L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi  L'alibi


L'alibi

«АЛИБИ»
(L'alibi)

Франция, 1937, 84 мин., ч/б, «B.N. Films»
Режиссер и сценарист Пьер Шеналь, композитор Жорж Орик
В ролях Эрик Фон Строхейм, Альберт Прежан, Вера Флори, Джани Хольт, Луис Жуве, Морис Баке

Винклер, звезда мюзик-холла, выступающий с телепатическим номером, убивает своего главного врага, чикагского гангстера по фамилии Гордон. Он подкупает танцовщицу Элен, работающую в его кабаре, чтобы она сказала полиции, будто ночь убийства он провел с ней. Инспектор Кала убежден, что Винклер виновен, а Элен лжет. Он заманивает девушку в западню, поручая своему подчиненному Андре Лорану соблазнить ее. Затем Лорана арестовывают по подозрению в убийстве Гордона. Желая спасти возлюбленного, Элен раскрывает комиссару правду. Винклер кончает жизнь самоубийством. Его ассистентка стреляет в Элен, но та остается жива. Лорану удается убедить девушку, что ее любовь к нему взаимна…
Один из самых крупных коммерческих успехов французского кинематографа тридцатых годов. Хорошее подтверждение тому, что этот кинематограф был способен рождать не только театрализованные экранизации и оригинальные картины великих мастеров, но и продукты широкого потребления, действенные и безликие. Весь фильм от начала и до конца банален и лишен какого-либо определенного контекста. Он подчиняется абстрактным законам жанра, в данном случае-детективного повествования: более или менее гнусная атмосфера, сцены насилия, поиск виновного не для того, чтобы узнать его-он известен с самого начала-а чтобы наказать; наконец, резкое, лишенное нюансов противопоставление добра и зла. Оно несколько поколеблено самой темой фильма-ложью. В самом деле, ответом на ложь героини становится ложь полицейского, который подсылает любовника, чтобы заманить ее в ловушку. Пьер Шеналь много возмущался по поводу счастливого финала, навязанного продюсером. Есть повод задуматься о его правоте. Банальному фильму-банальный финал. В трагической развязке обнаружилась бы значительность, не присущая остальной части картины и диссонирующая с ней. В рамках жанра режиссер Анри Декуэн с фильмом «Между одиннадцатью и полуночью» (1949) на целый корпус обошел Шеналя-режиссера, который становится интересен, лишь когда работает в авторском кинематографе, мастерски оперируя фантазией и интонационными перепадами. Искусственная жесткость картины не позволяет ему развернуться во всю мощь. Но после почти полного коммерческого провала «Человека ниоткуда» (1937) Шеналю требовалось вновь подняться на ноги. С этой точки зрения-абсолютный успех. Фильм снят по неоднократно экранизируемому одноименному роману известного писателя Марселя Ашара («Господин Мышь», 1942; «Отец и сын», 1943; «Петрюс», 1946). Оценка 3 балла.