Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


СЭМ ДЖАФФЕ
(Sam Jaffe)

Актер родился 10 марта 1891 года в Нью-Йорке, США. Умер 24 марта 1984 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, от рака. Имя при рождении Шалом Яффе. Рост 175 см. Два раза был женат. Его непослушные волосы. Часто играл очень умных, но эксцентричных персонажей.
Сэм Джаффе родился в семье Ады и Барнетта Джаффе, русских еврейских иммигрантов. В детстве он появлялся в постановках идишского театра вместе со своей матерью, известной актрисой региональной сцены. Он окончил Городской колледж Нью-Йорка, а затем изучал инженерное дело в аспирантуре Колумбийского университета. Он начал свою карьеру учителем математики в Бронксе. Примерно в 1915 году Яффе присоединился к команде Washington Square Players. К 1918 году он уже был на Бродвее, дебютировав в оригинальной пьесе «Юность», и регулярно появлялся на протяжении 1920-х годов, реже в 1930-е и лишь спорадически в 1940-х. За свою актерскую карьеру он появился в 21 пьесе на Бродвее, его последнее появление состоялось в 1979 году. Джаффе был актером-методистом до того, как это было определено, и вначале носил свою фирменную копну вьющихся волос, которую некоторые люди позже ошибочно истолковали как часть какой-то характеристики Харпо Маркса. Джаффе был совсем не таким. Его актерский талант был немалым, и Голливуд впервые заметил его по необычной роли безумного великого князя Петра в «Распутной императрице» Йозефа фон Штернберга (1934). Устрашающего в исполнении Петра, императрицу сыграла всегда великолепная Марлен Дитрих. Джаффе не был кумиром сериалов, но его невзрачные черты лица были созданы для необычных характерных ролей. Он не разочаровал, обеспечив незабываемые выступления. Фрэнк Капра выбрал его на роль загадочного Высшего Ламы в «Потерянном горизонте» (1937) как замену в последнюю минуту; актер, планировавшийся в первоначальном составе, умер. Прошло еще два года, прежде чем Джаффе снова вызвали в Голливуд-он снова был очень занят на Бродвее. Он появился в фильме Джорджа Стивенса «Ганга Дин» (1939), в котором также фигурировали громкие звездные имена. Стивенс поручил Джаффе, Гунга Дину, уроженцу полка бхисти (на хинди означает «водоносец»). Вероятно, это была самая значимая роль Джаффе в кино. Это была выдающаяся роль, с которой Джаффе справился с большой человечностью, и фильм имел огромный успех. Джаффе не появлялся ни в одном фильме в течение восьми лет. Его вторым из двух фильмов 1947 года стал мощное разоблачение антисемитизма Элиа Казана «Джентльменское соглашение» (1947), в котором Джаффе сыграл профессора, похожего на Альберта Эйнштейна. В течение следующих нескольких лет Джаффе будет играть тех или иных врачей в нескольких фильмах. Затем, в 1950 году, он сыграл совсем другого доктора-доктора Эрвина Риденшнайдера, криминального вдохновителя- в напряженных «Асфальтовых джунглях» Джона Хьюстона. За эту работу Джаффе будет номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана. Из трех фильмов, которые он снял в 1951 году, Джаффе также появился в еще одной роли, похожей на Эйнштейна, в классической научно-фантастической драме Роберта Уайза «День, когда остановилась Земля» (1951). Джаффе испытал разрушительный антикоммунистический фурор, когда его имя было включено в список исполнителей, сочувствующих коммунизму, в брошюре «Красных каналов» и, как и многие другие, было внесено в черный список крупных голливудских студий. Продюсер Джулиан Блаустейн и режиссер Роберт Уайз сочли его необходимым на роль профессора Джейкоба Барнхардта, и босс 20th Century Fox Дэррил Занук (который сопротивлялся большой критике из-за «Джентльменского соглашения») согласился. По иронии судьбы, Эйнштейн, замаскированный под персонажа Барнхардта, был пацифистом и в то время за ним следило правительство США. Существовали некоторые основания для слухов о том, что Джаффе предоставил уравнения исчисления (в основном силы гравитации между телами) на доске Барнхардта, которые так легко решил инопланетянин в исполнении Майкла Ренни. Джаффе не появлялся на экране семь лет из-за карательных последствий занесения в черный список. В 1958 году Джон Хьюстон хотел его для своего очень оригинального фильма «Варвар и гейша» (1958) с Джоном Уэйном, а режиссер Уилльям Уайлер также позже предложил ему роль верного слуги Симонидеса в блокбастере «Бен-Гур» (1959). С тех пор Джаффе был очень занят, особенно в эпизодах на телевидении в 1960-е годы, включая его собственную повторяющуюся роль доктора Зорбы в очень популярном сериале «Бен Кэйси» (1961). Джаффе также появился со своим лучшим другом на всю жизнь, кинозвездой Эдвардом Дж. Робинсоном в телевизионном фильме «Мальчик, который кричал Волк» (1970). Джаффе оставался активным и в год своей кончины, он был очень привлекательным и уникальным актером и человеком, который никогда никому не навязывал свои взгляды.
Он стал жертвой черного списка Голливуда во время слушаний HUAC. Хотя он уже был подписан, компания 20th Century-Fox хотела удалить его из «Дня, когда остановилась Земля» (1951). Продюсер Джулиан Блаустейн чувствовал, что Джаффе настолько важен для роли профессора Барнхардта, что обратился к руководителю студии Дэррилу Ф. Зануку. Занук утвердил Джаффе на роль, но это был его последний голливудский фильм до конца 1950-х годов. Его племянник от старшего брата Авраама был назван в его честь. Оба Сэма Джаффе работали на канале ABC в 1960-х годах. Старший Джаффе в роли Бена Кейси и младший племянник в роли руководителя бюро новостей ABC в Москве, а затем в Гонконге. ABC выпустила пресс-релиз о двух Сэмах Джаффе. Существует обширная и увлекательная биография «Сэм Джаффе, характерный актер», написанная его подругой Арлин Лорранс (2013). Снялся в двух фильмах-обладателях «Оскара» как лучший фильм года: «Джентльменское соглашение» (1947) и «Бен-Гур» (1959) и одном номинанте «Потерянный горизонт» (1937). Близкий друг Джона Хьюстона; они впервые познакомились, когда Хьюстон был подростком и жил в том же здании, что и Джаффе в Нью-Йорке. Когда молодой Хьюстон полушутя упомянул, что хотел бы лошадь на свое 18-летие, Джаффе каким-то образом раздобыл лошадь («самую старую и сломанную лошадь, которую вы когда-либо видели», по словам Хьюстона) и поднял ее на несколько лестничных пролетов, пока не оказался возле комнаты Хьюстона. Будущий режиссер никогда не забывал ни этого, ни того, как он был удивлен-эту историю рассказал Джаффе, когда Хьюстон почти шестьдесят лет спустя получил премию Американского института кино за достижения в жизни. Он всю жизнь был либеральным демократом.

Выборочная фильмография:

X