Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Steven Spielberg

СТИВЕН СПИЛБЕРГ
(Steven Spielberg)

Знаменитый режиссер родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати, штат Огайо. Рост режиссера 171 см. Его предки-венгерские евреи, жившие в Австрии в 17 столетии. Так как его отец был компьютерным инженером, семья часто переезжала. После развода своих родителей Стивен переехал в Калифорнию со своим отцом, в то время, как мать (девичья фамилия Познер) и его трое младших сестер остались в Аризоне.
Картина «Челюсти» при бюджете в 15 миллионов долларов собрала 260 миллионов только в США. Хотя режиссер на три месяца превысил график съемок и, соответственно, бюджет. Бюджет картины «Капитан Крюк» составил 60 миллионов долларов (принес только в США 120 миллионов), а «Парка юрского периода»-70 миллионов (принес по всему миру 914 миллионов). Картина «Инопланетянин» во время своего первого проката собрала 400 миллионов долларов. Картина «Особое мнение» собрала по всему миру более 30 миллионов долларов. Продолжение «Парка юрского периода» собрало 230 миллионов долларов только в США. Картина «Искусственный разум» стала относительным провалом режиссера, собрав лишь 80 миллионов долларов в США при бюджете 90 миллионов. Картина «Спасение рядового Райана» принесла 200 миллионов долларов.
Картина «Список Шиндлера», за которую режиссер просил не платить ему гонорар, принесла более 100 миллионов долларов только в США. Режиссер долго вынашивал планы этого проекта, на который нацеливались Роман Полански, Билли Уайлдер и Мартин Скорсезе. Когда Спилберг объявил, что сядет сам в режиссерское кресло, на одной из вечеринок к нему подошел режиссер Фред Скепси и сказал: «Вы-худшая кандидатура, которая может снять этот фильм. Вы испортите его, потому что вы слишком слащаво обращаетесь со своей камерой». После выхода картины на экраны, режиссеру досталось «по полной программе» от актера Криспина Гловера и Жана-Люка Годара, обвинившего Спилберга в том, что он набивает себе карманы на трагедии тысяч людей, когда жена Шиндлера живет в бедности в Аргентине.
Стивена Спилберга очень любят Терри Гиллиам, Ингмар Бергман и Вернер Херцог, не говоря уже про Франсуа Трюффо. Большинство фильмов режиссера имеют схожую структуру: обыкновенный человек оказывается в экстраординарных обстоятельствах или сталкивается с необычной ситуацией. Спилберг-близкий друг Джорджа Лукаса. Спилберг отказался снимать продолжение своей картины «Челюсти». Отец режиссера сильно увлекался научной фантастикой и заразил этим Стивена. Спилберг хотел снимать картину «Мемуары Гейши» (2005), но решил оставить себе лишь роль продюсера.
Гонорары режиссера за некоторые фильмы: «Искатели затерянного ковчега» (1981)-1, 5 миллиона долларов плюс проценты от прибыли, «Парк юрского периода» (1993)-250 миллионов всего, «Парк юрского периода-3» (2001)-72 миллиона долларов. В 1984 году Спилберг основал компанию «Amblin Entertainment».
За сценарий Майкла Крайтона к картине «Парк юрского периода» развернулась самая настоящая война. Студия «20th Century Fox» хотела сделать режиссером Джо Данте, студия «Warner» предлагала режиссерское кресло Тиму Бартону, а компании «Guber-Peters Entertainment» и «Tristar» настаивали на кандидатуре Ричарда Доннера.
В начале 70-х годов он встречался с актрисами Сарой Маилс и Марго Киддер. Маилс была беременна, но предпочла сделать аборт ради актерской карьеры. В конце 80-х годов Стивен крутил роман с Холли Хантер.
В 1968 году Стивен подписал семилетний контракт как режиссер телевидения с компанией «Universal-MCA» после того, как ее глава Сид Шейнберг увидел короткометражку Спилберга «Amblin». Он стал самым молодым режиссером, подписавшим долгосрочный контракт с одной из крупнейших студий мира.
В свое время он самостоятельно посещал лекции в университете Калифорнии, чтобы избежать службы во Вьетнаме. Первый фильм, который увидел Стивен был «Величайшее представление на Земле» Сесиля Де Милля. Школу режиссер вспоминал, как «худший опыт в своей жизни» и «ад на Земле». Переехав в Калифорнию, он трижды поступал школу кинематографии при университете Южной Калифорнии и университет Лос-Анджелеса, но каждый раз неудачно сдавал экзамены.
В 1987 году Спилберг отважился снять первый, начиная с 30-х годов, американский фильм в Шанхае под названием «Империя солнца». Первая серьезная картина режиссера «Дуэль» снималась всего 16 дней. Спилберг-друг бывшего Президента США Билла Клинтона. Режиссер поддержал досрочное переизбрание на следующий срок губернатора Калифорнии и своего друга Арнольда Шварценеггера.
Режиссер был женат на актрисах Эми Ирвинг (1985-1989)-один ребенок, и Кейт Кэпшоу (1989-по настоящее время)-пять детей. Во время развода с Эми режиссеру пришлось выплатить 100 миллионов отступных. Это третий самый дорогостоящий развод в истории Голливуда. Кэпшоу, чтобы выйти замуж за еврея, пришлось принять иудаизм. С ней он познакомился во время набора актеров для картины «Индиана Джонс и храм судьбы» (1989).
Начиная с картины «Искатели затерянного ковчега» (1981) все спецэффекты в картинах режиссера создаются компанией «ILM», созданной его другом Джорджем Лукасом. Один из любимых фильмов режиссера «Да здравствует Лас-Вегас» (1964) с Элвисом Пресли в главной роли.
На церемонии вручения «Оскара» Спилберг, Лукас и Коппола вручили первый приз в карьере Мартина Скорсезе за лучшую режиссуру картины «Отступники» (2006). Режиссер в своих фильмах часто использует музыку Джона Уильямса. В его картинах дети часто оказываются в опасности. Также в своих фильмах Спилберг постоянно использует ссылки на Вторую мировую войну.
Режиссер часто использует фортепьяно в ключевых сценах. Спилберг любит снимать актеров Харрисона Форда, Тома Круза, Ричарда Дрейфуса и Тома Хэнкса. Герои его фильмов часто живут в разведенных семьях. Эта тема навеяна собственными воспоминаниями режиссера о разводе родителей. Он-сторонник демократической партии США. В 1996 году пожертвовал ей 100 тысяч долларов, а всего за последующие годы около 1 миллиона.
В июне 1998 года некий Джонатан Норман был приговорен к 25 годам тюремного заключения за нападение на режиссера и угрозу изнасиловать его. Режиссер говорит, что актер Ричард Дрейфус-его альтер-эго. Он-крестный отец Дрю Бэрримор. В сентябре 1999 года Спилберг был назван лучшим режиссером журналом «Entertainment Weekly», опередив Альфреда Хичкока и Стэнли Кубрика.
Когда Стивен был ребенком, то смог проскользнуть на студию «Universal» вместе с экскурсией и подружился с монтажером, который показал ему несколько занятных кинотрюков. В 2001 году королева Елизавета Вторая удостоила режиссера рыцарского титула за вклад в киноиндустрии Великобритании. Но так как Спилберг не является гражданином Англии, то носить титул он не может.
Во время съемок эпизода сериала «Night gallery» (1970) под названием «Eyes» Спилберг подарил Джоан Кроуфорд одну красную розу в бутылке от «Пепси-колы». Во время разговора с журналистом Ширли Эдером на съемочной площадке Джоан показала пальцем на Спилберга и сказала: «Иди возьми интервью у того паренька, потому что он скоро станет самым великим режиссером всех времен». Актриса и режиссер оставались друзьями до самой ее смерти в 1977 году.
Спилберг говорил, что на его карьеру сильнейшее впечатление оказало творчество режиссера Дэвида Лина. Спилберг пять месяцев писал сценарий картины «Человек дождя» (1988) вместе со сценаристом Рональдом Басом. Но затем начал снимать картину «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Режиссер отдал все свои записи и наброски Барри Левинсону.
Спилберг почти согласился сесть в режиссерское кресло картины «Большой» (1988) с Томом Хэнксом в главной роли, но не захотел своим именем затмевать свою сестру Энн Спилберг, которая написала сценарий к фильму. Режиссер положил начало традиции по выпуску летних блокбастеров, достигших 100-миллионной прибыли с картины «Челюсти» (1975).
Он лично предложил режиссеру-дебютанту Сэму Мендесу сценарий картины «Американская красота» (1999), за которую он получил «Оскар» как лучший режиссер. Спилберг лично летал на вертолете домой к Уиллу Смиту в Хэмптон, чтобы предложить ему роль в картине «Люди в черном» (1997).
Режиссер часто приглашает новых актеров, ориентируясь на их игру в других фильмах. Спилберг очень редко проводит пробы на главные роли своих фильмов. Стивен был членом попечительского совета бойскаутов Америки, но покинул эту должность из-за несогласия с тем, что они проводят политику дискриминации против гомосексуалистов. Он снимал роды Эми Ирвинг, когда у нее появился их сын Макс.
В 2004 году Спилберг входил в список 400 самых богатых людей Америки по мнению журнала «Forbes». Его состояние оценивается в 2, 6 миллиарда долларов по данным 2002 года. Впереди только Джордж Лукас, у которого 3 миллиарда.
Режиссер был недоволен тем, что кадры из его картины «Дуэль» (1971) вошли в картину «Невероятный Халк» (1978). Но так как оба фильма принадлежали компании «Universal», то у Спилберга не было законных рычагов помешать этому. Тем не менее, он учел свою ошибку и включил в обновленный контракт пункт о невозможности включения фрагментов своих будущих фильмов в чужие картины без его разрешения.
23 сентября 1997 года режиссер попал в автокатастрофу и повредил плечо. В 2000 году во время обычного медицинского осмотра у Спилберга было обнаружено отклонение в функционирование почки. Причиной явилась легкая форма ракового заболевания. Позднее пришлось провести операцию по ее удалению.
Режиссер начинал свою карьеру вместе с так называемыми членами «Movie brats», в числе которых были Брайан Де Пальма, Джордж Лукас, Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. Он-большой поклонник и друг актеров Стива Мартина, Робина Уилльямса и Билла Мюррея. Спилбергу была предложена режиссура картины «California split»(1974), но ушла Роберту Олтману.
Он должен был снимать картину «Мыс страха» (1991), но рекомендовал вместе себя Мартина Скорсезе, объяснив ему, что это коммерческий фильм, который обязательно станет хитом. Он мог придать новый толчок карьере Скорсезе.
Спилберг присутствовал на похоронах принцессы Дианы вместе со своими друзьями Томом Крузом, Николь Кидман и Ричардом Аттенбору. Режиссер владеет правами на экранизацию книги Стивена Кинга «Талисман». Но в 2002 году картину снять не удалось, она вошла в планы 2007 года. Его отец служил во время Второй мировой войны на южно-восточном азиатском фронте.
Некоторые цитаты режиссера: «Картина «Годзилла» (1956)-самый впечатляющий фильм про динозавров, потому что убеждает, что такое могло случиться», «Перед тем, как я начинаю снимать фильм, я смотрю четыре картины: «Семь самураев» (1954), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Жизнь прекрасна» (1946) и «The searchers» (1956)».
Монтажер Майкл Канн работал на всех картинах Спилберга, начиная с фильма «Близкие контакты третьей степени», за исключением фильма «Инопланетянин» (1982): в это время он работал над другим проектом Спилберга, фильмом «Полтергейст» (1982).
В картине «Близкие контакты третьей степени» люди и инопланетяне контактируют посредством музыки и компьютера. Интересно, что его отец был компьютерным ученым, а мать-музыкантом. В его картинах снималось 9 актеров, номинировавшихся на «Оскар»: Ральф Файнс, Лайам Нисон, Маргарет Эвери, Кристофер Уокен, Энтони Хопкинс, Том Хэнкс, Вупи Голдберг, Мелинда Диллон, Опра Уинфри, но ни один из них награду не получил.
Больше всего из своих работ Спилберг любит картины «Инопланетянин» и «Список Шиндлера». Несмотря на то, что Джордж Лукас близкий друг режиссера и предпочитает снимать свои картины цифровым способом, Спилберг и его друзья Мартин Скорсезе и Оливер Стоун продолжают снимать на кинопленку.
Любимое ругательное слово режиссера «Rats!». Лукас хотел, чтобы Спилберг сел в режиссерское кресло картины «Возвращение джедая» (1983), чего хотел и сам Спилберг, но в то время Лукас рассорился с гильдией режиссеров Америки и отдал режиссуру Ричарду Марканду.
Режиссер-крестный отец Гвинет Пэлтроу. Начиная с картины «Балбесы» (1985), он снимал хоть одну сцену в картине, которую продюсировал. Режиссер очень щепетилен относительно своего имени, которое появлялось в связи с тем или иным продуктом. Если Спилберг считал, что качество той или иной картины не соответствует его статусу, он убирал свое имя из титров.
Спилберг владеет одной из самых больших коллекция огнестрельного оружия на восточном побережье. Сам любит стрелять, но только без свидетелей. Том Хэнкс-потомок матери Абрахама Линкольна Нэнси Хэнкс. Спилберг собирался в 2006 году снимать фильм с участием Хэнкса об этом президенте Америки.
Три фильма в карьере режиссера стали самыми прибыльными в свое время: «Челюсти», «Инопланетянин» и «Парк юрского периода». В 2005 году он продал свою компанию «DreamWorks» студии «Paramount» почти за 300 миллионов долларов (общая сумма сделки составила 1, 6 миллиарда долларов, но партнерами Спилберга были Джеффри Каценберг и Дэвид Геффен).
В начале своей карьеры, когда он работал на студии «Universal», Спилберга попросили провести экскурсию по студии специальному гостю, который только что продал права на экранизацию своей книги «Universal». Гостем оказался Майкл Крайтон, позднее встретившийся со Спилбергом на картине «Парк юрского периода».
19 июля 2001 года Спилберг купил на аукционе Кристи «Оскар», принадлежавший Бэтт Дэвис, полученный за картину «Jezebel» (1938), и отдал его Академии киноискусства США на хранение. 14 декабря 2002 года он выкупил на аукционе Сотби в Нью-Йорке «Оскар», принадлежавший Бэтт Дэвис, полученный ею за картину «Опасная» (1935), и также передал Академии киноискусства США. Статуэтка была выставлена на торг сетью ресторанов «Планета Голливуд», чтобы спастись от банкротства. В 1996 году Спилберг купил «Оскар» Кларка Гейбла, полученный им за картину «Это случилось однажды ночью» (1934), и также передал на хранение в Академию киноискусства США.
Картины режиссера представлены в наибольшем количестве в числе «100 самых значительных фильмов всех времен» Института кинематографии США, причем три из них в десятке лучших: «Список Шиндлера»-3 место, «Инопланетянин»-6 место, «Спасение рядового Райана»-10 место, «Цвет пурпура»-51 место, «Близкие контакты третьей степени»-58 место.
Десять любимых фильмов режиссера: «Фантазия» (1940), «Гражданин Кейн» (1941), «Парень по имени Джо» (1943), «Жизнь прекрасна» (1946), «Война миров» (1953), «Психоз» (1960), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Крестный отец» (1972) и «Американская ночь» (1973).
Однажды Спилберг смотрел картину «Лоуренс Аравийский» вместе с ее режиссером Дэвидом Лином, который комментировал процесс ее создания для молодого режиссера. Позднее Спилберг признался, что это было одним из лучших моментов в его жизни, когда он мог чему-нибудь научиться у настоящего мастера. Он говорил, что этот урок помог ему снимать картины еще лучше.
Режиссер получил «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший фильм «Список Шиндлера». В 1987 году он был награжден почетным «Оскаром» имени Ирвинга Талберга. У Сиплберга есть еще один «Оскар» за лучшую режиссуру картины «Спасение рядового Райана».
Но больше всего у него номинаций: за лучшую режиссуру картин «Близкие контакты третьей степени», «Искатели затерянного ковчега», «Инопланетянин», «Мюнхен».
Несколько картин режиссера претендовали на «Оскар» как лучшие фильмы года: «Инопланетянин», «Цвет пурпура», «Спасение рядового Райана», «Мюнхен» и «Letters from Iwo Jima» (2006).
На кинофестивале в Аворьязе картина режиссера «Дуэль» получила Гран-при. На Каннском международном кинофестивале картина «Шугарлендский экспресс» получила приз за лучший сценарий и номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
Акдемия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила Спилбергу приз «Сатурн» как лучшему режиссеру картин «Близкие контакты третьей степени» (вместе с Джорджем Лукасом за картину «Звездные войны»), «Близкие контакты третьей степени», «Искатели затерянного ковчега», «Парк юрского периода», «Особое мнение».
За лучший сценарий приза «Сатурн» удостоились фильмы «Близкие контакты третьей степени» и «Искусственный разум».
Номинировался на приз «Сатурн» Спилберг за лучшую режиссуру картин «Инопланетянин», «Индиана Джонс и храм судьбы», «Парк юрского периода-2», «Искусственный разум» и «Война миров». Наконец, в 1994 году Спилберг получил почетную награду Президента Академии.
Англичане вручили приз «BAFTA» картине «Список Шиндлера» как лучшему фильму года, а дважды награждали почетным призом имени Дэвида Лина Спилберга за лучшую режиссуру картин «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райана» (также номинация как лучший фильм года).
В остальных случаях режиссер удостаивался лишь номинаций на приз: за режиссуру картин «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени» (также за сценарий), «Инопланетянин» (также как лучший фильм года).
Французы более скудно оценили достижения Спилберга, номинировав режиссера на свой приз «Сезар» за лучшие иностранные картины «Искатели затерянного ковчега», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райана» и «Особое мнение».
Итальянцы вручили Спилбергу свой приз «David di Donatello» за лучшую режиссуру картины «Инопланетянин», как лучшему продюсеру фильма «Назад в будущее», а также почетный специальный приз в 2004 году.
Спилберг получил приз «Empire» как лучший режиссер картин «Спасение рядового Райана» и «Особое мнение», а номинировался за картины «Искусственный разум» и «Война миров».
На кинофестивале «Fantasporto» картина «Полночная зона» номинировалась на Гран-при. На Голливудском кинофестивале картина «Особое мнение» получила Гран-при. На Токийском международном кинофестивале Спилберг в 2004 году получил приз имени Акиры Куросавы.
Картины «Амистад» и «Спасение рядового Райана» номинировались на приз «Золотой сателлит» за лучшую режиссуру и как лучшие фильмы года.
На Венецианском кинофестивале картина «Искусственный разум» получила приз как лучший фильм «будущей цифровой эпохи». В 1993 году в Венеции Спилбергу вручили приз за вклад в киноискусство.
У Спилберга есть два приза «Золотой глобус» как лучшему режиссеру картин «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райана», а также бесчисленное множество номинаций за режиссуру фильмов «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени» (также за сценарий), «Искатели затерянного ковчега», «Инопланетянин», «Цвет пурпура», «Амистад», «Искусственный разум», «Мюнхен».
10 января 2003 году у режиссера появилась собственная Звезда на Аллее славы.

Выборочная фильмография:

«Когда миры столкнуться» (When Worlds Collide), 2008
«Трансформеры» (Transformers), 2007
«Дом монстров» (Monster House), 2006
«Война миров» (War of the Worlds), 2005
«Мюнхен» (Munich), 2005
«Воспоминания Гейши» (Memoirs of a Geisha), 2005
«Легенда о Зорро» (The Legend of Zorro), 2005
«Терминал» (The Terminal), 2004
«Особое мнение» (Minority Report), 2002
«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can), 2002
«Люди в черном-2» (Men in Black II), 2002
«Парк юрского периода-3» (Jurassic Park III), 2001
«Искусственный разум» (Artificial Intelligence: AI), 2001
«Эволюция» (Evolution), 2001
«Логово дьявола» (The Haunting), 1999
«Спасение рядового Райана» (Saving Private Ryan), 1998
«Знак Зорро» (The Mask of Zorro), 1998
«Столкновение с бездной» (Deep Impact), 1998
«Амистад» (Amistad), 1997
«Парк юрского периода-2. Затерянный мир» (The Lost World: Jurassic Park), 1997
«Люди в черном» (Men in Black), 1997
«Смерч» (Twister), 1996
«Каспер» (Casper), 1995
«Флинтстоуны» (The Flintstones), 1994
«Парк юрского периода» (Jurassic Park), 1993
«Список Шиндлера» (Schindler's List), 1993
«Капитан Крюк» (Hook), 1991
«Мыс страха» (Cape Fear), 1991
«Арахнофобия» (Arachnophobia), 1990
«Гремлины-2. Новый выводок» (Gremlins 2: The New Batch), 1990
«Назад в будущее-3» (Back to the Future Part III), 1990
«Навсегда» (Always), 1989
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade), 1989
«Назад в будущее-2» (Back to the Future Part II), 1989
«Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit), 1988
«Батарейки в комплект не входят» (*batteries not included), 1987
«Империя солнца» (Empire of the Sun), 1987
«Внутреннее пространство» (Innerspace), 1987
«Гарри и Хендерсоны» (Harry and the Hendersons), 1987
«Цвет пурпура» (The Color Purple), 1985
«Молодой Шерлок Холмс» (Young Sherlock Holmes), 1985
«Назад в будущее» (Back to the Future), 1985
«Балбесы» (The Goonies), 1985
«Индиана Джонс и храм судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom), 1984
«Гремлины» (Gremlins), 1984
«Сумеречная зона» (Twilight Zone: The Movie), 1983
«Полтергейст» (Poltergeist), 1982
«Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial), 1982
«Искатели затерянного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), 1981
«Подержанные автомобили» (Used Cars), 1980
«1941» (1941), 1979
«Я хочу держать тебя за руку» (I Wanna Hold Your Hand), 1978
«Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind), 1977
«Челюсти» (Jaws), 1975
«Шугарлендский экспресс» (The Sugarland Express), 1974
«Дуэль» (Duel), 1971