Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Samuel Raimi

САМЮЭЛЬ РАЙМИ
(Samuel Raimi)

Знаменитый режиссер родился 23 октября 1959 года в городке Ройал Оак, штат Мичиган. Рост Сэма 180 см. Женат один раз, имеет пятерых детей. В детстве отец подарил ему 8-милиметровую камеру, на которую он снимал свои первые фильмы. Сэм родился в семье консервативных польских евреев. Их немецкая фамилия была Райнгеверц, которую сократили до Райми, когда семья иммигрировала в США.
Имеет троих братьев, один из них, Сандер, утонул в 15-летнем возрасте в 1968 году во время путешествию по Израилю. В плавательном бассейне он исполнял трюк для Сэма и своих друзей, но он закончился трагически. Позже Сэм сам научился исполнять этот трюк. Другой брат Тед снялся практически во всех картинах Сэма.
Режиссер известен обменами шутками в фильмах с Уэсом Крейвеном. Он часто снимает в своих фильмах друга детства Брюса Кэмпбелла. Сэм часто носит на съемочной площадке пиджак и галстук, как дань почтения Альфреду Хичкоку. В его фильмах часто появляются и играют важную роль башенные или просто большие часы.
Практически во всех своих фильмах режиссер снимает собственный старый желтый «Oldsmobile Delta 88» 1973 года выпуска. Бюджет картины режиссера «Быстрый и мертвый» (1995) с участием Шерон Стоун, Джина Хэкмана и Леонардо Ди Каприо составил 30 миллионов долларов.
В колледже Райми объединился с товарищем брата по комнате Робертом Тапертом и другом детства Брюсом Кэмпбеллом и снял 32-минутный фильм «В лесу» (1978), который обошелся в 350 тысяч долларов. Картина имела успешный прокат в университетском городке, прибыль от которого позволила Райми профинансировать доработку картины до полнометражной ленты. В результате получились «Зловещие мертвецы». Картина произвела сенсацию на Каннском кинофестивале 1983 года.
Сэм дружит с братьями Коэн: Этан был помощником монтажера на картине «Зловещие мертвецы», Этан и Джоэл написали сценарий к картине «Волна преступности», а Райми написал сценарий к их картине «Заместитель Хадсакера» (1993). Также братья Коэн используют в своих фильмах фирменные движения камеры Райми.
В середине 80-х годов он жил в одном многоэтажном доме вместе с братьями Коэн, Брюсом Кэмпбеллом, Холли Хантер, Фрэнсис Макдорманд, Скоттом Спигелем и Кэти Бейтс. Картина «Человек-паук» (2002) принесла 800 миллионов прибыли.
Он должен был сесть в режиссерское кресло картины «Бэтмен навсегда» (1995), когда Тим Бартон отказался, но вынужден был уступить кресло Джоэлу Шумахеру, чья репутация на то время превышала Райми. Бюджет картины «Человек-паук-3» составил 350 миллионов долларов, что сделало фильм самым дорогостоящим на настоящее время: в тысячу раз больше, чем бюджет первого фильма режиссера.
Режиссер хотел экранизировать комикс «Тень» (1994), но ему отказали. Тогда Райми изобрел своего собственного героя «Человек тьмы» (1990). Он-большой любитель комиксов про Человека-паука. Сэм дружит с режиссером Джоном Лэндисом, появился в его картинах «Шпионы как мы» (1985) и «Невинная кровь» (1992). В то время, как Лэндис снялся в картинах Райми «Человек тьмы» (1990) и «Человек-паук-2» (2004). Оба режиссера снялись в сериале по произведению Стивена Кинга «Противостояние» (1994).
Сэм Райми получил «Оскар» за лучшую режиссуру картины «Человек-паук-2» (2004) и почетный приз имени Джорджа Пала в 2001 году. Также у него есть номинации на «Оскар» за режиссуру картин «Человек-тьмы» (1990) и «Человек-паук» (2002).
На кинофестивале детективных фильмов в Коньяке картина «Простой план» (1998) получила специальный приз жюри (вместе с лентой «Thursday», 1998).
На Брюссельском международном кинофестивале фантастических фильмов картина «Человек тьмы» (1992) получила Гран-при, а на кинофестивале в Аворьязе номинировалась на него.
Англичане вручили Райми приз «Empire» за лучшую режиссуру картины «Человек-паук-2» (2004) и номинировали на него за первую картину.
На Каталонском международном кинофестивале картина «Зловещие мертвецы» (1981) получила приз критиков, фильм «Человек тьмы» (1990) удостоился приза за лучшую режиссуру (наряду с Джоном Макнафтоном и картиной «Генри-портрет серийного убийцы», 1986), а в 1992 году Райми вручили почетный приз за вклад в киноискусство.
На кинофестивале «Fantasporto» картины «Зловещие мертвецы-2» (1987) и «Армия тьмы» (1992) номинировались на Гран-при, а последняя получила приз критиков.

Выборочная фильмография:

«Тридцать дней ночи» (30 Days of Night), 2007
«Человек-паук-3» (Spider-Man 3), 2007
«Кровавый охотник» (Rise: Blood Hunter), 2007
«Посланники» (The Messengers), 2007
«Проклятие-2» (The Grudge 2), 2006
«Домовой» (Boogeyman), 2005
«Проклятие» (The Grudge), 2004
«Человек-паук-2» (Spider-Man 2), 2004
«Человек-паук» (Spider-Man), 2002
«Дар» (The Gift), 2000
«Из любви к игре» (For Love of the Game), 1999
«Простой план» (A Simple Plan), 1998
«Молодой Геркулес» (Young Hercules), 1998
«Человек тьмы-3. Умри, человек тьмы, умри» (Darkman III: Die Darkman Die), 1996
«Быстрый и мертвый» (The Quick and the Dead), 1995
«Заместитель Хадсакера» (The Hudsucker Proxy), 1994
«Патруль времени» (Timecop), 1994
«Человек тьмы-2. Возвращение Дюрана» (Darkman II: The Return of Durant), 1994
«Трудная мишень» (Hard Target), 1993
«Зловещие мертвецы-3. Армия тьмы» (Army of Darkness), 1992
«Лунатики: история любви» (Lunatics: A Love Story), 1991
«Человек-тьмы» (Darkman), 1990
«Мертвец по-соседству» (The Dead Next Door), 1988
«Зловещие мертвецы-2» (Evil Dead II), 1987
«Волна преступности» (Crimewave), 1985
«Зловещие мертвецы» (The Evil Dead), 1981