Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Paul Verhoeven

ПОЛЬ ВЕРХОВЕН
(Paul Verhoeven)

Знаменитый режиссер родился 18 июля 1938 года в Амстердаме в семье школьного учителя. Режиссер имеет троих детей. В 1943 году семья переехала в Гаагу, где в то время находилась штаб-квартира фашистов во время Второй мировой войны. Их дом находился рядом с немецкой военной базой, которую часто бомбили союзники. Дом их соседей был разрушен бомбой, а его родителям едва удалось избежать смерти, когда бомба упала на перекресток их улицы.
Режиссер оставил с того времени воспоминания о постоянных бомбардировках, пожарах, горящих лошадях, трупах на улицах и постоянной опасности погибнуть. Во время войны он выходил смотреть на упавшие самолеты и разглядывал лица погибших пилотов. После войны его отец стал учителем в школе, где учился Поль. Вместе они часто ходили в кинотеатр, где любили смотреть американские фильмы. Картину «Война миров» (1953) они посмотрели не менее десяти раз.
В 1964 году Поль служил в Королевских голландских военно-морских силах кинооператором. Режиссер получил дипломы по математике и физике в университете Лейдена. Он восхищается фильмами французской новой волны и Федерико Феллини. Верховен обожает легкую «Кока-Колу» и немецкую группу «Rammstein».
Картину «Основной инстинкт» (1992) режиссер снимал как дань почтения Альфреду Хичкоку. Он снял пять фильмов с участием своего земляка Рутгера Хауэра («Турецкие сладости», 1973; «Keetje Tippel», 1975, «Оранжевый солдат», 1977; «Spetters», 1980 и «Плоть и кровь», 1985).
Верховен снял первый фильм в истории Голливуда, вышедший в широкий прокат с рейтингом NC-17: «Девушки из шоу» (1995). Провал этого фильма не помешал режиссеру получить бюджет в 100 миллионов долларов на картину «Звездный десант» (1997). В нем было более 500 сцен с использование визуальных эффектов, созданных командой из 250 постановщиков под руководством гуру Фила Типпетта.
Во время съемок картины режиссера «Невидимка» (2000) актриса Элизабет Шу повредила ногу, что привело к задержке в съемочном процессе. Сценарий картины «Полное восстановление памяти» (1990) путешествовал по различным киностудиям почти десять лет, пока им не заинтересовался Верховен.
За картину «Основной инстинкт» (1992) режиссер получил 5 миллионов долларов (сценарист фильма Джо Эстерхаз-три миллиона), за фильм «Девушки из шоу» (1995)-2 миллиона долларов. Он отклонил предложение снимать одновременно два продолжения картины «The Fast and Furious» (2001). Режиссер снял клип Сары Брайтман на песню «Дива» в 2006 году.
Единственный голливудский фильм режиссера, не получивший продолжения: «Девушки из шоу». Остальные картины, снятые Верховеном в Голливуде имеют продолжения, но ни одно из них режиссер не снял. Хотя заявлял, что очень хотел сделать вторую часть картины «Звездный десант», которую позднее поставил Фил Типпетт.
В 1995 году Верховен должен был снимать картину «Крестовый поход» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли и самым большим на то время бюджетом в 150 миллионов долларов для компании «Carolco». Но, будучи независимой компанией, «Carolco» не могла себе позволить снимать одновременно два высокобюджетных фильма, предпочтя сценарий картины Ренни Харлина «Остров головорезов» (1995), а Верховен отправился снимать «Девушек из шоу». После оглушительного финансового провала картины Харлина, «Carolco» обанкротилась, и проект был положен на полку. После того, как владеющий правами на фильм Шварценеггер стал губернатором Калифорнии, а Ридли Скотт выпустил картину «Королевство небес» (2005) на похожую тему, стало очевидным, что «Крестовый поход» вряд ли когда-либо будет снят, несмотря на то, что Поль Верховен время от времени заявляет, что все еще заинтересован в этом проекте.
Режиссер знаменит своими насыщенными насилием, но интеллигентными научно-фантастическими фильмами. Часто в свои картины он вставляет вымышленные теленовости, чтобы разъяснить сюжет. Верховен хотел снимать картину «Особое мнение» (2002), как продолжение свого фильма «Полное восстановление памяти», но его опередил Стивен Спилберг.
Некоторые цитаты режиссера. «Людям нравится смотреть насилие и ужасы. Человеческое существо настолько отвратительное, что не может вынести более пяти минут счастья. Посадите его в темный кинотеатр и попросите его посмотреть два часа счастья, он уйдет оттуда или заснет», «Чем скорее мы примем нашу способность ко злу, тем меньше шансов, что мы уничтожим друг друга», «Люди принимают на веру эту странную теорию, что фильмы могут влиять на совершение людьми насилия. Я искренне считаю, что кино-лишь отражение жестокости общества», «Моя цель как режиссера-быть полностью открытым. Просто посмотрите, как я показываю секс в своих фильмах. Критики считают его шокирующим и непристойным, потому что мне нравится тщательно рассматривать человеческую сексуальность. Она должна быть реалистичной. Мне в самом деле нравится документализм, таким образом, реальность для меня самое главное, когда я снимаю фантастику. Часто это оправдывают моим голландским происхождением. Действительно, искусство в Голландии всегда пыталось быть реалистичным. Голландские писатели 16 века были тщательно реалистичны. Пример, который я люблю приводить: восхитительная картина Боска «The Prodigal Son». На ней изображен бордель, а в углу-мужчина, писающий на стену. Вы никогда не увидите ничего подобного в итальянской, французской или английской живописи той эпохи. Голландцы всегда интересовались деталями, особенно меньше идеалистическими, а больше реалистическими. Эротические эпизоды в моих картинах «Турецкие сладости» (1973) или «Четвертый человек» (1983) были основаны на реальных отношениях, которые были у меня или моих друзей. Это очень личные отношения. Конечно, я должен признать, что люблю шокировать публику».
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Верховену приз «Сатурн» как лучшему режиссеру за фильм «Робот-полицейский» (1987), а номинировала за картины «Полное восстановление памяти» (1990), «Основной инстинкт» (1992) и «Звездный десант» (1997).
На кинофестивале в Аворьязе картина «Четвертый человек» (1983) получила специальный приз жюри, а номинировалась на Гран-при. На международном кинофестивале в Торонто этой ленте был вручен приз ФИПРЕССИ.
На Каталонском кинофестивале Верховен был признан лучшим режиссером за картину «Робот-полицейский» (1987).
На международном кинофестивале в Локарно картина «Невидимка» (2000) получила приз зрительских симпатий, а сам режиссер приз за вклад в киноискусство. На кинофестивале «Fantasporto» картина «Плоть и кровь» (1985) номинировалась на Гран-при.
На кинофестивале фантастических фильмов в Амстердаме Верховену в 2002 году был вручен приз за достижения в области кинематографии.
Картина «Zwartboek» (2007) номинировалась на приз «BAFTA» как лучший фильм не на английском языке. На Венецианском кинофестивале к этой картине отнеслись немногим лучше, номинировав на «Золотого льва», а вручив лишь поощрительный приз.
На Нидерландском кинофестивале Верховен был признан лучшим режиссером картин «Плоть и кровь» (1985) и «Zwartboek» (2007). В 1992 и 2000 годах получил специальные призы, а в 1999 году картина «Турецкие сладости» (1973) была признана лучшим голландским фильмом столетия.
Картина «Девушки из шоу» получила анти-приз «Razzie» за худшую режиссуру. Интересно, что Поль Верховен пришел на церемонию и лично получил этот приз: впервые в истории среди режиссеров.

Выборочная фильмография:

«Невидимка-2» (Hollow Man II), 2006
«Невидимка» (Hollow Man), 2000
«Звездный десант» (Starship Troopers), 1997
«Девушки из шоу» (Showgirls), 1995
«Основной инстинкт» (Basic Instinct), 1992
«Полное восстановление памяти» (Total Recall), 1990
«Робот-полицейский» (RoboCop), 1987
«Плоть и кровь» (Flesh+Blood), 1985
«Четвертый человек» (De Vierde man), 1983
«Оранжевый солдат» (Soldaat van Oranje), 1977
«Турецкие сладости» (Turks fruit), 1973
«Дневник проститутки» (Wat zien ik), 1971