Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


РОБЕРТ РАЙАН
(Robert Ryan)

Актер родился 11 ноября 1909 года в Чикаго, штат Иллинойс, США. Умер 11 июля 1973 года в Нью-Йорке, США, от рака лимфы. Рост 193 см. Один раз был женат, имел троих детей. Часто играл суровых авторитетных фигур, что резко контрастировало с его реальным образом жизни. Часто играл серьезных, темпераментных людей действия. Интенсивный актерский стиль.
Выдающийся американский актер и давний борец за гражданские права Роберт Райан родился в семье Мейбл Арбутус Бушнелл, секретаря, и Тимоти Алоизиуса Райана, чья богатая семья владела фирмой по недвижимости. Его отец имел ирландское происхождение, а мать имела английское и ирландское происхождение. Райан служил в морской пехоте США сержантом-инструктором (выиграв чемпионат по боксу) и впоследствии стал ключевой фигурой в американском нуаре и вестернах после Второй мировой войны. Райан привлек внимание критиков своей динамичной игрой в роли хулигана-антисемита в великолепном фильме «Перекрестный огонь» (1947), боксера, который отказывается падать с холма в «Подставе» (1949), а также враждебного и измученного полицейского в фильме «На опасной земле» (1951). Атлетическое телосложение, пристальный взгляд и резкий, авторитарный тон сделали Райана идеальным актером для жанра нуар, и он внес солидный вклад во многие полнометражные фильмы нуара, обычно в роли мерзкого злодея. Райан сыграл достойного противника охотника за головами Джеймса Стюарта в вестерне Энтони Манна «Обнаженная шпора» (1953), сошелся с бесстрашным следователем Спенсером Трейси в тревожном «Плохом дне в Блэк Рок» (1955) и снялся вместе с Гарри Белафонте в гангстерском фильме «Ставки на завтра» (1959). Кроме того, изобретательный Райан преуспел в роли безжалостного Джона Клэггарта в «Плохом Билли» (1962) и сыграл двух разных американских генералов времен Второй мировой войны-сначала в звездном «Самом длинном дне» (1962), а затем в «Битве в Арденнах» (1965). В течение следующих восьми лет, предшествовавших своей безвременной кончине в 1973 году, Райан получил несколько потрясающих ролей в различных постановках, каждая из которых благодаря своим актерским способностям высокого уровня произвела сильное впечатление на кинозрителей. Он был одним из жестоких людей, нанятых для преследования похищенной Клаудии Кардинале в жестоких действиях в фильме «Профессионалы» (1966), типичном армейским полковником, сталкивающимся с весьма неортодоксальным армейским майором Ли Марвином в «Грязной дюжине» (1967), и озлобленным охотником за головами, который вынужден выследить старого друга Уилльяма Холдена в жестоком классическом вестерне Сэма Пекинпы «Дикая банда» (1969). Последнее выступление Райана на экране состоялось в потрясающей постановке «Продавец льда грядет» (1973), основанной на пьесе Юджина О'Нила, с Ли Марвином и Фредриком Марчем в главных ролях. Легенда гласит, что Сэм Пекинпа очень ожесточенно поссорился с Райаном во время создания «Дикой банды» (1969); однако Пекинпа, в конце концов, отступил, когда член съемочной группы напомнил Сэму о мастерстве Роберта Райана в обращении с кулаками! Райан, прежде всего человек пацифистских убеждений, часто сталкивался с трудностями, играя садистских и расистских персонажей, которые сильно расходились с его личными идеалами. Кроме того, Райан активно выступал за улучшение гражданских прав, ограничение роста ядерного оружия, а также решительно выступал против маккартизма и его жестокого обращения с людьми, которых многие считали невиновными. Одаренный, умный и влиятельный актер Роберт Райан скончался 11 июля 1973 года от рака легких.
Незадолго до смерти Райан переехал из своей квартиры (номер 72) в отеле «Дакота» в Нью-Йорке. Райан сдал в аренду (а потом его поместье позже продал) квартиру Джону Леннону и Йоко Оно. Ближе к концу Второй мировой войны Райан встретил своего коллегу-морпеха Ричарда Брукса в библиотеке Кэмп-Пендлтона. Брукс только что опубликовал свой первый роман «Кирпичный окоп», и Райан сказал ему, что он актер, который полон решимости сыграть роль злодея, если когда-нибудь будет снят фильм. Райан настаивал: «Я знаю этого сукиного сына. Никто не знает его лучше, чем я». Два года спустя, возле театра, где только что был показан «Перекрестный огонь» (1947), актер Райан, который действительно сыграл роль Монтгомери, которую он когда-то искал, смог спросить писателя Брукса: «Что вы думаете?». Райану удалось поладить с Джоном Уэйном во время съемок фильма «Горящий полет» (1951), хотя он был потрясен активной поддержкой Уэйном внесения в черный список Голливуда. Однако во время съемок фильма «Самый длинный день» (1962) две звезды совсем не ладили. Служил в Корпусе морской пехоты США с 1944 по 1947 год. В интервью программе «Сцена за сценой» (1996) Джефф Бриджес рассказывает анекдот о Райане во время съемок фильма «Продавец льда грядет» (1973). Юный Бриджес заметили, что под рукой Райана, лежащей на столе, образовалась лужа пота, и поняли, что, несмотря на его гранитное поведение, звезда-ветеран нервничал из-за того, что они собирались пойти на дубль. Когда Бриджес спросил его об этом, он ответил: «Мне бы действительно было страшно, если бы я не боялся». Незадолго до своей смерти от рака легких в возрасте шестидесяти трех лет Райан публично заявил, что чрезмерное курение является причиной его болезни. Актеры Джефф Бриджес и Крис Кристофферсон назвали Райана своим любимым актером. Перед своей смертью планировал жениться на Морин О'Салливан. Из-за своего высокого телосложения, жестоко очерченного лица и кипящей напряженности, необычной для его поколения «крутых парней», он обычно играл ненавистных злодеев. Даже в тех редких случаях, когда он играл хороших парней, они часто обладали жестоким, одержимым характером, что немного тревожило. Он был основателем группы антиядерных действий и активным сторонником занесенной в черный список Голливудской десятки в 1950-х годах. В 1973 году он сыграл неизлечимо больного политического активиста Ларри Слейда в фильме «Продавец льда грядет» (1973). По иронии судьбы, во время съемок он знал, что приближается к последней стадии рака легких, и умер в июле того же года. Его жена Джессика умерла всего за год до этого, также скончавшись от рака. Выбирая главную мужскую роль в фильме 1943 года «Нежный товарищ» Джинджер Роджерс, продюсер RKO Дэвид Хемпстед заинтересовался Райаном из-за благоприятных рекламных карточек, восхваляющих выступления Райана в фильмах «Бомбардир» (1943), «Небо-это граница» (1943) и «Восходящее солнце» (1943). Он предложил его Роджерс, которая поначалу не была впечатлена просмотром частей трех фильмов. Она отказала ему в качестве исполнителя главной роли, так как считала, что он выглядит подлым и при росте 6 футов 4 дюйма слишком большим. Неделю спустя, когда Роджерс посетила Хемпстеда в своем офисе, он был занят просмотром карточек предварительного просмотра фильма «Небо-это граница» и показал ей некоторые из них. Роджерс увидела, что все отзывы о выступлении Райана были положительными, и, поскольку основная постановка приближалась, она решила еще раз взглянуть на него. Райан удобно ждал в ближайшем офисе именно такого. Меньше чем через минуту он пришел в офис и поговорил как с продюсером, так и с Роджерс. Через несколько мгновений она ненавязчиво подсунула Хемпстеду записку: «Я думаю, это тот парень». Выступал за Юджина Маккарти на праймериз Демократической партии 1968 года. Когда ему было восемь лет, его младший брат умер от гриппа. В то время, когда ему поставили диагноз «рак», он должен был сыграть «Дон Кихота» в киноверсии романа Мигеля Сервантеса. Однако именно Рекс Харрисон был показан в роли Дона в телевизионном фильме по книге 1973 года, через год после того, как Питер О'Тул снялся в киноверсии («Человек из Ла Манчи», 1972). Когда ему было 26 лет, его отец погиб после того, как его сбила машина. Во время выступления в стандартной версии пьесы «Поцелуй Золушки» в 1941 году с актрисой Луизой Райнер, бывший муж Райнер, Клиффорд Одетс, увидел его и предложил ему главную юношескую роль в его бродвейской пьесе «Битва ночью» в роли Джо Дойла, напротив Таллулы Бэнкхед. Десять лет спустя он снялся в киноверсии, но перерос юношескую роль и вместо этого сыграл Эрла Пфайффера, одного из главных героев, поставленного на Бродвее Джозефом Шильдкраутом. Его персонажа Джо Дойла сыграл Кейт Андс в фильме «Стычка в ночи» (1952). Помог открыть Oakwood, престижную школу в Лос-Анджелесе. Летом 1949 года в театре «Ла-Холья» в Сан-Диего он играл в «Нижней лихорадке», вернувшись в июле 1950 года, чтобы появиться в « Рожденном вчера» Гарсона Канина. Он снялся в трех фильмах, которые были включены в Национальный реестр фильмов Библиотекой Конгресса как имеющие «культурное, историческое или эстетическое» значение. Бабушка и дедушка Роберта по отцовской линии были ирландскими иммигрантами из Терлса, графство Типперэри. Мать Роберта имела английское и ирландское происхождение, частично родом из Канады, и имела глубокие колониальные американские корни. Его рассматривали на роль Мессалы Стивена Бойда в «Бен-Гуре» (1959). Женился на своей жене Джессике Кадаваладер 11 марта 1939 года в епископальной церкви Св. Фомы в Западном Голливуде. Снялся в двух фильмах, номинированных на премию Американской киноакадемии за лучший фильм: «Перекрестный огонь» (1947) и «Самый длинный день» (1962). Роберт Митчум также появился в обоих этих фильмах. Присутствовал на Национальном съезде Демократической партии 1968 года в Чикаго, где был делегатом Маккарти. Ему удалось добиться пропуска для своего сына-антивоенного активиста Чейни благодаря его дружбе с Джоан Кроуфорд, которая входила в совет директоров компании Pepsi-Cola, через представителя компании, передавшего от нее приветствия. Сообщается, что был кандидатом на роль Самсона в фильме «Самсон и Далила» (1949). Был первокурсником в Дармуте, когда режиссер Джозеф Лоузи был на старших курсах. В июне 1941 года в театре «Миллпонд» в Рослине, Лонг-Айленд, он вместе со своей женой Джессикой Кадавалдер сыграл в пьесах «Баркер» и «Петтикот-лихорадка». Он также снялся в «Ангельской комедии» с Камероном Митчеллом, прежде чем разорвать контракт, появившись в фильме Уилльяма Сарояна «Время твоей жизни». В старшей школе посещал Академию Лойолы в Уилметте, штат Иллинойс, в классе 1927 года, где в старшем году он был игроком All-City, играя в футбол все четыре года. Летом 1941 года он выступал в Cape Playhouse в Деннисе, штат Массачусетс, где он появился в спектакле Дж. Барри «Поцелуй Золушки» вместе с Луизой Райнер. Озвучивал короткометражки «Мост» (1958) и «Семь смертных грехов». Был чемпионом по боксу в тяжелом весе в течение 4 лет, когда учился в колледже. Близкий друг Ли Марвина. Первоначально планировал учиться в Театре Пасадены, но вместо этого в конце 1930-х годов стал учеником Макса Рейнхардта, где познакомился с однокурсником и будущей женой Джессикой Кадваладер. После свадьбы она отказалась от своих актерских устремлений и позже стала детской писательницей-фантастом. Согласно его биографии RKO, Райан работал «моряком, строителем канализации, продавцом, шахтером, ковбоем, телохранителем-шофером бандита, моделью фотографа, рабочим WPA и руководителем дорожного покрытия». Джефф Бриджес сказал, что он многому научился актерскому мастерству, работая с Райаном, когда они вместе снялись в фильме «Продавец льда грядет» (1973). Его похороны состоялись 16 июля 1973 года в церкви Святого Причастия на 71-й улице Манхэттена. На службе присутствовали Джейсон Робардс и Мирна Лой. Впервые его лечили от рака легких за несколько лет до смерти, поскольку ранее он был заядлым курильщиком. Его внучка Кэтрин от его сына Уокера является научным сотрудником Орегонского университета здоровья и науки в Портленде, штат Орегон. Ее назвали в честь ее крестной матери Кэтрин Хепберн. Он был одним из рассказчиков на концерте в Карнеги-холле в 1968 году в честь Вуди Гатри. Его можно услышать на альбоме «Трибьют Вуди Гатри». Первоначально намеревался изобразить коммодора Мэтта Декера в «Машине Судного дня» (1967), но не смог этого сделать. Персонаж был задуман как капитан Ахав, одержимый местью за потерю своей команды. Вместо этого роль досталась Уилльяму Уиндому, который изобразил Декера в более трагическом и чувствительном свете. В Дартмутском колледже Райан был в команде по боксу и установил рекорд 5-0 (3 нокаута). Он также работал в университетской газете и проводил кампанию против сухого закона. В 1959 году вместе с Джоном Хаусманом и Сидни Хармоном основал Театральную группу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Девять лет спустя, в 1968 году, он вместе с Генри Фондой и Мартой Скотт стал соучредителем репертуарной компании Plumstead Playhouse Repertory Company. Его шекспировские роли включали «Антония и Клеопатру» с Кэтрин Хепберн в 1960 году и главную роль «Отелло» в Ноттингемском театре в Англии, также в 1960-хгодах. Его сын, Чейни К. Райан, является научным сотрудником Оксфордского университета и профессором философии и права в Университете Орегона. Будучи студентом Гарварда, он был исключен из-за его активной активности в движениях за гражданские права и антивоенных движениях. Некоторые гонорары актера: «Продавец льда грядет» (1973)-25 тысяч долларов, «Улица Трейл» (1947)-23 тысячи.

Выборочная фильмография:

X