Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Alien-3

«ЧУЖОЙ-3»
(Alien-3)

США, 1992, 115 мин., «20th Century Fox/Brandywine»
Режиссер Дэвид Финчер, композитор Элиотт Голденталь, продюсер и сценарист Уолтер Хилл
В ролях Сигурни Уивер, Чарльз Далтон, Пол Макганн, Брайан Гловер, Чарльз Дэнс

Эллен Рипли, спасшаяся от враждебных тварей, отправляется домой на космическом корабле «Sulaco». Однако, к несчастью, корабль терпит крушение на таинственной станции «Фиорина-161». Она представляет собой одну большую исправительно-трудовую колонию, откуда практически невозможно убежать. Рипли спасают работники тюремной администрации, которые еще не подозревают о том, что вместе с обломками космического корабля на их планету проникло чудовище. На станции находятся одни мужчины, которые выражают недовольство по поводу появления женщины. Начальник тюрьмы вызывает корабль со спасательной командой, но он прибудет только через несколько дней. На станции находится литейный завод, где раньше работали заключенные. Рипли подозревает, что «чужой» прибыл вместе с ними. Она просит кремировать трупы других пассажиров, летевших вместе с ней. Но на станции начинают таинственным образом погибать люди. Рипли понимает, в чем тут дело, но администрация не хочет ее и слушать. Тем временем «чужой» может принимать формы других видов жизни, одновременно перенимая у данной особи ее главные особенности. Главной героине придется пожертвовать собственной жизнью для того, чтобы гнусное космическое отродье было уничтожено…
Самый мрачный фильм серии. Первый фильм Дэвида Финчера. В третьем фильме доминируют желтые, красные и оранжевые цвета, которые резко контрастируют с зеленовато-серой темнотой первого фильма. Вообще, использование зеленоватого цвета нехарактерно для таких фильмов, за исключением тех, где главными героями являются разнообразные млекопитающие рептилии. Бритоголовые заключенные, оборванные одежды, оранжевый свет от свечей и расплавленного свинца, кипящего в раскаленных печах, придают фильму некую «готическую» подоплеку. Религиозная тема освежила фильм, сделала его более осмысленным. Редчайший для Голливуда случай: фильм настолько странный, настолько некоммерческий, что просто непонятно, почему он вообще был снят и выпущен на большой экран. Картина имеет необычайно сложную историю подготовки: к созданию сценария на разных этапах привлекались знаменитый писатель-киберпанк Уилльям Гибсон, режиссер Дэвид Туохи и сценарист Эрик Ред («Попутчик», 1996; «С наступлением темноты», 1987; «Голубая сталь», 1990; «Части тела», 1991; «Проклятая луна», 1996; «Подводное течение», 1996), среди предыдущих режиссеров были Рэнни Харлин («Тюрьма», 1988; «Крепкий орешек-2», 1990; «Приключения Форда Ферлейна», 1990; «Скалолаз», 1993) и Винсент Уорд, который, в конце концов, ограничился написанием сценария. Стало значительно меньше напряжения, что авторы попытались компенсировать большим количеством крови и жестокости. Но убийства совершаются так быстро, что практически ничего не успеваешь заметить. Роль «чужого» здесь исполняет актер в костюме в отличии от первых двух картин, хотя в создании костюма снова принял участие Ганс-Руди Гигер. Довольно странно видеть лысую Сигурни Уивер. Некоторые варианты сценария намекали, что действие разворачивается на Земле, а Уилльям Гибсон вообще предложил сценарий, в котором Рипли подавляющую часть фильма находится в коме. Режиссер-дебютант Дэвид Финчер был разочарован неоднократными вмешательствами в свою работу представителей студии и покинул проект до начала монтажа. Он не любит этот фильм, и оказался единственным из четырех режиссеров саги, который отказался дать свои комментарии о съемках на DVD-издании, включившем все 4 фильма и вышедшем в 2004 году. Ренни Харлин предпочел снять фильм «Крепкий орешек-2», Винсент Уорд был уволен за несогласие с продюсерами (именно его была идея перенести действие на планету, населенную монахами, ведущими средневековый образ жизни, куда падал корабль с Рипли и «чужим»), а Уолтер Хилл сам уступил режиссерское кресло Финчеру. Как я уже сказал, в первоначальном сценарии «чужой» должен был нападать на монастырь, сооружения которого началось. На половине пути строительные работы были заморожены, а сценарий был отправлен на очередную трехмесячную переработку. В итоге решили, что местом действия будет тюрьма, которую начали переделывать на месте недостроенного монастыря. Продюсеры хотели использовать знаменитый эпизод разрывания «чужим» грудной клетки Хикса (в исполнении Майкла Бьена) из первого фильма, для чего создали манекен актера. Но Бьен пригрозил создателям фильма подать на них в суд, за использование его «тела» без его согласия. Идею отвергли, но попросили у актера разрешение использовать его внешность в начале фильма. За эту «роль» (то есть простое изображение на экране монитора) Бьен получил больше денег, чем за свою роль в первом фильме. Сооружение огромного свинцового завода на студии «Pinewood» заняло 3 месяца, но рабочие все равно не уложились до начала съемок, даже работая по 6 дней в неделю по 14 часов. В свободное от съемок время Сигурни Уивер была вынуждена носить парик, так как ее двухлетняя дочь боялась ее лысины. Монтаж фильма занял более года. Когда продюсеры решили перемонтировать новую концовку, то на подгонку музыки Эллиоту Голденталю дали всего одну ночь. Когда съемки фильма были заморожены в конце 1991 года, вся съемочная группа возвратилась в Лос-Анджелес. Когда съемки возобновились, волосы у Сигурни Уивер отросли. Она потребовала от продюсеров бонус в 40 тысяч долларов за то, что она снова пострижется налысо. Но те, естественно, решили сэкономить деньги и наняли гримера Грега Кэннома, чтобы тот сделал искусственную лысину для актрисы. Лысина обошлась в 16 тысяч долларов, и каждый раз ее приходилось очень долго одевать на голову Уивер, чтобы она точно совпала с волосами, которые нужно было прикрывать. В итоге продюсеры практически ничего не сэкономили, потеряв на времени съемочного процесса. Неустойку, полученную за увольнение из этого фильма, Винсент Уорд потратил на финансирование своего следующего фильма «Карта человеческого сердца» (1993). Первоначальный бюджет картины был 45 миллионов долларов, включавший 5, 5 миллионную зарплату Уивер. Но после увольнения двух режиссеров и пересъемки финального эпизода, который слишком смахивал на финал картины «Терминатор-2» (1991), бюджет вырос до 65 миллионов. Семь миллионов долларов были потрачены на декорации, которые не пригодились для этого фильма из-за переделок в сценарии. Роль Клеменса была предложена Габриэлю Бирну и Ричарду Гранту, который очень нравился Финчеру. Оператор Джордан Кроненвет вынужден был выйти из проекта спустя три дня после начала съемок, так как у него обнаружили болезнь Паркинсона. Он умер в 1996 году. Действие фильма разворачивается несколько дней спустя после окончания событий второго фильма. Гримом занимался Дэвид Лерой Андерсон («Нация пришельцев», 1988; «Кладбище домашних животных», 1989; «Электрошок», 1989; «Смерть ей к лицу», 1992; «Заряженное оружие», 1993; «Горячие головы-2», 1993; «Погоня», 1994; «Прибытие», 1996; «Чокнутый профессор», 1997; «Люди в черном», 1997). Фильм номинировался на «Оскар» и британский приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты студий «Boss Film Studios», «Video Image» и «Wildfire», в создании которых принимали участие Ричард Эдлунд, Алек Гиллис и Том Вудрафф. При бюджете в 63 миллиона долларов картина по всему миру собрала почти 160 миллионов и еще 32 миллиона получила за право демонстрации в других странах. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, режиссуру, спецэффекты, сценарий, актрису (Уивер), актера второго плана (Чарльз Даттон) и как лучший фантастический фильм года. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа