Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

2010

«2010»
(2010)

США, 1984, 116 мин., «MGM»
Режиссер, сценарист, оператор и продюсер Питер Хайамс, композитор Дэвид Шаир
В ролях Рой Шайдер, Джон Литгоу, Кир Дуллея, Хелен Миррен, Боб Балабан

Девять лет спустя после миссии на Юпитер доктор Хейвуд Флойд узнает от русского дипломата, что СССР собирается выяснить, что случилось с космическим кораблем «Discovery» и таинственным монолитом, все еще находящимся на орбите Юпитера. Флойд чувствует свою вину за гибель экипажа «Discovery». Но между СССР и США стоит напряженная холодная война, и Хейвуд понимает, как ему будет трудно убедить свое правительство сотрудничать с русскими в этой экспедиции. Но, в конце концов, ему, а также Уолтеру Курнову, инженеру «Discovery» и доктору Чандре, создателю и программисту Хола-9000, удается это сделать и отправиться в космос. Они встречают призрак доктора Боумана, чья трансформация в конце первого фильма выглядела весьма загадочной, который рассказывает им, что тогда произошло. В это время между двумя державами с новой силой разгорается холодная война, и правительства шлют космонавтам приказ разъединиться. Тем временем увеличившийся за это время в несколько раз монолит на орбите Юпитера угрожает уничтожить планету. Космонавты вынуждены игнорировать приказы с Земли, чтобы с помощью плохо функционирующего Хола-9000 предотвратить надвигающуюся катастрофу. В заключении инопланетный разум, естественно, поучает землян, чтобы они жили на своей планете в мире и согласии, тогда все у них будет хорошо…
В отличие от холодной войны, царящей на Земле, в космосе устанавливается сотрудничество между русскими и американцами. Не очень удачное продолжение картины Стэнли Кубрика. Доктор Хейвуд Флойд в исполнении британского актера Уилльяма Сильвестра в первом фильме имел очень маленькую роль, а здесь в исполнении Роя Шайдера стал центральной фигурой фильма. Всего Артур Кларк написал четыре книги, повествующие о космических одиссеях: 2001, 2010, 2061 и 3001 годов. Спецэффектами занимались компании «Digital Productions» и «Entertainment Effects Group». Умерший от рака в 1995 году знаменитый советский актер Савелий Крамаров («Москва на Гудзоне», 1984; «Вооружен и очень опасен», 1986; «Красная жара», 1988; «Танго и Кэш», 1989) сыграл роль Владимира Руденко. Первоначально музыку к картине написал член группы «Genesis» Тони Бэнкс, но она была отвергнута. Визуальными эффектами занимался Дэвид Хардбергер («Близкие контакты третьей степени», 1977; «Звездный путь», 1979; «Бегущий по лезвию бритвы», 1982; «Возвращение джедая», 1983; «Военные игры», 1983; «Космические шары», 1987; «Уиллоу», 1988; «Дик Трейси», 1990; «Чужой-3», 1992; «Судья Дредд», 1995; «Дневной свет», 1996; «Пик Данте», 1997; «Властелин колец. Братство кольца», 2001). Костюмы американских космонавтов были сделаны из ткани стоимостью 175 долларов за квадратный метр. Одного из героев зовут Курбик: естественно, это намек на Стэнли Кубрика, режиссера первого фильма. Интересно, что Кубрик приказал все модели космических кораблей и декорации из картины «Космическая одиссея 2001 года» уничтожить, чтобы предотвратить их повторное использование, так что модель корабля «Дискавери» воссоздавали по картинкам. В эпизоде в роли человека, сидящего на скамейке напротив Белого дома и кормящего голубей, засветился сам Артур Кларк. Также он изображен на двух обложках журнала «Time» в качестве Президента США и главы СССР. Актриса Хелен Миррен, играющая русскую в этом фильме, на самом деле имеет русские корни. Голосом компьютера «SAL 9000» разговаривала актриса Кэндис Берген. Название советского космического корабля «Алексей Леонов» пошло от реального советского космонавта, первого вышедшего в открытый космос. Советская космическая станция «Сергей Киров», естественно, также была названа в честь убитого в 30-х годах руководителя Ленинграда. Феноменально, но во время подготовительной работы над фильмом в 1983 году между Питером Хайамсом и Артуром Кларком установили прямую компьютерную связь по электронной почте, о которой тогда вообще не слышали за пределами университетов, а в кинопроизводстве это было в первый раз. По почте режиссер и писатель обменивались мнениями по поводу адаптации романа и сценария. При бюджете в 28 миллионов долларов картина только в США собрала более 40 миллионов и более 20 миллионов выручила за право демонстрации в других странах мира. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие костюмы, визуальные эффекты, грим, художественное оформление и звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, спецэффекты Ричарда Эдлунда и как лучший фантастический фильм года. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа