Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris  Richard Harris


Richard Harris

РИЧАРД ХАРРИС
(Richard Harris)

Актер родился 1 октября 1930 года в ирландском городе Limerick, умер 25 октября 2002 года в Лондоне от болезни Ходжкина. Его рост был 185 см. Он был одним из девяти детей фермера Ивана Харриса.
В 1978 году актер чуть не умер от передозировки кокаина.
Сильный алкоголизм Ричарда почти прекратился в 1982 году, когда больной Ричард Бартон попросил его доиграть последние 8 недель гастролей спектакля «Камелот». Но после смерти Бартона Харрис продолжал гастролировать с этим спектаклем по 20-25 недель в году целых пять лет, собрав за это время 92 миллиона долларов.
В 1979 году Ричарду сказали, что он может умереть в течение полутора лет, если не бросит пить, так как у него повышенное содержание глюкозы в крови. Он ненадолго «завязал», но снова начал пить в начале 90-х годов.
Актер дважды был женат. От первого брака с Элизабет у него родились ставшие актерами Джеми и Джаред Харрис и будущий режиссер Дэмиан Харрис. Дэмиан женат на австралийской актрисе Пете Уилсон.
Супруги развелись в 1969 году, и Элизабет вышла замуж за актера Ричарда Харрисона.
Второй супругой Ричарда была американская актриса Энн Туркель, которая была на 16 лет младше его. Брак также закончился разводом.
В молодости Харрис занимался регби, но был вынужден прекратить профессиональные занятия спортом из-за туберкулеза. После выздоровления Ричард отправился в Лондон, намереваясь стать режиссером, но не смог найти достойных курсов, поэтому начал учиться актерскому мастерству.
Такими же страстными фанатами регби были друзья-собутыльники актера Питер О’Тул и Ричард Бартон.
Будучи студентом, Ричард решил поставить пьесу. Она имела хорошую прессу, но провалилась в финансовом плане. В результате Харрис потерял все свои накопления и был вынужден в течение 6 недель жить в подвале.
Харрис очень неплохо поет и записал несколько альбомов.
Такие страны как Мальта и Дания удостоили актера рыцарского звания.
Свой дом в Англии актер позднее продал Джимми Пейджу из группы «Led Zeppelin».
Харрис согласился сняться в двух картинах про Гарри Поттера только поле того, как его 11-летняя внучка не пригрозила, что больше никогда не будет с ним разговаривать.
После смерти Ричарда многие члены его семьи хотели, чтобы роль Альбуса Дамбледора перешла к его другу Питеру О’Тулу, но продюсеры решили по другому.
Брат актера Дермот был женат на актрисе Кассандре Харрис, которая после его смерти вышла замуж за актера Пирса Броснана.
После смерти труп актера был кремирован, а прах развеян возле его дома на Багамских островах.
Актер окончил Лондонскую академию музыки и драматических искусств, так как в королевскую академию драматических искусств его не приняли.
Сыграв множество хороших ролей на театральных подмостках, Харрис всю жизнь мечтал сыграть Гамлета, но этого ему так никогда не удалось сделать.
Актер был дружен с Шоном Коннери.
Харрис-один из двух актеров, появившихся в 90-х годах прошлого века в двух лучших фильмах года: «Непрощенный» (1992) и «Гладиатор» (2000). Другим был Ральф Файннс: в «Списке Шиндлера» (1993) и «Английском пациенте» (1996). Позднее Файннс также снялся в картинах про Гарри Поттера.
Актер сыграл в своем первом голливудском фильме в возрасте 34 лет.
Последние 12 лет своей жизни актер жил в номере 758 знаменитого лондонского отеля «Savoy».
После того, как в семидесятых годах актер решил завязать с выпивкой, он поставил по бутылке водки в каждой комнате своего дома в Лондоне. Хотя искушение было огромным, он не выпил ни одной стопки.
Продюсеры сначала не хотели брать Харриса на роль короля Артура в «Камелоте» (1967), опасаясь, что он не сможет спеть так же хорошо, как Ричард Бартон в бродвейской постановке 1961 года. Но когда Бартон запросил слишком большой гонорар, Харрис уверил продюсеров, что сам вживую споет все свои партии. В 1972 году Харрис даже совершил музыкальный тур по городам США.
Харрис по-дружески соперничал с английским актером Оливером Ридом в начале 70-х годов.
В молодости Харрис восхищался Марлоном Брандо. Но после того, как они поработали над картиной «Мятеж на Баунти» (1962), он изменил свое мнение, обвинив актера в том, что был превышен бюджет фильма и нарушены сроки съемок. Позднее Харрис еще неоднократно критиковал эксцентричные выборы Брандо фильмов, в которых он снимался.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века Ричард пересмотрел все фильмы с участием Джона Уэйна и Гари Купера. Но впоследствии называл их «кукольными ковбоями».
Актер подружился с Расселом Кроу во время съемок картины «Гладиатор» (2000).
Однажды, живя в Англии, Харрис вышел за молоком из дома и увидел в газете объявление о спектакле, который он очень хотел посмотреть. Правда, он шел в Ирландии. Тогда Харрис купил билет на следующий самолет до Ирландии и пропьянствовал там следующие три недели. Жена актера нигде не могла найти его. Когда Ричард, в конце концов, возвратился в Англию и позвонил в дверь своего дома, то, не дав жене опомниться, завил: «Так почему ты не заплатила выкуп?».
Актер номинировался на «Оскар» за лучшие роли в картинах «Такова спортивная жизнь» (1963) и «Поле» (1990).
У Харриса есть также номинация на приз «BAFTA» за лучшую роль в фильме «Такова спортивная жизнь».
На Берлинском международном кинофестивале фильм «Bloomfield» (1971) с участием Ричарда Харриса номинировался на «Золотого медведя».
На Каннском международном кинофестивале Харрис был признан лучшим актером за роль в картине «Таковая спортивная жизнь».
Актер номинировался на телевизионную награду «Эмми» за роль в телефильме «The Snow Goose» (1971).
В 2001 году Харрису англичане вручили почетный приз «Empire» за достижения в карьере.
У актера есть приз «Золотой глобус» за роль в картине «Камелот» (1967) и номинация на него за роль в картине «Поле».
На московском международном кинофестивале Ричарду Харрису вручили приз как лучшему актеру за роль в картине «Кромвель» (1970).
У актера есть номинация на анти-приз «Razzie» как худшему актеру за роль в картине «Тарзан, человек-обезьяна» (1981).
В 1962 году режиссер Линдсей Андерсон на сцене одного из лондонских театров увидел молодого актера. Высокий, широкоплечий, с детской улыбкой, он был похож на большого, кем-то жестоко обиженного ребенка. Играл он необыкновенно искренне и азартно. После спектакля Андерсон пошел за кулисы и предложил актеру сняться в его картине. «Правда-сказал режиссер-это будет мой первый художественный фильм. Правда, пока у меня ничего не получается со сценарием, но я очень хочу снять эту картину. Вместе с вами». К большому огорчению режиссера, оказалось, что актер уже подписал контракт с другой фирмой и скоро уезжает сниматься на Гаити. На этом и расстались. Но «любовь с первого взгляда» оказалась настолько сильной, что Линдсей Андерсон, забрав с собой повесть Дэвида Стори «Спортивная жизнь» и множество вариантов сценария, летит на Гаити. Несколько месяцев длится работа. Пока только над сценарием. По возвращении в Англию начинаются репетиции, съемки. И вот фильм готов. Премьера его стала событием. Вслед за успехом в Англии последовал столь же бурный успех во многих странах мира. Его награждают премией на фестивале 1963 года в Канне, особой награды был удостоен тогда и актер Ричард Харрис. Ричард Харрис в «Спортивной жизни» играет профессионального спортсмена-регбиста Фрэнка Мэчина. Но к тому, что делает Харрис в этом фильме, как-то удивительно не подходит привычное слово «играет». Образ и личность актера настолько слились друг с другом, что казалось, будто мы стали свидетелями исповеди человека о себе самом, а пленка с точностью и естественностью документа запечатлела эпизоды его жизни. Фрэнк-бывший шахтер. Поэтому во всем его облике, в сильных руках угадывается привычка к тяжелому физическому труду, к собранности и напряжению, а в чуть заметном прищуре светлых глаз-многолетний навык к темноте. Спорт выработал кошачье изящество движений, быстроту реакций, настороженность. Он застенчив и неловок, когда чувствует себя «не в своей тарелке», стремителен на спортивном поле и необыкновенно гармоничен в минуты душевного равновесия. Этот английский парень напоминает римского гладиатора совершенной красотой тренированного тела, посадкой головы, чеканным профилем, гордой осанкой. Таким представил нам Фрэнка Ричард Харрис. Но это только внешность, физическая оболочка героя. Каков же духовный мир «современного гладиатора», что и как он чувствует? Рассказ Фрэнка о себе лишен последовательности. Тяжело избитый во время матча, он едет к зубному врачу, потом на рождественский бал к боссу и, наконец, возвращается домой-к миссис Хэммонд, у которой снимает комнату. Все это время, страдая от боли и унижения, Фрэнк пытается связать ускользающие воспоминания о том, как началась его спортивная карьера, как началась его любовь к миссис Хэммонд, о том, что было после. Рассказ о дальнейших событиях будет все более сбивчивым и нервным. До самой развязки-смерти миссис Хэммонд и полного поражения Фрэнка. В эти несколько месяцев, о которых поведал фильм, вместилась, по сути, вся жизнь героя. Вот он, шахтерский парень, упрямо решивший пробиться, начинает драку, чтобы вызвать внимание. Вот он играет свой первый матч с отчаянностью человека, сделавшего решающую ставку. Совершает подлость, калечит игрока-конкурента. Хитрит, набивает себе цену во время торга с будущими боссами. В его одержимости выиграть игру есть что-то яростное, почти звериное. Вот он-победитель. Вместе с деньгами, собственной машиной, славой появилась победительность взгляда, улыбки, уверенность движений и какая-то детская радость. Чек на тысячу фунтов в его руках-не только обещание богатства, но и долгожданная игрушка. Как ребенок, он разглядывает его, снова и снова берет в руки, смеется от счастья. Его распирает от гордости, самоутверждения. Ему хочется приобщить весь мир к своей радости, одарить всех, осчастливить. И не может понять Фрэнк, почему не радуется вместе с ним миссис Хэммонд, почему только она не признает в нем победителя. Сколько граней в этом характере? Бесконечное множество. Похожий на животное в спортивном азарте, в драке, об алкогольном угаре, он умеет быть робким и ласковым. Ребячлив и искренен Фрэнк на прогулке, увлеченно играет с детьми, радуется хорошему дню, встрече с рекой, присутствию миссис Хэммонд, ее долгожданной улыбке. Но как тупо не понимает он ее чувств, как эгоистичен и жесток он в любви. И сколько драматизма в его страданиях, какое тяжелое раскаяние переживает он у постели умирающей. Совсем уничтоженным чувствует он себя после ее смерти. Но уничтожила Фрэнка не только смерть возлюбленной. Его раздавили раньше, а миссис Хэммонд была только соломинкой утопающего. После этого -падение в бездну. Уничтожили не только надежду, уничтожили человека, его достоинство. Выбросили на свалку, за ненадобностью. Гладиатора убрали с арены. Судьба Фрэнка в исполнении Ричарда Харриса-это не история карьеры спортсмена, но прежде всего судьба человека. Нашего современника. Со всей сложностью личных и социальных связей с миром, в котором он живет, мучается и погибает. Это ощущение сложности образа и современности героя возникло у зрителя благодаря актеру-его таланту, мастерству, темпераменту, интеллекту. Может быть, такая достоверность образа возникла от того, что Ричард Харрис близок своему герою, что он в какой-то мере сыграл самого себя? Ведь мы знаем многих актеров, признанных и знаменитых, которые всегда похожи, будто играют одну и ту же роль. Но новая встреча с Ричардом Харрисом была совсем неожиданной. В фильме знаменитого итальянца Микеланджело Энтониони «Красная пустыня» он сыграл Коррадо-человека сложного и романтического. Коррадо-молодой инженер, сын богатого промышленника-переживает тяжелый кризис. Он потерял вкус к жизни, им овладели апатия, тоска, скука. Остались иллюзии. Одна из них-любовь к женщине. Коррадо жадно потянулся к Джулиане, но очень скоро понял: нет любви. Осталась мечта-далекая Патагония, куда и уезжает герой. Патагония-тоже мираж, мертвая душа Коррадо нигде не обретет покоя и счастья. Он болен тяжелым недугом-неверием. Фрэнк и Коррадо во многом антагонисты. Бурная импульсивность первого с его резкими эмоциональными переходами и сдержанная меланхоличность Коррадо, всегда погруженного в себя, в свои ощущения и рефлексии. Жизненная агрессивность Фрэнка и мертвенное равнодушие Коррадо. Динамика и статика. Интеллектуальная примитивность одного и рафинированность другого. Трудно поверить, что обе роли играет один и тот же актер. Его герои и внешне совсем не похожи друг на друга. По-разному ходят, смотрят, разговаривают. Скульптурная чеканность всего облика Фрэнка и изнеженность интеллектуала Коррадо. И, как бы ломая шаблоны привычных представлений, Харрис играет англичанина бурно, страстно, агрессивно, а южанина Коррадо сдержанно и мягко. В первой картине актер дает образец так называемого «документального стиля» актерского исполнения, во второй-романтическая недосказанность и таинственность. Но есть общее у героев Харриса. Оба они переживают трагический конфликт с обществом, с механическим и бездушным миром. Оба пытаются спасти себя любовью. Но их желания-миражи (спорт такой же мираж, как и Патагония у Коррадо), а любовь-иллюзия. Оба они лишены надежды и веры. Оба-жертвы. Ричард Харрис всегда создает сложные характеры. Примитивность Фрэнка восполняется интенсивностью его чувственной жизни, а внешняя вялость Коррадо скрывает напряжение его мыслей и страстей. Его герои как бы аккумулируют в себе болезненные конфликты века. Ричард Харрис совсем еще молод. Дебютировал в кино он в 1958 году, но без особого успеха. Два года работал на телевидении в Лондоне и Нью-Йорке. Потом снова начал сниматься. Играет в фильмах «Голубой патруль», «Пушки Навароны», «Мятеж на Баунти». Потом «Спортивная жизнь», «Красная пустыня». Сейчас он не только один из самых известных английских актеров, но и звезда мирового класса. Осенью 1964 года Ричард Харрис с женой и режиссером Линдсеем Андерсоном приезжали в Советский Союз. В Ленинградском Доме кино английских гостей представил собравшимся Иннокентий Смоктуновский. Когда оба вышли на сцену, оказалось, что английский и русский актеры удивительно похожи. В тот вечер началась их дружба. Смоктуновский рассказывал о себе, о своем Гамлете, о новых ролях, а Харрис показывал, как он бы сыграл монолог «Быть или не быть», пел английские и русские песни, жадно слушал своего русского коллегу. Потом заговорил о своей любви к русской литературе. С увлечением, глубоким знанием он говорил о Достоевском, Чехове, Толстом. И особенно о Гоголе. Оказалось, что совсем недавно в одном из лондонских театров Харрис сыграл «Записки сумасшедшего» Гоголя-два с половиной часа был один на сцене. Веселый, непосредственный, очень общительный и интеллигентный актер Ричард Харрис был совсем не похож на своих героев. И именно это убедительней всего свидетельствовало о богатстве и глубине его личности, о его таланте и мастерстве.

Выборочная фильмография:

«Гарри Поттер и секретная комната» (Harry Potter and the Chamber of Secrets), 2002
«Граф Монте-Кристо» (The Count of Monte Cristo), 2002
«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Sorcerer's Stone), 2001
«Гладиатор» (Gladiator), 2000
«Гуляя со львами» (To Walk with Lions), 1999
«Сибирский цирюльник» (Sibirskiy tsiryulnik), 1998
«Снежное чувство Смиллы» (Smilla's Sense of Snow), 1997
«Великий Кандинский» (The Great Kandinsky), 1995
«Непрощенный» (Unforgiven), 1992
«Игры патриотов» (Patriot Games), 1992
«Триумф человека по прозвищу Конь» (Triumphs of a Man Called Horse), 1982
«Тарзан человек-обезьяна» (Tarzan, the Ape Man), 1981
«Дикие гуси» (The Wild Geese), 1978
«Орка» (Orca), 1977
«Путешествие Гулливера» (Gulliver's Travels), 1977
«Переправа Кассандры» (The Cassandra Crossing), 1976
«Возвращение человека по прозвищу Конь» (The Return of a Man Called Horse), 1976
«Джаггернаут» (Juggernaut), 1974
«Снежный гусь» (The Snow Goose), 1971
«Кромвель» (Cromwell), 1970
«Человек по прозвищу Конь» (A Man Called Horse), 1970
«Герои Телемарка» (The Heroes of Telemark), 1965
«Красная пустыня» (Il Deserto rosso), 1964
«Мятеж на Баунти» (Mutiny on the Bounty), 1962
«Ружья Навароне» (The Guns of Navarone), 1961
«Поздоровайся за руку с дьяволом» (Shake Hands with the Devil), 1959