Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Birds

«ПТИЦЫ»
(The Birds)

США, 1963, 120 мин., «Universal»
Режиссер и продюсер Альфред Хичкок по Дафне Дю Морье, композитор Бернар Эррманн
В ролях Типпи Хедрен, Род Тейлор, Джессика Тэнди, Вероника Картрайт, Чарльз Макгроу

Сан-Франциско. Мелани Дэниелс, элегантная молодая блондинка, чье экстравагантное поведение часто обсуждается в прессе-дочь владельца солидной газеты города. В магазинчике птицелова она встречается с молодым адвокатом, Митчем Бреннером, которого она видела в суде. Митч притворяется, приняв ее за продавщицу. Мелани, думая, что он действительно заблуждается, принимает игру и ищет для него двух «птиц любви». Митч говорит, что хотел бы преподнести их в подарок своей младшей сестре Кате на день рождения. Таких птиц не оказывается в продаже. Раззадоренная и очарованная Митчем, Мелани возвращается на следующий день в магазин и покупает этих птиц. Она относит их в дом Митча и узнает от соседа, что он проводит уик-энд в Бодега Бей, маленьком порту, расположенном в ста километрах отсюда. Мелани заходит в пустой загородный дом и оставляет клетку с птицами. Она наблюдает издалека реакцию на свой подарок с моторной лодки. Вдруг на нее нападает чайка и ранит. Митч бросается ей на помощь. Он знакомит Мелани со своей матерью и приглашает на обед. Не желая признаваться, что она пришла к нему, Мелани снимает комнату у учительницы Энни Хейворт. Энни когда-то дружила с Митчем, которого все еще любит. Она утверждает, что миссис Бреннер, его авторитарная мать, недавно ставшая вдовой и живущая в постоянном страхе быть брошенной, помешала их союзу. Мелани и Энни замечают, что птицы выглядят возбужденными и стучатся в дверь дома. На следующий день, во время вечеринки в честь дня рождения Кати, Мелани рассказывает Митчу, что ее мать бросил отец, когда ей было одиннадцать лет. Неожиданно большое количество птиц нападает на детей во время игры. Маленькая девочка ранена. Несколько детей вынуждены бежать, чтобы спрятаться внутри дома. Тем же вечером тучи агрессивных воробьев врываются через дымовую трубу в дом Бреннеров и нападают на Митча, его мать, Катю и Мелани. На следующий день миссис Бреннер отправляется к соседу-фермеру и обнаруживает его труп с вырванными глазами. Не имея сил закричать, она возвращается домой глубоко потрясенная. Мелани ухаживает за ней, но та беспокоится за Катю и просит ее пойти забрать девочку из школы. Мелани идет и в ожидании окончания уроков садится на лавочку около здания. Она замечает, что множество ворон обосновались на башне, и создается впечатление, что они ждут выхода детей. Мелани предупреждает Энни, которая приказывает детям выполнить упражнение по пожарной тревоге. Выбегающих из школы учеников преследуют птицы, которые с ожесточением бьют их по затылкам и лицам. Мелани, Катя и еще одна девочка прячутся в машине. Из кафе Мелани звонит своему отцу, чтобы поставить того в курс событий. Женщина, специалист по орнитологии, скептически смотрит на эти проявления агрессивности, приписываемые птицам. Моряк утверждает, что его судно было раскромсано чайками. Пьяница кричит, что приближается конец света. На главной площади на работника бензозаправочной станции, заправлявшего машину, нападают птицы. Он роняет шланг, и бензин выливается на шоссе. Автомобилист бросает спичку на землю, его машину мгновенно охватывает пламя. Пожар распространяется. Чайки спускаются на город, словно хотят овладеть им. Мелани прячется в телефонной кабине, о стекла которой неистово бьются птицы. Митч приводит Мелани в кафе, где миссис Бреннер, находящаяся в шоке, обвиняет молодую женщину в том, что она является причиной всех этих бед. Митч и Мелани отправляются искать Катю в школу. Перед входом они обнаруживают