Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Brazil

«БРАЗИЛИЯ»
(Brazil)

Великобритания, 1985, 142 мин., «Universal»
Режиссер и сценарист Терри Гиллиам, композитор Майкл Кеймен
В ролях Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Майкл Палин, Ким Грейст, Катрин Хелмонд

В будущем правительство Земли превратилось в огромного бюрократического зверя. Простая операция требует горы бумаги и строгого следования процедуры, что заменяет способность критически задуматься и оценить, что делать или восстать против окружающей жестокости и бесчеловечности. Сэм Лоури кажется счастливым человеком, живя мелким винтиком в этой огромной машине. Когда Сэм спит, он летает по красивым голубым небесам к женщине его мечты. Однажды он пытается исправить ошибку Министерства информации, где он работает (один из явных реверансов в сторону Джорджа Оруэлла), в результате которой погибает невинный человек Баттл. Сэм встречает женщину Джилл Лейтон, которая очень похожа на ту, что появлялась в его снах. Оказывается, Баттл жил этажом ниже Джилл в том же самом небоскребе. Линия между снами и реальностью затягивает Сэма все дальше и дальше в машину правительства с целью узнать, кто она есть. Сэм оказывается втянутым в противостояние государства и террористической подпольной группы, в которую входят Гари Таттл и Джилл. Сэм должен перестать вести себя пассивно и начать действовать, иначе она исчезнет навсегда. Сэму приклеивают ярлык врага государства и преследуют…
Кошмарный мир создал Терри Гиллиам, смешав Джорджа Оруэлла и Франца Кафку. Удушающий, невыносимый, непримиримый, беспощадный, подавляющий и изнуряющий. Фильм впечатляющий, но не хватает чуточку человечности, чтобы зрители с ним полностью согласились. Хотя в фильме много фантастических примет будущего (пуск воды в ванну прямо из постели, крохотные автомобили на одного с входом через крышу, неаппетитные зеленоватые шарики, подаваемые в качестве еды), за ними отчетливо просматривается не только недавнее прошлое, но и сегодняшний день. Огромное здание министерства со знакомой перефразированной надписью над входом: «Правда сделает вас свободными!». Неожиданно вламывающиеся в мирные квартиры солдаты с автоматами, осуществляющие очередной арест. То и дело гремящие на улицах и в общественных местах взрывы. Предполагается, что за ними стоят террористы, и повсюду разыскивается их вожак Гари Таттл. Ошибка компьютера из-за упавшего на микросхему жучка, назвавшего его Баттлом, служит завязкой сложного, с большим числом действующих лиц сюжета. Между режиссером и продюсером фильма существовали серьезные разногласия, что привело к обрезанию концовки и укорачиванию продолжительности фильма, к явному неудовольствию Терри Гиллиама. Глава студии «Universal» Сидней Шейнберг хотел видеть фильм о всепреодолевающей любви между Сэмом и Джилл, что, естественно, не устраивало режиссера. Тогда режиссер показал фильм в своем варианте критикам Лос-Анджелеса, которые не только одобрили картину, но и оказали давление на «Universal», которой пришлось согласиться на выпуск фильма в прокат. Великолепен Роберт Де Ниро в роли альтер-эго Сэма Гари Таттла. Сначала актер хотел играть роль лучшего друга Сэма Джека, но остановил свой выбор на Гари. Фильм является частью трилогии режиссера, включающей картины «Путешественники во времени» (1981) и «Приключения Барона Мюнхгаузена» (1988), повествующей о жизни в детстве, продолжающейся в среднем возрасте и заканчивающейся старостью. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и художественное оформление. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление и спецэффекты. Терри Гиллиам просмотрел множество актрис, выбирая на роль Джилл. Среди них были Ребекка Де Морней, Мадонна, Розанна Аркетт, Джоанна Пакула, Келли Макгиллис, Джеми Ли Кертис, Рей Даун Чонг. Его фавориткой была Эллен Баркин. Техником, который в начале фильма смахивает жучка, упавшего на микросхему, был знаменитый музыкант Рэй Купер, который аккомпанировал Элтону Джону на его знаменитом концерте в СССР в 1979 году. Очень много заимствований из картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925). Это любимый фильм актера Ривера Феникса. Он страстно хотел встретиться с Терри Гиллиамом. Актер Джонатан Прайс пообещал ему устроить встречу после съемок картины «Темная кровь» (1993). К сожалению, встреча была назначена на день, когда актер скоропостижно скончался. Гиллиам так никогда и не встретился с ним. Визуальными эффектами занимался Рэй Кейпл («Супермен», 1978; «Чужой», 1979; «Марсианские хроники», 1980; «1984», 1984; «Шпионы как мы», 1985; «Бэтмен», 1989; «Остров сокровищ», 1990). При бюджете в 15 миллионов долларов картина в США собрала около 10 миллионов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа