Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Andromeda Strain

«ШТАММ АНДРОМЕДА»
(The Andromeda Strain)

США, 1971, 131 мин., «Universal»
Режиссер и продюсер Роберт Уайз по Майклу Крайтону, композитор Джил Мелл, спецэффекты Дуглас Трумбулл и Альберт Уитлок, гример Бад Уэстмор
В ролях Артур Хилл, Дэвид Уэйн, Кейт Рейд, Паула Келли, Джеймс Олсон, Джордж Митчелл

Падение спутника вызывает мгновенную смерть обитателей маленькой деревни в Новой Мексике. В живых остаются только младенец и старик. Таинственное вещество, выскользнувшее из космического аппарата, превращает в камень и песок свои жертвы. В обстановке строжайшей секретности власти собирают бригаду ученых для работы в подземной лаборатории, замаскированной под агрономический институт Невады. Пытаясь идентифицировать вещество, ученые во главе с доктором Стоуном достаточно быстро приходят к ужасному заключению. Речь идет о микроорганизме, которому они дают название «штамм Андромеда». Оказывается, правительство ранее сознательно запускало в космос спутники с целью сбора микроорганизмов из других Галактик для их изучения. Один из таких спутников доставил этот вирус на Землю. Он распространяется в воздухе, размножаясь с громадной скоростью и действуя как реактор, способный преобразовывать материю в энергию и наоборот. Ученые просят Президента США, которому ранее посоветовали сбросить бомбу на деревню, чтобы не дать распространиться вирусу, отменить удар, который может в сотни раз увеличить мощь «штамма Андромеда». Во время исследований ученые приходят к выводу, который вызывает скандал: вирус обязательно необходимо уничтожить, потому что он может послужить оружием в возможной бактериологической войне. Оказывается, «штамм Андромеда» полностью превращает кровь человека в порошок. Ученым удается направить вирус к морю, где щелочная реакция уничтожает его…
Превосходная экранизация бестселлера Майкла Крайтона, культовая работа в научно-фантастическом жанре, основанная на желании предупредить об опасности, таящейся в исследованиях в области бактериологического оружия. Это предостережение об усложняющихся научных технологиях и бесконтрольности ученых. В то время, как фантастические фильмы пятидесятых годов играли на перемещении в будущее, современная фантастика разрабатывает беспокоящее противоречие между настоящим и будущим. Разделив общество на четыре части по степени проникновения в научные исследования (простые люди, журналисты, политики и ученые), Роберт Уайз подчеркнул, что именно политики, которые не только лучше всех осведомлены о риске научных изысканий, владеют наибольшими полномочиями, но и несут наибольшую ответственность за то, что все держится в секрете. Как и в фильме «День, когда Земля объята огнем» (1962), режиссер призывает зрителей задуматься над тем, во что превращается наш мир, в котором никто не может чувствовать себя спокойно. Это первое экранизированное произведение Майкла Крайтона. Спецэффект инопланетного микроба обошелся создателям фильма в 250 тысяч долларов, а создание научной лаборатории «Wildfire» в 300 тысяч. В романе писателя персонаж Левита был мужчиной, а в фильме его играет женщина Кейт Рейд. Черновой вариант романа Крайтон написал, будучи еще студентом. После чего, вдохновленный похвалами своих преподавателей, он доработал его в полноценный роман. В сцене умерщвления обезьяны, она действительно теряла сознание, но когда камера выключалась, помощник режиссера моментально одевал на нее кислородную маску, и обезьяна возвращалась к жизни. В сентябре 1972 года картина вышла в театральный прокат вместе с фильмом «Аэропорт» (1970). Во время съемок фильма Крайтон был приглашен на экскурсию на съемочную площадку фильма в павильонах студии «Universal». Его гидом был никто иной, как Стивен Спилберг, через двадцать с лишним лет экранизировавший другой роман писателя «Парк юрского периода» (1993). Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и монтаж. Также картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую музыку. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа