Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The big heat

«БОЛЬШАЯ ЖАРА»
(The big heat)

США, 1953, 89 мин., «Columbia»
Режиссер Фриц Ланг, композитор Генри Варс
В ролях Жоселин Брандо, Дороти Грин, Ли Марвин, Александер Скурби, Глория Грэм

Полицейский Дэйв Баньон прибывает на место убийства своего товарища по работе Тома Данкана, которое все принимают за самоубийство. Дэйв тоже считает так, но он не знает, что прежде чем пустить себе пулю в лоб, Том написал предсмертную записку, в которой признавался в том, что его и многих других полицейских купил босс мафии города Майкл Лангана. Но записка попадает в руки жены Тома, которая решает шантажировать Лангану, требуя определенную сумму денег. Тем временем Баньон узнает от девушки легкого поведения Люси Чэпмен, которая была любовницей Тома, что со смертью Тома не все так однозначно. Баньон узнает, что у Тома был второй дом, оплачивать проживание в котором полицейский из своей зарплаты не мог. Баньон не придает словам девушки большого значения, пока ее труп не обнаруживают на обочине дороги. Труп обнажен и испещрен ожогами от сигарет. Начальник Баньона лейтенант Тед Уилкс под давлением вышестоящего руководства настаивает, чтобы Баньон принес соболезнования вдове Тома и закрыл дело. В бешенстве от бессилия получить помощь от свого руководства Баньон в одиночку отправляется в поместье Ланганы. Естественно, из этого ничего хорошего не выходит, кроме того, что Дэйв ставит под удар не только самого себя, но и свою семью. Вскоре бандиты наносят ответный удар: они взрывают машину полицейского, в которой была его жена Кэти. Одержимый местью, Баньон отказывается от полицейского значка и отправляется на поиски доказательств виновности Ланганы. В этом ему помогает бывшая любовница одного из приспешников босса Винса Стоуна по имени Дебби Марш, которой Винс в приступе гнева плеснул в лицо горячий кофе. Баньон отправляется на поиски человека по имени Ларри, который нанял механика, чтобы тот подложил динамит в его машину. Им оказывается Ларри Гордон-один из сообщников Стоуна. Баньон пытается задушить Ларри, когда тот признается, что убил его жену. Но Дебби говорит, что тогда он также станет убийцей не лучше тех, которые убили его супругу. Баньон отпускает Лари, и того убивают его же сообщники, не поверившие ему, что он ничего не выболтал Баньону. Тем временем Стоун собирается похитить маленькую дочь Баньона Джойс, которая осталась с его родственниками под охраной полиции. Когда охрана неожиданно исчезает, дядя звонит знакомым, и они увозят девочку в безопасное место. Тем временем Дебби встречается с вдовой Тома и обвиняет ее в том, что свое благополучие она сделала на самоубийстве своего мужа. Она убивает вдову Тома и крадет его предсмертное письмо и другие доказательства, изобличающие Лангану. Но вскоре в доме появляется Стоун и убивает Дебби. Его арестовывают за это убийство, а когда все документы попадают в руки полиции, за решеткой оказывается и Лангана со своими высокопоставленными покровителями из полиции…
Картина поставлена по роману Уилльяма Макгиверна 1952 года, публиковавшемся в газете «Saturday evening post». Название фильма означает «применение суровых мер» и «крайнее давление» на беззаконие и коррупцию. Аналогичные фильмы того времени, рассказывающие о гангстерах, организованной преступности и коррумпированной власти: «Блюститель закона» (1951) Бретани Уиндаста, «Плененный город» (1951) Роберта Уайза, «Канзас-сити: совершенно секретно» (1952) Фила Карлсона, «Big combo» (1955) Джозефа Льюиса, «История Феникса» (1955) Фила Карлсона, «Другой мир США» (1961) Самюэля Фуллера. Постер фильма гласит: «Кто-то должен заплатить…потому что он забыл убить меня». Играющая Дебби актриса Глория Грэм годом ранее получила «Оскар» за роль второго плана в картине «The bad and the beautiful» (1952). Сценарий к картине написал Сидней Боэм («Атомный город», 1952), бывший репортер криминальной хроники. Играющая жену героя Кэти актриса Жоселин Брандо-старшая сестра Марлона Брандо. Фильм, по сути, ранняя версия похождений Грязного Гарри в исполнении Клинта Иствуда. Самые жестокие и шокирующие для того времени сцены (удушение Люси, прижигание ее кожи сигаретами и выплескивание горячего кофе в лицо Дебби) были выполнены Винсом Стоуном в исполнении громилы-актера Ли Марвина. Выплескивание горячего кофе в лицо Дебби стало вторым самым шокирующим эпизодом в истории послевоенного Голливуда после сцены из картины «Поцелуй смерти» (1947), в которой Ричард Уидмарк сажал старушку в инвалидное кресло и со смехом сталкивал его с лестницы второго этажа. Вымышленный город, где разворачиваются события фильма, называется Кенпорт. Когда Ли Марвин впервые видит Гленна Форда лицом к лицу, звучит мелодия «Put the blame on name», которая звучала при появлении Форда в картине «Гильда» (1946). Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа