Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Tim Burton

ТИМ БАРТОН
(Tim Burton)

Знаменитый режиссер родился 25 августа 1958 года в Бурбенке, штат Калифорния. Рост режиссера 182 см. В 12-летнем возрасте Тим решил, что не хочет жить со своими родителями, и переехал к бабушке. Отец режиссера, бывший провинциальный бейсболист, умер в 2000 году, мать-двумя годами позже. Тим отдалился от своего родного брата Дэниела.
В школе Тим занимался плаванием и водным поло. В девятом классе школы Тим нарисовал постер, выигравший главный приз на местном соревновании. Он целый год красовался на мусорных грузовиках его родного городка Бурбенк.
Тим Бартон многим напоминает Антона Челова, который считал, что пишет комедии, и очень удивлялся, когда зрители считали его произведения драмами, вгоняющими в серьезные размышления, вместо того, чтобы заставлять неистово смеяться.
Карьера Бартона началась в качестве художника двух мультфильмов для студии Уолта Диснея «Винсент» и «Frankenweenie». Будущий режиссер был не удовлетворен своим положением на студии Диснея, но именно в это время он написал стихи и нарисовал иллюстрации к своему будущему мультфильму «Кошмар перед Рождеством».
В детстве на Бартона оказали сильное впечатление дешевые картины Эда Вуда, фантастические сказки со спецэффектами Рэя Харрихаузена и фильмы ужасов с участием актера Винсента Прайса.
В свое время Бартону предложили режиссуру картины «After hours» (1985), но после того, как он отклонил ее, в режиссерское кресло сел Мартин Скорсезе. Также он должен был стать режиссером фильма «Последнее искушение Христа», но также уступил место Мартину Скорсезе.
В картине Бартона «Эдвард руки-ножницы» свою последнюю роль сыграл кумир режиссера Винсент Прайс.
Бартон работал с Джонни Деппом в картинах «Эдвард руки-ножницы», «Эд Вуд», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты» (голос) и «Суини Тодд». Актер должен был появиться и в фильме «Марс атакует» вместо Майкла Фокса, но был занят в другом проекте.
После успеха фильма «Бэтмен» режиссер надеялся, что в его следующей картине «Эдвард руки-ножницы» ему предоставят больше свободы, но он ошибся. Тем не менее, режиссер согласился снять продолжение приключений Бэтмена, снова надеясь на большую свободу творчества. Теперь она была ему предоставлена, но результат получился значительно хуже, чем оригинал и чем ожидали продюсеры. Картина собрала более 160 миллионов долларов в США, но студия «Warner» рассчитывала на большее.
Бартон готовился снимать третий фильм под названием «Бэтмен навсегда» (о названии режиссер высказался так: «это как татуировка, которую вы сделали, находясь в невменяемом состоянии»). На главную роль был приглашен Вэл Килмер после отказа Майкла Китона, Джим Кэрри на роль Риддлера-после отказа Робина Уилльямса, а также Крис О’Доннелл, Николь Кидман и Томми Ли Джонс, но студия «Warner», в конце концов, убрала Бартона из режиссерского кресла, опасаясь, что тон картины будет таким же мрачным, как и фильм «Бэтмен возвращается», предпочтя ему Джоэла Шумахера. Правда, Бартон остался в проекте в качестве продюсера.
Получасовой мультфильм режиссера «Frankenweenie» (1984) был признан не подходящим для детской аудитории и его показ был отменен.
Картина режиссера «Битлджус» собрала более 80 миллионов долларов, фильм «Планета обезьян» собрал 68 миллионов долларов в свой первый уик-энд, а лента «Чарли и шоколадная фабрика»-207 миллионов только в США.
Первая супруга режиссера Лиза Мари, с которой он прожил с 1992 по 2001 год, появилась в его картинах «Эд Вуд», «Марс атакует», «Сонная лощина» и «Планета обезьян».
За исполнение роли Белы Лугоши в картине Бартона «Эд Вуд» актер Мартин Ландау на старости лет получил свой первый «Оскар» как лучший актер второго плана.
Для 72-минутного мультфильма режиссера «Кошмар перед Рождеством» тринадцать мультипликаторов создавали от 5 до 10 секунд фильма в неделю.
Первый высокобюджетный фильм режиссера «Бэтмен» начался с конфликтов с продюсерами по поводу актерского состава. В итоге Бартону удалось отстоять свои кандидатуры Майкла Китона и Джека Николсона (второй кандидатурой режиссера был Тим Карри), но от закрепления за ним репутации конфликтного человека спасло только то, что фильм собрал 250 миллионов долларов в США и более 400 миллионов долларов по всему миру.
Режиссер много работал с Вайноной Райдер, Майклом Китоном, своей супругой Хелен Бонэм-Картер, которая после выхода за него замуж в 2001 году снималась во всех его фильмах, не говоря уже о Джонни Деппе.
В своих картинах режиссер часто использует мертвых или безногих собак. Бартон очень любит актеров, снимавшихся в фильмах ужасов, которых задействует в собственных картинах: Винсента Прайса, Майкла Гуха, Кристофера Ли, Кристофера Уокена.
Часто фильмы Бартона начинаются с показа тихого ночного снегопада. Режиссер любит использовать в своих фильмах чучел. В молодости Бартон интересовался клоунадой, поэтому в его фильмах часто присутствуют клоуны.
Он использовал песню «It’s not unusual» в исполнении Тома Джонса в своих картинах «Эдвард руки-ножницы» и «Марс атакует». Много времени Бартон со своей супругой проводит в Париже. В 2003 году в Лондоне она родила ему сына.
Почти везде и всегда режиссер носит с собой карманный блокнот и маленький набор красок. Обычно режиссер предпочитает одеваться во все черное, так как не любит тратить время, подбирая цвета.
У режиссера есть недвижимость в Калифорнии и Нью-Йорке. В 2001 году Бартон вместе с женой купили в Лондоне дома, расположенные по-соседству, которые соединены переходом. Супруга использует отдельную спальню, так как Тим сильно храпит.
С 1989 по 1992 год Бартон был женат на немецкой художнице Лене Гесеке. Бонэм-Картер заявляла, что причина оригинального видения окружающего мира Бартоном состоит в том, что он страдает слабой формой аутизма под названием «синдром Асперджера».
В списке самых выдающихся режиссеров всех времени по версии журнала «Entertainment Weekly» Бартон упоминается под 49 номером, являясь самым молодым среди живущих постановщиков.
Бартон должен был сесть в режиссерское кресло ремейка «Супермена», планировавшегося к съемкам еще в 1997 году, но проект был заморожен. Режиссеру очень нравятся Марио Бава, Роджер Корман и Барбара Стил, которой он отдал дань почтения в своем фильме «Сонная лощина».
Бартон является большим поклонником бывшего фотографа журнала «Плейбой», а впоследствии режиссера малобюджетных эротических фильмов Расса Мейера.
Для своих фильмов режиссер черпает вдохновение в готических фильмах ужасов 20-30-х годов прошлого века, особенно в лентах Джеймса Уэйла и Фридриха Вильгельма Мурнау, а также картинах немецкого экспрессионизма.
Главные герои фильмов режиссера часто оказываются аутсайдерами, изгоями, обычно застенчивыми, бледнокожими с развивающимися черными волосами, как у самого Бартона.
Бартон хотел снять ремейк фильма своего любимого режиссера Марио Бавы «Маска демона» (1960) со своей женой Лизой Мари в главной роли, но что-то там не сложилось. Сам Бартон появился в двух документальных фильмах о Баве.
Режиссер был членом жюри Каннского кинофестиваля в 1997 году. Именно он должен был снимать ремейк картины «Муха» (1958) в 1986 году с Майклом Китоном в главной роли, но ушел из проекта, который отошел Дэвиду Кроненбергу.
В начале 90-х годов Бартон собирался снимать ремейк картины «Кабинет доктора Калигари» (1919). Также он должен был стать режиссером бродвейской музыкальной версии свого «Бэтмена». Интересно, что режиссер никогда в своей жизни не увлекался комиксами.
В свое время Бартон начал работать над документальным фильмом о Винсенте Прайсе под названием «Разговор с Винсентом Прайсом», но после его смерти в 1993 году проект был заморожен и положен на полку.
Мультфильм режиссера «Труп невесты» номинировался на «Оскар».
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала Бартона на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру фильмов «Битлджус» (1988), «Бэтмен возвращается» (1992), «Марс атакует» (1996) и «Сонная лощина» (1999).
У Бартона есть приз «BAFTA» за режиссуру фильма «Крупная рыба» (2003).
На Каннском кинофестивале картина «Эд Вуд» номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».
На международном кинофестивале мультипликационных фильмов в Оттаве фильм «Винсент» (1982) получил приз зрительских симпатий.
Картина «Крупная рыба» номинировалась на итальянский приз «David di Donatello» как лучший иностранный фильм.
На Венецианском кинофестивале мультфильм «Труп невесты» (2005) победил в разделе будущих цифровых технологий в области кино. А в 2007 году на этом фестивале Бартон удостоился почетного приза за вклад в кинематограф.
Картины Бартона «Марс атакует» и «Джеймс и гигантский персик» (1996) номинировались на приз «Золотой сателлит».

Выборочная фильмография:

«Суини Тодд» (Sweeney Todd), 2007
«Труп невесты» (Corpse Bride), 2005
«Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory), 2005
«Большая рыба» (Big Fish), 2003
«Планета обезьян» (Planet of the Apes), 2001
«Сонная лощина» (Sleepy Hollow), 1999
«Марс атакует» (Mars Attacks!), 1996
«Эд Вуд» (Ed Wood), 1994
«Ночь перед Рождеством» (The Nightmare Before Christmas), 1993
«Возвращение Бэтмена» (Batman Returns), 1992
«Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands), 1990
«Бэтмен» (Batman), 1989
«Битлджус» (Beetle Juice), 1988
«Большое приключение Пи-Ви» (Pee-wee's Big Adventure), 1985
«Трон» (Tron), 1982