Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

American Psycho

«АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ»
(American Psycho)

Канада-США, 2000, 102 мин., «Muse Productions/Columbia/TriStar»
Режиссер и сценарист Мэри Харрон, композитор Джон Кейл
В ролях Кристиан Бейл, Уиллем Дэфоу, Джаред Лето, Джош Лукас

1987 год. Патрик Бейтмен абсолютно нормальный человек. Ему 27 лет, он с отличием закончил Гарвардский университет, у него совершенное тело, чистая кожа, приличная одежда, престижная работа на Wall Street, отличная невеста, сексапильная секретарша, пылкая любовница, достаточно большое состояние. Его волнуют лишь три навязчивые вещи: он сам, как улучшить себя и как улучшить себя в глазах других. В попытке вырваться из этой благообразной жизни Патрик становится на путь насилия и убийств, превратившись в серийного убийцу. Он берет топор, механическую бензопилу или пистолет и отправляется по ночам на улицу истреблять бомжей, проституток и других отбросов общества. Противостоит ему частный детектив Дональд Кимбалл, расследующий странное исчезновение коллеги Патрика по работе…
Картина поставлена по одноименной книге Брета Истона Эллиса, мрачной сатире на времена правления Рональда Рейгана. Патрик Бейтмен-фраер в мокасинах из крокодиловой кожи, шелковом галстуке и костюме с широкими плечами, стилизованном под моду 30-х годов. Нью-Йорк 80-х годов, населенный сплошь «золотыми мальчиками» (Wonder Boys) с Wall Street, где волшебная палочка притворяется платиновой карточкой «American Express». Одинаковая стрижка, одинаковые подтяжки, одинаковые очки в роговой оправе. Те же рестораны, та же дискотека, те же девочки, те же витамины, тот же кокаин. Недаром герои романа, бестселлера десятилетней давности, вызвавшего такой шквал обвинений, что на его защиту прогрессивная общественность мобилизовала Салмана Рушди, и вот теперь экранизированного Мэри Харрон, постоянно насвистывают мелодии из популярного мюзикла «Отверженные». Они самые отверженные в этом городе. У них нет даже лиц: Патрика Бейтмена постоянно окликают: «Привет, Андерсон», или «Привет, Роббинс», или «Привет, Джонс». Поэтому можно, убив друга, пользоваться его квартирой. Портье в неурочный час только спросит: «Что, опять сверхурочные?» И никто, даже твой адвокат, не поверит признанию в убийстве. Ведь собеседник уверен, что всего лишь два дня назад обедал с расчлененным вице-президентом в Лондоне. Патрик ненавидит тех, кто еще отверженнее, чем он: бомжей и проституток. Он выдавливает им глаза, распиливает их бензопилой, распинает на полу своей спальни, скармливает их внутренности крысам, пьет их кипяченую кровь, лакомится их кожей, совокупляется с их отрезанными головами, хранит части тела в аккуратных пластиковых пакетах в холодильнике, рядом с йогуртом. Его жертвы, впрочем, тоже не живут, закоченевшие в своих мольбах подать на кусок хлеба или в ожидании дополнительной купюры в 100 долларов за анальный секс в наручниках. Патрик живет хотя бы ночью, когда «снимает маску». По иронии судьбы серийный убийца Патрик Бейтмен-самый тонкий, самый чувствительный из всех золотых мальчиков, единственный, кто плачет настоящими слезами. И, убивая свои жертвы, он «учит их жить», он напоминает им о существовании в мире страдания, существовании боли, хотя бы физической. Патрик Бейтмен-тот самый джентльмен с наглой физиономией, не согласный, что дважды два равняется четырем. Он выходит за рамки навязанной ему функции. В идеале он должен бездельничать в офисе, но не убивать. Но беда в том, что никто вокруг Патрика никогда не выйдет за рамки определенных социальным положением реакций. Публика не успела промокнуть набежавшие за полтора десятилетия этой сентиментальной свистопляски обильные слезы, как ей улыбнулся с экрана Патрик Бейтмен в замечательном исполнении Кристиана Бейла. В реальности получилось похлеще, чем пресловутый фильм «Генри: портрет серийного убийцы» (1986) Джона Макнафтона. В чем можно упрекнуть фильм, так это в том, что он несколько запоздал. Пафос жестокой социальной сатиры-редкого в современном кинематографе жанра-обращен против феномена, уже прописанного в истории. Где теперь эти «золотые мальчики»? Кто им целует пальцы? И подает ли им лиловый негр пальто? Оператором картины был Анджей Секула («Бешеные псы», 1992; «Криминальное чтиво», 1994; «Хакеры», 1995; «Четыре комнаты», 1995). Бюджет фильма составил 8 миллионов долларов, а собрал он по всему миру 35 миллионов. Роль Бейтмена была предложена Эдварду Нортону, но он ее отклонил. Фильм, демонстрируемый в квартире Бейтмана, когда он работает, это «Техасская резня бензопилой» (1974). Также на режиссерское кресло претендовал Дэвид Кроненберг, а на главную роль Брэд Питт. Мэри Харон рассказывала, что во время первой сцены приема душа Кристианом Бейлом все женщины со съемочной площадки собрались вокруг, чтобы посмотреть на Кристиана. Перед началом съемок актеры посмотрели фильм Марио Бавы «Красный знак безумия» (1971), который послужил источником вдохновения для создания этой картины. Интересно, что цензура вырезала около 30 секунд сексуального эпизода картины. Но причиной были не обнаженная натура или сам секс, а выражение лица Кристиана Бейла. Обратите внимание, что несмотря на то, что действие картины разворачивается в 1987 году, Рональд Рейган выступает в конце фильма по телевизору «Sony Trinitron», модели конца 90-х годов. А вообще в фильме звучат песни, вышедшие немного позже, например: Robert Palmer (Simply Irresistible, 1988), «MARRS» (Pump Up The Volume, 1988), «Simply Red» (If You Don't Know Me By Now, 1989), «Information Society» (What's On Your Mind, 1988). Интересно, что первоначально картину намеревался ставить Оливер Стоун, главную роль психопата отводили Леонардо Ди Каприо, детектива должен был играть Джеймс Вудс, а подругу героя Эвелин-Камерон Диас. На международном кинофестивале в Ситгее картина номинировалась на Гран-при. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа