Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ЛЮБОВЬ»
(Amour)

Австрия-Франция-Германия, 2012, 127 ми., «Les Films du Losange/X-Filme Creative Pool/Wega Film»
Режиссер и сценарист Михаэль Ханеке
В ролях Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Рита Бланко, Рамон Агирре, Кэрол Франк

Жорж и Анна прожили вместе всю жизнь, рука об руку, постоянно заботясь друг о друге. Сейчас им за восемьдесят. Анна заболевает и ее жизнь начинает постепенно угасать: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Жорж пытается нанять сиделок, но с горечью понимает, что не может требовать от них душевной теплоты и искренности чувств. Оставив преподавание в консерватории, он всецело посвящает себя заботам о жене. Мужчина не может представить любимую в доме престарелых, о котором настаивает их взрослая дочь, время от времени навещающая родителей. Эти визиты-настоящее испытание для семьи, жизнь которой, казалось бы, протекла в гармонии и любви…
Камерная драма, премьера которой состоялась на 65-м Каннском кинофестивале, где лента получила главный приз-«Золотую пальмовую ветвь». Картина было крайне высоко оценена мировыми кинокритиками, повергнув в состояние шока не только их, но и простых зрителей. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм победил в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и получил номинации за лучший фильм года (первый фильм не на английском языке в XXI веке), режиссерскую работу и лучшую женскую роль. Во Франции большинство членов съемочной группы «Любовь» отметили пятью главными статуэтками национальной премии «Сезар», в том числе за лучший фильм года.
Основной девиз фильма: «Испытание чувств на закате жизни». Все действие фильма, кроме вступительной сцены, происходит в обыкновенной парижской квартире. Восьмидесятилетние Жорж и Анна-заслуженные учителя музыки-посещают концерт бывшего ученика. Их дочь Ева живет отдельно со своей семьей. Совершенно внезапно для Жоржа у Анны случается гемиплегия. После возвращения из больницы на инвалидной коляске (половина тела Анны парализована), любовь пары подвергается серьезному испытанию. Жоржу приходится делать все, чтобы помочь своей супруге. Жорж ассистирует ей во всем: кормит из ложки, водит в туалет, тем самым выполняя желание жены никогда больше не возвращаться в больницу. После того, как состояние Анны ухудшается и она постепенно превращается в «овощ», дочь Ева приступает к заботам не о больной матери, а о вопросах недвижимости. Подавленный Жорж нанимает сиделок, а раз в две недели квартиру посещает семейный доктор Бертье. Однажды днем, понимая, что супруга уже не поправится, Жорж избавляет ее от страданий. Он одевает ее в официальный наряд, покупает цветы и осыпает ими тело. Оставшись один в пустой квартире, Жорж пишет письма почившей жене. В конце фильма Анна снова появляется рядом с ним, и они оба покидают квартиру уже навсегда. В финальной сцене Ева приходит в опустевший отцовский дом и ходит по пустой квартире.
Михаэль Ханеке взялся за тему старения, основываясь на собственном опыте, после просмотра нескольких фильмов и телепрограмм о судьбе пожилых людей. По словам режиссера, фильма бы и не было, если бы не «великий» Жан-Луи Трентиньян-именно под него писался весь сценарий. Сам Трентиньян по этому поводу говорил: «Я увидел один из фильмов Ханеке. До этого я не знал такого режиссера-дело в том, что я редко куда-то выбираюсь и живу в деревне. Так вот, когда я увидел фильм Микаэля, я сказал друзьям-я больше не снимаюсь, но с таким режиссером я бы хотел поработать. И он каким-то образом услышал меня». Эмманюэль Рива, исполнившая вторую ключевую роль, «просто пленила» молодого Ханеке в ее знаковой ленте «Хиросима, любовь моя», после чего он потерял ее из виду. Когда состоялся кастинг на главную женскую роль, он пригласил всех французских актрис в такой же возрастной категории. Среди них была и Рива. Квартира, в которой происходит все действие фильма, была специально спроектирована на венской киностудии и декорирована под парижскую. Сцены снимались в хронологическом порядке, что, по мнению Ханеке, было более удобно. Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков. На 65-м Каннском киносмотре журналисты выделяли две картины, которые в основном могли претендовать на «Золотую пальмовую ветвь»: «Корпорация Святые моторы» Лео Каракса и «Любовь» Михаэля Ханеке. Среди профессиональных критиков ленту также ожидал настоящий триумф. Обозреватель журнала Entertainment Weekly Оуэн Глейберман задается вопросом: «Может ли настолько опустошающая картина быть фильмом Михаэля Ханеке?». Согласно мнению журналиста-может. «Любовь»-блестящая и западающая в память лента с изумительными актерскими работами»-подытожил критик. Питер Дебраж из Variety признал фильм Ханеке «наиболее сокровенным среди всех фильмов режиссера за четверть века». Заметил он также и то, что «эта душераздирающая история» особенно придется по душе любителям арт-хауса.
В восторге от ленты остался и Калим Автаб с сайта The Independent. Назвав Ханеке мастером выработанных кадров и монтажа, он перешел к характеризации диалогов, которые, по его мнению, просто исключительны. Не оставил репортер без внимания и «великолепную» актерскую игру Жана-Луи Трентиньяна. По мнению кинокритика Анны Меликовой режиссер, который не лучшего мнения о человеке, в этом фильме неожиданно смягчил свой взгляд и впервые снял кинокартину не о ненависти, а о любви. Кинообозреватель Антон Долин отмечал, что «новая работа Михаэля Ханеке стопроцентно останется одним из главных культурных событий года». Кира Муратова в одном из интервью говорила: «Мне давно нравится простое кино-как бы просто сделанное. Ханеке, «Любовь»-для меня это идеал. Очень страшный фильм и так мизерно сделанный, без всяких пыток и катаклизмов-просто человеческая жизнь». Юрий Убогий в своей книге «Время вокзала» пишет: «Все в фильме показано просто, прямо, с реальностью беспощадной. Тяжело смотреть, но помогает некий свет, идущий из самой-самой глубины. Свет любви». Андрей Плахов отметил «двух легендарных исполнителей главных ролей-Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива, на которых работает не только актерское мастерство, но в первую очередь их запечатленная на лицах биография», а сам фильм назвал наиболее личным для Ханеке. Сам Михаэль Ханеке так отзывался о собственном фильме: «В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого. Насилие-не то, что меня больше всего интересует. Вопрос о людях и об их чувствах. Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то иное». При бюджете в 9 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 30 миллионов.