Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Armageddon

«АРМАГЕДДОН»
(Armageddon)

США, 1998, 153 мин., «Touchstone Pictures»
Режиссер Майкл Бей, композитор Тревор Рабин
В ролях Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон, Лив Тайлер, Стив Бушеми, Уилл Пэттон, Бен Эффлек

НАСА обнаруживает, что к Земле с огромной скоростью несется громадный астероид размером с Техас. Последствия такого столкновения нетрудно предсказать. НАСА приглашает нефтяного бурильщика Гари Стампера, чтобы он спас планету. Он должен приземлиться на астероиде, пробурить в нем огромную дыру и вложить туда ядерную взрывчатку. Стампер с удивлением обнаруживает, что сотрудники НАСА, оказывается, абсолютно не разбираются в бурении. Поэтому он берет в эту опасную экспедицию своих мускулистых товарищей-бурильщиков и подрывников. У них есть только 18 дней, чтобы спасти Землю. Это до безумия дерзкое предприятие проходит в невероятно напряженных и физически невыносимых условиях, но ставкой является спасение всего мира от конца света…
Сейчас нужно очень сильно постараться, чтобы эпатировать зрителей. Съемочная группа продюсера Джерри Брукхеймера развернула весь свой арсенал. В то время как в картине «Столкновение с бездной» (1998) нужно было дождаться конца фильма, чтобы увидеть Армагеддон, то на этот раз мы становимся его свидетелями с первых же эпизодов! Нью-Йорк буквально растирает в порошок дождь метеоритов. Неужели это конец света, о котором сказано в Библии? Еще нет-это только его прообраз. Сладкое-на закуску! Но кто окажется таким смелым, чтобы положить ядерный заряд в самую середину летящей скалы? Гари Стампер и его бригада бурильщиков, не имеющих к космосу никакого отношения, зато умеющих взрывать, не боящихся риска и не дорожащих своими никчемными жизнями! Майкл Бей снимает все как гигантскую рекламу: Нью-Йорк в панике, платформа в море, рекрутирование бурильщиков, песни в исполнении «Beatles» и «Aerosmith» (композиция «Sweet Emotion» звучит в исполнении Стива Тайлера, отца Лив). Два с половиной часа последовательных штампов, шаблонных съемок и трафаретных ходов вскоре превращают картину в смехотворное зрелище. Сцены в космосе уже неоднократно видены, а сценарий просто не выдерживает критики. Конечно, у Брюса Уиллиса хорошие данные для супергероя, но он уже приближается к карикатуре. Бен Эффлек, кажется, был выбран только из-за хорошенькой мордашки. А роль «свадебного генерала» у Лив Тайлер в качестве дочки недостойна для нее (кстати, она дважды отказывалась от нее, прежде, чем согласиться). К счастью хоть Стив Бушеми заставляет нас посмеяться. Но даже он не справляется, хотя, очевидно, был предназначен спасти фильм. Слишком много идиотизма по поводу американского патриотизма и всепреодолевающей любви. Обратите внимание, что закат одновременно происходит во всех частях света, игнорируя все законы природы. Ну, и, конечно, знаменитая по своей стандартности и глупости сцена с разноцветными проводками. Кстати, видимо кто-то сказал режиссеру, что взрывы каждые пять минут фильма способствуют успеху картины. Какая глупость! Интересно, что это первый фильм, который разрешили снимать в реальном центре по подготовке космонавтов, и впервые были использованы настоящие скафандры американских космонавтов. Стоят они 3 миллиона долларов каждый. Первоначально роль Лив Тайлер была предложена Нив Кэмпбелл, но та отказалась, так как снималась в сериале «Party Of Five» (1997). Над картиной работали целых шесть сценаристов. Однажды Бен Эффлек подошел к Майклу Бею и спросил: «А не легче ли НАСА научить астронавтов бурить, чем научить бурильщиков быть астронавтами?», на что режиссер попросил актера заткнуться. Средняя длительность каждого эпизода 1, 5 секунды! Феноменально, но в течение съемок фильма актеры и съемочная группа работала со снаряжением и оборудованием на общую сумму 19 миллиардов долларов. Однажды на съемочной площадке картины появился тогда глава студии Уолта Диснея Майкл Эйснер и сказал Брюсу Уиллису, что он уволен, а вместо него взят Кевин Костнер. Это была шутка! На момент своего выхода в прокат это была самая успешная художественная картина студии Уолта Диснея за всю ее историю. Интересно, что о многочисленных ошибках картины режиссер и съемочная группа знали еще во время съемок, но предпочли оставить их для усиления эффектности и зрелищности, наплевав на их несоответствие научным фактам. Стив Бушеми и Питер Стормар ранее вместе снимались в картинах братьев Коэнов «Фарго» (1996) и «Большой Лебовски» (1998). Брюс Уиллис попал в этот фильм случайно. В то время он снимался в комедии «Broadway Brawler», но считал, что она будет неприбыльной, и искал случай, чтобы покинуть проект. Глава студии Уолта Диснея предложил Уиллису сделку: он снимется в трех фильмах студии (включая «Армагеддон»), а он покроет убытки несостоявшейся комедии. Актер согласился, и впоследствии снялся еще в двух фильмах: «Шестое чувство» (1999) и «Неуязвимый» (2000). В фильме около 240 спецэффектов, созданных компанией «DreamQuest Images», которая работала над многими известными картинами, среди которых можно назвать «Короткое замыкание» (1986), «Хищник» (1987), «Бездна» (1989), «Полное восстановление памяти» (1990), «Игрушки» (1992), «Водный мир» (1995), «Скала» (1996), «Флаббер» (1997), «Кундун» (1997), «Шестое чувство» (1999), «Стигматы» (1999), «Мой любимый марсианин» (1999), «Миссия на Марс» (2000), «Планета обезьян» (2001), «Перл-Харбор» (2001) а также над клипом Майкла Джексона «Moonwalker» (1988). При бюджете в 140 миллионов долларов картина по всему миру собрала 453 миллиона и еще 105 миллионов выручила за право демонстрации в других странах мира. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший звук, монтаж звуковых эффектов, визуальные эффекты и песню Дайан Уоррен «I don’t want to miss a thing». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, музыку, спецэффекты, актера (Уиллис) и актера второго плана (Эффлек). Брюс Уиллис был признан худшим актером года и получил анти-приз «Razzie» (также за роли в фильмах «Восход Меркурия», 1998 и «Осада», 1998). На эту «награду» картина также номинировалась за худшую режиссуру, сценарий, актрису второго плана (Тайлер), песню Дайан Уоррен (интересно, что эта песня номинировалась на премию «Грэмми» как лучшая песня года) и как худший фильм года. «Перед тем, как спасти планету, спасите фильм». Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа