Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Robert Siodmak

РОБЕРТ СЬОДМАК
(Robert Siodmak)

Режиссер родился 8 августа 1900 года в Дрездене, умер 10 марта 1973 года в швейцарском городке Локарно от сердечного приступа. Он один раз был женат на Берте Оденхаймер, которая умерла двумя месяцами ранее мужа.
Он-брат знаменитого писателя и режиссера Курта Сьодмака. Он нашел свою нишу в жанре написания сценариев к фильмам ужасов, но как режиссер считался слабее Роберта, хотя все признавали, что таланта у него больше. Оба брата родились в еврейской семье.
С приходом нацистов к власти, оба брата иммигрировали из Германии. Чтобы получить американскую визу в Париже, Роберт придумал, что он родился в Мемфисе, штат Теннесси. В 1939 году он оказался в Голливуде, где снял 23 фильма, преимущественно детективы, триллеры и криминальные драмы.
В молодости Роберт работал сотрудником банка и театральным режиссером, пока в 1925 году не стал монтажером и сценаристом. Год спустя он был нанят для монтажа немых фильмов из отснятого материала других картин, лежащих в запасах студии. Роберт работал над этим два года, пока не убедил своего двоюродного брата продюсера Сеймура Небензаля финансировать его первый немой фильм «Menschen am Sonntag» (1929). Этот фильм не только дал толчок карьере Сьодмака, но также раскрыл талант помощника режиссера Эдгара Улмера, сценаристов Билли Уайлдера и Курта Сьодмака и помощника оператора Фреда Циннеманна.
В 1943 году Роберт подписал семилетний контракт со студией «Universal». Именно поэтому Сьодмаку часто приходилось работать в экстремальных условиях. Например, он заменил режиссера картины «Swell Guy» Фрэнка Таттла всего шесть дней спустя после окончания работы над картиной «Убийцы» (1946).
Интересно, что первым полноценным детективом режиссера стала картина «Леди-призрак» (1994), которую продюсировала Джоан Харрисон, первая женщина-исполнительный продюсер студии «Universal» и бывшая секретарша и редактор сценариев Альфреда Хичкока.
Режиссер снял единственный хороший, по общему мнению, фильм актрисы Деанны Дурбин под названием «Рождественские каникулы».
Всего режиссер снял двенадцать отличных детективов. Но относительная непопулярность у американской публики этого жанра в то время выглядела для Сьодмака больше как проклятие, чем благословение. Он часто выражал желание снять фильм в другом жанре.
В трех своих фильмах он снимал Берта Ланкастера. В 1951 году режиссер покинул Голливуд и вернулся в Европу.
В 1954 года Сьодмак подал в суд на продюсера Сэм Шпигеля, обвинив его в нарушении авторских прав. Ему было выплачено 100 тысяч долларов, но в титрах он все равно указан не был.
Роберт Сьодмак номинировался на «Оскар» за лучшую режиссуру картины «Убийцы» (1946).
На Берлинском международном кинофестивале картина «Die Ratten» (1955) получила «Золотого медведя».
На международном кинофестивале в Каннах картина «Le Grand jeu» (1954) номинировалась на Гран-при.
Немцы в 1971 году наградили режиссера почетным призом за достижения в карьере, а чуть раньше вручили картине Сьодмака «Nachts, wenn der Teufel kam» (1957) приз за лучшую режиссуру.
За эту же картину Сьодмаку был вручен приз за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Карловых Варах.

Выборочная фильмография:

«Ночь, когда появился дьявол» (Nachts, wenn der Teufel kam), 1957
«Крысы» (Die Ratten), 1955
«Великий грешник» (The Great Sinner), 1949
«Темное зеркало» (The Dark Mirror), 1946
«Убийцы» (The Killers), 1946
«Спиральная лестница» (The Spiral Staircase), 1945
«Странное дело дяди Гарри» (The Strange Affair of Uncle Harry), 1945
«Подозреваемый» (The Suspect), 1944
«Женщина-кобра» (Cobra Woman), 1944
«Леди-призрак» (Phantom Lady), 1944
«Сын Дракулы» (Son of Dracula), 1943