Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ИСПЕПЕЛЯЮЩАЯ СТРАСТЬ»
(Aag)

Индия, 1948, 138 мин., ч/б, « R.K. Films Ltd»
Режиссер Радж Капур, сценарист Индер Радж Капур
В ролях Наргис, Камини Каушал, Нигар Султана, Камал Капур, Прем Нат, Радж Капур

Кевал Кханна-сын адвоката Кханна противится желанию отца продолжить семейную традицию и стать юристом. Его мечта-театр. Экзамены на адвоката успешно провалены, и в гневе отец выгоняет Кевала из дома, но тот не унывает. Переехав в Бомбей, он встречает бывшего импресарио Раджана, который увлекся идеей молодого таланта поставить спектакль о своей первой детской любви. Вскоре они нашли на главную роль актрису и оба влюбились в нее…
Первый сценарий знаменитого Индера Раджа Ананда («Слоны-мои друзья», 1971; «Раджа», 1985; «Шахеншах», 1988). «Я не обласкан, не согрет, и для меня приюта нет. И для меня нигде приюта нет. Уж очень неприютен белый свет. Бродяга я». Десять лет назад эту песенку знали все. Вместе с людьми она выходила из кинотеатров, ее напевали дома и на улице. Мелодия разнеслась по стране так же молниеносно, как имя ее исполнителя-индийского актера и режиссера Раджа Капура. «Бродягой» началось наше знакомство с киноискусством Индии. Среди других произведений его привезли в сентябре 1954 года на первый фестиваль индийских фильмов в СССР. Успех превзошел самые смелые надежды постановщика. «Мой бродяга нашел дом и друзей. Его приютили и полюбили в вашей стране. Теперь он уже не бродяга»-шутил Радж Капур. Восторг тех лет сегодня кажется наивным. Наверное, даже горячие поклонники картины изумились бы сейчас ее несовершенству. Чувствительный, полный несообразностей сюжет, прямолинейный текст, длинноты, бесконечные вставные номера-песни и пляски, неуклюже разрывающие действие: как странно, что мы этого не замечали. Бывает так: читаешь в детстве сказку, а потом, уже взрослым, забыв ее, все еще помнишь впечатление, которое она произвела. Фильм Раджа Капура ввел некогда нас в новый мир, который показался нам чудесным. И это ощущение свежести, первозданной новизны осталось в памяти. Магия давнего триумфа действует до сих пор: Радж Капур сохраняет популярность, хотя теперь мы очень редко видим его на экране. Что же так поразило в свое время в его фильме? Экзотика индийского фольклора, необычная музыка, танцы, щедрость пантомимы? Несомненно. Но не только это. Певец, танцор и остроумный акробат Радж Капур, восхищавший неожиданностью своих трюков, комедийным темпераментом, фантазией, смеясь, умел говорить о серьезном и горьком. «Добро всегда в душе нашей, и душа добра, а зло привитое»-писал Толстой. «Бродяга», в сущности, был притчей о душе, которая добра, и о привитом зле. Герой индийского актера-мальчишка из трущоб хотел стать честным человеком. Обстоятельства и люди вынуждали его воровать. Он попадал в тюрьму и через несколько лет выходил из нее бандитом. Встреча с девушкой, которую он знал ребенком и всегда любил, заставляла его задуматься над жизнью. Он бросал шайку, поступал рабочим на завод, но очень скоро его снова выбрасывали на улицу. Все начиналось сначала: тюрьма, попытка отомстить судье, опять тюрьма. Конец был неожиданно счастливым («дань Голливуду»-как писала не без оснований западная пресса). Судья оказывался родным отцом бродяги, девушка обещала его ждать. В эту историю, расцвеченную по индийскому обычаю массой душещипательных деталей и невероятных совпадений, Радж Капур вдохнул жизнь своим талантом. Его герой был так наивно плутоват, так бурно темпераментен, стремителен, увертлив и вместе с тем по-человечески незащищен, что дидактическая обнаженность притчи отступала. Мы видели добро в этой неразвитой, дикарски простодушной душе и возмущались злом общественной несправедливости, устойчивостью предрассудков, не чувствуя оскомины нравоучений. В «Бродяге» и в последующих своих фильмах-«Господин 420», «Под покровом ночи» Радж Капур нападал на общество, которое калечит человека. Идея излагалась грубо, как в театре масок (богатые-всегда злодеи и обманщики, а бедняки отзывчивы. добры, у них есть сердце). Однако в этой огрубленности была и своя прелесть. Борьба героев-социально положительных и социально отрицательных марионеток-открывала простор эксцентрике. Комические приключения Раджа-благородного бандита, честного мошенника, которого преследуют не за мошенничества, а за бедность-в буффонной форме отражали алогизм «нормальных» человеческих отношений. Индийского артиста часто сравнивали с Чарли Чаплином. «Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами»-писал французский киновед и критик Жорж Садуль. Конечно, не соизмеримы ни масштаб таланта, ни степень сатирического обобщения. И тем не менее в самой манере Раджа Капура, в смешной, лирической и грустной маске маленького человека, заброшенного в неуютный мир, в эксцентриаде его похождений действительно есть близость к ранним чаплиновским лентам. Это не подражание (постановщик «Бродяги» не видел первых фильмов Чарли Чаплина), а, как сказал тот же Садуль, скорее, «сходство, вызванное темпераментом». Радж Капур вырос в артистической семье. Первые роли он сыграл в театре своего отца, Притвираджа. Его дед тоже актер (мы видели его в «Бродяге»). А Радж с детства хотел быть кинорежиссером. «Давно, когда я еще был ребенком-рассказывает он-отец обычно брал меня с собой на прогулку. Прогуливаясь, он нередко шутил, что когда-нибудь будет сниматься в поставленном мною фильме». Предсказание сбылось. В 1947 году двадцатитрехлетний юноша, успевший уже сняться в нескольких картинах, основал свою студию «Радж Капур филмс». Сотрудников на первых порах было немного. Нехватку людей и средств восполняли энтузиазмом. «Во время съемок работали круглые сутки, часто забывали спать и есть»-вспоминал Радж Капур. Художники, композиторы, рабочие, по совместительству, участвовали в массовках, иногда играли небольшие роли. Сам Радж был режиссером, сценаристом, продюсером, администратором и героем своих фильмов. Ему помогала его постоянная партнерша, чудесная лирическая актриса Наргис. Первые картины «Огонь» (1948) и «Сезон дождей» (1949) принесли молодому коллективу популярность. Успех, которым они пользовались у индийских зрителей, позволил взяться за большую постановку. Это был «Бродяга». Из рассказа известного писателя и сценариста X. А. Аббаса Радж Капур решил сделать двухсерийный фильм. Долго отбирали исполнителей. Особенно трудно оказалось найти актера на роль судьи Рагуната, отца Раджа. «Казалось, что могло быть более естественным, чем выбрать своего собственного отца, Притвираджа, для этой роли?-говорил Капур.-Он был киноактером еще тогда, когда меня не было на свете. Но я не решался обратиться с такой просьбой к отцу, ветерану индийской кинематографии и пионеру индийского театра. Мы начали искать других исполнителей. Поиски, однако, не увенчались успехом. Тогда X. А. Аббас, а вслед за ним и все мы решили, что эту роль все-таки должен сыграть Притвирадж. В конце концов, мне удалось уговорить сниматься не только моего отца, но и деда». Работа над «Бродягой» длилась почти три года: пришлось серьезно изучить индийскую классическую музыку и танцы, построить сложные, дорогостоящие декорации. Некоторые сцены снимались в павильонах более солидных, хорошо оснащенных студий. Деньги иссякли раньше, чем была окончена картина. Тогда Капур и Наргис стали сниматься в фильмах других кинокомпаний. Заработок шел на нужды постановки. В 1951 году кинофильм «Бродяга» появился на экранах Индии и после шумного успеха начал свои странствия по свету. Маленькую студию под Бомбеем стали посещать туристы из разных стран. О Радже Капуре в то время много говорили и писали. В 1955 году зрители присудили ему звание лучшего режиссера Индии за постановку сатирической комедии «Господин 420». Этот фильм, своего рода вариант «Бродяги» (тоже в двух сериях, с большим количеством песен и танцев), получил от Бенгальской ассоциации киножурналистов сразу девять премий. Следующая картина-« Под покровом ночи»-трагикомическая история крестьянина, которого богатые мошенники, живущие в роскошном доме, приняли за вора, вызвала овации на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1957). Радж Капур, сценарист и исполнитель главной роли (фильм был поставлен под его руководством молодыми режиссерами Шамбу и Амит Митра), привез в Бомбей хрустальный глобус-высшую награду фестиваля. В последние годы слава Раджа Капура несколько потускнела. Время выдвигает новых мастеров. Меняются художественные запросы. Зрители стали уставать от бесконечных песен и балетных интермедий на экране, как бы мастерски они ни исполнялись. То, что некогда считалось обязательной традицией национального искусства, угрожает превратиться в старомодную традиционность. Радж Капур слишком одаренный художник, чтобы этого не чувствовать. Он еще снимается в картинах, сделанных по старому образцу (одна из них-«Четыре дороги» недавно шла у нас), но в режиссуре уже ищет иных путей. Последний фильм Раджа Капура «Сангам» закончен в 1965 году. Он демонстрировался на Московском международном кинофестивале.