Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Peter Greenaway

ПИТЕР ГРИНУЭЙ
(Peter Greenaway)

Режиссер родился 5 апреля 1942 года в валлийском городке Newport, но в трехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в английский город Эссекс.
В юности Питер хотел стать художником, изучал европейский кинематограф. В 1962 году поступил в художественный колледж Walthamstow, где вместе с ним учился знаменитый вокалист Ян Дьюри.
В 1965 году после окончания колледжа Питер устроился работать в Центральное информационное бюро, где проработал следующие одиннадцать лет в качестве монтажера и режиссера телепередач и документальных фильмов.
Первым фильмом, который привлек к Гринуэю внимание широкой общественности, стал «Контракт рисовальщика» (1982).
Режиссер неплохо рисует, в 1964 году его картины выставлялись в престижных галереях, в 1970 году он нарисовал иллюстрации к трем книгам.
В картинах режиссера часто появляются сильные волевые женщины. Гринуэй любит некоторые сцены своих фильмов снимать в госпитале, где герои прикованы к больничной койке. Картины режиссера часто содержат очень длинные эпизоды, снятые без монтажных склеек.
Толчок к режиссерской карьере у Гринуэя произошел в 16-летнем возрасте, когда он увидел фильм Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957). Режиссер имеет двух дочерей.
Когда актеры на съемочной площадке картины «Дитя Макона» (1993) обратили внимание режиссера, что у него имеют место хронологические ошибки, Гринуэй ответил: «Хронология скучна!». В 1999 году режиссер развелся с женой, продал свой дом на Уэльсе и поселился в Голландии.
Некоторые цитаты режиссера: «Многие популярные фильмы наполнены насилием. Я думаю, что различие между насилием в них и в моих фильмах состоит в том, что я показываю причину и эффект этих действий. Это не ситуация из мультфильмов про Дональда Дака, где его бьют кирпичом по затылку, а в следующей сцене он спокойно встает и идет. Показываемое мною насилие отправит Дональда на шесть месяцев на больничную койку и заставит его вспоминать об этом всю свою оставшуюся жизнь», «Если вы хотите рассказывать истории, будьте писателем, а не кинематографистом. Мое желание рассказать историю очень сильно, но это очень трудно, потому что я не считаю кинематограф повествовательным», «Моим любимым режиссером является Дэвид Линч, а его фильмы «Головоластик» (1977) и «Голубой бархат» (1986) я считаю шедеврами».
«Во всей западной культуре есть только две существенные вещи: секс и смерть. Сегодня мы имеем способность и возможность управлять сексом. Но мы не имеем, и никогда не будем иметь способность манипулировать смертью», «Чтобы быть атеистом, нужно иметь воображение в десять тысяч раз больше, чем у религиозного фундаменталиста», «Кино умерло 31 сентября 1983 года, когда в наших гостиных появился пульт дистанционного управления. Теперь кино должно быть интерактивным и мультимедийным».
В начале 90-х годов Гринуэй написал либретто к десяти операм, известным под названием «Смерть композитора», которые исследуют схожие обстоятельства смерти десяти композиторов от Антона Веберна до Джона Леннона, но остальные композиторы-вымышленные.
На Каннском международном кинофестивале картины режиссера «The Tulse Luper Suitcases, Part 1: The Moab Story» (2003), «Восемь с половиной женщин» (1999), «Отсчет утопленников» (1988) и «Живот архитектора» (1987) номинировались на «Золотую пальмовую ветвь». Фильм «Отсчет утопленников» получил специальный приз за вклад в искусство.
На кинофестивале «Fantasporto» картины режиссера «Контракт рисовальщика» (1982), «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989) и «Книги Просперо» (1991) номинировались на главный приз.
В 1997 году на международном кинофестивале в Стамбуле режиссеру был вручен почетный приз за достижения в карьере.
На нидерландском международном кинофестивале Гринуэю вручили приз за лучший сценарий к картине «Nightwatching» (2007), а номинировали за лучшую режиссуру этого фильма.
На международном кинофестивале в Сиэтле Гринуэй получил призы за лучшую режиссуру картин «Отсчет утопленников» (1988) и «Тело как книга» (1996).
На международном Каталонском кинофестивале Гринуэй получил приз за лучшую режиссуру фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989). Его картина «Тело как книга» (1996) получила Гран-при, а в 2001 году режиссеру вручили почетный приз за достижения в карьере.
На кинофестивале в Салониках в 2004 году Гринуэю также вручили почетную награду за вклад в киноискусство.
На Венецианском международном кинофестивале картина «Книги Просперо» (1991) номинировалась на «Золотого льва», картина «Nightwatching» (2007) также претендовала на главный приз, но получила две специальные награды.
На международном кинофестивале в Варшаве картины Гринуэя «Отсчет утопленников» (1988) и «Книги Просперо» (1991) получили приз зрительских симпатий.

Выборочная фильмография:

«Человек в ванне» (The Man in the Bath), 2001
«Восемь с половиной женщин» (8 1/2 Women), 1999
«Мост» (The Bridge), 1997
«Тело как книга» (The Pillow Book), 1996
«Дитя Макона» (The Baby of Macon), 1993
«Роза» (Rosa), 1992
«Книги Просперо» (Prospero's Books), 1991
«Повар, вор, его жена и ее любовник» (The Cook the Thief His Wife & Her Lover), 1989
«Отсчет утопленников» (Drowning by Numbers), 1988
«Смерть в Сене» (Death in the Seine), 1988
«Живот архитектора» (The Belly of an Architect), 1987
«Зед и два нуля» (A Zed & Two Noughts), 1985
«Четыре американских композитора» (Four American Composers), 1983
«Контракт рисовальщика» (The Draughtsman's Contract), 1982