труп Энни. Катя, плача, рассказывает, что учительница пожертвовала жизнью, чтобы спасти ее. Вечером Митч запирает все двери и окна в доме. Семья, находящаяся в растерянности, слышит шум и гам птиц вокруг дома. После первой атаки, во время которой птицам не удается проникнуть в дом, наступает шаткая тишина. Когда все задремали, Мелани поднимается на чердак и обнаруживает дыру в крыше. Птицы в ярости проникают в комнату и бросаются на нее с невероятной жестокостью. Митч и мать вытаскивают Мелани оттуда, но ей необходима срочная медицинская помощь. Используя передышку между двумя атаками, Митчу удается выгнать автомобиль из гаража и отвезти Мелани, свою мать и сестру далеко от дома, покрытого птицами…
В промежуток с 1954 по 1963 год Хичкок менее, чем за десять лет выдал серию их девяти фильмов, каждый из которых стал шедевром в истории кинематографа. Каждый из них под новым углом осветил талант режиссера и установил несколько фундаментальных правил кино. Эти ленты удовлетворили все категории зрителей. «Птицы»-последний фильм среди них и может рассматриваться как завещание режиссера и результат всех его поисков новой формы. Главная тема фильма, как и большинства работ Хичкока-страх. Психологический страх перед одиночеством и возможностью быть покинутой (миссис Бреннер), моральный страх перед бесполезностью и пустотой существования (Мелани), наконец, страх метафизический, касающийся самого существования вселенной, когда приходится расплачиваться за свои поступки. Этот страх превалирует над всеми другими и находит свое материальное воплощение в зрелищном и загадочном вторжении агрессивных птиц. Подготовка к съемкам фильма была самой долгой и трудной во всей карьере мэтра. К работе над картиной были привлечены постоянный оператор Альфреда Хичкока Роберт Беркс («Незнакомцы в поезде», 1951; «Наберите М в случае убийства», 1954; «Окно во двор», 1954; «Поймать вора», 1955; «Неприятности с Гарри», 1955; «Невиновный», 1956; «Человек, который слишком много знал», 1956; «Головокружение», 1958; «На север через северо-запад», 1959; «Марни», 1964), постановщик спецэффектов Лоуренс Хэмптон, а в качестве консультанта-известный продюсер, режиссер и оператор Уб Иверкс («Алиса в стране чудес», 1951; «Питер Пэн», 1953; «Двадцать тысяч лье под водой», 1954; «101 далматинец», 1961) из компании Уолта Диснея. Роберт Беркс погиб вместе со своей женой во время пожара в их доме в 1964 году. После того, как было отвергнуто предложение использовать в большинстве эпизодов механических птиц, к работе был привлечен знаменитый дрессировщик Рэй Бервик, который работал над картинами «Остров голубых дельфинов» (1964), «Предзнаменование-2» (1978), «Линк» (1986). Четыреста из полутора тысяч планов фильма нуждались в оптических спецэффектах-рекорд для того времени. Первая картина модели Типпи Хедрен. Что касается актеров и, в особенности Типпи Хедрен, то только благодаря их терпению удалось осуществить все безумные задумки режиссера. Например, сцена на чердаке, длящаяся две минуты экранного времени, снималась ровно неделю. Дошло даже до того, что Хедрен предупредила, что она прониклась ненавистью к птицам по-настоящему. Очень хорошо организованная и проведенная рекламная компания, состоящая из выступлений самого Альфреда Хичкока, лекций орнитологов, содействовала огромному успеху фильма мэтра, оказавшегося на вершине своей славы. Для картины музыка написана не была, а Бернар Эррманн был обозначен в титрах, как «звуковой консультант». Хичкок заметил Типпи Хедрен в рекламе диетических напитков. В одном из эпизодов птица по-настоящему укусила Типпи Хедрен в лицо. Хичкок попросил написать сценарий своего друга Джозефа Стефано, с которым он работал над картиной «Психоз» (1960), но того сюжет не заинтересовал. В рекламе, благодаря которой Хедрен попала в кино, она рекламирует диетические напитки. Она идет по улице, а мужчина сзади восхищается ее стройной фигурой, Хедрен оборачивается и дарит ему свою знаменитую улыбку. В начальной сцене фильма Хедрен направляется к зоомагазину и происходит то же самое. Это было шуткой Хичкока. В знаменитой сцене нападения птиц на Хедрен в конце фильма, съемки которой заняли, как я уже сказал, целую неделю, птицы были привязаны к одежде актрисы длинными нейлоновыми нитками, чтобы не могли улететь. Позже актриса призналась, что «это была худшая неделя в ее жизни». После съемок этой сцены съемки фильма были приостановлены ровно на неделю, чтобы дать возможность актрисе прийти в себя. На съемках картины Хедрен познакомила с Хичкоком свою дочь Мелани Гриффит, которой режиссер подарил куклу в инкрустированном деревянном ящичке, который она назвала «гроб». Одноименный рассказ Дафны Дю Морье первоначально был приобретен для телесериала «Альфред Хичкок представляет…» (1965). Рассматривались несколько вариантов концовки: в одной из них показывался мост Золотые врата, весь облепленный птицами. Знаменитая ворона на плече Хичкока появилась только после завершения работы над фильмом. Один из членов съемочной группы увидел ручную ворону на плече 12-летнего мальчика, шагавшего по улице. Он предложил ему продать ворону за 10 долларов, но мальчуган отказывался, пока не узнал, для каких целей она нужна. Первый фильм студии «Universal Pictures» после смены имени с «Universal-International». Хичкок хотел пригласить на роль Митча Бреннера актера Фарли Грейнджера, но тот был связан театральными обязательствами. Интересно, что знаменитый постер к фильму, изображающий кричащую женщину, показывал не Типпи Хедрен, а Джессику Тэнди. Когда картина была показана по телевидению США 6 января 1968 года, она стала самой рейтинговой на момент показа. Впоследствии ее рекорд побила картина «Любовная история» (1970), показанная 1 октября 1972 года. Чтобы собрать чаек вместе в таком огромном количестве, их привлекали пшеном и виски. Когда зрители покидали премьерный показ картины в Лондонском кинотеатре, из динамиков, спрятанных на близлежащих деревьях, их встретили громкие крики и хлопанье крыльев птиц, чтобы напугать их еще сильнее. Также на премьере присутствовали два фламинго, 50 красных дубоносов и скворцов, а также шесть пингвинов. Альфред Хичкок очень не любил снимать на натуре, предпочитая студийные условия. В начале фильма Типпи Хедрен переходит улицу и на мгновение скрывается за дорожным знаком. Этот момент Хичкок использовал, чтобы плавно перейти от съемок на улице к любимым студийным условиям. Во время съемок Типпи Хедрен использовала шесть одинаковых зеленых платьев, так как она всегда была одета в него. Вообще в картине преобладал зеленый цвет. Интересно, что взрывающаяся автозаправочная станция на момент съемок фильма не существовала, ее заменили декорациями. Но несколько лет спустя именно на этом месте построили настоящую автозаправку, которая функционирует по сей день. Перед выходом фильма Типпи Хедрен снялась на обложке журнала «Look» с подзаголовком «Новая Грейс Келли Хичкока». В одной из ролей снимался Дудлз Уивер, который был дядей Сигурни Уивер. Сама Уивер впоследствии снималась с Вероникой Картрайт в картине «Чужой» (1979) и с дочерью Хедрен Мелани Гриффит в картине «Рабочая девушка» (1988). При бюджете в 2, 5 миллиона долларов картина только в США собрала 11, 5 миллиона и еще более 5 миллионов выручила за право демонстрации в других странах. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты. Типпи Хедрен получила «Золотой глобус» как самая многообещающая дебютантка. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа