Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Alien

«ЧУЖОЙ»
(Alien)

Великобритания, 1979, 115 мин. «20th Century Fox/Brandywine»
Режиссер Ридли Скотт, сценарист Дэн О’Бэннон, композитор Джерри Голдсмит, продюсер Уолтер Хилл
В ролях Сигурни Уивер, Том Скерритт, Гарри Дин Стентон, Джон Херт

Возвращаясь на Землю из обычного полета, космический корабль «Ностромо» получает сигнал СОС и приземляется на неизвестной планете. Экипаж корабля, состоящий из семи человек, направляется на поиски. Капитан Даллас, Кейн и Ламберт обследуют огромную пещеру, где находят в обломках потерпевшего крушение старого космического корабля таинственную форму жизни, развивающуюся внутри гигантских яиц. Из одного яйца выпрыгивает непонятное существо и прилипает к лицу Кейна. Его транспортируют на корабль, где Эш помещает его в карантин. «Чужой» каким-то образом прорастает через рот Кейна. Потом он исчезает и позднее на корабле будет обнаружен мертвым, а космонавт приходит в себя. Но зародыш «чужого» разрывает грудь Кейна, и на свет появляется отвратительное склизкое существо с ужасными двойными челюстями и массивными когтями. «Чужой» увеличивается, превращаясь в настоящего монстра и изменяя свой внешний вид. Прячась в укромных и потайных уголках корабля, мутант постепенно истребляет весь экипаж «Ностромо». Его слюна и кровь по действию сродни кислоте, разъедающей все вокруг. Астронавты, прежде чем умереть, понимают, что были принесены в жертву компанией, которая во что бы то ни стало хотела заполучить «чужого», который прилетел бы на Землю вместе с кораблем. Единственной оставшейся в живых космонавтке Эллен Рипли в результате ожесточенной схватки удается отправить «чужого» в открытый космос…
Не отличаясь особой оригинальностью сценария (за исключением открытия в середине фильма факта, что инженер экипажа в действительности был роботом), «Чужой», второй фильм Ридли Скотта, ознаменовал революцию в жанре научной фантастики. В результате соединения великолепных декораций, макетов корабля, превосходных спецэффектов и, конечно же, самого монстра, одного из самых ужасных, которых когда-либо можно было видеть в кинематографе, привело к созданию картины, подобной которой раньше просто не было. Три года спустя ремейк знаменитой картины Ховарда Хоукса «Нечто из другого мира» (1951) под названием «Нечто», поставленный Джоном Карпентером, принял из рук «Чужого» эстафету. Самая существенная заслуга фильма состоит в том, что он открыл миру талантливых и впоследствии знаменитых художников, в том числе Майкла Сеймура («Театр крови», 1973; «История привидения», 1981; «Невеста», 1985; «Они называют это любовью», 1993; «Человек с ружьем», 1994; «Полицейский из Беверли Хиллз-3», 1994), постановщиков спецэффектов под руководством Брайана Джонсона («Космическая одиссея 2001 года», 1968; «Вкус крови Дракулы», 1970; «Когда динозавры правили Землей», 1970; «Блестящий шар», 1977; «Месть розовой пантеры», 1978; «Прикосновение медузы», 1978; «Империя наносит ответный удар», 1980; «Убийца драконов», 1981; «Бесконечная история», 1984; «Шпионы как мы», 1985; «Воздушный Гольфстрим», 1989; «Сердце дракона», 1996; «Космические дальнобойщики», 1997), а также Карло Рамбальди, который позднее создал монстра для картины «Инопланетянин» (1982) Стивена Спилберга. Фильм был снят в павильонах английской студии «Bray», колыбели большинства фильмов ужасов компании «Hammer». Можно отметить два любопытных момента: неужели нужно было отправляться на поиски кота, рискуя собственной жизнью, и почему у Сигурни Уивер трусики на два размера меньше, чем положено? Лозунгом картины были слова «В космосе никто не услышит ваш крик!». Сцены убийств очень короткие и мимолетные, что компенсируется кровавой сценой появления монстра за обедом и рвотой киборга. Первоначально картину планировал снимать Уолтер Хилл. Также в первой версии сценария Рипли был мужчиной. В сценарии была сцена секса между Рипли и Далласом (Том Скерритт), но ее так и не сняли. Первоначальным концом была смерть Рипли от рук «чужого», который занимал ее место в кресле и разговаривал ее голосом с Землей, но студия отказалась от него. Сначала на роль Рипли планировалась именно Вероника Картрайт, сыгравшая в итоге Ламберт, но продюсеры настояли на ее замене Сигурни Уивер. Жизненный цикл монстра взят от мухи «це-це». В момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн покидают корабль, в капсулах на самом деле находятся дети. Это было сделано для того, чтобы корабль выглядел больше, чем он есть. Картина инспирирована фильмом середины пятидесятых годов «Оно-ужас из космоса!». Монстр был создан оскаровским лауреатом швейцарцем Гансом-Руди Гигером. Джон Херт получил роль после того, как Ридли Скотт увидел его в роли Калигулы в фильме «Я-Клавдий». А для Сигурни Уивер это вообще была лишь вторая роль в кино. Эпизод с выпрыгивающим из разорванной груди «чужим» считается лучшим в картине. Великолепно претворен в жизнь любимый лозунг Ховарда Филиппса Ловкрафта «атмосфера, а не действие». Прическами занималась Сара Монзани («Полночный экспресс», 1978; «Овсянка», 1979; «Дэрил», 1985; «Невеста», 1985; «Повелитель мух», 1990; «Интервью с вампиром», 1994; «Эвита», 1996; «Белый шквал», 1996; «Джейн Эйр», 1996). Интересно, что легкий туман при обнаружении яиц был создан с помощью лазера и дымовой установки, позаимствованной у группы «Who». Несмотря на то, что Уолтер Хилл поменял все имена главных персонажей по сравнению со сценарием Дэна О'Бэннона, который дал им нейтральные имена, подразумевая, что это может быть и мужчина, и женщина, О'Бэннон даже предположить не мог, что главная героиня Рипли станет женщиной. Очень много диалогов было сымпровизировано актерами прямо на съемочной площадке. Передняя часть головы «чужого» была сделана из гипсового слепка с настоящего человеческого черепа. В результате лицо «чужого» никогда не снималось прямо из-за его схожести с человеком, а только под различными углами. Кроме того, режиссер ни разу не показал «чужого» в полный рост. Во время съемок картины была сделана попытка сделать «чужого» прозрачным или просвечивающимся. Всего в картине играли три «чужих»: модель и два костюма. Один из них для актера племени масаи Боладжи Бадеджо, рост которого 214 сантиметров, второй-для профессионального каскадера. Боладжи Бадеджо вообще-то был художником, а обнаружил его в пабе один из членов съемочной группы. Бадеджо был очень высок и имел тонкие руки, что и требовалось для костюма «чужого». Модель «чужого» перекрашивали почти каждый вечер после съемок, так как слизь из его рта смывала всю акриловую краску. Актерам не рассказали детально, что будет происходить во время сцены разрывания «чужим» груди Джона Херта (он единственный все знал). Например, Вероника Картрайт не знала, что на нее выплеснется кровь. Кроме того, актеры не были оповещены, что используются настоящие внутренности животных, так что их реакция удивления и отвращения была естественной. Для сцены в старом космическом корабле было создано 130 яиц огромных «чужого». Режиссерская версия картины, вышедшая в 2003 году, стала возможной после обнаружения в лондонском хранилище более 100 ящиков с отснятым материалом. Для сцены пробуждения ото сна Сигурни Уивер и Вероника Картрайт были вынуждены прикрыть соски груди белыми накладками, так как их показ запрещен в некоторых странах. Интересно, что ящики с частями «чужого», сделанные Гигером, были задержаны американскими таможенниками. Дэн О'Бэннон был вынужден ехать и объяснять, что они сделаны специально для фильма ужасов. Сцена разрывания груди Джона Херта была снята с первого дубля четырьмя камерами. Чтобы заставить кота зашипеть при виде «чужого», напротив него посадили немецкую овчарку с перегородкой между ними. Когда начались съемки, перегородку подняли и получили необходимую реакцию кошки. Дэн О'Бэннон не мог придумать причину, по которой космонавты «Ностромо» не могут стрелять в «чужого» из огнестрельного оружия. Ему на помощь пришел художник Рон Кобб, предположивший, что «чужой» должен вместо крови истекать кислотой, поэтому лишние ранения или уничтожение «чужого» лишь причинят больший вред самому космическому кораблю. Все съемки ручной камерой Ридли Скотт сделал самостоятельно. Механические головы «чужого» по дизайну Гигера сделал Карло Рамбальди. Режиссер рассказывал, что механизм, раскрывающий яйца чужого, был настолько мощным, что мог оторвать руку. Джерри Голдсмит был очень недоволен изменениями, которые внесли в его музыку создатели фильма. Он проклинал их до самой своей смерти в 2004 году. Кровь Эша не содержала молока, как можно было подумать, ибо молоко быстро кисло и начинало вонять под теплыми софитами студии. Использовалась просто подкрашенная белым цветом вода. Дэн О'Бэннон познакомился с Гансом-Руди Гигером, когда они недолго работали над несостоявшимся проектом Алехандро Ходоровского «Дюна» в начале 70-х годов. Идея фильма у Дэна О'Бэннона возникла из-за неудовлетворения фильмом «Темная звезда» (1974), над которым он работал вместе с Джоном Карпентером. Ему захотелось более убедительного проекта. Партнером О'Бэннона по написанию сценарий был Рональд Шусетт, который однажды пришел к нему с просьбой о помощи в написания сценария по рассказу Филиппа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который позднее превратился в фильм «Полное восстановление памяти», 1990), права на который Шусетт приобрел. Но О'Бэннон в то время увлекся идеей проникновения «чужого» на борт космического корабля. И он убедил Шусетта сначала поработать над его сценарием, так как его претворить на экране значительно дешевле. Первоначальным названием картины было «Star Beast». Единственная оригинальная идея Уолтера Хилла в сценарии О'Бэннона была сделать Эша роботом. В первые шесть минут фильма в картине нет диалогов. Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза до 8, 4 миллионов долларов, когда увидела раскадровку сюжета фильма, сделанную Ридли Скоттом. Продюсеры картины «Ужас из космоса» (1958) хотели подать на создателей этого фильма в суд, обвинив их в плагиате, но не сделали этого. Джон Херт получил роль Кейна случайно. Первоначально он должен был сниматься в другом фильме в ЮАР, а на роль Кейна был утвержден Джон Финч. Но неожиданно власти ЮАР отказали актеру в выдаче визы, перепутав его с актером Джоном Хирдом, который выступал против апартеида и был в черных списках ЮАР. Херт заявил, что он тоже против апартеида, но это дело не изменило. Одновременно Джон Финч серьезно заболел диабетом и был вынужден отказаться от роли. В результате Ридли Скотт на выходных привез Херту сценарий фильма, а уже утром в понедельник тот, не выспавшийся, был уже на съемочной площадке. Вероника Картрайт, первоначально утвержденная на роль Рипли, первый раз узнала о замене на Сигурни Уивер только когда пришла на студию пробовать костюмы для своей героини Ламберт. С самого начала съемок Ридли Скотт постоянно дискутировал с девятью продюсерами, находившимися на съемочной площадке, что сильно замедляла ход работы. Постановщик спецэффектов одновременно с этим фильмом трудился в картине «Империя наносит ответный удар» (1980). В одной из сцен Вероника Картрайт ударила Сигурни Уивер в лицо по-настоящему (как и просил режиссер), в результате чего сама Уивер, а также Яффет Котто и Гарри Дин Стэнтон были весьма удивлены. В сцене вскрытие Эша использовали свежих моллюсков, четыре устрицы и почки овцы для воссоздания внутренних органов. А голова Эша содержала спагетти, дешевую икру и кольца лука. Первоначально Гигер сделал «чужому» глаза, но их убрали, чтобы сделать его вид более угрожающим. Ни одна кинокомпания не хотела связываться с этим сценарием, называя его «слишком кровавым». Единственным продюсером, который хотел его, был Роджер Корман. Но когда в проект пришел Уолтер Хилл и сделал необходимые изменения, студия «20th Century Fox» согласилась финансировать картину. Хотя и она отвергла первоначальный вариант, как «слишком кровавый». Оригинальная режиссерская версия картины длится 192 минуты. Хотя в комментариях к ее выпуску, Скотт признался, что первоначальный театральный вариант нравится ему больше. На режиссерское кресло также претендовали Роберт Олдрич, Питер Йатс, Джек Клэйтон и сам Дэн О'Бэннон. В качестве зародыша «чужого», появляющегося из яйца, режиссер использовал сердце и желудок коровы, а также кишки овцы. Пробы тогда неизвестной актрисы Сигурни Уивер на роль Рипли многие сравнили с Джейн Фондой. Режиссер делал выбор между ней и Мэрил Стрип. Обе актрисы были одноклассницами в колледже Йеля. Ридли Скотт говорил, что в качестве основы своего фильма использовал ленты «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Звездные войны» (1977) и «Техасская резня бензопилой» (1974). Чтобы снизить стоимость декораций, создатели картины старались делать их таким образом, чтобы их можно было задействовать в нескольких сценах. Фильм получил «Оскар» за спецэффекты, а номинировался за лучшее художественное оформление, и породил несколько продолжений, не менее успешных в коммерческом плане. При бюджете в 11 миллионов долларов картина по всему миру собрала 185 миллионов и еще более 40 миллионов получила за право демонстрироваться в других странах. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, актрису второго плана (Картрайт) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучший сценарий, грим, спецэффекты и актрису (Уивер). Англичане вручили фильму свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление и саундтрек к фильму, а номинировали за лучшую музыку, костюмы, монтаж, актера второго плана (Херт) и лучшую дебютантку (Уивер). Музыка Джерри Голдсмита номинировалась на «Золотой глобус» и премию «Грэмми». На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз за лучшие костюмы и операторскую работу. В 2002 году картина внесена в библиотеку конгресса США, как имеющая культурное значение. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа