Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Aviator

«АВИАТОР»
(The Aviator)

Германия-США, 2004, 170 мин., «Miramax Films»
Режиссер и продюсер Мартин Скорсезе, композитор Ховард Шор
В ролях Леонардо Ди Каприо, Кейт Бекинсейл, Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Гвен Стефани, Йан Холм, Джуд Лоу, Уиллем Дэфоу

История небольшого отрезка жизни (20-40-е годы прошлого века) американского предпринимателя, пионера авиации, кинопродюсера и одного из самых эксцентричных и богатых людей в мире Ховарда Хьюза (1905-1976)…
Готовясь к съемкам, Леонардо Ди Каприо провел день с актрисой Джейн Расселл (1921-2011), чтобы послушать ее воспоминания о Ховарде Хьюзе. Расселл семь лет была на контракте у Хьюза и снялась в таких фильмах, как «Женщина в его вкусе» (1951), «Макао» (1952), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953). В режиссерское кресло первоначально должен был сесть Майкл Манн, но он только что снял два биографических фильма «Insider» (1999) про телевизионного продюсера Лоуэлла Бергмана и «Али» (2001) про боксера Мохаммеда Али, поэтому решил ограничиться продюсированием, а режиссуру отдал Мартину Скорсезе. Это первый фильм компании Леонардо Ди Каприо «Appian Way». Роль главного инженера Хьюза должен был играть Барри Пеппер («Спасение рядового Райана», 1998; «Враг государства», 1998; «Поле битвы Земля», 2000), но был вынужден выйти из проекта из-за занятости в картине «Ripley Under Ground» (2005). Первоначально на главную роль рассматривался Джим Кэрри. Готовясь к роли, Леонардо Ди Каприо провел некоторое время с настоящим больным психическим расстройством, известным под названием «обсессивно-компульсивное расстройство» или «невроз навязчивых состояний» (которым также страдал Хьюз). В октябре 2003 года съемки картины были приостановлены, так как сильные пожары в Калифорнии спалили несколько массивных декораций. Роль Авы Гарднер должна была играть Гвинет Пэлтроу, но она вышла из проекта в самый последний момент и была заменена Кейт Бекинсейл. На лицо и тело Кейт Бланшетт краской были нанесены веснушки, чтобы сделать ее похожей на Кэтрин Хепберн. Бланшетт стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль актрисы-обладательницы «Оскара» (всего у Хепберн четыре статуэтки). Готовясь к роли, Бланшетт брала уроки речи, чтобы повторить акцент Хепберн, а также смотрела ее ранние фильмы (Скорсезе специально настоял, чтобы она посмотрела первые 15 фильмов в карьере Хепберн). Для роли Кейт Бланшетт сделали три разных рыжих парика. Свою роль актрисы Джин Харлоу певица Гвен Стефани получила после того, как Скорсезе увидел ее на обложке журнала «Vogue». Также на роль Хепберн претендовала Николь Кидман. Бланшетт специально училась играть в теннис, гольф и принимать холодный душ, чем славилась Хепберн. Стоимость всех костюмов, пошитых для картины, превысила 2 миллиона долларов. Для своей роли Авы Гарднер актриса Кейт Бекинсейл набрала 9 килограммов. На роль сенатора Ральфа Оуэна Брюстера претендовал Боб Хоскинс (играет ее Алан Альда). Это первый фильм Мартина Скорсезе, собравший в прокате США более 100 миллионов долларов. Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу, художественное оформление, костюмы, монтаж и актрису второго плана (Бланшетт), а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий, монтаж звуковых эффектов, актера (Ди Каприо), актера второго плана (Альда) и как лучший фильм года. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший триллер года. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший грим, художественное оформление, актрису второго плана (Бланшетт) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшую музыку, спецэффекты, операторскую работу, костюмы, монтаж, сценарий, звук, актера (Ди Каприо), актера второго плана (Альда) и режиссуру. Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучшую музыку, актера (Ди Каприо) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую режиссуру, сценарий и актрису второго плана (Бланшетт). Музыка Ховарда Шора номинировалась на музыкальную премию «Грэмми». При бюджете в 110 миллионов долларов картина в прокате США собрала 103 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа