Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Black Hole

«ЧЕРНАЯ ДЫРА»
(The Black Hole)

США, 1979, 98 мин., «Buena Vista/Walt Disney»
Режиссер Гари Нельсон, композитор Джон Барри
В ролях Максимилиан Шелл, Энтони Перкинс, Роберт Форстер, Эрнест Борнайн, Джозеф Боттомс

В конце 23 века Винсент, робот исследовательского корабля, возвращающегося на Землю, обнаруживает присутствие черной дыры, вокруг которой вращается неопознанный космический корабль. Кейт, выполняющая обязанности врача, узнает корабль ее отца «Сигнус», который исчез двадцать лет назад. Она решает отправиться на него. На борту единственным человеком среди многочисленных роботов оказывается доктор Ханс Рейнхардт, который рассказывает Кейт о смерти ее отца. Двадцать лет назад Рейнхардт не подчинился приказам командования с Земли возвратиться домой и остался в космосе, чтобы исследовать Вселенную и искать новые Галактики. Космонавты узнают, что под внешностью роботов находятся останки людей из экспедиции, которую возглавлял Рейнхардт. Один из астронавтов, Алекс, заинтересовавшись научными исследованиями черной дыры, которые проводит доктор, хочет остаться на корабле. Остальные участники экипажа, поняв, что имеют дело с безумным ученым, намереваются как можно быстрее покинуть «Сигнус». Рейнхардт собирается провести эксперимент по прохождению сквозь черную дыру. Он узнает, что космонавты узнали правду, и отдает приказ своим роботам уничтожить прибывших. Завязывается перестрелка. В конце концов, астронавтам удается уничтожить всех роботов и убить сумасшедшего доктора Рейнхардта, а самим пролететь сквозь черную дыру и благополучно оказаться в открытом космосе…
Много технических, визуальных и компьютерных спецэффектов, красивых костюмов и декораций. Стандартная «космическая опера» конца семидесятых годов, на которые тогда была сильная мода, больше воздействующая на зрительные функции человека, чем на чувственные, мыслительные и интеллектуальные. История, хотя и представляет некоторый интерес, заслуживает более глубокого освещения и менее наивного подтекста. Обратите внимание на робота, который почему-то ходит с подкрашенными глазами. Если вам нравятся картины «Черный котел» или «Наблюдатель в лесу» (1981), то вам, скорее всего, понравится и этот фильм. Лента имеет больше общего с «Запрещенной планетой» (1956), чем с современными фантастическими фильмами. Студия Уолта Диснея для создания спецэффектов хотела арендовать первую компьютерную систему управления камерами Джона Дюкстры, которая принадлежала компании «ILM», но цена и условия аренды оказались для студии неприемлемыми. Тогда пришлось обратиться в инженерный отдел собственной студии, где сумели создать свой вариант компьютерного управления камерой, который значительно превосходил первопроходца! Картина содержит 550 сцен с визуальными эффектами. На момент своего выхода в прокат картина содержала самый длинный эпизод компьютерной графики. Студия Уолта Диснея так серьезно отнеслась к созданию спецэффектов, что позвала на подмогу знаменитого Питера Элленшоу, который вот уже 10 лет находился на пенсии. После этого фильма ушел на пенсию другой знаменитый руководитель отдела спецэффектов Юстас Лизетт, который проработал на студии Диснея более 40 лет. Это последний фильм в истории, когда все спецэффекты были сделаны на студии, снимавшей сам фильм, без обращения в специализированные компании. Почти все диалоги актеров были переозвучены во время послесъемочного периода. На роль доктора Кейт Маккрае была утверждена актриса Дженнифер О'Нил, но позднее ее заменила Иветт Мимье. Шлемы роботов-охранников препятствовали полноценному обзору, так что актерам было трудно ориентироваться во время динамичных эпизодов, особенно со стрельбой лазерами. Первоначальный сценарий предусматривал, что события будут разворачиваться в состоянии невесомости, но технические трудности не позволили воплотить в жизнь этот замысел. Музыка к фильму впервые в истории была записана цифровым способом. Эффект черной дыры был создан с помощью простого водоворота. Последние слова умирающего доктора Рейнхарда «Больше света», принадлежали умиравшему Иоганну Вольфгану Гете. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу и визуальные эффекты. Первый фильм в истории кинематографа, использовавший компьютерные визуальные эффекты. При бюджете в 20 миллионов долларов картина только в США принесла 36 миллионов и еще 26 миллионов выручила за право демонстрации в других странах. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучший сценарий, спецэффекты, музыку и как лучший фантастический фильм года. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа