«ШТУРМ»
(L'assaut)

Франция, 2010, 91 мин., «Labyrinthe Films/Mars Films/Canal+»
Режиссер, продюсер и сценарист Жульен Леклерк по Ролану Монтенсу и Жилю Котюру, композитор Франсуа Руа
В ролях Венсан Эльбаз, Грегори Деранжер, Мелани Бернье, Аймен Сайди, Мария Гийар, Мохид Абид

Угон самолета A300 в Алжире произошел в субботу 24 декабря 1994 года. Лайнер авиакомпании Air France должен был выполнять рейс по маршруту Алжир-Париж с 12 членами экипажа и 209 пассажирами на борту, но был захвачен четырьмя вооруженными террористами из Вооруженной исламской группы, которые затем убили трех пассажиров. Целью террористов было освободить из тюрьмы двух заключенных-террористов, а потом направить авиалайнер на Париж и взорвать его над Эйфелевой башней, тем самым выразив протест французскому правительству. 26 декабря по пути в Париж самолет совершил посадку в Марселе для дозаправки, где его штурмовали бойцы спецназа. В результате штурма все четыре террориста были убиты, все 218 человек на борту самолета остались живы, ранения получили 25 человек (3 члена экипажа, 13 пассажиров и 9 бойцов). Эти события считаются предшествующими терактам 11 сентября 2001 года…
Хороший фильм. Самолет A300 совершил свой первый полет 28 февраля 1980 года и 8 апреля того же года поступил в авиакомпанию Air France. Он был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями. На день захвата авиалайнер совершил 20 155 циклов «взлет-посадка» и налетал 22 651 часов. 24 декабря 1994 года самолет без затруднений выполнил рейс из Парижа в Алжир, после чего должен был лететь обратно. В Алжире в это время шла гражданская война, и для полетов в эту страну экипажи самолетов Air France набирались исключительно из добровольцев. В алжирском аэропорту на борт сели 209 пассажиров, преимущественно алжирцы и французы. Экипаж состоял из 12 человек. Стюардессы уже собирались закрыть двери, когда на борт поднялись четверо мужчин в униформе авиакомпании Air Algerie, которые назвались агентами безопасности и стали проверять паспорта пассажиров. Такая проверка привела к задержке вылета, что привлекло внимание руководства аэропорта, и те направили к самолету группу спецназа. Увидев через иллюминаторы приближающиеся к авиалайнеру машины, «агенты» выхватили пулеметы Узи и автоматы Калашникова и заявили, что самолет захвачен исламистами. Затем трое из них закрылись в кабине пилотов, держа на мушке летный экипаж, а четвертый остался стоять у двери в кабину. Одним из первых требований террористов было, чтобы все женщины в самолете покрыли головы вуалями. Захватчики потребовали от алжирских властей освободить двух лидеров Исламского фронта спасения-Абасси Мадани и Али Белхаджа, на что получили отказ. Желая показать твердость своих намерений, моджахеды к 14 часам выбрали первую жертву-алжирского полицейского, выявленного при проверке документов. Ему выстрелили в голову и выбросили из самолета на багажную тележку. В связи с событиями в Алжире многие французские чиновники прервали свои рождественские каникулы, включая премьер-министра Эдуара Балладюра, который взял на себя личную ответственность за управление кризисной ситуацией. После убийства заложника террористы возобновили связь с диспетчерской вышкой и потребовали от властей дать им возможность вылететь во Францию, заявив, что в противном случае заложники будут расстреляны, а самолет взорван. Видя, что алжирские власти по-прежнему не идут на уступки, моджахеды убили еще одного заложника-48-летнего Буй Жанг То-сотрудника вьетнамского посольства в Алжире, который был выбран из-за того, что выглядел как типичный иностранец. Переговоры зашли в тупик. Тем не менее, французскому премьер-министру удалось убедить террористов освободить часть пассажиров. Всего к вечеру субботы были освобождены 63 пассажира, включая 34 женщины и 16 детей. В тот же день на Мальорку на самолете A300 авиакомпании Air France, то есть идентичном захваченному, вылетела группа спецназа французской жандармерии из 40 человек, командиром которой был 35-летний майор Дени Фавье. Вскоре группа приземлились в аэропорту Пальма-де-Мальорка в 200 милях севернее Алжира и стала ожидать дальнейшего развития событий, так как алжирские власти отказались впускать бойцов спецназа на территорию своей страны. Ночью самолет освещался двумя прожекторами. С помощью приборов ночного видения удалось установить личность лидера группы террористов. Им оказался 25-летний Абдул Абдулла Яхья, известный также как «Эмир»-активист фракции Муа-кун Би Эддима, относящейся к Вооруженной исламской группе. По показаниям освобожденных пассажиров было установлено, сколько всего террористов на борту и где они в основном находились. Чтобы убедить лидера террористов сдаться, алжирские власти к утру привезли на аэродром его мать, которая по радиосвязи стала умолять сына отпустить заложников. На это разозленный такими действиями властей Яхья крикнул: «Мама, мы встретимся в раю!». К тому времени захватчики все меньше требовали отпустить исламских лидеров и все больше настаивали, чтобы им дали возможность вылететь в Париж, где планировали дать пресс-конференцию. Однако анонимный информатор сообщил во французское консульство в Оране, что истинной целью террористов является взрыв авиалайнера над французской столицей. Из описания пассажирами размещения взрывчатки эксперты сделали вывод, что в случае ее детонирования самолет действительно разорвет на несколько крупных частей. Между тем, разозленные террористы выдвинули ультиматум: до 21.30 убрать трап от самолета и дать ему возможность взлететь, в противном случае каждые полчаса будут убивать по заложнику. Для передачи этого сообщения был выбран молодой повар французского посольства Янник Бенье, который по радиосвязи сообщил диспетчеру требования исламистов. Несмотря на уверения властей Алжира, что это блеф, через минуту после истечения ультиматума французский повар был убит, после чего его тело было сброшено на аэродром. Вскоре после этого Эдуар Балладюр заявил президенту Алжира Ламину Зеруалю, что алжирские власти теперь в ответе за гибель французских пассажиров, после чего убедил дать разрешение авиалайнеру следовать во Францию. В понедельник около двух часов ночи рейс вылетел из алжирского аэропорта в сторону Средиземного моря. Но направился не в Париж, а в Марсель, якобы для дозаправки.
В 3.30 ночи самолет приземлился в аэропорту Марселя всего через считанные минуты после прибытия туда же французского спецназа. В 6 часов утра лидер террористов выдвинул требование: залить в баки самолета 27 тонн топлива, хотя для полета до Парижа достаточно и 8-10 тонн. Это привело к твердому убеждению, что захватчики действительно планировали взорвать самолет над городом, а потому их нельзя выпускать из Марселя. Яхья потребовал в течение полутора часов дать им возможность вылететь. В 9.40 его уговорили дать возможность команде волонтеров очистить туалеты и принести запасы воды и еды. На самом деле волонтерами были переодетые бойцы спецназа, которые смогли осмотреть входные двери и убедиться, что те не заминированы, а также разместили незаметные прослушивающие устройства. В ответ на требования разрешить самолету взлететь, террористов убедили, что журналисты уже находятся в Марселе, а потому нет смысла лететь в Париж для пресс-конференции. Ошеломленный такой новостью Яхья согласился на проведение пресс-конференции, при этом пассажиров предварительно увели в заднюю часть салона самолета. В 15.30 после уговоров были освобождены два больных пассажира. Предчувствуя неладное, в 16.45 лидер террористов дал команду экипажу следовать к началу полосы для взлета, а по радиосвязи выдвинул условие, чтобы до 17.00 самолету разрешили взлететь, в противном случае они примут меры. В 17 часов один из разозленных захватчиков выпустил очередь в сторону диспетчерской вышки и разрушил на ней эркер. В этот момент спецназу была дана команда на начало штурма. Руководил операцией на месте Дени Фавье. В 17.12 в вечерних сумерках к самолету направились три трапа с замаскированными спецназовцами. Первый с 9 спецназовцами к первой двери с правой стороны, а два других с 11 спецназовцами на каждом-с обеих сторон к задним дверям. Когда в 17.17 трап подъехал к самолету, выяснилось, что он оказался чуть выше и блокировал дверь. Причиной этого было то, что отряд тренировался на пустом самолете, а не на груженном, который несколько просел. После того как дверь была открыта, один из бойцов вбежал внутрь кабины пилотов и двумя выстрелами убил одного террориста и ранил другого, прежде чем сам упал от трех очередей из автоматов. Получив 7 пулевых ранений и будучи контуженным взорвавшейся гранатой, он, тем не менее, остался жив. Второй пилот выпрыгнул через стекло кабины и упал на бетон. Прихрамывая, он убежал в безопасное место. Остальные члены экипажа остались в кабине и едва избежали пуль, так как спецназовцы и террористы начали перестреливаться через стенки, а затем стали применять и гранаты. В это же время в хвостовой части самолета были развернуты аварийные надувные трапы, и началась эвакуация пассажиров. По команде Дени Фавье находящиеся снаружи снайперы начали вести прицельный огонь по кабине и вскоре убили еще одного террориста. Через 17 минут после начала штурма все четыре террориста были убиты. Спустя 54 часа с момента захвата рейс был освобожден. В мировом прокате картина собрала 3, 5 миллионов долларов. Оценка 3 балла.