Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Aliens

«ЧУЖИЕ»
(Aliens)

США-Великобритания, 1986, 154 мин., «Brandywine»
Режиссер и сценарист Джеймс Камерон, композитор Джеймс Хорнер, сценарист и продюсер Уолтер Хилл
В ролях Сигурни Уивер, Кэрри Хенн, Майкл Бьен, Пол Рейзер

Единственная оставшаяся в живых из экипажа космического корабля «Ностромо» Эллен Рипли, пробывшая 57 лет в состоянии анабиоза, замечена спасательным модулем. По возвращении на Землю Рипли сталкивается с недоверием и непониманием. Ей рассказывают, что колонисты на планете LB426 давно не отвечают на сигналы с Земли. Собирается новая экспедиция на планету, чтобы узнать, что случилось. Там Рипли и десантники находят маленькую девочку Ньют, которую Рипли привозит домой после ожесточенного сражения с «чужими»…
Она проспала в космическом саркофаге много лет, но, вернувшись на Землю, вновь с головокружительной смелостью отправилась путешествовать во времени и пространстве, покорять сверкающие космические дали, бросив вызов злу, олицетворенному в фильме ужасающими чудовищами, грозящими гибелью жизни во Вселенной. Продолжение фильма Ридли Скотта не дотягивает до первой части в первую очередь из-за отсутствия эффекта неожиданности, но, тем не менее, насыщено потрясающими визуальными и звуковыми спецэффектами, за которые картина получила два «Оскара». Сигурни Уивер, номинировавшаяся на «Оскар» как лучшая актриса, вспоминала: «Когда я читала сценарий фильма, я перескакивала через многочисленные эпизоды, в которых фигурировало оружие. Я тогда еще не понимала, что именно оно будет главной звездой фильма. А когда уже на съемках мне пришлось практически каждый день сталкиваться с различными видами оружия, я чувствовала себя членом антивоенной организации «Контроль за ношением оружия». Другим минусом фильма стали очень бледные костюмы. Вообще второй фильм собирался снимать Винсент Уорд, а не Джеймс Камерон, который первым пришел в компанию «20th Century Fox» со своим сценарием. Интересно, что Майкл Бьен погибает в каждом фильме Камерона, в котором он снимался. Во втором фильме доминируют бело-голубые тона, любимые Камероном («Бездна», 1989). Продолжения всегда получаются более слабыми, так как авторы хотят повторить оригинал, а вот Джеймс Камерон снял свой собственный фильм. Более неровный, но такой же изысканный и впечатляющий, этот фильм использовал главным образом все предыдущие достижения в области жанра, которых за прошедшие шесть лет со времени выхода первой части, накопилось немало. Джеймс Камерон-умелый и тонкий компилятор и плагиатор. Эл Мэттьюз («Предзнаменование-3», 1981; «Рэгтайм», 1981; «Супермен-3», 1983; «Пятый элемент», 1997; «Завтра не умрет никогда», 1997), играющий сержанта Апоне, в действительности первый чернокожий солдат, произведенный в ранг сержанта во время войны во Вьетнаме. Кэрри Хенн, играющая девочку Ньют, снялась первый и последний раз в кино. Сейчас она работает учительницей в школе. В режиссерском варианте картины добавлена сцена с колонистами и играющими детьми на планете LB426 до прибытия туда корабля с Рипли. Также показаны родители Ньют. Хикса должен был играть Джеймс Ремар, но он был заменен на Майкла Бьена после нескольких дней съемок из-за разногласий с режиссером. Шутка с ножом, показанная Бишопом, впервые встретилась в картине Романа Полански «Нож в воде» (1962), а затем повторилась в фильме Джона Карпентера «Темная звезда» (1974). Персонажа в исполнении Майкла Бьена кусают за руку в каждом фильме Джеймса Камерона: «Терминатор» (1984), «Бездна» и здесь. Интересно, что Майкл Бьен использовал оружие, которое он носил и в картине «Терминатор». Некоторые декорации остались после съемок и были использованы в картине «Бэтмен» (1989). Сценарий этого фильма был готов уже в сентябре 1983 года, но когда Камерон заинтересовался этим проектом, он полностью переписал сценарий. Первоначально Сигурни Уивер напрочь отказывалась от роли Рипли, но была покорена сценарием Камерона, и в итоге поддалась многочисленным уговорам. Переговоры (в том числе насчет ее гонорара) были настолько трудными, что Камерон и продюсер Гейл Энн Херд, только что поженившиеся, прервали их и отправились в медовый месяц. Когда они вернулись, переговоры все еще не сдвинулись с мертвой точки, так что Камерон решил снимать фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Композитору Джеймсу Хорнеру не понравилось, что Камерон отвел ему на сочинение музыки мало времени. Приехав в Лондон и имея 6 недель в запасе, композитор обнаружил, что съемки еще не закончены, в результате чего он три недели бездельничал, а за оставшиеся 3 недели был вынужден сочинять музыку. Хорнер все равно не успевал, поэтому ему пришлось использовать свои наработки к картине«Звездный путь-2» (1982). Конфликт между Хорнером и Камероном зашел так далеко, что Хорнер думал, что больше никогда не будет работать с режиссером. Но Камерону так понравилась музыка композитора к картине «Храброе сердце» (1995), что он пригласил Хорнера написать музыку к своему фильму «Титаник» (1997). Студия «20th Century Fox» наняла Камерона написать сценарий этого фильма и снять его, но когда он прервал работу, чтобы снять картину «Терминатор» (1984), студия решила дождаться его возвращения, так как ей очень понравилась та часть сценария, которую Камерон уже успел закончить. По бюджетным соображениям было построено всего 6 спальных капсюлей для астронавтов, но под определенным углом камеры кажется, что их двенадцать. Стоимость каждой капсюли составляла 4300 долларов. Королеву «чужих» оживляли 16 операторов. Для съемок фильма была сшито всего шесть костюмов «чужих». Сцены, в которых их появляются несколько десятков, были результатом отличной операторской работы, монтажа и освещения. Последние 15 минут фильма действительно совпадают с 15-ю минутами финального сражения. Сигурни Уивер сказала Камерону, что она хочет делать в этом фильме: не носить оружия, умереть и заниматься сексом с «чужим». Ничего из вышесказанного в фильме нет. Но Уивер выполнила все три поставленные цели в двух следующих продолжениях, где она не носила оружия, в обоих фильмах занималась любовью с «чужим» и, в итоге, умирала (правда, для четвертого фильма ее пришлось клонировать). В первом фильме робот Эш (Лэнс Хенриксен) изрыгает белую жидкость, которой была подкрашенная белой краской вода, ибо создатели фильма посчитали, что молоко под теплыми лучами софитов будет сворачиваться и киснуть. В этом же фильме Камерон решил использовать именно смесь молока и йогурта, что привело к пищевому отравлению у Хенриксена, который надышался испарениями этой насыщенной бактериями смеси. Некоторые звуковые эффекты были созданы с помощью сделанного в Австралии цифрового сэмплера «Fairlight». Хотя сейчас этот 8-битовый синтезатор выглядит смехотворным, в то время он стоил 30 тысяч долларов, и его использовали на своих концертах такие звезды как Принс, Кейт Буш, Йан Хаммер. Обратите внимание на шутку в эпизоде, когда астронавты пробуждаются ото сна. Хадсон говорит: «Эй, Васкес, тебя когда-нибудь по ошибке принимали за мужчину?», на что Васкес отвечает: «Нет! А тебя?». Шутка пришла из голливудской легенды, когда журналист спросил знаменитую актрису Талулу Бэнкхед: «Вас когда-нибудь по ошибке принимали за мужчину?», намекая на внешность актрисы (которая очень много пила и курила), на что Бэнкхед ответила: «Нет, дорогой! А вас?». Знаменитую сцену с ножом Эша и рукой Хадсон обсуждали практически все актеры, за исключением Билла Пэкстона. Картина не имела тестовых просмотров, так как ее монтаж был закончен всего за неделю до премьеры. Гримом и спецэффектами занимались Питер Робб-Кинг, Рик Лаззарини, Стивен Норрингтон, Стэн Уинстон, Том Вудрафф («Замороженный», 1985; «Адская месть», 1988; «Нация пришельцев», 1988; «Левиафан», 1989; «Дрожь земли», 1990; «Смерть ей к лицу», 1992; «Волк», 1994; «Санта Клаус», 1994; «Джуманджи», 1995; «Майкл», 1996; «Звездный десант», 1997; «Секретные материалы», 1998; «Мой любимый марсианин», 1999; «Шестой день», 2000), Дуг Бесуик, Роберт Скотак, Дэннис Скотак («Сражение среди звезд», 1980; «Побег из Нью-Йорка», 1981; «Галактика ужаса», 1981; «Запретный мир», 1982; «Вторжение на Землю», 1988; «Терминатор-2», 1991; «Возвращение Бэтмена», 1992; «Танкистка», 1995; «Прибытие», 1996; «Титаник», 1997), Джулиан Перри («Осьминожка», 1983; «Вид на убийство», 1985; «Уиллоу», 1988; «Лицензия на убийство», 1989; «Воздушный Гольфстрим», 1989; «Ночное племя», 1990; «Тарзан и затерянный город», 1998), а также компании «Peerless Camera», «Fantasy II Film Effects» и «The L.A. Effects Group». При бюджете в 18, 5 миллионов долларов картина по всему миру собрала более 131 миллиона и еще 44 миллиона заработала за право демонстрации в других странах. Также фильм номинировался на «Оскар» за лучшее художественное оформление, монтаж, музыку и звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, спецэффекты, сценарий, актрису (Уивер), юную актрису (Кэрри Хенн), актера и актрису второго плана (Билл Пэкстон и Дженетт Голдштейн), а также как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, грим и актера (Бьен). Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты, а номинировали за лучший грим, звук и художественное оформление. За свою роль Сигурни Уивер также номинировалась на «Золотой глобус» как лучшая актриса. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа