Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ПОСЛЕДСТВИЯ»
(Aftermath)

Великобритания-США, 2017, 94 мин., «Emmett/Furla/Oasis Films/Hat and Cat Productions/Ingenious Media»
Режиссер Эллиотт Лестер, сценарист Хавьер Галлон
В ролях Арнольд Шварценеггер, Скотт МакНейри, Мэгги Грейс, Ларри Салливан, Мартин Донован, Тери Кларк

Ожидающий прилета своей семьи Роман узнает, что случилось непоправимое. Произошла авиакатастрофа и его любимые жена и беременная дочь погибли. Потеряв тех, ради кого жил, он преследует единственную цель: посмотреть в глаза невольного убийцы и услышать слова сожаления. Более года поиска приводит Романа к авиадиспетчеру Джейку, управлявшему курсом самолета в момент катастрофы…
Столкновение над Боденским озером-крупная авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 1 июля 2002 года. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись пассажирский авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» (рейс Москва-Барселона) и грузовой самолет Boeing 757-200PF авиакомпании DHL (рейс Мухаррак-Бергамо-Брюссель). Погибли все находившиеся в обоих самолетах 71 человек-2 на Boeing 757 (оба пилота) и 69 на Ту-154 (9 членов экипажа и 60 пассажиров, среди которых было 52 ребенка). Ту-154М был выпущен Куйбышевским авиационным производственным объединением 8 августа 1995 года. В тот же день был передан авиакомпании «Башкирские авиалинии». Сдавался в лизинг авиакомпаниям Transeuropean Airlines и Shaheen Air International. Оснащен тремя турбореактивными двигателями Д-30КУ-154-II Рыбинского моторостроительного завода. На день катастрофы налетал 10 788 часов. Boeing 757-200PF был выпущен в 1990 году. Эксплуатировался авиакомпаниями Zambia Airways и Gulf Air. 1 апреля 1996 года был куплен авиакомпанией DHL. Оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce RB211-535E4-37. На день катастрофы налетал 39 022 часа. Ту-154М следовал рейсом из Москвы в Барселону. На его борту находились 9 членов экипажа и 60 пассажиров; среди них были 52 ребенка, которые летели на отдых в Испанию. Для большинства из них эта поездка была организована за счет республиканского бюджета Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкортостана как поощрение для лучших учащихся специализированной школы ЮНЕСКО и победителей различных олимпиад. Многие старшеклассники были детьми госслужащих и руководителей ряда крупных учебных заведений и производств (отец погибшей Юлии Суфияновой по имени Рим Суфиянов как раз был главой Комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО). Накануне эта группа опоздала на свой рейс. Авиакомпания «Башкирские авиалинии» по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовала дополнительный рейс. Сесть на него предлагалось и другим опоздавшим пассажирам, всего на рейс было продано 8 билетов. Boeing 757-200PF выполнял грузовой рейс из Мухаррака (Бахрейн) в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). Рейс BTC 2937 вылетел из Москвы в 18:48. Несмотря на то, что оба самолета находились над территорией Германии, управление воздушным движением в этом месте осуществлялось частной швейцарской компанией «Skyguide». В диспетчерском центре, расположенном в Цюрихе, в ночную смену работало только два авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из диспетчеров ушел на перерыв. На дежурстве остался лишь 34-летний авиадиспетчер Петер Нильсен, который был вынужден работать одновременно за двумя терминалами, и ассистентка. Часть оборудования диспетчерской (в том числе телефонная связь) была отключена, и Нильсен слишком поздно заметил, что рейсы BTC 2937 и DHX 611, находившиеся на одном эшелоне FL360 (10 950 метров), опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу рейса 2937 команду снижаться. Пилоты Ту-154 к этому моменту еще не видели Boeing 757, приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придется выполнять маневр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучал сигнал системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS) о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы сигнал о снижении. Один из членов экипажа рейса 2937 обратил внимание остальных на сигнал TCAS, но ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолет уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, и на этот раз ее получение было немедленно подтверждено, но при этом Нильсен по ошибке сообщил неправильное местоположение другого самолета, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть еще один самолет, невидимый на экране TCAS. Рейс 2937 продолжал снижение, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах. В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Пилоты рейса 611, как только стало возможно, сообщили об этом Нильсену, но он не услышал этого сообщения из-за того, что работал у второго терминала, где на связь вышел другой самолет, заходивший на посадку. В последние секунды пилоты обоих самолетов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло. В 21:35 рейсы BTC 2937 и DHX 611 столкнулись почти под прямым углом на высоте 10 634 метра (эшелон FL350). Вертикальный хвостовой стабилизатор Boeing 757 ударил по фюзеляжу Ту-154, разрубив его на две части. Падая, Ту-154 разрушился в воздухе на четыре части, упавшие на землю в окрестностях Юберлингена. Boeing 757 от удара лишился стабилизатора, отчего полностью потерял управление и в 21:37 тоже рухнул на землю в 7 километрах от Ту-154, потеряв во время падения оба двигателя. Все находившиеся на борту обоих самолетов 71 человек (69 человек на рейсе 2937 и 2 на рейсе 611) погибли. Несмотря на то, что некоторые обломки обоих лайнеров упали во дворы жилых домов, погибших и раненых на земле не было.
Расследование причин катастрофы проводила комиссия, созданная Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий (BFU). Окончательный отчет расследования BFU был опубликован 1 мая 2004 года. Согласно отчету, непосредственными причинами столкновения стали:
Авиадиспетчер не смог обеспечить безопасное эшелонирование между самолетами, инструкция снижаться экипажу самолета Ту-154 была передана слишком поздно.
Экипаж Ту-154, согласно указанию центра управления воздушным движением, выполнял снижение и продолжил его, несмотря на возникшее указание TCAS набрать высоту. Был выполнен маневр, противоположный требованию TCAS-RA.
Комиссия BFU отметила также следующее:
Интеграция ACAS/TCAS в авиационную среду была неполной и не по всем критериям соответствовала философии производителя. Инструкции ИКАО, регламентирующие работу ACAS/TCAS, инструкции по эксплуатации производителя TCAS, документы, которыми руководствовались национальные авиаперевозчики, не были стандартизированы, были неполными и частично противоречили друг другу.
Руководство службы управления воздушным движением не обеспечило достаточное количество персонала и мирилось с его нехваткой во время работы в ночную смену
Руководство службы управления воздушным движением в течение нескольких лет не принимало меры и мирилось с тем, что в ночную смену только один диспетчер управлял воздушным движением, когда его напарник отдыхал
Кроме этого, в отчете были отмечены ошибки руководства «Skyguide» и ИКАО.
В ночь столкновения оборудование, подсказывающее авиадиспетчеру о возникновении опасности сближения самолетов, было отключено для проведения технического обслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия оказалась неисправной. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог связаться с аэропортом Фридрихсхафена, чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолетом Airbus A320 авиакомпании Aero Lloyd (рейс AEF 1135), за которым он следил по другому терминалу. Также по причине отключенной телефонной связи диспетчер из Центра УВД Карлсруэ, видевший опасное сближение рейсов 2937 и 611, не смог предупредить об этом Нильсена, хотя 11 раз предпринимал попытку связаться с центром «Skyguide».
До этой катастрофы 31 января 2001 года произошел инцидент над японским заливом Суруга из-за того, что экипаж DC-10 следовал подсказкам TCAS, а экипаж Boeing 747 совершал маневры вопреки им. Тем не менее, необходимые разъяснения были опубликованы только после катастрофы. Во вторник 24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен был убит на пороге своего дома, получив 12 ножевых ранений. По подозрению в убийстве был арестован 46-летний Виталий Константинович Калоев, потерявший в катастрофе жену Светлану (43 года) и двоих детей-сына Константина (10 лет) и дочь Диану (4 года). Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен просто попросил у него прощения за то, что произошло, но Нильсен толкнул Калоева по руке и выбил фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого-Калоев своей вины в убийстве не признал (но и не отрицал). 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к 8 годам заключения. 25 ноября 2006 года швейцарский апелляционный суд принял решение о пересмотре дела Калоева. Суд отказался отменить решение в отношении российского гражданина, но согласился с пунктом апелляционной жалобы о том, что 8 лет заключения являются слишком большим сроком. 3 июля 2007 года суд высшей инстанции кантона Цюрих, приняв во внимание ограниченную вменяемость Виталия Калоева, связанную со смертью жены и двоих детей в результате авиакатастрофы, постановил, что срок заключения составит 5 лет и 3 месяца вместо 8 лет. Это решение давало Калоеву право на досрочное освобождение, но оно было обжаловано прокурором Ульрихом Ведером. 12 ноября 2007 года, после того, как протест прокурора был рассмотрен, Виталий Калоев был досрочно освобожден и вернулся в Россию. Прибыв в Северную Осетию, он был встречен земляками и с января 2008 года был назначен заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии. В 2005 году авиакомпания «Башкирские авиалинии» подала иск на диспетчерскую компанию «Skyguide», а год спустя и на Федеративную Республику Германия, обвинив их в отсутствии необходимых мер по соблюдению требуемых норм безопасности воздушного сообщения. Требуемая сумма компенсации за разрушенный самолет составляла 2 600 000 евро. 27 июля 2006 года районный суд Констанца постановил, что Федеративная Республика Германия несет полную ответственность за произошедшее, так как передача государством прав контроля за воздушным сообщением в германском воздушном пространстве частной иностранной (швейцарской) компании незаконна, а следовательно и заключенные со «Skyguide» договоры недействительны. Согласно основному закону Германии, обеспечение контроля за воздушным сообщением государства является неотъемлемой задачей органов власти этого государства. Согласно суду, Германия должна возместить компенсацию авиакомпании «Башкирские авиалинии». Это судебное решение было оспорено германским правительством. В 2013 году спор между «Башкирскими авиалиниями» и Германией был урегулирован во внесудебном порядке, судебное разбирательство в Высшем областном суде в Карлсруэ было прекращено.
В период до 2004 года швейцарская страховая компания «Winterthur» произвела страховые выплаты компании «Skyguide». Размер страховки не подлежал оглашению. Суммарная компенсация в размере до 150 000 долларов была выплачена родственникам 41 погибшего пассажира рейса BTC 2937, которые согласились на предложение компании (принять материальную помощь без признания юридической ответственности). Родственники 30 погибших не согласились с этим предложением и приняли решение отстаивать свои права в судебном порядке. 29 января 2009 года апелляционный суд Барселоны (как аэропорт прибытия разбившегося рейса 2937) постановил, что «Башкирские авиалинии» должны выплатить компенсацию семьям погибших в размере 20 400 долларов за человека. В мае 2011 года Федеральный суд Швейцарии окончательно отклонил апелляцию с требованием увеличить размеры выплат компенсации родственникам жертв авиакатастрофы, признав, что максимальный размер компенсации составит около 33 000 швейцарских франков на одного погибшего. В 2005 году страховая компания «Winterthur» подала иск к авиакомпании «Башкирские авиалинии» с требованием возмещения 60 % страховых выплат, произведенных родственникам экипажа рейса DHX 611, в размере 2 500 000 евро, на основании частичной причастности к катастрофе пилотов рейса BTC 2937. 18 сентября 2008 года районный суд города Констанц отклонил данный иск. В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании «Skyguide». Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров «Skyguide» были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них были приговорены к условному заключению, один к штрафу. Четверо других обвиняемых были оправданы. На месте авиакатастрофы близ Юберлингена установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить». В его основу легло найденное на месте трагедии жемчужное ожерелье Дианы Калоевой. Ежегодно в годовщину катастрофы проводятся мероприятия при участии бургомистра города. В диспетчерской Цюриха, откуда происходило управление столкнувшимися самолетами, теперь всегда стоит живая роза. Почти все пассажиры и члены экипажа рейса 2937 похоронены рядом на Южном кладбище Уфы (могилы расположены так, как погибшие сидели в самолете). Также на кладбище открыт мемориал в их память.
Виталий Константинович Калоев (род. в 1956 году)-советский и российский архитектор, строитель. Стал известен после того, как в 2004 году убил авиадиспетчера Петера Нильсена, которого считал виновным в авиакатастрофе 1 июля 2002 года, унесшей жизни его жены и двоих детей. В 2005 году Калоев был признан ограниченно вменяемым и виновным в убийстве Нильсена, после чего начал отбывать срок. В 2007 году за примерное поведение досрочно освобожден и вернулся на родину. С 2008 года по 2016 год заместитель министра строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания. Депутат Собрания представителей города Владикавказ с 2019 года. Родился в 1956 году в Орджоникидзе в семье педагогов. Отец работал школьным учителем осетинского языка, мать-воспитательницей в детском саду. Был младшим ребенком в семье, имел двух братьев и трех сестер. С отличием окончил среднюю школу. Учился в строительном техникуме, служил в армии. После увольнения в запас поступил на архитектурно-строительный факультет Северокавказского горно-металлургического института. Параллельно работал прорабом на стройке. По окончании института получил специальность архитектора. Принимал участие в строительстве военного городка «Спутник» под Владикавказом, предназначенного для проживания советских офицеров, чьи части выводились из ГДР. В перестроечные 1980-е годы организовал строительный кооператив. До 1999 года возглавлял строительное управление во Владикавказе. В 1999 году заключил контракт со строительной фирмой и уехал в Испанию, где работал архитектором: проектировал дома для выходцев из Осетии.
В 1991 году Виталий Калоев женился на Светлане Пушкиновне Гагиевой. Светлана окончила в 1983 году экономический факультет СОГУ, получив специальность экономиста. Она сделала карьеру, пройдя путь от рядового сотрудника банка до начальника отдела. Какое-то время работала директором коммерческого банка «Адамон Банк». На момент встречи с Калоевым и вплоть до катастрофы Светлана работала экономистом и заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял». В браке у Калоевых родились двое детей-сын Константин (род. в 1991 году) и дочь Диана (род. в 1998 году). Константин учился во владикавказской школе № 5, где успел окончить пять классов. Он увлекался палеонтологией и космонавтикой. Все трое погибли в авиакатастрофе и были похоронены во Владикавказе. В июне 2018 года Калоев дал интервью, в котором объявил, что живет в фактическом браке с новой женой Ириной (официально брак не оформлен, свадьба прошла по осетинскому обряду). В декабре того же года у них родилась разнополая двойня-Софья и Максим.
К июлю 2002 года Виталий Калоев уже два года как работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми к тому моменту уже приехала в Москву, но никак не могла купить билет на самолет и лишь за три часа до отлета в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолета «Башкирских авиалиний», который позже разбился в небе над Боденским озером. 2 июля 2002 года, узнав о случившемся, из Барселоны сразу вылетел в Цюрих, а оттуда-в Германию в Юберлинген, где случилась катастрофа. Сначала полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети-пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трех километрах от места падения самолета. Согласно документальному фильму канала National Geographic, Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашел сначала порванные бусы Дианы, а затем и ее тело. Летом 2003 года Калоев вместе с Юлией Федотовой, матерью еще одной погибшей в авиакатастрофе девочки, приехал в компанию управления воздушным движением «Skyguide». По словам работников компании, во время траурной церемонии в Юберлингене, посвященной годовщине со дня авиакатастрофы, «один из родственников-мужчина с черной бородой»-вел себя очень «возбужденно» и жутко напугал главу компании Алана Росье. После чего этот человек якобы приехал в офис «Skyguide», где, общаясь с работниками фирмы, несколько раз спрашивал: «Виноват ли в случившемся диспетчер?»-и добивался встречи с Петером Нильсеном, который в вечер катастрофы был за диспетчерским пультом. 24 февраля 2004 года Петер Нильсен был убит. Убийство произошло на пороге дома Нильсена. На следующий день Калоева в его номере гостиницы задержала швейцарская полиция. Основной версией убийства, рассматривающейся швейцарской полицией, стала месть Калоева. Сам Калоев вины своей не признал, но и не отрицал ее-давая показания, он заявил, что помнит только то, что пришел к Нильсену, показал ему фотографию своей семьи и потребовал извиниться. Нильсен ударил Калоева по руке и выбил фотографию, после чего у Калоева, с его слов, наступил провал в памяти. Калоев нанес Нильсену складным ножом 12 ножевых ранений, от которых тот скончался на месте происшествия. Завершившееся после убийства диспетчера расследование авиакатастрофы признало ошибку диспетчера одной из непосредственных причин катастрофы, однако в его действиях не обнаружено признаков халатности. Диспетчер работал в условиях перегрузки и на неисправном оборудовании. Одним из факторов, который привел к катастрофе, являлась халатность руководства компании «Skyguide», в которой работал Нильсен. В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании «Skyguide». Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров «Skyguide» были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них были приговорены к условному заключению, один к штрафу. Четверо других обвиняемых были оправданы. 26 октября 2005 года Калоев был признан виновным Верховным судом кантона Цюриха и приговорен к восьми годам заключения. 8 ноября 2007 года решением суда он был освобожден за примерное поведение по отбытии части срока. 13 ноября 2007 года Калоев прибыл в Северную Осетию, где был тепло встречен в аэропорту. Некоторые СМИ указывают кровную месть в качестве мотива преступления, однако на судебном заседании судьи подчеркнули, что о кровной мести речь не идет, так как она не является традиционной для родины Калоева. По сообщению ряда российских СМИ, 9 августа 2008 года, на второй день войны в Южной Осетии, Калоев был замечен среди ополченцев в Джаве. Позднее его брат подтвердил, что Виталий действительно был тогда в Южной Осетии, но его присутствие было связано со строительством Зарамагской ГЭС, и что он вернулся домой в ту же ночь. В 2008 году в Северной Осетии Калоев был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики республики. В 2016 году в день своего шестидесятилетия вышел на пенсию, за несколько дней до этого был награжден медалью «Во славу Осетии».
На выборах 8 сентября 2019 года избран депутатом Собрания представителей города Владикавказ от «Единой России».
Картина снята на основе реальных событий, когда 1 июля 2002 года самолеты авиакомпаний Bashkirian Airlines Flight 2937 и DHL Flight 611 столкнулись в воздушном пространстве над немецким городом Юберлинген. Бюджет фильма составил 10, 5 миллионов долларов.