Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Ken Russell

КЕН РАССЕЛЛ
(Ken Russell)

Кен Расселл родился 3 июля 1927 года в Саутгемптоне, Великобритания. Он четыре раза был женат, имеет пятерых детей и все-от первого брака. В юности Расселл изучал фотографию и учился в балетной студии. В 1945 году он поступил на службу в торговый флот, но был уволен после нервного срыва. В 1946 году служил в Королевских воздушных силах.
Расселл заинтересовался кинематографом во время частого посещения кинотеатров после школьных занятий со своей матерью. В начале своей карьеры он был очень застенчивым и замкнутым. Позже стал экстравагантным и диким-ещё один способ защитить свой внутренний мир. Кен заработал свою репутацию на телевидении, когда занял место Джона Шлезингера в серии программ «Monitor» на BBC.
Во время съемок картины «Барток» бюджета не хватало на дополнительных актеров, поэтому Расселл использовал зеркала, чтобы создать эффект множества музыкантов, хотя было очевидно, что это только один человек.
Его любовь к китчу-монашки, змеи, фаллические символы и марширующие нацисты-означает, что его фильмы изначально были спорны, и позже основная аудитория потеряла к ним интерес. Несмотря на то, что имя режиссера всегда будет ассоциироваться с кинематографом, у него не меньший интерес вызывают музыка, искусство и биографии великих людей.
Режиссер постоянно был занят выбиванием бюджета: «Легко получить 2/3 бюджета, но вот последняя треть это всегда проблема». Его фильмы были очень популярны в Италии.
Кен Расселл практически не зарабатывает на гонораре режиссера. Его доход составляет процент от проката. Кен Расселл, как и многие другие режиссеры, собрал вокруг себя группу людей, которых он постоянно приглашает в свои фильмы. Например, актеры Оливер Рид и Гленда Джексон всегда будут ассоциироваться с его именем.
В 1970 году Расселл привлек внимание общественности картиной «Влюбленные женщины», в которой впервые снялась получившая «Оскар» актриса Гленда Джексон. Фильм получил противоречивые отклики за сцену рэстлинга полностью обнаженных мужчин.
Картина режиссера «Дьяволы» (1971) продержалась на вершине хит-парада в Великобритании 8 недель, а в США была так изрезана цензурой, что провалилась.
В 1975 году он экранизировал рок-оперу группы «The Who» с музыкой вокалиста Пита Тауншенда «Томми», где также снялись Элтон Джон, Эрик Клэптон, Роджер Долтри и Тина Тернер. Картина продержалась 14 недель на 1 месте хит-парада и целый год собирала полные залы по всей Великобритании.
Следующий фильм «Листомания» (1975), с музыкой Рика Уэйкмана (группа «Yes») и посвященный жизни Франца Листа сопровождался предупреждением критиков «Только для поклонников Кена Рассела! Остальные-остерегайтесь!». Картина продержалась две недели на 1 месте хит-парада в Великобритании в ноябре 1975 года.
Пик кризиса карьеры режиссера пришелся на фильм «Валентино», рассказывающий о жизни звезды немого кино Валентино, сыгранного Рудольфом Нуриевым. Картина также была две недели на 1 месте хит-парада в Великобритании, но провалилась в прокате США.
Писателю и сценаристу Педди Чаефски очень не понравился фильм режиссера «Другие ипостаси» (1980), по роману которого он был снят. Писатель так обиделся, что убрал свое имя из титров. После противоречивых откликов на свой фильм «Другие ипостаси», режиссер обнаружил, что ему трудно получить финансирование своих новых фильмов. Тогда он на время отошел от кинематографа и начал ставить оперы на театральных подмостках Италии, Англии, Австралии и Греции.
В семидесятых годах пять фильмов режиссера были на вершине хит-парада в Великобритании: больше не было ни у кого. Эти фильмы продержались на 1 месте больше всего недель среди режиссеров Великобритании, за исключением Гая Хэмилтона, который в 70-х годах снял три фильма про Джеймса Бонда.
Режиссер часто в своих картинах использует огонь, змей, поезда и символы баптистов. Расселл предпочитает актеров, работающих на театральных подмостках. Он считает своим любимым фильмом картину Жана Виго «Атлант» (1934). Расселл был гостем Белградского кинофестиваля в 2003 году.
Расселл написал несколько книг по истории британского кино, пособие по режиссуре, свою автобиографию, а также пять художественных романов. Три-о жизни великих композиторов Брама, Делуиса и Бетховена, и два научно-фантастических произведения.
В 1989 году режиссер снял видеоклип на песню Элтона Джона «Никита». А также клипы для Клиффа Ричарда и группы «Pandora’s Box» («It’s all coming back to me now»). В 2006 году он снял несколько видеоклипов певицы Сары Брайтман (в частности, на песню «Призрак оперы»).
Режиссер дважды пытался работать с Барбарой Стрейзанд. В начале 70-х годов над биографией Сары Бернар, а позднее над музыкальной театральной версией жизни Эвиты.
Режиссер рассказывал, что однажды он встретился за пределами киностудии с Федерико Феллини. Великий режиссер подошел к нему и сказал: «Кен, вы не знаете, что они называют меня итальянским Кеном Расселлом?». Кен ответил: «Теперь я знаю, кто вы, потому что они называют меня английским Федерико Феллини».
В начале 80-х годов он готовился к съемкам картины «Эвита» и был так впечатлен пробами Лайзы Минелли, что отказался снимать картину без нее. Так как продюсеры хотели, чтобы в главной роли снялась Элен Пейдж, то проект был заморожен. Лишь много лет спустя его снял Алан Паркер с Мадонной в главной роли.
Последним фильм режиссера в Голливуде была картина «Преступления по страсти» (1984), после чего Расселл вернулся на родину и, собрав деньги у независимых компаний, снял картину «Готика» (1986).
В 1990 году Расселл появился в довольно значительной актерской роли в картине Фреда Скепси «Русский дом» с Шоном Коннери и Мишель Пфайффер.
Картина режиссера «Dance of the seven veils» (1970), посвященная жизни Ричарда Страусса, вызвала такой гнев, что вопрос о ней был поднят в Парламенте Великобритании, а наследники композитора вернули себе права на музыку и запретили демонстрацию картины по всему миру, что длится по настоящее время.
Кен Расселл номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и приз «BAFTA» за лучшую режиссуру картины «Влюбленные женщины» (1969).
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину «Различные состояния» (1980) на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру.
На Каннском международном кинофестивале Расселл получил технический приз за картину «Малер» (1974), которая также претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Также в Каннах картина «Ария», которую Расселл снял вместе с Николасом Роугом, Робертом Олтманом, Брюсом Бересфордом, Фрэнком Роддамом, Жаном-Люком Годаром и другими режиссерами, претендовала на главный приз.
На кинофестивале «Fantasporto» картины режиссера «Готика» (1986) и «Логово белого червя» (1988) претендовали на Гран-при. На московском международном кинофестивале его картина «Радуга» (1989) номинировалась на Гран-при.
В 2004 году на Стамбульском международном кинофестивале Расселлу вручили приз за вклад в развитие киноискусства.

Выборочная фильмография:

«Месть человека-слона» (Revenge of the Elephant Man), 2004
«Падение Луиса Ашера» (The Fall of the Louse of Usher), 2002
«Пасть льва» (Lion's Mouth), 2000
«Эротические рассказы» (Tales of Erotica), 1996
«Остров сокровищ» (Treasure Island), 1995
«Классические вдовы» (Classic Widows), 1995
«Алиса в России» (Alice in Russialand), 1995
«Леди Чаттерлей» (Lady Chatterley), 1993
«Ненасытная миссис Кирш» (The Insatiable Mrs. Kirsch), 1993
«Загадка доктора Мартину» (The Mystery of Dr Martinu), 1993
«Секретная жизнь Арнольда Баха» (The Secret Life of Arnold Bax), 1992
«Заложник чести» (Prisoner of Honor), 1991
«Шлюха» (Whore), 1991
«Дорога в Мадалей» (Road to Mandalay), 1991
«Мужчины и женщины: истории соблазнения» (Women and Men: Stories of Seduction), 1990
«Радуга» (The Rainbow), 1989
«Логово белого червя» (The Lair of the White Worm), 1988
«Последний танец Соломеи» (Salome's Last Dance), 1988
«Ария» (Aria), 1987
«Готика» (Gothic), 1986
«Преступления по страсти» (Crimes of Passion), 1984
«Планеты» (The Planets), 1983
«Другие ипостаси» (Altered States), 1980
«Валентино» (Valentino), 1977
«Листомания» (Lisztomania), 1975
«Томми» (Tommy), 1975
«Малер» (Mahler), 1974
«Дикий мессия» (Savage Messiah), 1972
«Друг» (The Boy Friend), 1971
«Дьяволы» (The Devils), 1971
«Любители музыки» (The Music Lovers), 1970
«Влюбленные женщины» (Women in Love), 1969
«Мозг за миллиард долларов» (Billion Dollar Brain), 1967
«Не стреляйте в композитора» (Don't Shoot the Composer), 1966
«Айседора Дункан-величайшая танцовщица в мире» (Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World), 1966