Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ЛОУРЕНС ОЛИВЬЕ
(Laurence Olivier)

Актер родился 22 мая 1907 года в Доркинге, Суррей, Англия. Умер 11 июля 1989 года в Стейнинге, Западный Суссекс, Англия, от почечной недостаточности. Рост 178 см. Три раза был женат, имел четырех детей. Второй супругой была актриса Вивьен Ли (1940-61), третьей-также актриса Джоан Плоурайт (1961-89). Роли в адаптациях Уилльяма Шекспира. Красивый мужчина с великолепным голосом. Часто играл благородных и чрезвычайно гордых лидеров и членов королевской семьи. Часто сам снимал себя в своих фильмах. Богатый, ровный голос.
Лоуренс Оливье мог произносить строки Уилльяма Шекспира так естественно, как если бы он «на самом деле придумал их», сказал английский драматург Чарльз Беннетт, который встретил Оливье в 1927 году. Лоуренс Керр Оливье родился в семье Агнес Луизы Крукенден и Жерара Керра Оливье, верховного англиканского священника. Его фамилия произошла от прапрадеда французского гугенота. Один из первых успехов Оливье как шекспировского актера на лондонской сцене пришелся на 1935 год, когда он сыграл Ромео и Меркуцио в альтернативных постановках «Ромео и Джульетты» с Джоном Гилгудом. Молодая англичанка Вивьен Ли, только начинающая свою карьеру на сцене, влюбилась в Ромео Лоуренса Оливье. В 1937 году она исполнила роль Офелии в его «Гамлете» в специальном спектакле в замке Кронборг, Эльсинор, Дания. В 1940 году она стала его второй женой после того, как оба вернулись со съемок в Америке фильмов, которые стали главными кассовыми хитами 1939 года. Его фильм «Грозовой перевал» (1939), ее фильм «Унесенные ветром» (1939). Вивьен Ли и Лоуренс Оливье были экранными любовниками в фильмах «Пламя над островом» (1937), «21 день» (1940) и «Леди Гамильтон» (1941). В 1944 году был почти четвертый совместный фильм, когда Оливье и Ли отправились в Шотландию с Чарльзом К. Беннеттом исследовать реальную историю шотландской девушки, обвиняемой в убийстве своего французского любовника. Беннетт напомнил, что Оливье исследовал эту историю «со всей тщательностью Шерлока Холмса» и «мы обнаружили доказательства, никогда не известные и не представленные на суде, которые наверняка отправили бы молодую леди на виселицу». Затем от кинопроекта отказались. За два десятилетия свое гобрака Оливье и Ли появлялись на сценах Англии и Америки и снимали фильмы всякий раз, когда им действительно нужно было заработать немного денег. В 1951 году Оливье работал над экранизацией романа Теодора Драйзера «Сестра Кэрри» (1952), а Ли завершала работу над киноверсией пьесы Теннесси Уилльямса «Трамвай Желание» (1951). Свой второй «Оскар» она получила за экранизацию «Бланш Дюбуа». «Сестра Кэрри» (1952) был фильмом, о котором Оливье никогда не говорил. Джордж Херствуд, женатый мужчина средних лет из Чикаго, который обманом заставил молодую женщину бросить молодого мужчину, собиравшегося на ней жениться, в романе стал нью-йоркским уличным человеком. Оливье сыграл его как несколько более приятного человека, который не пал так низко. Документальный фильм PBS о карьере Оливье, транслировавшийся в 1987 году, освещал его первое пребывание в Голливуде в начале 1930-х годов с его первой женой Джилл Эсмонд и отмечал, что ее звезда в то время была выше, чем его. В кино его отодвинула на второй план и вторая жена, хотя список снятых им фильмов в четыре раза длиннее ее. Более половины его работ в кино приходится на фильм «Комедиант» (1960), который начался как пьеса в Лондоне в 1957 году. Когда в 1958 году пьеса пересекла Атлантику и попала на Бродвей, роль дочери Арчи Райса взяла на себя Джоан Плаурайт, которая также снималась в фильме. Они поженились вскоре после выхода «Комедианта» (1960).
Во время живого исполнения «Гамлета» он однажды полностью потерял сознание во время монолога «Быть или не быть». Затем он сел и оставался там, пока не вспомнил строки. Алек Гиннесс написал об инциденте в «Олд Вик», когда в компании Оливье в подвале театра спросил, куда ведет некий туннель. Оливье толком не знал, но уверенно решил пойти по туннелю, так как он должен выходить где-то неподалеку. На самом деле тоннель шел под Темзой, и их спасли после нескольких часов бесплодного блуждания по темному сырому коридору. Гиннесс отметил, что готовность Оливье погрузиться во тьму и неизведанное была характерна для того типа человека, которым он был. Что касается себя как актера, Гиннесс иногда сетовал на то, что он недостаточно рисковал. Оливье усовершенствовал итальянский акцент, чтобы сыграть Дона Вито Корлеоне в «Крестном отце» (1972), и был подписан на эту роль. Однако в последний момент он заболел, и его заменил Марлон Брандо. Поминальная служба прошла в Вестминстерском аббатстве 20 октября 1989 года. Главными скорбящими были Джоан Плаурайт и трое детей от его последнего брака, а также Тарквин, Эстер и первая жена Оливье, Джилл Эсмонд, в инвалидной коляске. Трофеи Оливье несли процессией: Дуглас Фэйрбенкс-младший нес знаки отличия Ордена «За заслуги» Оливье, Майкл Кейн нес его «Оскар» за достижения в жизни, Мэгги Смит-серебряную модель Чичестерского театра, Пол Скофилд-серебряную модель Национального театра, Дерек Якоби-корону из фильма «Ричард III» (1955), Питер О'Тул-сценарий, использованный в фильме Гамлет (1948), Иэн Маккеллен-лавровый венок, который он носил в постановке «Кориолан», Дороти Тутин-корону, которую носил «Король Лир» (1983), и Фрэнк Финли-меч, подаренный Оливье Джоном Гилгудом, когда-то носимый актером 18-го века Эдмундом Кином. Альберт Финней читал из Экклезиаста: «Всему свое время. Время рождаться и время умирать». Джон Миллс читал из Первого Послания к Коринфянам: «Хотя я говорю языками человеческими и ангельскими…». Пегги Эшкрофт читала из «Ликиды» Джона Мильтона. Алек Гиннесс выступил с речью, в которой предположил, что величие Оливье заключается в удачном сочетании воображения, физического магнетизма, властного и привлекательного голоса, выразительного взгляда и опасности: «Лоуренс всегда носил с собой угрозу опасности; прежде всего как актер, но и, несмотря на все его обаяние, как частный человек. Были времена, когда было разумно опасаться его». Он напомнил аудитории, что Оливье был воспитан как высокопоставленный англиканец, и сказал, что, по его мнению, потребность в преданности или тайне вещей когда-либо полностью покинула его. Кульминацией службы стал записанный на пленку голос Оливье, эхом разносившийся по аббатству, когда он произнес речь Короля Генриха V в честь Дня святого Криспина. Несмотря на свои благородные титулы, он отказывался вести разговор с кем-либо, кто не обращался к нему Ларри. В своей автобиографии 1983 года «Исповедь актера» Оливье пишет, что, встретив Мэрилин Монро перед началом постановки фильма «Принц и танцовщица» (1957), он был убежден, что влюбится в нее. Во время съемок Оливье испытал на себе всю тяжесть знаменитой недисциплинированности Мэрилин и в итоге начал ее презирать. Однако он признает, что она была великолепна в фильме, самое лучшее, что было в нем, ее игра затмила его собственную, и что конечный результат стоил ухудшения. Жена № 1 Джилл Эсмонд назвала Вивьен Ли-жену № 2-соответчиком в своем разводе с Оливье в 1940 году на основании прелюбодеяния. Ли назвала Джоан Плаурайт, жену № 3, соответчиком в ее разводе с Оливье в 1960 году, также на основании прелюбодеяния. В своей автобиографии «Исповедь актера» он написал, что где-то после Второй мировой войны его жена Вивьен Ли спокойно заявила, что больше не любит его, а любит как брата. Оливье был эмоционально опустошен. Чего он тогда не знал, так это того, что заявление Ли-и ее последующие романы с несколькими партнерами-были сигналом о биполярном расстройстве, которое в конечном итоге разрушило ее жизнь и карьеру. Ли твердо намеревалась остаться замужем за Оливье, но больше не интересовалась им в романтическом плане. У самого Оливье начались романы (в том числе с Клэр Блум в 1950-х годах, согласно собственной автобиографии Блум), когда внимание Ли блуждало и блуждало за пределами супружеской спальни. Оливье пришлось сопровождать ее в Голливуд в 1950 году, чтобы присматривать за ней и уберечь от неприятностей, следить за тем, чтобы ее маниакальная депрессия не вышла из-под контроля и не сорвала постановку «Трамвая Желание» (1951). Для этого он согласился на роль в фильме Уилльяма Уайлера «Сестра Кэрри» (1952), который снимался одновременно с «Трамваем». Оливье пользовались популярностью среди голливудской элиты, а Элиа Казан и Марлон Брандо обоим очень нравился Ларри (это была причина, по которой Брандо в своей автобиографии указал, что не спал с Ли, у которой, по его мнению, был превосходный зад: он не мог совершить набег на «курятник» Оливье, поскольку «Ларри был таким хороший парень»). Никто из них не знал глубины страданий, которые он терпел, будучи опекуном своей психически больной жены. Брандо сказал, что Ли превосходила Джессику Тэнди (первоначальную сцену Бланш Дюбуа), поскольку она была Бланш. Сам Оливье поставил Ли эту роль на лондонской сцене. Дастин Хоффман сказал, что, вопреки слухам о том, что они с Оливье не ладили во время создания «Марафонца» (1976), Оливье и тогдашняя жена Джоан Плаурайт несколько раз приглашали Хоффмана на ужин и подарили ему личный экземпляр «Полного собрания сочинений» Шекспира» после окончания съемок. Однажды сказал, что он всегда визуализировал внешний вид персонажа, которого собирался играть, прежде чем делать что-либо еще. В 1985 году на церемонии вручения премии «Оскар» он забыл назвать номинантов на лучший фильм. Он просто открыл конверт и провозгласил: «Амадей»(1984)». Он открыл для себя Питера Финча, когда Оливье и его театральная труппа, в которую входила его жена Вивьен Ли, проводили тур по Австралии в 1948 году. Оливье подписал с молодым австралийцем личный контракт, и Финч стал частью театральной труппы Оливье, вернувшись в Лондон со своим новым работодателем, где он сделал себе имя как актер. Затем Финч наставил рога своему наставнику и работодателю, уложив в постель жену Оливье, Ли. Лично Оливье был унижен, но, будучи труппой, он сохранил с талантливым Финчем контракт; Финч, родившийся в Лондоне, процветал как театральный актер после перерыва в карьере, предоставленного ему Оливье. У Финча и Ли был длительный роман, и, поскольку Ли страдала биполярным расстройством, а ее маниакальная депрессия часто проявлялась в нимфомании, некоторые предполагают, что Оливье подсознательно мог быть благодарен Финчу за внимание к его жене. Его «Отелло» 1964 года в Национальном театре был встречен многими критиками как произведение мастера-театра, действующего на вершине своего мастерства, но по иронии судьбы, играя эту роль на сцене «Олд Вик», Оливье впервые за свою карьеру пострадал из-за страха перед сценой. Ему пришлось просить других актеров, особенно Роберта Стивенса, сыгравшего Яго, не смотреть ему в глаза, чтобы он не отвлекался и не потерял способность произносить реплики. Хотя последние 10 лет своей сценической карьеры он страдал страхом сцены, он был полон решимости бороться с этим и не допустить, чтобы страх выгнал его со сцены. Ему это удалось, и в последний раз он появился на сцене в 1974 году в спектакле Тревора Гриффитса «Вечеринка», в котором ему пришлось произнести 20-минутный монолог. Его киноверсия «Гамлета» (1948) до сих пор остается единственным фильмом по пьесе Шекспира, получившим «Оскар» за лучший фильм, и единственным фильмом, который получил «Оскар» за актерскую игру (Оливь). После избрания нового лейбористского правительства в середине 1970-х годов Оливье обнаружил, что его налоговая ставка выросла почти вдвое. Майкл Кейн посоветовал ему покинуть Англию, но Оливье не хотел этого делать. Затем Кейн предложил ему выполнять каждую предлагаемую ему работу-поэтому Оливье появился во многих проектах, от которых в противном случае он бы отказался. Многие считают его величайшим англоязычным актером двадцатого века, даже больше, чем Марлона Брандо и Спенсера Трейси. Его старшему сыну Таркену Оливье было 10 месяцев, когда Оливье оставил свою мать, актрису Джилл Эсмонд, ради Вивьен Ли в 1937 году. Несмотря на то, что Оливье практически игнорировал его после женитьбы на Джоан Плаурайт в 1961 году, Тарквин был чрезвычайно снисходителен в своих мемуарах 1993 года «Мой отец Лоуренс Оливье». Тарквин утверждает, что слухи о его отце становились все более возмутительными с каждой новой биографией, и отверг истории о том, что Оливье имел романы с Дэнни Кэем и Кеннетом Тайнаном, как «непростительный мусор». Его старший сын от Джилл Эсмонд, Тарквин Оливье, в своих мемуарах 1993 года «Мой отец Лоуренс Оливье» говорит, что он был шокирован, встретив своего отца в Калифорнии в начале 1980-х годов, что он был недоволен своей карьерой и чувствовал себя чем-то французских гугенотов; они бежали из Франции в Англию примерно в 17 веке, поскольку были протестантами, преследуемыми большинством католиков. В 1947 году он был удостоен звания рыцаря в Списке почестей по случаю дня рождения короля 1947 года, стал пожизненным пэром в списке почестей по случаю дня рождения королевы 1970 года, награжден Орденом «За заслуги» в 1981 году. В книге своего сына Ричарда Оливье «Расплавление камня: путешествие вокруг моего отца» Ричард описывает Лоуренса как человека, который больше интересуется своей работой, чем своими детьми; он никогда не вспоминал с любовью свою карьеру и даже впадал в депрессию, когда у него не было работы. Сын высокопоставленного англичанина, Оливье всю жизнь был консерватором. В 1983 году он написал поздравление Маргарет Тэтчер после ее победы на всеобщих выборах того года. Он отклонил предложение звания пэра от лейбористского правительства Гарольда Вильсона в 1967 году, несмотря на то, что Вильсон настаивал на том, что это не является политической честью. Оливье, наконец, убедили, когда ему представили, что он сможет лучше всего представлять интересы Национального театра как член Палаты лордов. К тому времени Оливье проиграл несколько жестоких битв с советом директоров National, возглавляемым потомственным пэром Оливером Литтелтоном, 1-м виконтом Чандосом. Вильсон обеспечил Оливье пожизненное пэрство в честь Дня рождения королевы 13 июня 1970 года. Когда он занял свое место в Палате лордов, у власти находились консерваторы. За исключением своей первой речи, когда его представили в зале, Оливье больше никогда не разговаривал с палатой и не использовал лордов для помощи Национальному театру. Был удостоен пожизненного пэра 13 июня 1970 года в честь Дня рождения королевы как барон Оливье из Брайтона в графстве Сассекс, первый актер, удостоенный этой награды. По словам Оливье в его автобиографии «Исповедь актера», когда он отправился в Голливуд в начале 1930-х годов в качестве «следующего Рональда Колмана», одна студия хотела сменить его имя на Ларри Оливер. Он часто задавался вопросом, какой была бы его карьера, если бы вроде неудачника. Оливье преуменьшал свои достижения и считал карьеру Кэри Гранта образцом величия. Грант, состояние которого журнал Look Magazine в номере от 23 февраля 1971 года оценил в 70 миллионов долларов, был человеком, который подарил Оливье «Оскар» за его карьерные достижения в 1979 году. Он получил «Оскар» за свою роль в «Гамлете» (1948), что сделало его и Роберто Бениньи единственными актерами, сыгравшими свои роли в фильмах, получивших «Оскар». Его серьезно рассматривали на роль дона Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец» (1972) до того, как был выбран Марлон Брандо. Был номинирован 13 раз на премию «Оскар» (девять раз как лучший актер, один раз как лучший актер второго плана, дважды за лучший фильм и один раз как лучший режиссер). На актерском поприще только Джек Николсон и Кэтрин Хепберн с 12 актерскими номинациями каждый и Мерил Стрип с 16 номинациями имеют больше актерских наград, чем Оливье (Бэтт Дэвис была номинирована 10 раз на премию, все-за лучшую женскую роль). Был первым человеком, получившим премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль (в «Гамлете»). На протяжении всей жизни он дружил с Ральфом Ричардсоном, с которым он познакомился и подружился в Лондоне, будучи молодым студентом актерского мастерства в 1920-х годах, и был встревожен тем, что Ричардсон ожидал сыграть Бэкингема в своем фильме по шекспировскому произведению «Ричард III» (1955). Оливье хотел, чтобы эту роль сыграл еще один его друг Орсон Уэллс, но не мог отказать своему старому другу. В своей автобиографии Оливье говорит, что ему хотелось бы разочаровать Ричардсона и вместо дать роль Уэллсу, поскольку он привнес бы на экран дополнительный элемент, интеллект, который хорошо сочетался бы с сюжетным элементом заговора. После неудачного падения в марте 1989 года Оливье перенес последнюю операцию-замену бедра. Его сестра Сибилла умерла в следующем месяце в возрасте 87 лет. К началу июля его единственная оставшаяся почка была в тяжелом состоянии, и ему оставалось жить максимум шесть недель. На момент своей смерти, он болел последние 22 года своей жизни. Дружил со своими коллегами-актерами по фильму «Грозовой перевал» (1939) Дэвидом Нивеном, Джеральдиной Фитцжеральд и Мерл Оберон. Его игра в «Гамлете» (1948) обсуждается Холденом Колфилдом в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Был выбран на роль Антонио в «Королеве Кристине» (1933), но Грета Гарбо отказала ему после первой встречи в студии. Позже роль досталась бывшему любовнику Гарбо Джону Гилберту, чья карьера достигла дна после появления звука. В своей автобиографии «Исповедь актера» Оливье говорит, что понимает, почему она вела себя так, но в книге Феликса Баркера 1953 года «Оливье-Биография» было ясно, что Оливье и его карьере был нанесен ущерб из-за того, что его отвергла самая большая звезда Голливуда. Оливье пришлось плыть из Англии в Америку, а затем обратно, и все это под резким светом голливудской рекламной машины. На премьере Национального театра в октябре 1976 года он произнес речь, закончившуюся словами: «Я благодарю вас за ваше доброе внимание, а также за славу и блеск вашего присутствия». В нем было много скрытого смысла, поскольку за несколько лет до открытия Оливье отклонил все попытки вовлечь его в процесс строительства нового здания после большой вражды между ним и ответственными лицами. Это был единственный раз, когда он ступил на сцену театра, носящего его имя. Его отец, священнослужитель, решил, что Лоуренс станет актером. Появился вместе с Джоном Гилгудом в «Ромео и Джульетте» (1935), в котором он и Гилгуд чередовали роли Ромео и Меркуцио. Гилгуд получил лучшие отзывы за роль Ромео, что побудило Оливье стать лучшим актером. Алек Гиннесс сыграл Дурака в своем первом «Короле Лире» в 1946 году, когда ему было 32 года, а Оливье-39. Оливье обычно считался менее, чем успешным в этой роли из-за его молодости и относительной незрелости в классических ролях (хотя его современник Генрих V был разбит и намекнул на свое будущее величие как интерпретатора Уилльяма Шекспира). Однако за свою игру Гиннесс получил восторженные отзывы. Оба актера за свою долгую и выдающуюся карьеру Лоуренса Оливье, получили рыцарские звания и премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. В июне 1967 года он прошел гипербарическую лучевую терапию по поводу рака простаты в больнице Св. Томаса в Лондоне. 7 июля он выписался из больницы, где был прикован к постели с пневмонией, осложненной лечением рака после смерти Вивьен Ли. В следующем году ему удалили аппендикс. Был произведен в звании лейтенанта и прошел подготовку в качестве пилота в Добровольческом резерве Королевского флота, но так и не был призван на службу и в конечном итоге был освобожден от службы в 1944 году. В своей автобиографии «В центре внимания и после» Клэр Блум утверждает, что ее возлюбленный Оливье просто прошел через все действия во время их романа в середине 1950-хгодов. Она думала, что Оливье соблазнил ее, поскольку именно это и должен был делать великий актер. Впервые учрежденная в 1976 году как Театральная премия Общества Вест-Энда, была переименована в его честь в 1984 году с разрешения Оливье. Премия Оливье управляется и финансируется Обществом лондонского театра. Она является британским эквивалентом американской театральной премии «Тони». Награда представляет собой бюст Лоуренса Оливье в роли Генриха V в Олд Вик в 1937 году, созданный скульптором Гарри Франкетти. Приставленный к ордену «За заслуги» в 1981 году, он стал первым актером, удостоенным такой награды за свою 79-летнюю историю. Орден «За заслуги» признает выдающиеся заслуги в вооруженных силах, науке, искусстве, литературе или за заслуги в развитии культуры. Прием в члены ордена является личным подарком суверена Соединенного Королевства и королевств Содружества и ограничен 24 живыми получателями из этих стран одновременно, а также ограниченным числом почетных членов. Через семь лет после смерти Оливье Джон Гилгуд стал членом Ордена, став вторым актером, удостоенным такой чести. Был первым актером, номинированным на актерский «Оскар» за пять разных десятилетий, с 1930-х по 1970-е годы включительно. Только Кэтрин Хепберн (1930-80-е годы), Пол Ньюман (1950-2000-е годы) и Джек Николсон (1960-2000-е) сравнялись с ним. Напротив, десять номинаций Бэтт Дэвис и восемь номинаций Спенсера Трейси были распределены по четырем десятилетиям (с 1930-х по 1960-е годы), тогда как восемь номинаций Марлона Брандо были сгруппированы по трем десятилетиям (1950-80-е годы). Когда Оливье впервые приехал в Голливуд в 1932 году, его рост составлял ровно пять футов десять дюймов, а вес-66 кг. Гарсон Канин и Кэтрин Хепберн выступили свидетелями на свадьбе Оливье с Вивьен Ли в 1940 году. В мае 1983 года он прилетел в Нью-Йорк, чтобы получить награду в Линкольн-центре, где Дуглас Фэйрбенкс-младший назвал его «чертовски крутым актером». На следующий вечер Оливье и Джоан Плаурайт отправились в Вашингтон, где после показа «Короля Лира» (1983) президент Рональд Рейган устроил для них небольшой званый обед в Белом доме. Был в плохой физической форме, когда снимался в фильме «Мальчики из Бразилии» (1978), так как недавно ему удалили камни из почек. Согласно сообщению журнала Time от 21 апреля 1958 года, в качестве дополнения к статье об Алеке Гиннессе, в 1957 году Оливье отклонил предложение Голливуда в размере 250 000 долларов за один фильм. Вместо того, чтобы снять фильм и положить в карман деньги, Оливье предпочел взять на себя роль Арчи Райса в фильме Джона Осборна «Комедиант» (1960), которая была написана специально для него за королевскую сумму в 45 фунтов стерлингов в неделю. По словам продюсера Роберта Эванса, он не смог получить страховку для появления Оливье в «Марафонце» (1976). Он пошел вперед с Оливье, несмотря на препятствие. Эванс и остальные участники съемок, особенно Дастин Хоффман, были совершенно очарованы человеком, которого Хоффман называл «сэр». Несколькими годами ранее Эванс-как руководитель производства в Paramount-дал добро предложить Оливье роль Дона Корлеоне в «Крестном отце» (1972), но Оливье не смог принять эту роль из-за болезни. Отказался от роли Гумберта в «Лолите» (1962). Первоначально он согласился со Стэнли Кубриком, своим режиссером в фильме «Спартак» (1960), сняться в его фильме по скандальной классике Владимира Набокова, но отказался от участия по совету своего агента. По иронии судьбы, у Кубрика был один и тот же агент. По словам коллеги по фильму «Спартак» (1960) Питера Устинова, Оливье чувствовал себя наиболее комфортно, когда носил парик, искусственный нос или другой сложный макияж. Он часто настаивал на этом, даже когда это не особенно требовалось для той роли, которую он играл. Театр Оливье, самый большой театр в новом комплексе Национального театра на южном берегу Темзы, открылся 4 октября 1976 года, когда Альберт Финни сыграл «Тамерлана Великого» Кристофера Марло в постановке Питера Холла. Королева официально открыла Национальный театр 25 октября. Спустя годы Майкл Кейн встретил своего бывшего коллегу в театре его имени и спросил, может ли он войти туда бесплатно. «Нет, не может»-ответил Оливье, но сказал Кейну, что поработает над этим. В начале 1970-х годов он отчаянно хотел поставить «Парни и куклы», так как мечтал сыграть Ская Мастерсона, но после нескольких лет удерживания его, совет управляющих Национального театра наложил вето на любую возможность постановки. После многих лет, когда совет директоров сдерживал усилия, Оливье ушел с поста художественного руководителя в 1973 году, не имея возможности назвать своего преемника. Губернаторы назначили Питера Холла, основателя Королевской шекспировской труппы, главного конкурента Национального театра, на посту директора вместо Оливье. Этот шаг широко рассматривается как оскорбление Оливье, который отказался от неисчислимого состояния потенциальных доходов в коммерческом театре и кино, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о Национальном театре. Однако ему была оказана честь назвать самый большой зрительный зал в строящемся здании Национального театра, названный его именем. «Парни и куклы» в итоге были поставлены Национальным театром в 1982 году. Спорная пьеса, которую отстаивал драматург Национального театра Кеннет Тайнан, подразумевала, что Уинстон Черчилль организовал смерть генерала Владислава Сикорского, премьер-министра польского правительства в изгнании, и бомбардировки гражданского населения во время Второй мировой войны. Оливье, уважавший Черчилля, поддержал своего драматурга, но Тайнан был уволен, а положение Оливье было подорвано, что поставило под угрозу независимость Национального театра. После безуспешной агитации за Альберта Финни, Оливье попытался заинтересовать Ричарда Бартона возглавить Национальный театр после своего неизбежного ухода с этого поста. Бартон отказался, увидев, что великого Оливье выгнали из его любимого театра, который он строил два десятилетия и для которого он стал первым актером-пэром. Выступил на инаугурации президента Джона Ф. Кеннеди 20 января 1961 года. Наряду со Спенсером Трейси он-единственный актер, номинированный на девять «Оскаров» за лучшую мужскую роль. У него всего одна победа за «Гамлет» (1948). Летом 1983 года Оливье снова заболел плевритом и пробыл в больнице Святого Томаса три недели из-за удаления почки. Был удостоен звания рыцаря-холостяка 12 июня 1947 года в честь Дня рождения короля, став в 40 лет самым молодым актером, удостоенным такой чести. Рекорд ранее принадлежал сэру Седрику Хардвику, посвященному в рыцари в 41 год. Ему были предложены роли сериалах «Улица коронации» (1960) и «Доктор Кто» (1963). Оливье был посвящен в рыцари в июле 1947 года во время работы над «Гамлетом» (1948). Обычно считавшийся величайшим Макбетом 20-го века за его вторую сценическую роль в 1950-х годах, он надеялся вывести «Шотландскую пьесу» на большой экран в конце 1950-х годов, но провал его фильма «Ричард III» (1955) сорвал его планы. Продюсер Майк Тодд, третий муж Элизабет Тейлор, сказал Оливье в 1958 году, что он, скорее всего, будет продюсировать фильм с Оливье в роли Макбета и реальной женой Оливье Вивьен Ли в роли его леди, но эта надежда умерла в авиакатастрофе, унесшей жизнь Тодда. Таким образом, пресловутое «проклятие Макбета» помешало величайшему актеру XX века осуществить свою мечту. Кинокритик Полин Кель, который считал Оливье «самым остроумным актером» в истории кино, считал это трагедией и сказал, что это показывает, что в индустрии коммерческого кинопроизводства есть что-то фундаментально неправильное, что она может лишить столь великий талант шанса сделать такой потенциально значимый фильм. Оливье так и не снял ни одного шекспировского фильма после «провала» «Ричарда III». В июле 1970 года, играя Шейлока в «Венецианском купце» на сцене Национального театра, он попал в больницу с плевритом и тромбозом правой ноги. В сентябре 1974 года он заболел во время отпуска в Италии с режиссером Франко Дзеффирелли, и после рентгена и анализов крови еще в Англии, в Королевской больнице Сассекса, ему поставили диагноз дермато-полимиозит, редкое мышечное заболевание. В течение трех месяцев он оставался в больнице в критическом состоянии, и ему сказали, что он больше никогда не сможет выступать на сцене. Журден Оливье, его предок, прибыл в Великобританию в 1688 году в качестве капеллана Вильгельма Оранского. Крестный отец актрисы Виктории Теннант. Он появился в двух фильмах, получивших премию «Оскар» за лучший фильм: «Ребекка» (1940) и «Гамлет» (1948). Ему предложили роль Бенджамина Рэнда в фильме Питера Селлерса «Будучи там» (1979), но он отказался, когда прочитал готовый сценарий. Он сказал, что не хочет сниматься в фильме, где Ширли Маклейн придется мастурбировать. За эту роль Мелвин Дуглас получил «Оскар». Был номинирован на премию «Тони» как лучший драматический актер за роль в спектакле «Комедиант» (1960). Это была его единственная номинация на премию «Тони», награду, которую он так и не получил. В последний раз он появился на сцене в пьесе Тревора Гриффитса «Вечеринка» в Национальном театре, в этой роли ему пришлось произнести 20-минутныймонолог. Эта роль завоевала восторженные отзывы. Он стал членом Британского института кино в знак признания его выдающегося вклада в кинокультуру. Хотя он сыграл отца Джоан Плаурайт в «Комедианте» (1960), они поженились через несколько месяцев после выхода фильма. Джон Гилгуд и Ральф Ричардсон считались равными Оливье в классическом репертуаре-и в Шекспире. Считалось, что Гилгуд превзошел его благодаря своему сладкозвучному голосу, который, по словам самого Оливье, «покорил мир»-но было широко распространено мнение, что Оливье как театральный актер превзошел их обоих в современных пьесах, таких как «Комедиант» Джона Осборна (1960). Он также был, безусловно, самым уважаемым киноактером, выиграв один «Оскар» за лучшую мужскую роль среди 10 актерских номинаций на премию «Оскар» против одного «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана у Гилгуда и два «Оскара» за роли второго плана у Ричардсона. Оливье также был кинозвездой, тогда как других театральных рыцарей на большом экране в высокобюджетных постановках не было. Совет директоров постепенно вытеснил его с поста главы Национального театра после того, как совет наложил вето на постановку пьесы Рольфа Хоххута 1968 года «Soldaten» («Солдаты»). Оливье произнес одну из самых эксцентричных речей в 1979 году, когда получил статуэтку «Оскара» за заслуги перед жанром. Его список благодарных деятелей Академии, коллег и друзей включал в себя похвалы «моим очень благородным и одобренным хорошим мастерам». Он сыграл нацистского военного преступника доктора Кристиана Зелла в «Марафонце» (1976) и пережившего Холокост Эзру Либермана в «Мальчиках из Бразилии» (1978). Он появился только в двух шекспировских театральных фильмах, которые не сам режиссировал: «Как вам это понравится» (1936) и «Отелло» (1965). Хотя ему было 47 лет, когда он сыграл главного героя в фильме «Ричард III» (1955), королю Англии Ричарду III было всего 32 года, когда он был убит в битве при Босворте 22 августа 1485 года. Хотя четверть века спустя Оливье сыграет главного маршала авиации сэра Хью Даудинга из Королевских ВВС в фильме «Битва за Англию» (1969), по общему мнению, он был одним из худших пилотов в истории британской армии. Он присоединился к Королевскому флоту во время Второй мировой войны и не раз выживал на грани катастрофы во время своих уроков пилотирования (как сообщается, уничтожив пять самолетов). В конце концов, актер и военно-морской флот пришли к обоюдному выводу, что он сможет больше принести пользу Британии на театральной сцене. Он стал первым актером, получившим звание пэра (другими впоследствии были Бернард Майлз в 1979 году и Ричард Аттенборо в 1993 году), когда второе лейбористское правительство Гарольда Вильсона обеспечило ему пожизненное звание пэра, чтобы он представлял интересы театра в правительстве. В 1970 году он был возведен в звание пэра как барон Оливье Брайтонский. Министерство информации попросило его сыграть французско-канадского охотника Джонни в фильме «49-я параллель» (1941), снятый по заказу министерства с целью повышения осведомленности о нацистской угрозе в Северной Америке, особенно в Соединенных Штатах. Однако он предназначался и для потребления в Канаде, поскольку многие франко-канадцы не хотели воевать с Германией и не хотели воевать. Вишистская Франция была союзницей нацистской Германии, и многие франко-канадцы в Квебеке были пронемецкими. Именно по этой причине Оливье, самой большой звезде фильма, было предложено сыграть франко-канадца, который говорит нацистскому офицеру, что он «канадец», а не «француз». Считалось, что Оливер усилит ценность фильма как пробританскую пропаганду в Квебеке («Оливье», конечно, французская фамилия; его прапрадедушка был французским гугенотом по происхождению). Когда Канада прибегла к воинской повинности, чтобы пополнить ряды своей армии, по всему Квебеку прокатились призывные беспорядки, настолько сильны были настроения против Соединенного Королевства, которое, конечно, подчинило себе Новую Францию менее 200 лет назад. Антивоенные настроения были настолько распространены по всей Канаде, что премьер-министр Уилльям Лайон Маккензи Кинг заявил, что в Европу будут отправлять только добровольцев. Смоделировал акцент для своего персонажа Джорджа Херствуда, американца, живущего в Чикаго начала прошлого века в «Сестре Кэрри» (1952) по мотивам Спенсера Трейси. Его дядя Сидней Оливье, 1-й барон Оливье, занимал пост губернатора Ямайки с 16 мая 1907 года по январь 1913 года и государственного секретаря Индии с 22 января 1924 года по 3 ноября 1924 года в первом британском лейбористском правительстве под руководством Рамзи Макдональда. В отличие от своего дяди, Лоуренс Оливье был сторонником Консервативной партии. Лауреат Нобелевской премии Джон Стейнбек сказал, что исполнение Оливье в роли Отелло в Национальном театре Лондона в 1964 году было величайшим спектаклем, который он когда-либо видел. Хотя Оливье был номинирован на «Оскар» в 1966 году за роль в киноверсии постановки Национального театра, многие критики говорили, что спектакль, заснятый на пленку, был всего лишь тенью того, что они видели на сцене. Другие критики назвали спектакль чушью, как на сцене, так и на экране, обвинив Оливье в том, что он превратил благородного мавра (мавры считаются европеоидами, то есть белыми согласно европейским системам классификации, разработанным в XIX веке) в расистскую карикатуру наподобие «Старого мавра Черный Джо». Со своей стороны, Оливье хотел дать Отелло «Негритюд» (Сэмми Дэвис утверждал, что Оливье несколько раз приходил посмотреть на его выступление и скопировал некоторые его манеры в своем «Отелло»), чтобы прокомментировать расизм. Он хотел, чтобы зрители не любили Отелло до самого конца, когда он будет уничтожен трагедией, которую уготовил для него Яго. Тогда зрители станут соучастниками разрушения Отелло (поскольку они тоже презирали Отелло как «негра», а не как белого человека с черным лицом, каким его всегда изображали британские актеры) и своей вины перед уничтоженными невиновными (и стыд за собственный расизм) довели бы их до катарсиса. Оливье описал это как отталкивание зрителей на протяжении большей части спектакля, прежде чем вернуть их в свою ладонь. Один из величайших ораторов 20-го века, его последняя роль Старого солдата в «Военном реквиеме» Дерека Джармена (1989) не содержала диалогов. Орсон Уэллс написал свой роман «Господин Аркадин» (1955) во время длительного пребывания с Оливье и его женой Вивьен Ли. Уэллс в то время выступал в театре Оливье Сент-Джеймс в Лондоне в своей легендарной постановке «Вокруг света за 80 дней» (1956), которую поставил Майк Тодд в Нью-Йорке. Претендовал на роль хранителя Грааля в картине «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), но был слишком болен, чтобы сниматься. Лукино Висконти хотел взять его на главную роль итальянского принца в «Леопарде» (1963), но продюсер отклонил его предложение. Продюсер настоял на звезде кассовых сборов, чтобы оправдать высокий бюджет постановки, и, по сути, заставил Висконти принять Берта Ланкастера. Создатели фильма хотели, чтобы он сыграл Клайва Кэнди в фильме «Жизнь и смерть полковника Блимпа» (1943), но премьер-министр Уинстон Черчилль помешал ему уволиться из военно-морского флота, чтобы он взял на себя эту роль, который не хотел, чтобы фильм снимался. Черчилль не хотел поддерживать постановку актером и звездой калибра Оливье, поскольку считал, что фильм критикует тип британских патриотов. Оливье разрешили взять отпуск из военно-морского флота, чтобы снять фильм о шекспировском короле-патриоте Генрихе V в «Король Генрих V» (1944). Вместо него был выбран Роджер Ливси. Поколение спустя он сыграл отца Оливье Билли Райса в «Комедианте» (1960), хотя был старше его менее чем на год. Оливье снимался вместе со всеми своими тремя женами. Посещал Центральную школу речи и драмы в Лондоне, Англия. Первоначально должен был играть роль Берта Ланкастера в картине «Нюрнбергский процесс» (1961). Член Королевской шекспировской труппы. Десять лет спустя два оскароносных актера (Ланкастер и Ольвие) вновь боролись за роль другого итальянского принца, вождя мафии Дона Корлеоне, в фильме «Крестный отец» (1972), в конечном итоге проиграв Марлону Брандо, единственному сопернику Оливье за звание величайшего актера. Рассматривался на роль Томаса Мора в фильме «Человек на все времена» (1966), но вместо него был выбран Пол Скофилд, который впоследствии получил «Оскар» за лучшую мужскую роль за свою роль. Был первым выбором режиссера Джона Франкенхаймера на главную роль в фильме «Второй раз» (1966), но продюсеры не хотели Оливье, поскольку он не имел кассовых сборов. Вместо него был выбран Рок Хадсон. Режиссер Майкл Андерсон выбрал его на роль Адольфа Гитлера в эпическом фильме Columbia Pictures «16 декабря: Битва за Арденн», получившим благословение Дуайта Д. Эйзенхауэра и Министерства обороны, но проект был заброшен после того, как Warner Brothers присвоила название фильму «Битва в Арденнах» (1965) с Генри Фондой в главной роли. Он был всего на девять дней моложе Дафны Дю Морье, написавшей в 1938 году роман «Ребекка». Он сыграл Максимилиана де Винтера в экранизации «Ребекки» (1940). Он был выбран на роль Бена Грина в «Магии» (1978), но был вынужден отказаться от участия из-за болезни. Его заменил Бургесс Мередит. Он снялся в четырех фильмах с Майклом Кейном. Ричард Бартон, который выступал на Бродвее в 1960 году в оригинальной постановке популярного мюзикла Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу «Камелот», устроил в Нью-Йорке прием в честь Оливье и его третьего брака с Джоан Плаурайт. Сам Оливье появлялся на Бродвее в «Бекете», в главной роли, которую Бартон сыграет в киноверсии в 1964 году. Игра в фильме, которую Оливье исполнил на сцене, принесла Бартону третью номинацию на премию Оскар, первую за 11 лет. Умер спустя 9 дней после режиссера Франклина Шаффнера, снявшего его в фильмах «Николай и Александра» (1971) и «Мальчики из Бразилии» (1978). Когда он уехал в Голливуд в начале 1930-х годов, руководители студии хотели, чтобы он сменил имя на Ларри Оливер. Он сказал, что позже в своей весьма успешной карьере он размышлял со своими друзьями о том, что могло бы с ним случиться, какую карьеру он сделал бы, если бы он сменил свое имя на Ларри Оливер, поскольку это имя имело определенный смысл, другой тип актера. На самом деле был американский актер с таким именем, который шесть раз появлялся на Бродвее в период с 1930 по 1965 год, особенно в «Рожденном вчера» Гарсона Канина. Посещал школу Св. Эдварда в Оксфорде, ведущую британскую школу-интернат. Его старшая сестра Сибилла Оливье родилась 26 июля 1901 года и умерла в апреле 1989 года, а его старший брат Жерар Дакрес Оливье родился 5 сентября 1904 года и умер 28 ноября 1958 года. Все пять фильмов, которые он поставил, были экранизациями пьес: «Король Генрих V» (1944), «Гамлет» (1948) и «Ричард III» (1955) были основаны на одноименных пьесах Уилльяма Шекспира, «Принц и танцовщица» (1957) был поставлен по пьесе Теренса Реттигана и «Три сестры» (1970) по одноименной пьесе Антона Чехова. Появился в пяти фильмах вместес Эдвардом Фоксом. Ему предложили роль полковника Николсона в фильме «Мост через реку Квай» (1957), от которой он отказался и вместо этого поставил «Принц и танцовщица» (1957). Оглядываясь назад, он сказал, что это было разумное решение-сниматься в любовных сценах с Мэрилин Монро, а не бороться в джунглях Цейлона с Дэвидом Лином. В детстве Лоуренс Оливье чувствовал, что его никогда особо не любил собственный отец, который считал Оливье нежелательным дополнением к семье. Актер утверждал, что отец проявит к нему холодное безразличие, либо отвергнув сына как ни к чему не способного, либо вообще проигнорировав его. Он появился в трех фильмах, которые были отобраны Библиотекой Конгресса для включения в Национальный реестр фильмов как имеющие «культурное, историческое или эстетическое» значение. Вышел из себя сЛоуренсом Харви в ресторане после того, как последний издевался над некоторыми коллегами-актерами Оливье. Друзья и коллеги заметили, что характер Оливье мог быть одновременно непредсказуемым и пугающим. Поминальная служба по нему прошла в Вестминстерском аббатстве в Лондоне 20 октября 1989 года. Для восстановленного переиздания «Спартака» 1991 года его голос озвучил Энтони Хопкинс. Он был в Америке в начале Второй мировой войны, но вернулся домой и присоединился к Королевским ВВС. Не любил стиль игры «метода Станиславского», хотя Марлоном Брандо он восхищался. Ему предложили роль Юлия Цезаря в «Клеопатре» (1963), но он был занят управлением Национальным театром. Заявил, что его ранние голливудские фильмы были не очень хороши и мало что сделали для его карьеры. Было заявлено, что, помимо актерского мастерства, Лоуренс Оливье, похоже, не был способен вести разговор ни на какую другую тему. Прежде чем они поссорились, Лоуренс Оливье дал подробное интервью театральному критику Кеннету Тайнану о своей карьере шекспировского актера. Выиграл специальную премию «Тони» в 1969 году за выдающиеся достижения в театре. Один из романов писателя Майкла Корды, «Занавес», во многом основан на периоде, когда брак Оливье и Вивьен Ли давал трещину, и на его последующем романе с Дэнни Кэем. Был ошибочно указан в актерском составе «Индианы Джонса и последнего крестового похода» как пожилой рыцарь. Однако эту роль предложили Лоуренсу Оливье, но из-за плохого здоровья он был исключен. В большинстве своих последних появлений в кино актер утверждал, что согласился на эту работу только по финансовым причинам. В интервью Майклу Паркинсону в начале 1970-х годов Оливье признался, что питает снобизм по отношению к кино. В течение многих лет ему было некомфортно играть на большом экране. Первый успех актера пришелся на его пребывание в палате представителей Бирмингема в конце 1920-х годов. Отказ от фильма «Мостч ерез реку Квай» достался Алеку Гиннессу. Его отец был священнослужителем. Говорят, что во время брака с Вивьен Ли Оливье флиртовал с Марлоном Брандо, и это чувство было взаимным. Он и Вивьен Ли-единственная супружеская пара, работавшая вместе.
Некоторые гонорары актера: «Дикие гуси 2» (1985)-300 тысяч долларов, «Награда» (1984)-100 тысяч, «Человек-загадка» (1983)-1 миллион, «Битва Титанов» (1981)-300 тысяч, «Инчхон» (1982) и «Певец джаза» (1980)-по 1 миллиону, «Дракула» (1979)-750 тысяч, «Мальчики из Бразилии» (1978)-725 тысяч, «Бетси» (1978)-400 тысяч, «Мост слишком далеко» (1977)-200 тысяч, «Критическое решение» (1977)-75 тысяч за 2 дня съемок, «Марафонец» (1976)-135 тысяч + % от прибыли, «Игра навылет» (1972)-200 тысяч, «Леди Каролина Лэм» (1972)-20 тысяч фунтов стерлингов за 5 дней съемок, «Башмаки рыбака» (1968)-240 тысяч, «Джихад (1966) и «Спартак» (1967)-по 250 тысяч, «Луна и грош» (1959) и «Ученик дьявола (1959)-по 100 тысяч, «Опера нищих» (1953)-50 тысяч фунтов стерлингов, «Сестра Кэрри» (1952)-125 тысяч, «Гамлет» (1948)-50 тысяч фунтов стерлингов, «Король Генрих V» (1945)-15 тысяч фунтов стерлингов, «Ребекка» (1940)-50 тысяч, «Грозовой перевал» (1939)-20 тысяч фунтов стерлингов.
В небольшом лондонском театре шел спектакль. Восемнадцатилетний помощник режиссера, которому обычно поручали звонить в звонок перед началом представления, звать артистов на сцену и следить за тем, чтобы вовремя поднимали и опускали занавес, на этот раз находился в числе исполнителей. Он стоял за кулисами, бледный от волнения, и беззвучно твердил свои несколько реплик. Возбуждение молодого человека было так велико, что, выбегая на подмостки, он запнулся о порог и, к удовольствию зрителей, пролетел плашмя до самой рампы. На следующий день один из рецензентов не преминул написать: «Господин Оливье в маленькой роли сумел привлечь к себе всеобщее внимание». Так началась профессиональная актерская карьера будущего титана английской сцены, сэра Лоуренса Оливье, чье исполнение шекспировских ролей и режиссерские работы в театре и кино ныне известны всему миру. Лоуренс Оливье родился 22 мая 1907 года в Доркинге, недалеко от Лондона. Его отец, дед, прадед были протестантскими священниками. Это семейная традиция, которую старинный гугенотский род Де Оливье, некогда изгнанный из Франции, поддерживал на протяжении трех столетий. Лоуренс Оливье учился в колледже Святого Эдварда в Оксфорде. В год окончания он сообщил отцу, что тоже собирается стать пастором. Священник неожиданно расстроился и запротестовал. «Не делай глупостей-сказал он-Твое место в театре». Сценические данные Оливье действительно проявились очень рано. Он с детства занимался в драматическом кружке и играл в школьных спектаклях. На него обратили внимание известные актеры, бывавшие в Оксфорде. Сибилла Торндайк и Эллен Терри прочили ему большое будущее. В 1922 году он был приглашен на шекспировский фестиваль в Стрэтфорд, где сыграл Катарину в «Укрощении строптивой» (по традиции елизаветинских времен женские роли исполняли юноши). Окончив колледж, Лоуренс Оливье по совету отца поступил в центральную школу дикции и драматического искусства, которой руководила Эльза Фогерти. Это была лучшая актерская школа в Англии. Оливье вышел из нее прекрасно подготовленным, с медалью за высокие успехи. И тем не менее найти работу оказалось нелегко. Пришлось устраиваться то помощником дежурного режиссера, то запасным актером в маленькие театры. Обычно труппа создавалась ради одной постановки. Пьеса шла несколько недель. Потом она переставала делать сборы, и Оливье вновь бегал по театральным агентствам в поисках какого-нибудь места. В конце концов, ему все это надоело. Он уехал в Бирмингем. Здесь, в городском репертуарном театре, Оливье наконец добился первого успеха. Главная роль в «Гарольде» Теннисона и Малкольм в «Макбете», показанном в современных костюмах, а несколько позже участие в пьесах Ноэля Коварда «Частная жизнь» и «Бродвейское королевское семейство» создали ему репутацию многообещающего актера. Оливье оправдал ее в ролях, которые считаются труднейшими в мировом репертуаре. В 1935 году в «Королевском театре» он играл в очередь с Джоном Гилгудом Ромео и Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Затем последовали Гамлет, Макбет, Генрих V, Яго, Кориолан, Ричард III, Эдип в трагедии Софокла и вновь шекспировские образы: Лир, Антоний, Мальволио, Тит Андроник. Театральный репертуар Лоуренса Оливье огромен и разносторонен. За тридцать лет он сыграл главные роли почти во всех трагедиях Шекспира и во многих его комедиях. Играл и ставил пьесы Чехова, Ибсена, Шоу, Шеридана, современных английских и французских драматургов. В конце двадцатых годов Оливье начал выступать в кино. Первые фильмы-«Свадебное путешествие», «Соломенная вдова», «Друзья и любовники», «Желтый билет» были весьма заурядными. Хотя снимались они в разных странах (Германии, США), постановщики, словно сговорившись, требовали от актера одного: элегантности. Оливье играл сдержанных, рассеянно-высокомерных джентльменов. Его умение носить костюм ценилось в эту пору больше, чем способность к перевоплощению. Сам Оливье довольно долго чувствовал себя чужим в кинематографе и относился к нему с плохо скрытой неприязнью. Его нервировала атмосфера съемки: слепящий свет юпитеров, шум мотора, бесконечные остановки, дубли. Раздражала невозможность прожить всю роль без перерывов и перестановок, в естественной последовательности, как на сцене. В начале тридцатых годов он утверждает, что в кино актеру недоступна та свобода творчества, которую дает театр, и наотрез отказывается играть в американском фильме «Ромео и Джульетта». «Я просто не верю в возможность экранизации Шекспира»-заявил он продюсеру. Пройдет десятилетие, и Оливье откроет свой знаменитый цикл шекспировских картин экранизацией «Генриха V». Время меняет взгляды и привычки. Перед войной Лоуренс Оливье уже совсем иначе оценивал возможности кино. Работа с видным американским режиссером Уилльямом Уайлером над фильмом «Грозовой перевал» по роману Эмилии Бронте (1939) принесла ему успех и творческое удовлетворение. В романтическую историю любви, сломавшей жизнь прелестной девушки и юноши, который с детства был в нее влюблен, Оливье внес огромный темперамент, сокрушительную силу страсти. Его Хитклифф, подкидыш, чистивший конюшни во дворе любимой, обладал душой гиганта. Он был рабом своей любви, безумцем и одновременно богом, потому что сила чувства возвышала его над смертными. Новая роль в «Ребекке» Альфреда Хичкока (1940, по роману Дафны дю Морье) укрепила популярность Оливье у кинозрителей. В отличие от большинства фильмов Хичкока-короля детектива, это была довольно скучная картина с легким оттенком криминальности. Но Оливье она позволила создать характер сложный и глубокий. Герой «Ребекки», богатый англичанин мистер Д'Уинтер, потеряв первую жену, вступает в новый брак. Он женится на заурядной девушке, скромной компаньонке одной богатой леди. В родовом поместье «Мэндели», куда Д'Уинтер привозит свою избранницу, все дышит памятью о прежней хозяйке дома, красавице Ребекке. Экономка, которая ее боготворила, откровенно издевается над некрасивой и застенчивой Ирен, внушая, что она должна покинуть мужа: Д'Уинтер обожал Ребекку, он вечно будет сравнивать с нею новую жену. Ирен страдает и уже близка к самоубийству. Внезапно выясняется, что страстная любовь Д'Уинтера к Ребекке выдумана окружающими. Он ее ненавидел. Она мешала ему быть самим собой, ее жестокость, лицемерие, распутство вынуждали его жить в нечистой атмосфере. Женившись снова, он надеялся освободиться от гнетущего воспоминания. Однако тень Ребекки продолжает преследовать молодоженов. В море находят лодку с ее телом. Полиция и слуги начинают подозревать Д'Уинтера в убийстве. Ему грозит тюрьма, хотя он невиновен. После долгих треволнений все кончается благополучно, если не считать того, что экономка сходит с ума и поджигает «Мэндели». Эту картину, с ее мелодраматической интригой и таинственно сгущающейся атмосферой, сегодня нелегко смотреть. Многое в ней искусственно, порой банально. Страдания Ирен (Джоан Фонтейн) скорее смешат, чем трогают. Но за героем Оливье следишь с непреходящим интересом. Он сдержан, молчалив, иногда трудно угадать, о чем он думает. Это не романтическая маска. Оливье играет человека, который вынужден уйти в себя и сам от этого страдает: ему хотелось бы раскрыться, быть непосредственным. Но он слишком хорошо знает мир, к которому принадлежит по рождению-естественным порывам здесь не место. Лицемерие Ребекки научило его распознавать изнанку светской красоты. Он ненавидит лживость этикета, условности, которым должен подчиняться. Его женитьба на Ирен-бунт против правил аристократического круга, вызов прошлому, тихий, но непреклонный. Д'Уинтер в исполнении Лоуренса Оливье-герой, отстаивающий свою индивидуальность, потребность жить без суеты, право на искреннее чувство. Он добр и терпелив, но вовсе не безволен. Под внешней замкнутостью постепенно открываешь темперамент, сжатый до отказа, как пружина. Стоит ей распрямиться, будет худо. Д'Уинтер это знает и старается держать себя в руках. Мы понимаем, что он никогда не сможет выгнать экономку, порвать с родными-жестокость не в его натуре. Мир сложен, все идет не так, и изменить людей не в его силах. В глубоком, умном взгляде Оливье минутами читалась какая-то покорная печаль. Чувство извечной человеческой вины всех перед всеми заставляло его быть терпимым. Он подавлял свой гнев и был готов искать причину бед в самом себе. И все-таки, не совершая никаких решительных поступков, герой «Ребекки» имел мужество обороняться от воздействия среды и обстоятельств. В борьбе неслышной, скрытой, но упорной он отстаивал свой взгляд на жизнь, любовь Ирен, естественность их отношений. В 1941 году Оливье сыграл роль адмирала Нельсона в американской картине «Леди Гамильтон» и сразу после ее выхода уехал в Англию, чтобы вступить в морскую авиацию. Театр и кино на время были оставлены. Его назначили пилотом на один из вспомогательных аэродромов. Летчики получили приказ ожидать появления противника. Но нападения на территорию аэродрома так и не произошло.
Летом 1944 года Лоуренс Оливье был отозван с военной службы, ограничившейся для него патрульными полетами. Ему было предложено возглавить вместе с Джоном Баррелом и Ральфом Ричардсоном труппу старейшего английского театра «Олд Вик». Тогда же Оливье начал снимать фильм «Генрих V». Английская печать уделяла много внимания этой картине, которую считали пропагандистской. «Генрих V» выбран для экранизации в военное время, потому что это традиционная английская пьеса, проникнутая воинственным духом»-писала Кэтрин Кэмерон. Другой лондонский критик сравнивал патриотический фильм Оливье с «Александром Невским» Эйзенштейна: «Разгром тевтонских рыцарей под Псковом и победа английских стрелков, вооруженных только луками, над закованными в броню французами при Азенкуре породили героев, подвиги которых до сих пор живут в песнях и легендах обеих стран». Роль идеального монарха-полководца играл сам Оливье. Он отказался от патетики, определявшей стиль большинства театральных постановок «Генриха V», и постарался возвратить шекспировскому образу его естественную грубоватость. Король-солдат был сыгран с легким юмором. Он действовал без околичностей в любви, на поле брани и в дипломатических переговорах: сложность характера Генриха V заключалась, по словам Оливье, в его законченной прямолинейности. Фильм вызвал восхищение изысканностью красок (он снят в цвете), смелыми переходами от живописи, стилизованной под миниатюры и картины XIV века, к реальному пейзажу, мастерством батальных сцен. Действие начиналось и заканчивалось в Англии 1600 года, на подмостках шекспировского театра «Глобус», где актеры разыгрывали пьесу перед шумной лондонской толпой. В Лондоне 1944 года «Генрих V» был встречен овацией. Он не сходил с экранов целый год, был послан за границу и завоевал немало премий, среди которых высшая награда киноакадемии США: золотая статуэтка «Оскар». Оливье подарил ее продюсеру Дель Джудиче, пожертвовавшему самостоятельностью своей фирмы, чтобы добыть средства для экранизации исторической хроники Шекспира. Четыре года спустя, с помощью того же Дель Джудиче, Лоуренс Оливье снял «Гамлета»-фильм, получивший уже не один, а четыре «Оскара», премию «Золотого льва» в Венеции и признанный, несмотря на свою театральность, произведением, которое открыло новую страницу в истории кинематографической шекспирианы. О Гамлете Оливье написано много статей и книг. Его сравнивали с великими трагиками прошлого-Кином, Мочаловым, Моисси-и в то же время неизменно отмечали новое прочтение трагедии, современность образа, созданного Лоуренсом Оливье. Одно из самых тягостных и сильных ощущений своего героя-гнет действительности, чувство узника, запертого в государстве, как в тюрьме, режиссер воплотил в изобразительном решении картины: толстые крепостные стены, скалы, выступающие в море, угрюмые покои замка, по которым бродит немолодой усталый человек с печальными и зоркими глазами. Гамлет Лоуренса Оливье был печальным оттого, что остро чувствовал и видел слишком ясно. Он понимал, что обречен, как каждый из людей, жить по законам своего века. Жестокого века. И действовал, отлично сознавая тщету своих усилий (весь мир тюрьма, и притом образцовая). В нем сочетались «странный склад души», болезненная чуткость и глубокий мужественный ум философа. Главное в этом фильме-мысль героя, проникающая за пределы человеческих конфликтов, способная постичь природу зла и соразмерить «рабство собственных страстей» с вечным круговоротом жизни. В финале, после бурной сцены поединка, торжественно звучала тишина. Предсмертные слова «Дальнейшее-молчанье» актер произносил с полуулыбкой, светлой и трагически покорной. Гамлет-борец, бессильный воссоединить распавшуюся связь времен, уносил свои прозрения в могилу. Они умирали вместе с ним. Третий шекспировский фильм Оливье, «Ричард III» (1955), показал, как велик диапазон его таланта. Актер, сумевший передать воинственную прямоту и благородство Генриха V, философскую сложность Гамлета, предстал теперь в обличье мрачного тирана. В трактовке Оливье горбатый герцог Глостер одержим безумной жаждой самоутверждения. Его злодейства титаничны. Он готов померяться с судьбой и отомстить природе за свое уродство. Он рвется к трону, как игрок, с дьявольской дальновидностью обдумывая ходы и не замечая, что готовит собственную гибель. Самый процесс игры, в которой вместо шахматных фигур живые люди, доставляет этому герою Оливье жестокое, нечеловеческое наслаждение. Ритм его жизни-буря. Он всегда в сверхнапряжении. Его интриги гениальны. Но жестокий гений деспота бессилен изменить его конец. Вступив на путь убийств, предательства и подозрений, он неизбежно попадает сам в раскинутые сети. Оливье в этом фильме обращает свои монологи прямо к зрителям. Он открывает им глубины деспотической души, трагедию безмерного индивидуализма. Ричард, добившийся короны-на вершине власти и на грани безумия. Он продолжает убивать: теперь уже бессмысленно, из страха. Актер играет постепенное опустошение, духовную смерть личности-возмездие за зло. В искусстве Оливье нет постоянной темы. Его герои, всегда разные и внутренне и внешне, едины лишь в одном: кого бы ни играл артист-счастливого влюбленного, убийцу, честолюбца, рвущегося к власти, или человека, пренебрегшего житейской суетой-масштаб его духовной жизни грандиозен. Любое чувство достигает высочайшего накала, мысль-небывалой напряженности и остроты. Конечно, Лоуренс Оливье не «рвет страсть в клочья». Отточенная техника актера помогает сделать незаметным мастерство и обнажить суть образа, его живую душу. По внешнему рисунку его роли чаще всего уравновешенны и гармоничны. Богатство, одержимость, сложность натуры проявляются во внутренних контрастах, в бесконечной амплитуде колебаний душевной жизни. Зрителю сразу предлагают высоту, с которой он уже не спустится до конца фильма или спектакля. Самая сильная страсть становится естественной на этой высоте. Самое патетическое слово звучит просто. На протяжении всей жизни Лоуренс Оливье играл людей, с избытком наделенных индивидуальностью, талантом. Зрители привыкли к истинно шекспировскому размаху его образов, к гиперболической силе переживаний. Но вот в фильме «Комедиант» (1960), поставленном по интересной пьесе Осборна режиссером Тони Ричардсоном, актер явился в новом качестве. На этот раз его герой, стареющий эстрадный комик Арчи Рейс, ничтожен. Он суетлив, бездарен, неумен; его заботы мелки, остроумие банально. Паяц лишен традиционной маски величавого страдания. В образе Арчи Рейса тоже есть трагизм. Но он совсем иного свойства. Это трагизм бессилия, духовной заурядности. Тщательно нанесенные на дряблое лицо румяна вызывают жалость, смешанную с омерзением: комедиантством Арчи прикрывает пустоту. Оливье здесь жесток. В его работе отразились размышления о мире, оскудевшем страстью и бездарно суетливом. После успеха в «Комедианте» (Оливье получил за эту роль главную премию на кинофестивале в Карловых Варах) актер вернулся к теме, некогда затронутой в «Ребекке». В фильме Питера Гленвилла «Судебный процесс» (1962) он сыграл школьного учителя, мистера Грэма Уира, чьи добрые порывы наталкиваются на постоянное противодействие среды. Ученики, коллеги, даже жена, которую он любит, издеваются над его молчаливым альтруизмом: нельзя же, в самом деле, прозябать в заштатном городке, давать бесплатные уроки беднякам и не желать хотя бы повышения по службе. Быть может, это ханжество? Или слабохарактерность? Фильм ироничен. Горькая социальная критика просвечивает сквозь его бытовую ткань. Люди, показанные на экране, вовсе не чудовища. Просто устои общества, в котором они живут, изрядно пропитались цинизмом. Как-то смешно быть праведником в наши дни. Да и кому это поможет. Естественность, с которой Лоуренс Оливье исполнил свою роль, заставила английских критиков признать, что он достиг вершины мастерства. «Его герои никогда не походили друг на друга. И все-таки искусство перевоплощения и техника актера в этом фильме особенно сильны и в то же время абсолютно незаметны»-пишет Гордон Гоу. Совсем недавно Лоуренс Оливье, вновь обратившийся к Шекспиру, сыграл в театре роль Отелло. Его выступление-крупнейшее событие сезона. По мнению театральных обозревателей лондонской прессы, Оливье играет так, как будто он всю жизнь готовил себя к этой роли.

Выборочная фильмография:

X