Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Stanley Kubrick

СТЭНЛИ КУБРИК
(Stanley Kubrick)

Будущий гений режиссуры родился 26 июля 1928 года в Бронксе, районе Нью-Йорка, умер 7 марта 1999 года во сне от сердечного приступа в городе Harpenden, Англия. Рост режиссера был 174 см. Отец режиссера был сыном польского и румынского евреев. Режиссер трижды был женат и имеет трех дочерей. Хотя Стэнли родился в еврейской семье, он не питал большой страсти к религии.
Маленький Стэнли неважно учился в школе. Благодаря отцу, Стэнли усиленно занялся шахматами. Играл Стэнли так хорошо, что всерьез подумывал о профессиональной карьере шахматиста. Но этой мечте, как и мечте о карьере джазового барабанщика, не суждено было сбыться.
На 13-летие отец подарил мальчику фотокамеру. Можно сказать, что именно с этого момента началась история всем известного режиссера. Но до большого кино было еще далеко. Стэнли очень скоро становится профессиональным фотографом, а потом и фотокорреспондентом. В этом качестве он довольно долго и успешно работал в журнале «Look», объездив всю страну. Параллельно Стэнли посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете и не пропускал ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства.
Стэнли Кубрик, без преувеличения, один из величайших режиссеров за всю историю кинематографа. Не менее десяти снятых им фильмов вполне могут претендовать на эпитеты «легендарные» и «культовые». При всем при этом, Кубрик-один из самых непризнанных деятелей кинематографа. Зрители и критики хором пели дифирамбы по поводу каждого нового фильма режиссера, но высшая награда, которую он получил за свою работу: «Оскар» за спецэффекты.
В шестидесятых годах режиссер очень хотел снять картину о Наполеоне Бонапарте с Джеком Николсоном в главной роли, после того, как увидел его в картине «Беспечный ездок». Он прочитал множество книг о Наполеоне (в 1987 году он говорил, что прочитал не менее 500 книг и до сих пор не отказался от своего замысла), написал первоначальный сценарий, создал каталог событий, имеющих отношение к императору, составил список мест, где он побывал, даже выбрал места съемок. Но картина не состоялась по трем причинам: 1. Запредельная стоимость батальных съемок на местности. 2. Выход картины Сергея Бондарчука «Война и мир». 3. Коммерческий провал другого фильма Бондарчука про Наполеона «Ватерлоо» (1970).
Вместе этого фильма Кубрик снял ленту «Механический апельсин». Картина была снята быстро и практически полностью в окрестностях Лондона. Она вышла на экраны одновременно с фильмами Дона Сигела «Грязный Гарри» и Сэма Пекинпы «Соломенные псы». Все три картины вызвали широкие дебаты общественности по поводу присутствия насилия на экране. Мало того, в Англии появились настоящие банды хулиганов, одевающихся как герои «Механического апельсина».
После выхода в прокат картины «Механический апельсин» Кубрика завалили гневные письма и протесты, требуя, чтобы он запретил демонстрацию картины в кинотеатрах Великобритании. Режиссер обратился с такой просьбой на студию «Warner», хотя юридически он не мог контролировать и влиять на прокат фильма. Студия в дань уважения к режиссеру, изъяла картину из проката в Великобритании.
В картине «Сияющий» Кубрик впервые использовал только что изобретенную камеру «Steadicam». Режиссер очень требовательно подошел к съемкам, требуя сотни дублей одного и того же эпизода, чем доводил до слез актрису Шелли Дювалль. Стивен Кинг был очень недоволен этим фильмом, заявив: «Кубрик-это человек, который слишком много думает, но очень мало чувствует. Кубрик очень холодный человек-прагматичный и рациональный-его трудно убедить в реальности сверхъестественного мира». По иронии судьбы, в 1997 году Стивен Кинг пригласил снять ремейк картины Кубрика режиссера и своего друга Мика Гарриса, по словам его жены «убежденного атеиста, не верящего ни во что сверхъестественное».
Известный своим тщательным отношением к каждому эпизоду, Кубрик наснимал для картины «Сияющий» 1, 3 миллиона футов пленки. При длине фильма 142 минуты он использовал из этого огромного количества материала менее 1%, то есть соотношение отснятого и вошедшего в фильм материала составила невероятную пропорцию 102 к 1, в то время, как нормальным считается 5 или 10 к 1.
Не снискав никаких лавров за «Сияющего», Кубрик берет семилетнюю паузу и вновь появляется лишь в 1987 году. Зато с фильмом «Цельнометаллический жилет»-одним из лучших военных фильмов за всю историю. Фильм, поставленный по роману Густава Хэсфорда «Краткосрочники», состоит как бы из двух частей. В первой морских пехотинцев жестоко муштруют и доводят до ума в школе, а во второй ребята находятся уже во Вьетнаме. Во время патрулирования взвод наталкивается на снайпера и лишь ценой серьезных потерь его уничтожает. Каково же было потрясение солдат, когда они увидели, что снайпером оказалась совсем молоденькая девушка. Снова подготовительная работа заняла много времени, так как в то время вышли похожие фильмы «Взвод» (1986) Оливера Стоуна и «Hamburger Hill» (1987) Уолтера Хилла. Сняв «Цельнометаллический жилет», Кубрик ушел в тень на целых двенадцать лет.
Идею фильма «Космическая одиссея 2001 года» Кубрик разрабатывал пять лет. Он написал сценарий вместе с писателем-фантастом Артуром Кларком, расширив его короткий рассказ «Страж». Написание романа писателем и съемки фильма Кубриком происходили одновременно и даже одновременно появились на публике. Философия картины-человечество только в наше время приближается к осознанию себя, своей роли и места во Вселенной, только начинает бесконечное восхождение к истине. Это один из тех фильмов, которые опередили время и предвосхитили появление нового пласта в кино. В картине всего 46 минут диалогов и 113 минут без слов. Кубрик использовал музыку современного венгерского авангардного композитора Георгия Лигети (правда, без его уведомления), что стало первым коммерческим использованием его композиций. После этой картины Кубрик никогда не экспериментировал так много.
Картина «Доктор Странная любовь, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбы» стала бенефисом великого английского комика Питера Селлерса, сыгравшего четыре роли. Правда, Кубрик жаловался, что энергии актера хватает лишь на два-три дубля, для чего он распорядился поставить две камеры, чтобы снимать импровизации актера. Картина считается лучшей в его карьере. Превратить триллер о холодной войне в черную комедию был большой риск для режиссера и студии «Columbia». Но в этом же году «Columbia» выпустила фильм «Роковой просчет» с аналогичным сюжетом об опасностях атомной войны, так что сначала Кубрик даже хотел подать в суд на создателей картины, но потом передумал.
Единственный не авторский фильм, который снял режиссер-это «Спартак», куда его позвал работавший с режиссером над картиной «Тропою славы» Кирк Дуглас. Кубрик заменил Энтони Манна (из-за конфликта с Дугласом) в режиссерском кресле картины «Спартак»-самой высокобюджетной на то время в США.
В 1957 году Кубрик подписал контракт со студией «MGM», но разорвал его, не сняв ни одного фильма. Сценарий к «Лолите» написал сам Владимир Набоков и даже получил номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Возраст героини в фильме был увеличен с 12 до 14 лет. После съемок этого фильма в Англии, режиссер остался там на всю свою оставшуюся жизнь.
В 1960 году Кубрик был приглашен Марлоном Брандо снимать вестерн «One-Eyed Jacks», но покинул проект спустя шесть месяцев. Брандо пришлось сесть в режиссерское кресло самому. Дело в том, что актер хотел снимать картину сам с самого начала, но студия «Paramount» настояла на приглашении профессионального режиссера. В результате Брандо добился своего, уволив Кубрика, который хотел пригласить на роль Дэда Лонгворта Спенсера Трейси, но она уже была отдана Карлу Малдену. Кубрик согласился, что Малден-неплохой актер, но он привык играть неудачников, а для противовеса самому Брандо нужен актер с аналогичной аурой победителя, как Трейси. Услышав это, Брандо наложил вето на желание Кубрика и прекратил дальнейшие дискуссии.
Позднее Кубрик признавался, что на него произвели большое впечатление картины Макса Офулса. Свою первую короткометражную картину «День огня» (1951) Кубрик продал студии «RKO» за 100 долларов. В свое время режиссеру предложили снять продолжение картины «Изгоняющий дьявола» (1973).
Картина режиссера «Барри Линдон» не имела большого успеха в Америке, но пользовалась популярностью в Европе, особенно во Франции. Картина режиссера «С широко закрытыми глазами» находилась в производстве более двух лет, в течение которых главные герои с Харви Кейтеля и Дженнифер Джейсон Ли поменялись на Тома Круза и Николь Кидман.
В школе у Стэнли был очень низкий уровень интеллекта-всего 67 баллов. Он закончил среднюю школу в 1945 году, когда солдаты вернулись с войны и заполнили колледжи. У Стэнли с таким низким коэффициентом не было шансов поступить в колледж. Позднее Кубрик с отвращением отзывался о своей учебе и об образовании в целом. Хотя ему пришлось посещать вечернюю школу, чтобы повысить свой коэффициент, иначе ему было трудно найти работу. Нередко он перебивался заработками, играя в шахматы в парке имени Вашингтона или в шахматных клубах Манхэттена.
Кубрик снял фильм «Тропы славы», который принес ему мировую славу. В фильме согласился принять участие Кирк Дуглас, уже ставший в то время знаменитостью. Этот душераздирающий и до сих пор не устаревший антивоенный фильм по своей мощи не уступает ни одной популярной в то время эпической картине. Никогда ранее еще не был так резко очерчен разрыв между офицерами и солдатами. Во Франции из-за антимилитаристской направленности фильм был запрещен в течение восемнадцати лет. Стивен Спилберг назвал эту картину своей любимой в творчестве Кубрика.
Съемки картины проходили в Мюнхене, где режиссер познакомился с юной немецкой актрисой Кристиан Харлан, которая играла единственную женскую роль в фильме с текстом. После фильма они поженились и не расставались до самой смерти режиссера в 1999 году.
Вскоре выяснилось, что гениальный режиссер, оказывается, по совместительству страшный тиран на съемочной площадке. О его «заскоках» ходило не меньше легенд, чем об его таланте. Например, Кирк Дуглас, потрясенный результатом съемок «Троп славы» и потребовавший, чтобы Кубрик занял место за режиссерским пультом его следующего фильма «Спартак», вскоре пожалел об этом. Режиссер и звезда так ругались на съемочной площадке, что, говорят, это заставило Кубрика даже переехать из США. В голливудские стандарты он явно не списывался. Годы спустя Дуглас называл Кубрика «талантливым дерьмом».
Некоторые цитаты режиссера: «Разрушение этой планеты несущественно в космических масштабах», «Я питаю явную слабость к преступникам и артистам, никогда не воспринимающим жизнь такой, какая она есть. Любая трагическая история должна быть в конфликте с существующим порядком вещей», «Преступник или солдат по крайней мере имеют свойство быть против чего-либо или за что-либо в мире, где большинство людей научились принимать вид серого безразличия, клеймя необычные позиции, в попытке казаться нормальными. Трудно сказать, кто больше притворяется-преступник, солдат или мы сами», «Я считаю, что только Ингмар Бергман, Витторио Де Сикка и Федерико Феллини-единственные кинематографисты в мире, которые не являются артистическими приспособленцами. Я имею в виду, что они не сидят и не ждут появления хорошего сюжета, по которому они могут снять фильм. Они имеют собственную точку зрения, которая находит свое выражение в их фильмах снова и снова. Они сами пишут сценарий или его пишут именно для них», «У меня есть жена, трое детей, три собаки, семь котов. Я не Франц Кафка, сидящий в одиночестве и страдающий», «Вы можете стать такими же великими кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой», «Великие нации всегда ведут себя как гангстеры, а маленькие нации-как проститутки», «Я ничему не научился в школе и не прочитал ни одной книги с удовольствием до тех пор, пока мне не исполнилось 19 лет», «Человек-это не благородный дикарь, он-бесстыдный дикарь. Он-неразумный, жестокий, слабый, глупый, не способный быть объективным обо всем, где затрагиваются его собственные интересы. Мне интересна жестокая и насильственная сторона человеческой натуры, потому что именно она-настоящее изображение его. И любая попытка создать социальные институты, основанные на ложном представлении человеческой природы обречены на провал».
Режиссер очень боялся летать, и очень редко за последние 40 лет своей жизни покидал Англию. Он признавался своим друзьям, что ездит в Лондон (сорок минут на машине) 4-5 раз в год исключительно к своему дантисту. Так как в последние годы Кубрик вел затворнический образ жизни, то один предприимчивый англичанин по имени Алан Конввей успешно выдавал себя за режиссера, встречаясь с хорошо известными актерами и посещая знаменитые клубы. Он стал героем картины «Colour me Kubrick» (2005), сценарий к которому написал товарищ режиссера Энтони Фревин, а снял первый помощник Кубрика за последние 25 лет Брайан Кук.
Режиссер снял два фильма, вошедшие в список 100 самых значимых фильмов Американского института кинематографии: «Космическая одиссея 2001 года» (под номером 47) и «Спартак» (под номером 44). Любимый мультипликационный герой Кубрика Woody Woodpecker.
В начале 90-х годов Кубрик собирался снимать картину «Aryan Papers» по роману Луиса Бегли «Wartime lies», историю о мальчике и его матери, скрывающихся во время фашистской оккупации. Но режиссер узнал, что Стивен Спилберг выпускает похожий фильм «Список Шиндлера» и решил оставить эту затею. Кроме этого, Кубрик во время написания сценария находился в такой депрессии и столкнулся с такими трудностями, что решил, что точное восстановление зверств фашизма находится за пределами современного кинематографа.
Часто фильмы режиссера рассказывают о темных сторонах человеческой натуры. Режиссер любит снимать крупные планы лица, выражающего сильные эмоции. Во всех фильмах Кубрика ключевые сцены происходят в ванной комнате. Супруга режиссера Кристиан, с которой он прожил более 40 лет, нарисовала знаменитые картины для фильмов «Механический апельсин» и «С широко закрытыми глазами».
У Кубрика дома имелось оружие, и, по словам близких родственников, он не считал войну плохой вещью. Стэнли Кубрик-один из основателей Гильдии режиссеров Великобритании. Режиссер очень редко давал интервью. Он отказывался говорить о своих фильмах на съемочной площадке. Режиссер никогда не смотрел их после завершения работы.
Режиссер часто использовал в своем творчестве тему войны: Первая мировая война-«Тропою славы», холодная война-«Доктор Странная любовь, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбы», война во Вьетнаме-«Цельнометаллический жилет», атомная война-«Космическая одиссея 2001 года», постапокалиптическое будущее-«Механический апельсин».
Кубрик-большой поклонник команды по американскому футболу «New York Yankees». Он просил своих друзей в Америке записывать ему матчи и присылать по почте. Режиссер очень строго относился к изменениям в диалогах актерами или их импровизациям. Он делал исключение только для Питера Селлерса и Ли Эрми.
Любимые режиссеры Кубрика: Федерико Феллини, Элиа Казан, Витторио Де Сикка, Ингмар Бергман, Дэвид Лин, Макс Офулс и Франсуа Трюффо. Семь из последних 9 фильмов Кубрика номинировались на «Оскар». Четыре раза подряд (с 1964 по 1975 годы) Кубрик номинировался на «Оскар» как лучший режиссер.
«Барри Линдон»-любимый фильм Мартина Скорсезе в творчестве Кубрика. В нем большинство сцен внутри помещений было снято специально адаптированными линзами неподвижной сверхскоростной камерой, изобретенной для НАСА, позволявшей освещать помещение только канделябрами, создавая двухмерные распыленные образы, напоминающие картины 18 века.
В мае 1990 года Кубрик вместе с другими режиссерами (Стивен Спилберг, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Роберт Рэдфорд, Сидней Поллак и Джордж Лукас) основал Кинофонд восстановления и реставрации старых картин.
Лучшим американским режиссером всех времен он считал Элиа Казана. Режиссер смотрел картину «Крестный отец» (1972) не менее десяти раз и считал ее лучшим фильмом всех времен и народов. Кубрик очень много в своей жизни читал и был очень внимателен к незначительным деталям. Он смотрел почти каждый фильм, который попадал к нему в руки.
Одной из его любимейших была картина «The Jerk» (1979). Режиссер задумывал фильм «С широко закрытыми глазами» как черную эротическую комедию со Стивом Мартином в главной роли. Он даже встречался с актером, чтобы обсудить этот проект.
Режиссер вел такой уединенный образ жизни, что желтая пресса постоянно писала о нем небылицы. Однажды она дошла до того, что поведала, что Кубрик застрелил своего поклонника на лужайке перед своим домом, а когда тот, истекая кровью, пытался убежать, то добил его еще одним выстрелом!
Режиссер был так недоволен своим ранним фильмом «Страх и желание» (1953), что выкупил все копии картины, чтобы никто не смог его увидеть. Многие его экранизации были с негодованием встречены авторами, потому что они далеко уходили от литературного оригинала. Режиссер любил произведения Франца Кафки и Ховарда Филиппса Ловкрафта.
Стэнли Кубрик снял всего 16 фильмов за 48 лет карьеры. Любимое времяпровождение режиссера: шахматы. Он часто играл с актерами и членами съемочной бригады «до посинения». Люди часто подходили к его дому, чтобы увидеть великого режиссера. Но лишь немногие знали, как он выглядит, поэтому режиссер отвечал им: «Кубрика нет дома!».
Кубрик очень привязался к Малкольму Макдауэллу во время съемок картины «Механический апельсин». Но когда съемки картины закончились, дружба подошла к концу, и он больше никогда с ним не общался. Режиссер часто читал книги по психологии, поэтому хорошо знал, как манипулировать актерами и членами съемочной бригады. Наглядный пример: Шелли Дювалль в картине «Сияющий».
Одно время Кубрик хотел покинуть Англию и перебраться в канадский Ванкувер или австралийский Сидней. Кубрик очень не любил лейбористскую партию, а также прогрессивное налогообложение богатых и состоятельных жителей. Левые после просмотра картины «Цельнометаллический жилет» называли Кубрика фашистом. Кубрик говорил, что фраза инструктора новобранцев «Ружье это только предмет, а убивает черствое сердце»-абсолютная истина.
Кубрик очень любил кошек, иногда у него жило до 16 котов. Начиная с «Лолиты» он сам продюсировал все свои фильмы. Любимая мелодия режиссера «Thus spoke Zaratustra» Ричарда Страуса в исполнении Герберта Фон Караяна.
Кубрик хотел снимать картину по роману Умберто Эко «Foucault’s pendulum», опубликованному в 1988 году. Но писатель отказал в разрешении на экранизацию, так как был недоволен картиной «Имя розы» (1986), снятой по его роману, а также тем, что Кубрик не разрешил ему написать сценарий самому.
В свое время режиссер хотел снять картину «Как я украл 16 миллионов долларов» о жизни знаменитого грабителя банков 30-х годов прошлого века Уилли Саттона. Снимать его должна была компания Кирка Дугласа «Bryna», но Дуглас посчитал сценарий слишком слабым. Кубрик пытался заинтересовать проектом Кэри Гранта, но тот уже был слишком болен, поэтому проект был положен на полку.
Мэттью Модайн вспоминал, что режиссер был сильно огорчен, когда несколько кроликов было случайно убито во время съемок «Цельнометаллического жилета». Режиссер часто был очень грубым и нетактичным со многими людьми, с которыми работал. Режиссер был очень жадным. До самой смерти он не мог простить Джеку Николсону, что он заработал денег за картину «Сияющий» больше, чем он сам. Режиссер очень не любил Рональда Рейгана.
Сценарист Брайан Алдисс был уволен из несостоявшегося проекта режиссера «Искусственный разум» за то, что отправился в непредусмотренный контрактом отпуск вместе с семьей, несмотря на то, что Кубрик уже положил проект на полку.
Режиссер считался эгоистом, неспособным к компромиссам. Одним из шахматистов, который постоянно побеждал режиссера был Джордж Скотт. Единственные актеры, которых режиссер называл гениями: Малкольм Макдауэлл, Питер Селлерс и Джеймс Мейсон.
Прежде чем купить имение в Англии, Кубрик сделал так, чтобы семья и работа находились для него в одном месте. Он купил дорогостоящее монтажное оборудование. Все камеры, которыми он снимал фильмы, принадлежали лично ему.
Стэнли Кубрик получил свой единственный «Оскар» за спецэффекты к картине «Космическая одиссея 2001 года», а картина номинировалась за лучшую режиссуру и сценарий.
Картины Кубрика «Доктор Странная любовь, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбы», «Механический апельсин» и «Барри Линдон» номинировались за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года.
Последняя номинация на «Оскар» у Кубрика была за сценарий к картине «Цельнометаллический жилет».
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала Кубрика на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру картины «Сияющий». Интересно, что режиссура этой картины претендовала и на анти-приз «Razzie».
Также режиссеру не достался ни один «Золотой глобус»: только номинации за лучшую режиссуру фильмов «Спартак», «Лолита», «Механический апельсин», «Барри Линдон».
На кинофестивале в Локарно Кубрик получил приз как лучший режиссер картины «Поцелуй убийцы» (1955).
На Венецианском кинофестивале картина «Лолита» номинировалась на «Золотого льва», а сам режиссер в 1997 году получил почетный приз за вклад в киноискусство. В 1999 году там же картина мэтра «С широко закрытыми глазами» получила приз критиков.
Французы номинировали две картины Кубрика на свой приз «Сезар» как лучшие иностранные фильмы: «Барри Линдон» и «С широко закрытыми глазами».
Итальянцы были более щедрыми и вручили режиссеру награду «David di Donatello» картинам «Космическая одиссея 2001 года», «Барри Линдон» и «Цельнометаллический жилет», а также в 1988 году наградили почетным призом имени Лукино Висконти.
Англичане вручили приз «BAFTA» за лучшую режиссуру картины «Барри Линдон», а номинировали за лучший фильм картины «Спартак», «Космическая одиссея 2001 года». Фильм «Доктор Странная любовь, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбы» номинировался на приз «BAFTA» за лучший сценарий, а картина «Механический апельсин» за лучший сценарий и режиссуру.

Выборочная фильмография:

«С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut), 1999
«Цельнометаллический жилет» (Full Metal Jacket), 1987
«Сияющий» (The Shining), 1980
«Барри Линдон» (Barry Lyndon), 1975
«Механический апельсин» (A Clockwork Orange), 1971
«Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey), 1968
«Доктор Странная любовь, или как я научился не беспокоиться и полюбил бомбы» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), 1964
«Лолита» (Lolita), 1962
«Спартак» (Spartacus), 1960
«Тропою славы» (Paths of Glory), 1957