Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

John Carpenter

ДЖОН КАРПЕНТЕР
(John Carpenter)

Знаменитый режиссер родился 16 января 1948 года в Нью-Йорке. Его рост 183 см. Джон учился в университете Кентукки, где его отец возглавлял кафедру музыковедения. Отец режиссера играл в Нэшвилле с Роем Орбисоном, Фрэнком Синатрой и Брендой Ли. В 1970 году Карпентер получил награду киноакадемии США за короткометражку «Воскрешение Бронко Билли». Дважды был женат: на актрисе Адриенн Барбо (1979-1984), от которой имеет одного ребенка, а с 1990 года на Сэнди Кинг.
В юности Джон играл в группе «Coupe de Villes» вместе с будущими режиссерами Ником Кастлом и Томми Ли Уолласом. Он уважает творчество Ховарда Хоукса и Альфреда Хичкока. Джон очень любит Элвиса Пресли и «Beach Boys». Его картина «Темная звезда» была снята за 60 тысяч долларов. Интерес к фантастическим фильмам он вынес из картины Джека Арнольда «Это прибыло из космоса» (1953).
Фильм режиссера «День всех святых» имел бюджет 300 тысяч долларов, а принес по всему миру более 75 миллионов. За режиссуру этого фильма Карпентер получил 10 тысяч долларов. Карпентер должен был сесть в режиссерское кресло картины «Воспламеняющая взглядом» (1984), но был заменен после коммерческого провала своего предыдущего фильма «Нечто» (1982) с 10-миллионным бюджетом.
Он восхищается актером Куртом Расселлом, за его трудолюбие, профессионализм и не боязнь играть роли, которые могут повредить его имиджу или выставить его дураком. За исключением «Бегства из Лос-Анджелеса» (1996) с 50-миллионным бюджетом, режиссер не делал ремейков собственных фильмов, хотя ему предлагали снять картину «День всех святых-7», но он решил сосредоточиться на собственном проекте «Вампиры».
Режиссер часто снимает в своих фильмах музыкантов: Айс Кьюб, Исаак Хэйес, Эллис Купер, Джон Бон Джови. Он никогда не пропускает утренние завтраки, невзирая на время дня и суток.
Джон является большим фанатом Сержио Леоне. Он пригласил сниматься Ли Ван Клиффа в своей картине «Бегство из Нью-Йорка» только потому, что тот играл в фильмах знаменитого режиссера. Джон любит старые «Кадиллаки» и старые вестерны.
Карпентер очень любит баскетбол и НБА. На его передвижном трейлере стоит спутниковая тарелка, чтобы он всегда имел возможность смотреть игры. На съемочной площадке его фильмов всегда имеется небольшая баскетбольная площадка и одно кольцо.
Режиссер никогда не носит кепку с надписью снимаемого им фильма до тех пор, пока он не будет закончен. Считает это плохой приметой. Он часто в своих картинах использует цитаты из классических вестернов. Карпентер постоянно ставит свое имя впереди названия собственной картины. Режиссер любит работать с Сэмом Нилом.
В картине «Change of habit» (1969) Элвис Пресли играет персонажа по имени Джон Карпентер. В 1979 году режиссер снял картину «Элвис», в которой снялся его хороший друг Курт Расселл. Он любит называть своих персонажей именами реальных людей из мира кино.
Он-большой поклонник картин о приключениях Куотермасса и их сценариста Найджела Нила: «Эксперимент Куотермасса» (1955) и «Куотермасс и колодец» (1967). Карпентер написал сценарий картины «Принц тьмы» (1987) под псевдонимом Мартин Куотермаас. А место действия картины режиссера «В пасти безумия» (1995) названо по станции метро из картины 1967 года.
Герои фильмов режиссера-часто асоциальные типы. Плохие герои в фильмах режиссера обычно заторможенные как зомби, безразличные, бездушные, неэмоциональные и обезличенные. По крайней мере одна сцена его картины разворачивается внутри автомобиля. Он часто использует в картинах вертолеты. Сам Джон имеет летную лицензию и снимается в качестве пилота, в частности, в картине «Воспоминания человека-невидимки».
Хотя в его картинах погибает много людей, режиссер обычно избегает показывать кровь. Он часто использует синтезаторную музыку, написанную им самим. Режиссер старается сделать пустые кадры насыщенными, а заполненные пространства пустыми.
Некоторые цитаты режиссера: «Голливуд-странное место. Кинопромышленность изменилась. Бизнес стал плохим. К режиссерам относятся как к задницам. Это плохое время для думающих и созидательных людей. Голливуд-это плохое место для работы (из интервью 1986 года)», «Во Франции я-автор, в Германии-создатель фильмов, в Англии-режиссер фильмов ужасов, в США-задница», «Одно из моих желаний: вернуться в сороковые года прошлого века и снимать фильмы. Я был бы счастлив там. Мне ближе старые фильмы, и очень немногие современные картины мне интересны».
По поводу картины «Кристина» Карпентер сказал, что он взялся ее снимать только потому, что она была единственной, которую ему в то время предложили. Режиссер любит сериал «Сумеречная зона». Творчеством режиссера восхищались Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Пол Андерсон, Гилльермо Дель Торо, Пол Томас Андерсон.
Режиссер называет картины «Нечто», «Принц тьмы» и «В пасти безумия» «Апокалиптической трилогией», в которой показаны различные концы света.
Карпентер должен был сесть в режиссерское кресло картин «Лучший стрелок», «Роковое влечение», «Золотой ребенок» (1986, предпочел собственный проект «Большой переполох в маленьком Китае»), «Выхода нет», «Звездный путь», «Сделка столетия», «Вооружен и опасен», «Эксперимент Филадельфия» (по собственному сценарию).
Карпентер написал музыку для компьютерной игры «Sentinel returns». Бюджет картины режиссера «Нападение на полицейский участок 13», показанной на Лондонском кинофестивале, составил 100 тысяч долларов.
Первоначальное название картины режиссера «День всех святых» было «Babysitter murders». Карпентер рассказывал, что этот фильм был навеян лентами Дарио Ардженто «Вздох» (1977) и Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (1973).
Картина режиссера «Туман» была навеяна комиксами «Байки из склепа» и картиной «Ужас Тролленберга» (1958), в которой монстры прятались в облаках. Смонтированный вариант картины очень не понравился Карпентеру, и он единственный раз в своей карьере переснял практически треть всего готового материала. При бюджете в 1 миллион доллар, она принесла 21 миллион только в США.
Бюджет картины режиссера «Воспоминания человека-невидимки» составил 40 миллионов долларов. Коммерческий провал перенасыщенного спецэффектами фильма Карпентера «Большой переполох в маленьком Китае» снова толкнул режиссера в струю малобюджетных фильмов.
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Карпентеру приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты картины «Темная звезда» и лучшую музыку к картине «Вампиры». В 1996 году Академия расщедрилась на почетный приз имени Джорджа Пала.
В других случаях она лишь номинировала Карпентера за лучшую режиссуру картины «Бегство из Нью-Йорка» (1981) и лучшую музыку к фильмам «Большой переполох в маленьком Китае», «Принц тьмы» и «Они живут среди нас».
На Каталонском международном кинофестивале картина «Призраки Марса» номинировалась на Гран-при. На кинофестивале в Аворьязе картина «Кристина» также претендовала на главный приз.
На кинофестивале «Fantasporto» картина «В пасти безумия» получила приз критиков (а также номинировалась на Гран-при), а фильмы «Они живут среди нас», «Воспоминания человека-невидимки» и «Мешки для трупов» только претендовали на главную награду.

Выборочная фильмография:

«Психопат» (Psychopath), 2008
«Туман» (The Fog), 2005
«Нападение на полицейский участок 13» (Assault on Precinct 13), 2005
«День всех святых-8. Воскрешение» (Halloween-8: Resurrection), 2002
«Вампиры» (Vampires: Los Muertos), 2002
«Призраки Марса» (Ghosts of Mars), 2001
«Молчаливые хищники» (Silent Predators), 1999
«День всех святых-7. Двадцать лет спустя» (Halloween H20: 20 Years Later), 1998
«Вампиры» (Vampires), 1998
«Бегство из Лос-Анджелеса» (Escape from L.A.), 1996
«Деревня проклятых» (Village of the Damned), 1995
«День всех святых-6. Проклятие Майкла Майерса» (Halloween-6: The Curse of Michael Myers), 1995
«В пасти безумия» (In the Mouth of Madness), 1995
«Мешки для трупов» (Body Bags), 1993
«Воспоминания человека-невидимки» (Memoirs of an Invisible Man), 1992
«Кровавая река» (Blood River), 1991
«День всех святых-5. Месть Майкла Майерса» (Halloween 5: The Revenge of Michael Myers), 1989
«Они живут среди нас» (They Live), 1988
«Принц тьмы» (Prince of Darkness), 1987
«Восход черной луны» (Black Moon Rising), 1986
«Большой переполох в маленьком Китае» (Big Trouble in Little China), 1986
«Эксперимент Филадельфия» (The Philadelphia Experiment), 1984
«Человек со звезды» (Starman), 1984
«Кристина» (Christine), 1983
«День всех святых-3. Сезон ведьм» (Halloween III: Season of the Witch), 1982
«Нечто» (The Thing), 1982
«День всех святых-2» (Halloween II), 1981
«Бегство из Нью-Йорка» (Escape from New York), 1981
«Туман» (The Fog), 1980
«Элвис» (Elvis), 1979
«Кто-то следит за мной» (Someone's Watching Me!), 1978
«Глаза Лауры Марс» (Eyes of Laura Mars), 1978
«День всех святых» (Halloween), 1978
«Нападение на полицейский участок 13» (Assault on Precinct 13), 1976
«Темная звезда» (Dark Star), 1974