Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Robert Wise

РОБЕРТ УАЙЗ
(Robert Wise)

Знаменитый режиссер родился 10 сентября 1914 года в Винчестере, штат Индиана. Умер 14 сентября 2005 года в Лос-Анджелесе от сердечной недостаточности. Был женат на актрисе Патрисии Дойл с 1942 года до самой ее смерти в 1975 году. От нее имел одного ребенка. В 1977 году снова женился. В детстве Уайз очень хотел стать журналистом.
Роберт Уайз пришел в кинематограф накануне Второй мировой войны. Став монтажером, он работал над такими картинами, как «Дьявол и Дэниел Уэбстер» (1941) Вильгельма Дитерла, «Гражданин Кейн» (1941) и «Великолепные Эмберсоны» (1942) оба Орсона Уэллса.
По приглашению продюсера Вэла Льютона, он закончил постановку фильма «Проклятие людей-кошек» (1944), начатого Гюнтером фон Фричем, не справившимся с жесткими темпами работы. Картина предусматривала 18 дней съемок и 200-тысячный бюджет. Но по истечении 18 дней часто болевший Фон Фрич снял только половину материала и был уволен. Вэл Льютон дал Уайзу десять дней, чтобы он закончил картину. Тот с поставленной задачей справился и с ним студия «RKO» подписала семилетний контракт. Сразу же режиссер снял фильм «Похититель тел» (1945).
Первая картина была не столько фильмом ужасов, сколько лирической притчей о детских страхах, вторая-мрачной философской притчей об ответственности за совершенное зло. В 1949 Роберт Уайз снял ленту «Подставленный» о коррумпированном мире профессионального бокса. Фильм «День, когда Земля стала спокойной» (1951) повествовал о контакте с высокоразвитой цивилизацией, предупреждающей человечество о возможности ядерной катастрофы, и положил начало научно-фантастическому циклу пятидесятых годов.
Благодаря Уайзу и его картине «Номер для директоров» (1954) зародился еще один модный жанр 50-х годов-фильмы о крупном бизнесе. Лента «Кто-то там наверху любит меня» (1956) была биографией боксера Рокки Грациано, а фильм «Я хочу жить» (1958), основанный на реальных событиях, протестовал против смертной казни.
В 1963 году режиссер вернулся к жанру ужасов в картине «Логово дьявола». Начиная со второй половины шестидесятых годов, его фильмы были, в основном, неудачными.
По поводу трагедии Орсона Уэллса в Голливуде Уайз отзывался так: «Он не мог работать в Голливуде не потому, что Голливуд был настроен против него, а потому, что Уэллсу катастрофически не хватало дисциплины».
Интересно, что Уайз никогда не работал с одним и тем же оператором более двух раз, и то такое случилось всего 8 раз. Режиссер говорил, что самый желанный фильм, который он так хотел снять-это «The Sand Pebbles» (1966).
Он согласился снимать картину «Звуки музыки», когда проект покинул Уилльям Уайлер, лишь после того, как студия «20th Century Fox» согласилась финансировать его следующий фильм «The Sand Pebbles».
В 1987 году на церемонии вручения «Оскара» Уайз принял награду за лучшую мужскую роль вместо отсутствовавшего Пола Ньюмана. Он был большим любителем индийского кино. В 1971 и 1985 годах Уайз был продюсером церемонии вручения «Оскара».
Уайз работал с девятью актерами, которые номинировались на «Оскар». Это Нина Фох, Сюзан Хейвард, Рита Морено, Джулия Эндрюс, Дэниел Масси, Мако, Стив Маккуин, Пегги Вуд, Джордж Чакирис. Кроме того, Хэйвард, Морено и Чакирис получили «Оскар» за роли в том или ином фильме Уайза.
Режиссер два «Оскара» за картины «Вестсайдская история» (1961) и «Звуки музыки» (1965), обе за лучшую режиссуру и как лучший фильм года. Уайз также номинировался на «Оскар» как лучший монтажер картины «Гражданин Кейн» (1941), как лучший режиссер фильма «Я хочу жить!» (1958), а его картина «The Sand Pebbles» (1966) номинировалась на лучший фильм года.
В том же 1966 году Роберт Уайз получил почетный «Оскар» имени Ирвинга Талберга-высшую награду среди продюсеров.
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала Уайза на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру картины «Звездный путь» (1979), а в 1996 году вручила ему почетную Президентскую награду.
На Каннском кинофестивале его картина «Подставленный» (1949) получила приз ФИПРЕССИ. На кинофестивале в Довилле картина «Rooftops» (1989) номинировалась на приз критиков.
У режиссера есть номинации на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру картин «Я хочу жить» (1958), «Вестсайдская история» (1961), «Логово духов» (1963), «Звуки музыки» (1965) и «The Sand Pebbles» (1966). На Венецианском кинофестивале картина «Executive Suite» (1954) номинировалась на «Золотого льва».
На нескольких международных кинофестивалях Роберта Уайза наградили за вклад в киноискусство: в Стамбуле (1996), в San Luis Obispo (1996), в Temecula Valley (1996) и на фестивале «Heartland» (1992). Естественно, у режиссера есть Звезда на Аллее славы.

Выборочная фильмография:

«Звездный путь» (Star Trek: The Motion Picture), 1979
«Одри Роуз» (Audrey Rose), 1977
«Гинденбург» (The Hindenburg), 1975
«Штамм Андромеда» (The Andromeda Strain), 1971
«Звезда» (Star!), 1968
«Звуки музыки» (The Sound of Music), 1965
«Логово дьявола» (The Haunting), 1963
«Вестсайдская история» (West Side Story), 1961
«Я хочу жить» (I Want to Live!), 1958
«Елена Троянская» (Helen of Troy), 1956
«День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still), 1951
«Кровь на Луне» (Blood on the Moon), 1948
«Рожденный убивать» (Born to Kill), 1947
«Криминальный суд» (Criminal Court), 1946
«Смертельная игра» (A Game of Death), 1945
«Похититель тел» (The Body Snatcher), 1945
«Проклятие людей-кошек» (The Curse of the Cat People), 1944
«Дьявол и Дэниел Уэбстер» (The Devil and Daniel Webster), 1941
«Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941
«Горбун собора Парижской богоматери» (The Hunchback of Notre Dame), 1939