Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

13 Ghosts

«ТРИНАДЦАТЬ ПРИВИДЕНИЙ»
(13 Ghosts)

США, 2001, 91 мин., «Dark Castle Entertainment»
Режиссер Стив Бек, композитор Джон Фриззел, продюсер Роберт Земекис
В ролях Фарид Мюррей Абрахам, Кэтрин Андерсон, Эмбет Дэвидц, Тони Шалхауб

У Сируса Критикоса безумное хобби-он собирает самые уникальные вещи в мире, в том числе призраков. При попытке поймать своего двенадцатого призрака Сирус погибает. И вот все его состояние, в том числе большой и странный дом достаются в наследство его племяннику Артуру Критикосу. Артур-бедный учитель математики и наследство для него и двух его детей настоящий подарок богов. Вступая во владения своим новым домом, он еще не знает, что открывает ящик Пандоры…
У этого фильма одна цель-напугать зрителя. И все подчинено этой цели. Странный стеклянный дом, полный прозрачных и пустынных комнат-лабиринтов. Странные шестеренчатые механизмы, делающие дом похожим на большие часы. А главное-призраки. Жутко реалистичные, смертельно мрачные, фантастически разнообразные и безумно страшные. Над их созданием потрудились и специалисты по гриму и мастера компьютерных спецэффектов. А возглавил всю эту команду новичок в режиссуре Стивен Бэк, раньше работавший специалистом по спецэффектам в таких фильмах как «Охота за Красным Октябрем» (1990) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Поэтому не удивительно, что видеоряд в фильме явно превалирует над сюжетом. Простенькую историю о попытке одного человека в который раз стать самым могущественным на Земле завернули в очень красивую и зловещую обертку. Призраки настолько реалистичны, что еще мгновение и они сойдут с экрана. Оригинальность прозрачного дома тоже пугает и создает атмосферу беззащитности. Некоторые сцены просто потрясают. Например, смерть адвоката. Людей по-разному убивали, но чтобы так-вдоль и пополам. Жутковато и завораживающе одновременно. В общем достаточно мрачно, хотя и не смертельно страшно. Но это скорее можно отнести на общее пресыщение фильмами ужасов, чем слабостью именно этого фильма. Чего фильму не хватает, так это ярких героев. Все персонажи по большому счету серенькие людишки. И что удивительно, даже главный злодей Сирус больше смахивает на учителя университета, чем на одержимого властью человека. Долгие и занудные «атмосферные» кадры, в которых камера ползет по пустынному дому под потусторонние завывания, в сценах действия сменяются экстремально быстрым монтажом, эффектными, но малоинформативными углами съемок и давящими на уши звуковыми эффектами: каждую секунду кто-то орет, стонет, воет, сопит, хрустит, хрипит, визжит. Вспышки света, назойливый зеленоватый цветовой фильтр, неожиданные «напрыгивания», «выскакивания» и тому подобные шевеления откровенно давят на мозг и попросту мешают толково попугаться. К тому же даже такое огромное количество выплескиваемой аудиовизуальной информации не способно скрыть слабость сценария, режиссуры и актерской игры. Пожалуй, единственное, что заслуживает внимания в картине-работа художников-дизайнеров. Стеклянный дом, испещренный таинственными надписями и буквально прошитый шестеренками, рычагами и непонятного назначения устройствами создает атмосферу, схожую с произведениями Клайва Баркера и Ховарда Филиппса Ловкрафта, а дизайн каждого из двенадцати призраков поистине уникальный. Съёмки происходили в громадном особняке. За пять недель было построено более 40 декораций. Более, чем 45 тонн стали и 2500 тонны специального стекла было использовано для постройки дома, многие комнаты которого изготовлены полностью из стекла. На стенах всех комнат были латинские гравюры, увеличивающие жуткое настроение. В начале фильма по телевизору показывают оригинал 1960 года. Фильм запомнился зрителям необычайно достоверными спецэффектами. Наложение грима «Сердитой принцессе» (актриса Шона Лойер) занимало 5 часов. В фильме, чтобы увидеть привидений, героям нужны специальные очки. В оригинальном фильме 1960 года, чтобы увидеть привидений, специальные очки были нужны зрителям. Интересно, что бюджет фильма, его сборы за первый уик-энд и сборы в прокате абсолютно идентичны (в пределах 1 миллиона долларов) цифрам, относящимся к другому ремейку фильма, снятому по сценарию Робба Уайта, «Дом на проклятом холме» (1999). Художником картины был Шон Харгривс («Леденец», 1992; «Багряный прилив», 1995; «Бэтмен навсегда», 1995; «Схватка», 1995; «Семь», 1995; «Пятый элемент», 1997; «Затерянный мир», 1997). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 20 миллионов долларов картина по всему миру собрала почти 70 миллионов. Спецэффектами занимались компании «Cinesite Hollywood», «Manex Visual Effects» и «KNB». Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа