Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Bicentennial Man

«ДВУХСОТЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК»
(Bicentennial Man)

США, 1999, 131 мин., «Columbia/Touchstone Pictures»
Режиссер и продюсер Крис Коламбус по Айзеку Азимову, продюсер Вольфган Петерсен, композитор Джеймс Хорнер
В ролях Робин Уилльямс, Сэм Нил, Оливер Платт, Эмбет Дэвиц, Уэнди Крюсон

2005 год. Американская семья покупает робота-помощника по домашнему хозяйству по имени Эндрю. Тот рассказывает им три закона робототехники: робот не должен причинять вред человеку; он должен подчиняться распоряжениям и приказам человека; он должен защищать сам себя. Глава семьи удивляется, что спустя некоторое время Эндрю начинает испытывать чувства. Он идет в компанию «Роботекс», которая его изобрела, но там ему не могут дать никаких разумных объяснений. Постепенно Эндрю становится личностью. Спустя пятнадцать лет он хочет, чтобы ему сделали upgrade («усовершенствование») и лицо, способное выражать чувства и эмоции. Эндрю начинает работать и зарабатывать неплохие деньги. Ему открывают банковский счет, и, в конце концов, он просит, чтобы ему предоставили свободу. Глава семьи отпускает его на все четыре стороны, а сам вскоре умирает. Андроид хочет разобраться в своем происхождении и собирается подать в суд на компанию «Роботекс», которая его изобрела, но не хочет делиться секретом его производства. Рост самосознания Эндрю переходит все границы: он отправляется путешествовать по миру, благо он бессмертен, и время позволяет. Он хочет найти своих родственников-роботов, который также подверглись человеческой мутации. Один доморощенный «Кулибин» делает Эндрю человеческое лицо, а потом заменяет его внутренности на человеческие. От его механического «содержимого» остаются только мозги, которые позволяют ему жить вечно. Он влюбляется во внучку из семьи, которая его купила много лет назад, и хочет жениться на ней. Он просит власти, чтобы те издали указ, позволяющий ему считаться человеком. Те отказываются, так как он бессмертен. В конце концов, Эндрю трансформирует содержание своего черепа и начинает стареть, как нормальный человек. Заключительная сцена у расчувствовавшегося зрителя может вызвать слезы: повторное обращение Эндрю, уже находящегося в почтенном возрасте, к властям с просьбой придать ему статус человека, удовлетворяется. Но бывшему андроиду не суждено узнать решение: он умирает минутой раньше. Лежащая рядом с ним такая же пожилая женщина, которую Эндрю любил всю свою жизнь, просит медицинскую сестру остановить аппарат, поддерживающий ее жизнь…
За исключением этой сентиментальной концовки, венчающей безуспешную борьбу андроида за свою любовь, фильм представляет собой довольно унылое зрелище. Затянутое начало, состоящее из диалогов, а само действие разворачивается среди пяти человек: андроида, супругов и их двух малолетних детей. Потом развитие действия так и не получает достаточного ускорения, плавно трансформируясь из семейной комедии в фантастическую драму, потом-в лирическую любовную мелодраму, а затем так же медленно приплывает к философско-экзистенциальной притче, смысл которой, помимо сильной любви, заключается в вечном вопросе, волнующем человека-бессмертие и вечная жизнь. Машина, на которой ездила супруга главного героя также использовалась в картине «Разрушитель» (1993). Во время съемок в новом здании мэрии Сан-Франциско из строя вышла поливочная машина и затопила холл и многочисленные коридоры первого этажа, причинив серьезные повреждения зданию. Это инцидент очень разозлил мэра Сан-Франциско Уилли Брауна. Интересно, что в реальном произведении Айзека Азимова «Я-робот» имя робота было «U.S. Robotics and Mechanical Men». В 1971 году новая компания по изготовлению модемов для компьютера взяла именно его в качестве своего названия «U. S. Robotics». Грим сделал Грэг Кэнном, а спецэффектами занимались компании «Dream Quest Images», «Steve Johnson's XFX» и «Tippett Studio». При бюджете в 100 миллионов долларов картина по всему миру собрала только 94 миллиона. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший грим. Интересно, что Робин Уилльямс номинировался на анти-премию «Razzie» как худший актер. Оценка 3, 5 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа