Torch Song» (1953)-125 тысяч, «Внезапный испуг» (1952)-40% от прибыли, «Эта женщина опасна» (1952) и «Прощай, моя милашка» (1951)-оба 32 тысячи в неделю, «Одержимая» (1947), «Юмореска» (1946), «Милдред Пирс» (1945)-все 167 тысяч, «Они все поцеловали невесту» (1942)-330 тысяч, «Невеста носила красное» (1937)-9, 5 тысяч в неделю, «Любовь на бегу» (1936) и «The Gorgeous Hussy» (1936)-оба 8, 5 тысяч в неделю, «Я живу собственной жизнью» (1935) и «Хватит леди» (1935)-оба 7, 5 тысяч в неделю, «Танцующая леди» (1933)-5 тысяч в неделю, «Дождь» (1932)-4 тысячи в неделю, «Гран-отель» (1932) и «Это современный век» (1931)-оба 3, 5 тысяч в неделю, «Смеющиеся грешники» (1931)-3 тысячи в неделю, «Луна над Монтаной» (1930)-1 тысяча в неделю, «Леди ночи» (1925)-75 долларов в неделю.
Джоан получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Милдред Пирс» (1945), а номинировалась за картины «Одержимая» (1947) и «Внезапный испуг» (1952). Джоан номинировалась на приз «BAFTA» как лучшая иностранная актриса в картине «Что случилось с малышкой Джейн?» (1962). Она номинировалась на «Золотой глобус» в 1952 году за роль в картине «Внезапный испуг», в 1955 году-за вклад в киноискусство, а получила этот почетный приз в 1970 году. Естественно, у нее есть звезда на Аллее славы.

Выборочная фильмография:

«Путешествие в убийство» (Journey to Murder), 1971
«Трог» (Trog), 1970
«Ночная галерея» (Night Gallery), 1969
«Путешествие к неизведанному» (Journey to the Unknown), 1969
«Резня» (Berserk!), 1967
«Я видела, что вы сделали» (I Saw What You Did), 1965
«Смирительная рубашка» (Strait-Jacket), 1964
«Что случилось с малышкой Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?), 1962
«Джонни-гитара» (Johnny Guitar), 1954
«Внезапный испуг» (Sudden Fear), 1952
«Милдред Пирс» (Mildred Pierce), 1945
«Невеста носила красное» (The Bride Wore Red), 1937
«Неизвестный» (The Unknown), 1927