Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Apollo 13

«АПОЛЛОН-13»
(Apollo 13)

США, 1995, 140 мин., «Universal»
Режиссер Рон Ховард, композитор Джеймс Хорнер
В ролях Том Хэнкс, Кевин Бэйкон, Билл Пэкстон, Эд Харрис

Фильм снят по мотивам реальных событий. В 1970 году космический корабль «Аполлон-13» направлялся к Луне для того, чтобы произвести очередную, уже ставшую для американцев привычной, высадку астронавтов на поверхность этого спутника Земли. Скорее всего, кораблю следовало бы присвоить другой номер. Неприятности начались еще на Земле. Одного из членов основного экипажа заподозрили в заболевании корью, и на его место вынужден был заступить дублер. Два дня спустя после старта корабля взорвался кислородный бак, уничтожив главный ракетный двигатель и повредив систему электропитания. Испытывая недостаток кислорода и энергии, три астронавта вынуждены были покинуть ракету и искать убежища в пристыкованном к ней лунном модуле, предназначенном для спуска на поверхность Луны. Рассчитанный лишь на двоих, тесный модуль имел запас кислорода максимум на 45 часов, но астронавтам было необходимо, по крайней мере, вдвое больше, чтобы привести поврежденный корабль обратно к Земле. При поддержке «мозгового центра» в Центре управления полетами НАСА, они сумели завершить опасное путешествие, хотя в последние его часы не знали, замерзнут ли, задохнуться от недостатка кислорода или сгорят при вхождении корабля по крутой траектории в атмосферу Земли…
Позже драматическую историю возвращения корабля и выживания членов экипажа поведал его командир Джим Лоуэлл (снявшийся здесь в маленьком эпизоде). Фильм стал экранизацией его книги. Зная с каким напыщенным удовольствием Америка чтит своих героев, можно было ожидать, что со дня на день Голливуд повторно использует эпопею покорения Луны. Отныне это сделано фильмом Рона Ховарда. Фильм долго ждали, однако он преподнес огромный сюрприз: это не престижная миссия «Аполлона-11», которая отвезла первых людей на Луну, чей путь вызвалась проследить компания «Universal», а значительно более драматичные события, случившиеся в космосе с «Аполлоном-13». Вместе со звездными актерами и впечатляющим бюджетом, а также при материально-технической поддержке НАСА, Рон Ховард восстановил события со сногсшибательным мастерством. Начиная с тренировки астронавтов и взлета ракеты до сцен, снятых в настоящих условиях невесомости, режиссер дает нам ощущение полной реальности. Смотря «Аполлон-13», нельзя удержаться от сожаления при сравнении с пылкой мощью фильма «Ребята что надо» (1983), или от сюжетов знаменитых фильмов Стэнли Кубрика и Фрэнсиса Форда Копполы. Странно, но этот фильм принес Рону Ховарду ту же самую неприятность, которая постигла трех астронавтов «Аполлона-13»: он не достиг Луны, но ему удалось вернуться на Землю. Фильм нельзя назвать фантастическим, но космос в любом случае так манит и притягивает людей, остается таким далеким и загадочным, что можно признать правомерным присутствие данной картины здесь. Роль Фрэда Хейса (Билл Пэкстон) была предложена Джону Кьюсаку, но он отказался. От роли Джима Лоуэлла отказался Джон Траволта. В массовку один раз затесался Роджер Корман (хоть таким образом он оказался причастен к «большому» кино). Также от одной из ролей отказался Брэд Питт, предпочетший сняться в более серьезном проекте «Семь» (1995). Супруга Джима Лоуэлла рассказывала, что начала задумываться о том, что может произойти с ее мужем, после просмотра картины «Потерянные в космосе» (1969), в которой описывалась похожая ситуация. Одним из авторов сценарий был Джон Сэйлс. Интересно, что Том Хэнкс чуть выше предельного роста, положенного для космонавтов. Ракета, выведшая «Аполлон-13» на орбиту, выше, чем статуя Свободы США. Кэтлин Куинлан снималась с Роном Ховардом вместе в картине «Американские граффити» (1973). Джим Лоуэлл считал, что внешне на него больше похож Кевин Костнер, но ему роль не предлагали. Это любимый фильм самого Рона Ховарда. Скафандр каждого актера стоил 30 тысяч долларов. Фильм получил «Оскар» за лучший звук и монтаж, а номинировался за лучшие визуальные эффекты, художественное оформление, музыку, сценарий, актера и актрису второго плана (Эд Харрис и Кэтлин Куинлан) и как лучший фильм года. Звучат композиции в исполнении Jimi Hendrix («Purple Haze») и Pete Townshend («I Can See For Miles»). При бюджете в 62 миллиона долларов картина по всему миру собрала более 334 миллионов и еще 93 миллиона выручила за право демонстрации в других странах мира. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм года. Англичане вручили фильму свой приз «BAFTA» за лучшие визуальные эффекты и художественное оформление, а номинировали за лучшую операторскую работу, монтаж и звук. Также картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера и актрису второго плана (Харрис и Куинлан) и как лучший фильм года. Спецэффектами занималась компания «Digital Domain», в которой, что интересно, работает Шон Каннингхэм. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа